Музыка созерцательного, углубленного характера редко имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре.
Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать?
Прежде всего, вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение, и лишь со временем некоторые композиторы стали включать мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения. Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, являет собой царство медленных и величественных темпов, то спокойно-отрешенных, то исполненных затаенной горести, но всегда благородно-сдержанных. «Прекрасное должно быть величаво» - эти слова А. Пушкина в полной мере относятся к данной области музыкального искусства.
Ритм: От адажио к престо
Музыка созерцательного, углубленного характера редко
имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного
характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной.
Вот почему, даже не зная многих музыкальных
произведений, мы можем заранее угадать их темп по
тому, что известно об их содержании или жанре.
Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как
должны они звучать?
Прежде всего, вспомним, что орган был первоначально
церковным инструментом и с его звучанием связывались
самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и
хорал возник как церковное песнопение, и лишь со
временем некоторые композиторы стали включать
мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения.
Духовная музыка, просветленная, свободная от суетымира, являет собой царство медленных и величественных
темпов, то спокойноотрешенных, то исполненных
затаенной горести, но всегда благородносдержанных.
«Прекрасное должно быть величаво» эти слова А.
Пушкина в полной мере относятся к данной области
музыкального искусства.
Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе,
Господи» BWV639 фа минор И. С. Баха отличается
особой, печальной красотой, свойственной многим
произведениям композитора.
Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь
выразительна, что напоминает пение. Медленный темп в
этой прелюдии предстает как выражение строгости и
собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной
мысли.Совсем поиному звучат в музыке быстрые темпы.
Быстрые темпы это мир живых и радостных эмоций,
стремительных танцев, движений, душевных порывов.
3авязалась, закипела,
Все идет живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей ...
Эй, простору! Шибче, скрипки!
Юность мчится! С ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!
Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского
композитора Дж. Россини. Тарантелла один из самых
жизнерадостных и зажигательных народных танцев
Италии.
Быстрый темп Allegro con brio (быстро, возбужденно)
кажется еще более стремительным благодарянепрерывному движению трехдольных ритмических
фигур, а также многочисленным подбадривающим
возгласам и повторам, особенно ярким в итальянском
оригинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche,
frinche, mamma mia!»
Однако, как мы уже отмечали, единый темп редко
сохраняется на протяжении всего произведения. Только в
маленьких пьесах может быть выдержано одно
настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко
следует поворотам и нюансам музыкального развития, то
чуть ускоряясь, то замедляясь.
Более крупные произведения вообще, как правило,
строятся по принципу контрастного чередования
разделов: быстрые части или фрагменты сменяются
медленными, что способствует и более глубокому
раскрытию музыкального содержания, и большему
вниманию со стороны слушателей.Вспомните, как звучит хор «Поет зима аукает» из
кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».
Музыкальный темп на протяжении звучания
неоднократно меняется, следуя за изменениями
поэтического сюжета. Ведь и само стихотворение имеет
свою собственную внутреннюю динамику темпа,
рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы.
Поёт зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,Как детки шаловливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый
лес, укачиваемый зимним ветром, затем как кружит во
дворе холодная метелица, наконец, как злится и реветвьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образа
соответствует нарастание темпа: музыка звучит все
быстрее и быстрее.
И лишь на словах «И снится им прекрасная, в улыбках
солнца ясная Красавица весна» в музыке наступает
успокоение, темп становится неторопливым, принося
ощущение весеннего тепла и безмятежности.
О чем же рассказывает музыкальный ритм?
Что слышится нам в мерной поступи метра, в
причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую
загадку таят музыкальные темпы? И как все это,
сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,
совершенное и гармоничное целое музыкальное
произведение?
Наверное, в каждом из нас живут представления о
красоте. И мы, современные люди, в этих Представлениях
ушли не так уж далеко от древних греков, жившихдвадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным в
те далекие века, что породило такие неумирающие
шедевры гармонии, как Парфенон или афинский
Акрополь, остается прекрасным и сейчас, рождая красоту
не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах,
рисунках или песнях.
Из всех искусств только музыка способна показать нам
красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за
шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые
волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти
волны катились и сто, и двести лет назад. В них наши
радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем
полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно
выражение этого грандиозного непрекращающегося
движения движения звезд и земли, океанов и рек,
людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас
живой ритм давно ушедших времен. И хотя мы знаем, чтомузыка никогда не воздействует какойлибо одной своей
стороной, выступая всегда в единстве всех своих
выразительных средств, все же отдадим должное ритму
одной из важнейших природных ее первооснов. Ведь не
случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал:
«Библия музыканта начинается словами: вначале был
ритм».
