Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»
Оценка 5

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.12.2017
Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»
Предлагаемая разработка урока адресована учителям – словесникам. Представленный материал отражает нравственный аспект изучения русского языка и направлен на формирование ценностного отношения к языку. Урок развития речи проводится в форме урока-исследования. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы ученики поняли значимость слова в языке. Урок поможет реализовать речевые возможности детей, обогатить их социально – нравственный опыт, развить способности самовыражения. На уроке формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, развивается речь, через язык осмысливаются общечеловеческие нравственные ценности, воспитывается личность.Предлагаемая разработка урока адресована учителям – словесникам. Представленный материал отражает нравственный аспект изучения русского языка и направлен на формирование ценностного отношения к языку. Урок развития речи проводится в форме урока-исследования. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы ученики поняли значимость слова в языке. Урок поможет реализовать речевые возможности детей, обогатить их социально – нравственный опыт, развить способности самовыражения. На уроке формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, развивается речь, через язык осмысливаются общечеловеческие нравственные ценности, воспитывается личность.
урок энциклопедия слова счастье.docx
Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье» Слово – дело великое... Л.Н.Толстой Цели урока: ­ расширение и углубление представления о слове «счастье»,  знакомство с нравственными и духовными аспектами смысла данного  слова; ­ формирование интереса к слову, читательской культуры, стремления  быть вдумчивым и проницательным читателем; ­ развитие творческого воображения, «исследовательского инстинкта»,  умения анализировать, обобщать, самостоятельно выводить  закономерности в процессе классификации исходного материала,  высказывать предположения, рассуждать вслух; ­ воспитание личности, бережно относящейся к отечественной культуре, к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры. Оборудование урока: пословицы, поговорки, высказывания писателей,  поэтов, философов, стихотворение Н.С.Гумилёва, словари (толковый,  синонимов, антонимов). Ход урока. Организационная часть. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.  Объявление темы урока. ­ Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных,  весёлых и грустных, добрых и злых. Вспомните, как говорил  Л.Н.Толстой: «Слово – дело великое...». ­ Объясните постановку знака тире в этом высказывании. (Ученики  дают объяснение) ­ Слово есть дело. А дело – это результат действия. Значит, слово  живёт, действует, значит, слово – живое существо. Сегодня на уроке мы продолжаем работать со словом счастье, продолжаем наше  исследование этого слова. 1. 2. 3. Определение цели урока. ­ Вспомним значение слова энциклопедия. (Ученики дают  определение значения слова, на доске открываем запись: Энциклопедия, ­ и, ж. 1. Научное справочное пособие по всем  или отдельным отраслям знания в форме словаря.2. Приведённое в  систему обозрение различных отраслей какой­нибудь науки.) ­ Говоря об «Энциклопедии одного слова», в каком значении мы  употребляем слово энциклопедия? ( Во втором значении.) ­ В нашей энциклопедии мы исследуем слово счастье с разных позиций.  Какой материал о слове счастье вы собирали дома? ( Лексическое  значение слова, история слова, его однокоренные слова, синонимы и  антонимы слова.) ­ Сегодня мы посмотрим, постараемся почувствовать, как живёт  слово счастье в пословицах, высказываниях, изречениях, постараемся  представить словосчастье как живое существо. Это цель сегодняшнего  урока. 4. 4. Работа со словом. Выполнение задания «Слово –  магнит». ­ Мы говорим: «Слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить». Такое отношение к слову характерно для русской поэзии. Послушайте  строки из стихотворения поэта начала XX века Н.С.Гумилёва: В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. (Читает подготовленный ученик) ­ Определите тему этого четверостишия. (Роль независимого и в то же  время повелевающего слова) ­ Слово, в моём представлении, ­ живое существо, способное, как и  человек, радоваться, грустить, обижаться. Как и у людей, у каждого  слова свой нрав и характер, своя душа. