Урок развития письменной речи в 7 классе
Учитель:Михайлова М.А
Тема «Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»
Цель урока:
- создать условия для развития письменной речи учащихся посредством написания сочинения по картине;
Задачи:
развивать коммуникативно-речевые умения: понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины;
- способствовать выработке навыка использования изученных грамматических конструкций( причастных оборотов, наречий, предлогов) в речи и правильного их написания;
- активизировать лексику, помогающую понять картину;
- способствовать формированию внимательного отношения к чувствам окружающих людей.
Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова «За мир!», «Опять двойка».
Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.
Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: «История двойки» (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить биографию художника, историю создания картины
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
Сегодня мы с вами на уроке работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.
- Узнали картину? Картина называется «Опять двойка!»
-Как вы думаете, почему стоит восклицательный знак?
( укор- опять двойка)
Укор- –а, м. Упрёк, порицание. У. во взгляде. Посмотреть на кого–н. с укором. Укоры совести.
Чтение записи из письма Ф. Решетникова детям.
Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Ф. Решетников.
3. Вступительная беседа. Подготовленный ученик о художнике.
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Опять двойка!»
4. История создания картины «Опять двойка».
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».
5. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.
6.Подготовка к написанию сочинения.
Беседа по вопросам. Анализ картины.
В каком жанре написана эта картина? (Картина написана в бытовом жанре).
Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра.
Как художник показал, что главный герой картины - ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него).
Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).
• Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).
Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.
О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки).
Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).
Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)
Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).
Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).
Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).
Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).
Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки). ?Какими художественными средствами автор её выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц).
Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.).
Описание героев картины. Запись слов в тетрадь.
Лицо: грустное, глаза опущены вниз, волосы светлые, уши оттопыренные, курносый нос, губы сомкнуты. Отвернулся от матери и сестры – стыдно.
Сестра: собралась делать уроки, опрятная и аккуратная, бережно относится к школьным вещам. Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.
Мама: присела на стул, с укором смотрит на сына, лицо расстроенное. Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро.
Младший брат: сидит на велосипеде, смотрит радостно – не его ругают.
Четвероногий друг: Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.
7. Словарная работа.
1) Записать словосочетания, объяснить орфограммы.
Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.
2) Работа над деформированными предложениями.
Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
3)Подбор пословиц
-выпиши пословицы, которые соответствуют данной теме.
Сделал дело- гуляй смело.
С умным разговаривать, что меду напиться.
Хорошая книга ,да чтец плох.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Не учась и лаптя не сплетешь. .
8. Объяснительный диктант.
- найти что-то вечное, какие-то непреходящие истины,- мать, измотана жизнью, сочувствует,- школьник стоит, опустив плечи,- искренняя горечь в глазах,- огорченные лица героев картины,- навалившиеся неприятности и проблемы,- хоть какое-то утешение,- грусть и недоумение,- портфель собран небрежно, мальчик о чем-то задумался.
9.Работа в группе. Редактирование и доработка детских сочинений..
Вариант 1. Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».
Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.
Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.
Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.
Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.
Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Вариант 2.
Получать двойки всегда обидно. Обидно осознавать тот факт, что ты мог написать хорошо, но нет – судьба сложилась так, что у тебя в тетради теперь «красуется» красная двойка. Но еще обиднее, возвращаясь домой после школы, представлять себе огорченные лица родителей. В этот момент ты готов возненавидеть весь свет – и за то, что какой же ты глупец, и за то, что придется огорчить родителей, которых ты, несмотря на все неприятности и проблемы, все же очень крепко любишь. Но тем не менее хоть какое-то утешение есть – хотя бы то, что ты не одинок, есть на свете люди, которые тебя понимают и которые тоже получают плохие оценки. Ну, например, мальчик в картине Ф. Решетникова «Опять двойка».
По-моему, на картине показана грусть и недоумение. Мальчик, пришедший, видимо, из школы, очень грустный, скорее всего, он получил плохую оценку, потому что его портфель собран небрежно. Но когда я заметил, что в портфеле у мальчика коньки, я понял: он, вместо того чтобы делать уроки, пошел кататься на коньках. Ученик не только грустный, но ему еще и стыдно, он сам виноват в том, что получил плохую оценку. Он ни с кем не говорит, этим он сам себе делает наказание. Его мучает совесть, очень-очень сильно. Видимо, это первый раз, когда он прогулял. За спиной у мальчика темнота, это та аура, с которой он пришел домой. Сам он не застегнут, а поскольку он в шубе, значит, на улице зима. Он может замерзнуть, пока шел, но ему до этого не было дела, видно, что ученик о чем-то задумался. Собака, как всегда, радостно встречает мальчика, но не получает ответной ласки: почесывания за ухом, поглаживания по спине. Мы сможем предположить, что собака радостно встречает только того человека, который ее любит и к которому собака привыкла. Дошкольник на велосипеде – видимо, брат школьника с портфелем. Дошкольник радуется приходу брата, не понимая, что брату очень грустно. Дошкольник, наверное, сейчас думает: «Мой брат поест, сделает уроки и будет играть со мной». Мать школьника понимает горе своего сына и сочувствует ему. По ее огорченному лицу нам видно, что в ней нету борьбы: то ли поругать его, то ли пожалеть. Сразу понятно, она его пожалеет. Даже если он виноват. Сестра смотрит на своего брата с укором и с жалостью, в ней идет борьба: то ли пожалеть брата, то ли поругать.
Мне понравилась картина. На нее приятно глядеть, когда получил хорошую оценку, понимая, что ты имеешь явное превосходство над ним. И эта картина еще показывает: вы будете такие же, если получите двойку, прогуляв урок. Художник очень четко показывает нам отношение (взаимосвязь) между собой действующих лиц позами, мимикой и жестами. Такая картина должна висеть у каждого школьника!
10. Обсуждение результатов работы в группах. На листочках сделаны пометки о найденных и исправленных ошибках, устно обсуждаем находки и удачные предложения, подходящие к работе записываем .
11. Составление плана.
1) История создания картины.
2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
3) Осуждающий взгляд матери.
4) Взгляд и поза сестры.
5) Собака - верный друг мальчика.
6) Основная мысль картины.
7) Моё отношение к картине.12. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников. 13.Рефлексия-составление синквейна « Двойка»
14.Домашнее задание -написать сочинение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.