Вопросы и задания:
1. Почему именно ритм является основой музыки? Могла
бы музыка существовать без ритма?
2. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок,
симметрия коренные свойства ритма».
3. Как ты думаешь, почему из жанров музыкального
искусства именно танцы наиболее ритмически
характерны?
4. Назови известные тебе музыкальные произведения,
написанные в быстром или медленном темпе. Какимобразным сферам соответствуют их темы?
5. Приведи примеры, где еще, кроме музыки, проявляет
себя ритм.
Музыка и мы
Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима,
МУЗЫКА!..
Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень
точно раскрывают сущность этого великого искусства,
обладающего удивительной силой. Издавна думали об
этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его
магическом воздействии на человека множество легенд.Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней
Греции ...
На горе Парнас, у темносинего Кастальского родника,
окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы
дочери богагромовержца Зевса и богини памяти
Мнемозины.
Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один
корень? Слово музыка произошло от древнегреческого
слова, означающего в переводе искусство муз.
Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и
водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.
Красота их необыкновенна.
Но больше всего они славятся своим пением, которое
доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно
облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко
впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он
сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественногремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает
тогда чудесному хору.
Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же
Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп,
и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает
вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,
не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги
забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.
Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает
зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо
дремлет на жезле Зевса»
Изумительной способностью обладают музы! Стоит им
только взглянуть на человека при рождении и возлить на
кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его
становится разумной и прекрасной. Такой человек
владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается
особенной мудростью и пользуется большим уважениемнарода; такой человек всегда справедлив и защищает
права обиженного.
Поистине счастлив тот, кого полюбили музы!
Так говорили древние греки. А еще они рассказывали
легенду о древнегреческом певце Орфее.
Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном
инструменте кифаре, не только люди слушали его, даже
дикие звери внимали ему с покорностью. Своим
искусством он мог поворачивать вспять горные реки,
передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей
смог музыкой покорить властителей подземного царства
теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику.
Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не
может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде
заключена очень важная мысль об огромной силе
воздействия музыки. Действительно, обращенная к
чувствам человека, музыка может вдохновить его насвершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди
могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы.
Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.
Древние греки придавали особенное значение
музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что
человек, которого с детских лет обучали понимать и
любить музыку, никогда не совершит неблаговидного
поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет
честно служить своей родине.
Таким же возвышающим, облагораживающим понимал
воздействие музыки на человека великий драматург В.
Шекспир:
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном, грабителем;
Души его движенья темны, как ночьИ, как Эреб, черна его приязнь.
Такому человеку не доверяй.
Музыка искусство очень древнее. Его корни уходят в то
далекое прошлое, когда человек только начинал
становиться человеком. Он тогда еще даже не умел
разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с
их помощью выражать свои чувства. Проходили века,
даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась
важной частью жизни человека, без которой эту жизнь
просто невозможно себе представить.
И в то же время это искусство одно из молодых. Ведь та
музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и
которую мы будем изучать на уроках музыки, создана
буквально в последние четырепять столетий.
Ведь только в XIV XV вв. была создана современная
пяти линейная запись нот. Мы сегодня можем
посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытнымчеловеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть
прекрасные архитектурные творения, созданные много
веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не
услышим никогда.
Итак, музыка это вид искусства. И как у любого
искусства, главная ее цель художественно отображать
окружающую жизнь. Литература делает это при помощи
слов, живопись при помощи красок. Язык музыки это
язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам
человека, искусство музыки способно очень сильно и
глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать
искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по
которым оно живет и изменяется, необходимо также
разбираться в важнейших выразительных средствах
музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.Что же это такое выразительные средства музыки? Об
этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте
подведем итог.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое музыка?
2.
3.
4.
Какое место она занимает в жизни человека?
Как давно появилась музыка?
В чём заключается великая сила музыка?
Музыка и мы
Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,Как жизнь, непостижима,
МУЗЫКА!..
Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень
точно раскрывают сущность этого великого искусства,
обладающего удивительной силой. Издавна думали об
этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его
магическом воздействии на человека множество легенд.
Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней
Греции ...
На горе Парнас, у темносинего Кастальского родника,
окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы
дочери богагромовержца Зевса и богини памяти
Мнемозины.
Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один
корень? Слово музыка произошло от древнегреческого
слова, означающего в переводе искусство муз.Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и
водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.