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно  узнать, заглянув в толковый словарь. ­ Каково лексическое значение слова счастье? (Ученики дают  определение значения слова.) ­ Как вы считаете, доброе это слово или злое? ­ Какой у него знак: + или ­? ­ А теперь немного пофантазируйте и представьте, что  слово счастьепревратилось в...магнит. Это слово – магнит может  притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные  слова, которые могут притягиваться к нашему слову – магниту. Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, всё доброе,  положительное тянется к такому же доброму, светлому.  «Притягивающиеся» слова могут принадлежать к разным частям речи,  могут быть целые сочетания слов. И у вас получится необычное «поле  слов». (Запись на доске: Счастье (+); поле слов: .....) Ученики составляют «поле слов», затем проверяем и обращаем  внимание на те слова, которые записаны у большинства, такие, как: дом, семья, мама, любовь, труд, работа, здоровье. ­ «Поле слов» поможет вам составить связный письменный текст на  тему «Счастье». По ходу урока пополняйте «поле слов». 5. Слово «счастье» в русском фольклоре. ­ А теперь посмотрим, как живёт слово счастье в русском фольклоре.  Какие вы подобрали дома пословицы со словом счастье? (Ученики  читают пословицы). ­ Какая из пословиц вам наиболее близка? Запишите её в «поле слов». ­ Каково народное представление о счастье? ­ Запишите в «поле слов» те слова из пословиц, которых у вас нет. ­ Как вы думаете, почему так много пословиц о счастье? (В пословицах и поговорках отражена народная мудрость, духовные и душевные  качества народа, человеческий смысл слова счастье) Делаем вывод: в пословицах дается народное представление о счастье; слово предстаёт с позиций человеческих, нравственно – эстетических. ­ Что такое нравственность? (Открываем запись на  доске: Нравственность, ­и, ж. Правила, определяющие поведение;  духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а  также выполнение этих правил, поведение.) ­ От того, насколько глубоко мы понимаем нравственный смысл  слова счастье,зависит наше поведение в обществе, наши  взаимоотношения. 6. Слово «счастье» в высказываниях, изречениях. ­ Нелегко найти ответ на вопрос: «Что такое счастье?» Помогут нам  понять значение этого слова писатели, поэты, философы, святые. ­ Какие высказывания, изречения о счастье вы подобрали? ­ Какое  наиболее близко вам? Запишите его в «поле слов». ­Что объединяет пословицы и высказывания о счастье? (Глубокий  нравственный смысл.) ­ Пытались ли вы составить своё высказывание о счастье? Прочтите  его. ­ Посмотрите на высказывания, записанные на доске. В чем они сходны  с вашими представлениями о счастье? 1. Девять десятых нашего счастья зависит от  здоровья. (Шопенгауэр) 2.Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека,древнеримский философ, поэт,  государственный деятель) ­ Как же вы ответите на вопрос: «Что такое счастье?» Запишите свой  ответ. ­ А теперь попробуйте нарисовать счастье. (Рисунки вывешиваются на  доске, желающие комментируют свои рисунки). 7. Подведение итогов урока. ­ Сегодня на уроке мы исследовали слово счастье. Трудно ответить, что такое счастье. Но каждый из нас должен найти ответ на этот вопрос,  чтобы определить своё отношение к жизни. Ещё в XVII веке  французский философ Рене Декарт советовал своим современникам:  «Определите каждое слово, и вы избавитесь от половины  заблуждений». Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам дать  ответ на вопрос: «Что такое счастье?» ­ Интересно ли вам было работать на уроке? ­ Интересно ли вам было готовиться к уроку? ­ С какими источниками вы работали, готовясь к уроку? ­ Что вы взяли для себя с урока? 8. Домашнее задание. 1. 2. Создать собственный текст на тему: «Счастье». Подобрать материал по теме: «Слово счастье в приметах, обычаях нашего села, в народных играх, в русских народных песнях». Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других  гуманитарных науках. Литературно – критические статьи. – М., 1986. –  477с. Виньков Ю.В. Пословицы как средство развития речи. – РЯШ. ­  №2. – 2005. Гвазава В.И. Народная мудрость как источник нравственного  воспитания. – РЯШ. ­ №3. – 2003. Мысли и афоризмы. – М.,1996. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Правда, 1987. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. –  РЯШ. ­ №3. – 2001. Сметнёва Н.А. Способы выражения ценностного отношения к  русскому языку в речи учителя. – РЯШ. ­ №3. – 2006.

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»

Урок развития речи в 6 классе «Энциклопедия слова «счастье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017