Красота их необыкновенна.
Но больше всего они славятся своим пением, которое
доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно
облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко
впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он
сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественно
гремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает
тогда чудесному хору.
Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же
Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп,
и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает
вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,
не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги
забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.
Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрываетзоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо
дремлет на жезле Зевса»
Изумительной способностью обладают музы! Стоит им
только взглянуть на человека при рождении и возлить на
кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его
становится разумной и прекрасной. Такой человек
владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается
особенной мудростью и пользуется большим уважением
народа; такой человек всегда справедлив и защищает
права обиженного.
Поистине счастлив тот, кого полюбили музы!
Так говорили древние греки. А еще они рассказывали
легенду о древнегреческом певце Орфее.
Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном
инструменте кифаре, не только люди слушали его, даже
дикие звери внимали ему с покорностью. Своим
искусством он мог поворачивать вспять горные реки,передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей
смог музыкой покорить властителей подземного царства
теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику.
Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не
может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде
заключена очень важная мысль об огромной силе
воздействия музыки. Действительно, обращенная к
чувствам человека, музыка может вдохновить его на
свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди
могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы.
Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.
Древние греки придавали особенное значение
музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что
человек, которого с детских лет обучали понимать и
любить музыку, никогда не совершит неблаговидного
поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет
честно служить своей родине.Таким же возвышающим, облагораживающим понимал
воздействие музыки на человека великий драматург В.
Шекспир:
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном, грабителем;
Души его движенья темны, как ночь
И, как Эреб, черна его приязнь.
Такому человеку не доверяй.
Музыка искусство очень древнее. Его корни уходят в то
далекое прошлое, когда человек только начинал
становиться человеком. Он тогда еще даже не умел
разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с
их помощью выражать свои чувства. Проходили века,
даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась
важной частью жизни человека, без которой эту жизнь
просто невозможно себе представить.И в то же время это искусство одно из молодых. Ведь та
музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и
которую мы будем изучать на уроках музыки, создана
буквально в последние четырепять столетий.
Ведь только в XIV XV вв. была создана современная
пяти линейная запись нот. Мы сегодня можем
посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным
человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть
прекрасные архитектурные творения, созданные много
веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не
услышим никогда.
Итак, музыка это вид искусства. И как у любого
искусства, главная ее цель художественно отображать
окружающую жизнь. Литература делает это при помощи
слов, живопись при помощи красок. Язык музыки это
язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам
человека, искусство музыки способно очень сильно иглубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать
искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по
которым оно живет и изменяется, необходимо также
разбираться в важнейших выразительных средствах
музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.
Что же это такое выразительные средства музыки? Об
этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте
подведем итог.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое музыка?
2.
3.
4.
Какое место она занимает в жизни человека?
Как давно появилась музыка?
В чём заключается великая сила музыка?
О чём рассказывает музыкальный ритмНесмотря на упорядоченность музыкального ритма,
именно в музыке он достигает наибольшего многообразия.
Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик
музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов
узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать
торжественную поступь марша и величавую
приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без
труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров
симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы
говорят, что характерные ритмы порой можно услышать
даже в звуках окружающего мира.
Вальс
Так, И. Штраус «король вальса» утверждал, что первые
такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса»он уловил в перестуке колёс кареты и только потом
записал.
Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов
Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам
картины сельской местности, звуки и дыхание леса.
Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов
Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого
вальса словно погружает нас в природу, и мы
растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок,
которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканной
простотой он использует звучание цитры. Совсем краткое
её появление в конце этого произведения добавляет в
общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой
грусти.
Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса,
многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой так естественно вырастают их ритмы и мелодии из
атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.
«Раздватри, раздватри», приговаривают танцующие
под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и
спотыкаться.
Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен
партнёр.
«Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей
вальса. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как
танцующие притопывают своими деревянными
башмаками, как подпрыгивают и кружатся.
«Раздватри, раздватри», так танцевали когдато
жители небольших австрийских городков и деревень.
По вечерам они собирались после работы на лужайке и
плясали, бойко притопывая. Весело играла нехитрую
музыку скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка
подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец досамого главного города Австрии, её столицы – Вены. А
жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали
они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и
просто на улицах города.
Когда деревенский танец «Раздватри» пришёл в Вену,
жители австрийской столицы посмотрели на него свысока
и сказали пренебрежительно: «Ландль», что означало
«провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец!
Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те
дружно вскрикивают; попробуй, спляши такой танец на
гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и в
шутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!..
Не надо так прыгать!.. Движения помягче, плавнее… А
он ничего, этот «лендлер», этот «провинциал». И танец
лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных
залов. Только он сменил маску и превратился в танец,
который стали называть вальсом.Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее
предыдущего? Ничуть. Есть такое приспособление –
вальцы, между которыми плющат и прокатывают
металлические пластинки. Эти два валика всё время
крутятся и втягивают своим вращением металлическую
ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка
танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»
«крутящийся», «вращающийся».
Но понастоящему вальс стал знаменитым, когда на него
обратили внимание талантливые композиторы. Ведь
танец – это не только изящные движения, танец – это
зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.
Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса».
Штраус создал жанр большого концертного оркестрового
вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в
фортепианную миниатюру, предназначенную для
домашнего музицирования или исполнения в небольшихсалонах. Такие салонные вальсы есть у современника
Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть
позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана
и Фридерика Шопена.
Вальсы Шопена (их 18) это лирические миниатюры,
рассказывающие о переживаниях человеческой души.
Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей
своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,
когда юному автору было семнадцать лет, а три
последних вальса созданы в 1847 году, за два года до
смерти композитора.
Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего,
виртуозного характера, а есть тихие, напевные
лирические миниатюры. В одном из последних вальсов,
знаменитом вальсе додиез минор, соединились и
блестящевиртуозные, и лирические черты шопеновских
вальсов.В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы.
Мягкая, грациозная тема, плавная и лёгкая, открывает
вальс. Её сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая
мелодия. Третья напевная, медленная тема – рождает
ощущение размышлений.
Слушание: Ф. Шопен. Вальс Додиез минор.
В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма
вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере 3/4. В
этом размере написаны все вальсы мира, не только
венские, но и французские, русские, немецкие ...
Равномерное чередование одной сильной и двух слабых
долей такта сразу же навевает образ плавного кружения,
изящного и лёгкого бального танца.
Так же как многообразны музыкальные ритмы,
многообразны и музыкальные размеры. Например, размер
3/4, только что названный основным признаком вальса, в
той же мере является обязательным и для мазурки, и дляполонеза, и для болеро! Однако почемуто, несмотря на
общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с
другом.
Вопросы и задания:
1. От каких танцев произошёл вальс?
2.
3.
Для какого инструмента писал вальсы Шопен?
Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают?
Мазурка
Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой
огромной популярности, как у вальса. Но были и другие
распространённые танцы, оставившие в музыкальном
языке свои «знаки».
Мазурка – польский народный танец, танец очень живой,
требующий от танцоров большой ловкости и изящества.
Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает натретью, последнюю долю такта. Со временем мазурка
стала одним из любимых танцев в среде польской
аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и
блеска.
Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера.
Шопен расширил выразительные возможности мазурки,
объединив в ней характерные черты трёх старинных
народных танцев: мазур, куявяк и оберек,
распространённых в различных областях Польши.
Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное
исполнение. Эти произведения очень разнообразны по
характеру. Многие из них напоминают весёлые
деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в
характере блестящих бальных танцев. Особую группу
составляют лирические мазурки, в которых композитор
передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В
них как бы раскрывается душа польского народа, егодумы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления.
Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в
мазурках Шопена очень искренно и правдиво.
В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен
часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних
каникулах. Эти имения находились в самой глубине
Польши, где ещё живы были традиции крестьянских
праздников с народными танцами. Ф. Шопен любил
посещать эти деревенские праздники и даже пытался
подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе.
Польские деревенские оркестры состояли обычно из
одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и
ударных инструментов.
Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни 58
мазурок. Но это не танцы. Это наблюдения, переживания
композитора, «странички» его «лирического дневника».
Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано.Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для
каждой мазурки композитор находит свои неповторимые
черты.
Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие
бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные
нежные мелодии настоящие миниатюрные поэмы.
Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка
си бемоль мажор. В отличие от предыдущих, она написана
в форме рондо, рефреном которого является яркая,
стремительная тема с чётким ритмом.
Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор.
У М. Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень
необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная,
лирическая миниатюра. Не танец, а настроение.
Слушание: М. Глинка. Мазурка ля минор.
Вопросы и задания:1. От каких народных танцев произошла бальная
мазурка?
2.
Сколько мазурок написал Шопен? Для какого
инструмента? Каким другим инструментам он подражает
в некоторых мазурках? Где он слышал эти инструменты?
Полонез
Ритм полонеза ещё одна разновидность трёхдольного
размера. Полонез представляет собой торжественный
бальный танецшествие, поэтому в его трёхдольности
слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная
поступь придворных дам и их кавалеров полузабытая
картина давно ушедших времён.
Полонез самый древний из польских танцев. В старину
его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово
«полонез» французское и в переводе означает«польский». В давние времена он представлял собой
праздничное церемониальное шествие рыцарей и его
танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном
шествии стали принимать участие все гости. Им
открывали придворные балы. Длинной вереницей
шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в
конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала
с самой уважаемой гостьей.
Кроме придворного существовал и крестьянский полонез
более спокойный и плавный.
В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру
полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные,
похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется
Полонез ля мажор (ор. 40 №1). Это торжественное
сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же,
как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них
танцевали. Это яркие концертные пьесы.Главная тема полонеза величественная, ликующе
победная.
Слушание: Ф. Шопен. Полонез ля мажор.
В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины
освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у
фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по
радио стали исполнять этот величественный полонез
Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины,
подарившей миру великого гения – Фридерика Шопена.
В XIX веке полонез всё чаще появляется как
инструментальная миниатюра, не предназначенная для
танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал
польский дипломат и композиторлюбитель, ученик
Козловского, Михал Клеофас Огиньский. Его ля
минорный лирический Полонез для фортепиано получил
мировую известность.Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о
полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии
первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза,
лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте
напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия
удивительна по широте дыхания, необыкновенной
напевности.
Слушание: М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной».
Великолепные образцы блестящих бальных полонезов
созданы русскими композиторами в операх. Во втором
действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)
Глинка изображает бал во дворце воинственного
польского короля Сигизмунда. Открывается бал
полонезом, в котором композитор использует
характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и
фанфарной интонацией вступления он подчёркивает
сходство полонеза с маршем.Вопросы и задания:
1.
и ритмических особенностях.
Расскажите о происхождении полонеза, его характере
2. У каких композиторов XVIII века есть полонезы?
3.
Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность
его полонеза ля минор?
4.
5.
Какой композитор достиг в жанре полонеза
наивысших достижений? Что представляют собой его
полонезы?
В какой опере русского композитора встречается
полонез? Назовите автора этой оперы.
Болеро
Большой популярностью в Испании пользуется танец
болеро. Это слово произошло от испанского voler летать.
Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Еготанцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но часто и
с пением. Русские композиторы Глинка, Даргомыжский,
Кюи, Чайковский писали романсы в ритме болеро. Но
особо известно «Болеро» для оркестра французского
композитора М. Равеля.
М. Равель с огромной яркостью воплотил традиции
музыки болеро в своём произведении. Тонкое, глубинное
постижение национального духа этого испанского танца
было столь поразительным, что имя Равеля
французского композитора первой половины ХХ века до
сих пор связывается с Испанией.
Так, Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение
«Болеро» замечательному творению французского
мастера, намеренно называет Равеля «испанцем», и это
звучит как высшая награда:
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,Есть в этом мире праздник изначальный
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян ...
Испания! Я вновь тобою пьян!..
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!
«Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого
предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному
испанцу, войти в изначальную стихию испанских
народных ритмов, плениться их завораживающей
красотой и поднять скромный крестьянский танец на
пьедестал общечеловеческого восхищения.«Болеро» состоит из трёх элементов остинатного ритма,
неизменно повторяющейся мелодии и большого
оркестрового крещендо – постепенного нарастания
звучности путём включения всё новых инструментов.
Первое, что мы слышим в начальных тактах, это
ритмическая фигура танца, исполняемая барабаном при
лёгкой поддержке пиццикато струнных. Затем
солирующая флейта вступает с прихотливо извивающейся
мелодией. И до самого конца пьесы и ритмическая
фигура, и мелодия переходят от инструмента к
инструменту, по мере того, как объём и плотность
звучания неуклонно нарастает. В конце играет уже весь
огромный, мощный оркестр, а повторение музыки создаёт
поистине завораживающий, гипнотический эффект.
Мелодия достигает кульминации, раскрываясь в ярком
финале.
Слушание: М. Равель. «Болеро».Вопросы и задания:
1.
2. Почему Н. Заболоцкий в своём стихотворении
В какой стране родился танец болеро?
«Болеро» называет Равеля французского композитора
«испанцем»?
3.
4.
Расскажите о происхождении «Болеро», его
характере и ритмических особенностях.
Какое произведение Мусоргского Равель
оркестровал?Искусство память человечества
Содержание:
1.
Возвращение к темам, сюжетам и образам в
произведениях искусства разных времён.
2. Легенда о Лете и Мнемозине.3. Ощущение времени в произведениях искусства (на
примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла
«Картинки с выставки» М. Мусоргского).
Важнейшие эпохи в истории культуры.
4.
Художественный материал:
1. Живопись и архитектура: Рафаэль. Парнас. Аполлон
и музы. Фрагмент «Группа муз»;
2. Храм Афины Афеи на Эгине;
3.
Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;
4. Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла НотрДамдюО. Роншан.
Музыка:
1. М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного
цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Характеристика видов деятельности:1. Осознавать значение искусства в жизни современного
человека.
2.
Рассуждать о специфике воплощения духовного
опыта человека в искусстве (с учётом критериев,
представленных в учебнике).
3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
4. Анализировать приёмы развития одного образа в
музыкальном произведении.
Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься
сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Как
в жизни отдельного человека, так и в жизни всего
человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего,
изжившего себя.
Попрежнему, как и в старые времена, поёт в
произведениях композиторов волшебная лира Орфея,происходят сказочные чудеса, вновь и вновь
возрождаются древние молитвы.
Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь
царствует вечность. И примечательно, что на заре
цивилизации, в античной Греции, фантазия людей
поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню
памяти.
Существует даже такое предание: вблизи пещеры
Трофония (предсказателя человеческих судеб)
находились два источника, имеющие названия Лета и
Мнемозина. Испивший из первого источника забывал
свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал
всё, что видел и слышал.
Лета и Мнемозина – также имена греческих богинь:
богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и
преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человекувеликую созидательную силу – увековечить каждое
мгновение жизни.
Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз,
покровительствующих искусствам, передав им в
наследство самую поразительную способность,
отличающую искусства и поныне. Это способность
наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.
Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и
лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна
живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и
обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар
сердца какогонибудь неведомого нам средневекового
рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам
искусством.
Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли
страсти, но неповторимое ощущение времени, в которомнам не довелось жить, но которое мы помним самой
главной памятью, данной человеку, – памятью души.
Послушайте пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из
известного вам цикла «Картинки с выставки».
Образ средневековой старины дан как воспоминание об
ушедшем мире, над которым уже не властно время.
Состояние вневременности, вечности передано в музыке с
особой статичностью всех её выразительных средств:
однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной
нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы,
несколько отстранённой, уже словно бы внеземной
мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.
Однако эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку,
как будто из другого мира, вызывает у слушателя живое
сожаление об ушедших временах с их рыцарями и
прекрасными дамами, величественными замками и
чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёпломэмоциональном переживании заключено главное
доказательство того, что искусство несёт в себе не
механическую память, а именно душу времени.
Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь
и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они
обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к
современности.
Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают
исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в
себе память ушедших веков, создают музыкальные
коллективы, возрождающие исполнение забытых
духовных песнопений, когдато составлявших
неотъемлемую часть жизни русского человека.
Композиторы все чаще обращаются к древним пластам
культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие
много веков назад.Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это
разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других
видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала
свои образцы непревзойдённой силы и величия: и
блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное
ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и
мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у
МУЗЫКИ ХХI ВЕКА, ещё пока не имеющей
собственного названия, кроме СОВРЕМЕННОСТЬ.
Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся
музыка и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в
предшествующие века.
Чем больше «миров» открыл для себя человек в
искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед
ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждыйеё миг, если он озарён светом любви и восхищения всех
воспевших его в своих стихах и своих песнях.
Вопросы и задания:
1.
Каким предстаёт старый замок в пьесе М.
Мусоргского? Какие средства музыкальной
выразительности участвуют в создании музыкального
образа?
2. Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в
памяти людей?
3. Назовите главнейшие культурные эпохи.Искусство и фантазия
Содержание:
1.
Реальность и фантазия в жизни человека.
2. Претворение творческого воображения в
произведениях искусства (на примере «Вальсафантазии»
М. Глинки).
Музыкальный материал:
1. М. Глинка. «Вальсфантазия». Фрагмент (слушание);
2. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по
желанию учителя).
3.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль»
(пение);4. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне
веришь?» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.
2. Осознавать интонационнообразные, жанровые основы
музыки как вида искусства.
3. Исследовать многообразие жанровых воплощений
музыкальных произведений.
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения.
Один составляют внешние события. Например, мы знаем,
в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у
него привычки и т. д.
Другой составляет сокровенные мысли, глубинные
переживания, духовные искания человека. Нередко
именно в нём сосредоточено главное содержаниечеловеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко
одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его
склонности, вкусы, привязанности. Однако его
внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во
взгляде, улыбке, интонациях голоса.
Мы говорим: «этот человек духовно богат», когда его
слова и поступки убеждают нас в существовании особого
внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления
искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем
чьюто пустоту и духовное оскудение, когда видим, что
человек живёт исключительно материальными,
практическими интересами.
Музыкальные произведения в какойто мере похожи на
людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер:
порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные
люди любят разную музыку: однислушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются
нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
Послушайте, например, музыку М. Глинки.
В «Вальсефантазии» мастерски сочетаются два начала,
выраженные в названии произведения.
С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец
с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут быть
разными – весёлыми и торжественными, грустными и
трепетными.
С другой стороны, в этом произведении Глинка
воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше
воображение в прекрасный мир фантазии.
Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной
девушкой, воспитанницей Смольного института
Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн,
которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню
чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею.Слушание: М. Глинка. Романс «Я помню чудное
мгновенье» (по желанию учителя).
Екатерине он посвятил романс, написанный на
пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же
стал работать над фортепианным «Вальсомфантазией»
своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образом
Екатерины Ермолаевны, словно рисующим её в
обстановке бала.
Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро
кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина
Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. В
1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча её с
Глинкой уже не имела для него прежнего значения.
Вскоре он через общую знакомую вернул ей её письма, а
затем без сожалений уехал за границу.
Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется
подъёмом творческой деятельности Глинки. «Вальсфантазия» одна из вершин этого периода, настоящая
жемчужина русской музыкальной классики.
В музыке «Вальсафантазии» отразилась вся поэзия этого
чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и
горьких переживаний.
В «Вальсефантазии» Глинка обращается к жанру
танцевальной музыки, который был наиболее популярен в
то время. Однако из небольшой пьесы прикладного
назначения композитор делает развёрнутую
симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую
гамму человеческих чувств. Это произведение Глинки
явилось тем зерном, из которого в будущем вырастет
русская лирикопсихологическая симфоническая музыка.
Первое впечатление от знакомства с «Вальсом
фантазией» чувство удивительного очарования,
изысканности и нежности. Основная тема вальса
проникнута задумчивопечальным настроением. С нейчередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства
то элегическигрустные, то драматически
взволнованные, то пленительно изящные.
Так дивно недопеть,
Недотянуть смычка,
Иль недокрасить кистью, засыпая,
Лишь гений смог уметь,
И вальсом в облака,
Волшебные мелодии взлетают...
Н. Губин
Слушание: М. Глинка. «Вальсфантазия».
Искусство будит фантазию, навевает образы дальних
стран, в которых, может быть, человеку никогда не
суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с
которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт,
который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство
рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Этознали поэты всех времён, наделявшие фантазию
волшебными крыльями, уносящими человека в царство
невиданных чудес.
Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют
постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и
людей других романтических профессий – лётчиков,
геологов, путешественников.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Эти строки из стихотворения французского поэта Ш.
Бодлера «Плаванье».
Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с
предельностью морей» обозначает такие горизонты
человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря –эти извечные символы необозримого пространства –
кажутся предельными, узкими и тесными.
Что же такое фантазия?
Почему иногда её называют высшей реальностью, душой
всего существующего?
Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии
невозможно ничего создать: от самой простой вещи до
произведения искусства.
Многие поэты, художники и композиторы – люди,
живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление
тем, что ничего не понимали в повседневной
действительности. В то же время они потрясали всех
своим знанием человека, самых сокровенных тайников его
души.
«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов
человека», говорил Сергей Рахманинов, и в этих словахслышна вся мыслимая одержимость искусством, на
которую способен большой художник.
Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном
переплетении реальности и творческого воображения,
переплетении, рождающем совершенно новый, особенный
мир его произведений. И, как ни удивительно, эти
произведения учат нас глубже понимать именно живую
жизнь.
Вопросы и задания:
1.
Вспомните, известные вам произведения различных
видов искусства, где одновременно сочетаются и
реальность, и фантазия.
2. Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт
сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью
морей» в пользу мечты?3. Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье»
говорил Бодлер в своём стихотворении.
4. Почему, повашему, М. Глинка воплотил фантазию в
жанре вальса? Может быть, для этого лучше было
использовать другой жанр (например, марш)?
5.
Как вы считаете, относится Симфония № 3 И. Брамса
к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие
образы она вызывает в вас?
Наш вечный спутникСодержание:
1. Мир музыки, сопровождающий человека на
протяжении всей его жизни.
2. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального
и духовного в жизни человека).
Музыкальный материал:
1. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент
(слушание).
2.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль
(пение).
3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на
человека.2.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, –
О, этот мир, так молодопрекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ф. Тютчев
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в
котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик.
Музыка образует целый мир человеческой жизни. Этот
мир рождается вместе с человеком, растёт, оказывает
влияние на его характер, поступки и облик.
Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и
мамы, песни, которыми встречает и провожает нас
школа. Каждый помнит, как «звучат» праздники: ведьсвоя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или
встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, и
бывает волшебной, таинственной, как бы
приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые
так хочется верить.
Поначалу может казаться, что мы растём и старая
музыка уходит, отступает, на смену ей приходит совсем
другая, подобно тому как выбрасываются старые
ненужные вещи, из которых мы вырастаем. И лишь с
течением времени человек начинает понимать, что музыка
никуда не уходит, что она всегда с ним и та, совсем
далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью,
помогала взрослеть, любить и думать.
Почему так происходит?
Почему мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель
и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением
времени становится нам тесен и узок?Почему этого никогда не случается с любимой нами
музыкой, которая, как и всё, что мы ценим по
настоящему, остаётся с нами всю нашу жизнь?
Не потому ли, что во всём, что нам дорого, мы оставляем
частицу собственной души? Она и в памяти первых лет,
овеянных любовью близких друзей, и в детском
восхищении чудесной мелодией, когдато открывшей
невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых
воспоминаниях о первых радостях и надеждах.
Иоганнес Брамс известен как серьёзный глубокий
композитор, писавший симфонии и концерты, хоровые
и камерные произведения. Но его музыка всегда была
наполнена романтикой, любовью к народным песням,
венгерскому фольклору.
Нелёгкая судьба сделала из Брамса одинокого,
разочаровавшегося в жизни человека, но его музыка
всегда была наполнена светом, покоем и теплом.Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III
часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса
(слушание).
Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет
литературной программы, нет изобразительности. Зато с
уверенностью можно сказать: как сильно она
воздействует на нас своим благородным звучанием,
проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и
возвышенные чувства.
Вопросы и задания:
1.
Какие песни, какая музыка запомнились и полюбились
вам с детства? Кто их пел?
2.
Какая музыка больше всего нравится вам сейчас? Как
вы думаете, вы скоро её забудете или запомните
надолго?3.
Есть ли у вас любимые старые игрушки или какие
нибудь другие вещи, которые вы не хотите выбросить?
Задумайтесь и ответьте себе: почему? Постарайтесь
вспомнить какиенибудь случаи, связанные с ними
(запиши воспоминания в Дневник).
Музыка души
Содержание:1. Постановка проблемы, связанной с изучением главной
темы года.
2.
Важнейшие аспекты эмоционального воздействия
музыки на человека.
Художественный материал:
1. Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка
души...»
2. Живопись: И. Левитан. Вечер. Золотой плёс; Г.
Сорока. Вид на плотину и др.
Музыкальный материал:
1.
нежный зверь» (слушание).
Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и
2. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны»
(пение).
Характеристика видов деятельности:1.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека (на личном примере).
2. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на
человека.
«Сокровища музыки неисчерпаемы, и также
неисчерпаемы её возможности в будущем.
Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые
вам прежде силы».
Д. Д. Шостакович
«Музыка предназначена для духовного
совершенствования человека.
И в этом её основная миссия».
Г. В. Свиридов
Музыка звучит повсюду: с экрана телевизора и монитора
компьютера, на концертной эстраде и в музыкальном
театре, в школе и дома. У вас, наверное, есть любимые
музыкальные произведения. Среди них и модные песниотечественной и зарубежной эстрады, и музыка из
кинофильмов, мюзиклов, и произведений классической и
народной музыки.
Популярная эстрадная музыка часто служит для
развлечения, отдыха или звучит как фон в нашей
повседневной жизни. Она как бы сама идёт к нам.
Классическая музыка звучит намного реже. К этой
музыке надо идти самому. И если вы узнаете её лучше, то,
наверное, полюбите и вам захочется встретиться с ней
ещё и ещё раз.
Классическая музыка откроет вам самих себя,
всколыхнёт в вас такие чувства, о которых вы, может
быть, и не подозревали. Она даст работу вашему сердцу и
уму. А это, поверьте, немало!
Так в чём же сила музыки? Тысячи лет существует
музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова
пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка