Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)
Оценка 5

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
07.12.2017
Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)
Цели: • систематизировать и обобщить знания, умения по теме «Причастие»; • развивать самостоятельные исследовательские навыки учащихся; • воспитывать интерес к художественному слову, в частности к причастию. ..... Рефлексия: - кто сегодня добрался пусть до маленькой, но вершины? Назовите, какого успеха вы достигли на уроке? Что у вас получилось? Над чем ещё надо поработать?документ Word
урок русского языка в 7 классе Шевяхова Э.Ш..docx
Урок русского языка в 7 классе Разработала учитель русского языка и литературы Шевяхова Э.Ш. Тема: Роль причастий в художественном тексте Цели:  систематизировать и обобщить знания, умения по теме «Причастие»;  развивать самостоятельные исследовательские навыки учащихся;  воспитывать интерес к художественному слову, в частности к причастию. Ход урока: 1. Оргмомент (положительный настрой) Добрый день. я желаю вам, ребята, быть успешными всегда! Знания, смекалка ваши Пусть не дремлют никогда! 2. Разминка Давайте­ка проснёмся и вместе проведём гимнастику для ума ­ какие части речи  спрятались в этом произведении живописи? (Татьяна  Яблонская «Утро», 1954 г.) Есть ли среди них причастия? Очень жизнерадостная картина, бодрящая, наполненная энергией… Актуализация полученных знаний Когда мы называем любую часть речи, мы должны знать всё о ней. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили тему «Причастие». Проведём  Орфографический калейдоскоп. Откройте Электронный ресурс. Приложение Ruslang.exe Путь: орфография – правописание причастий­ № задания 1 группа Упр. 1 – отметить словосочетания с причастиями 2 группа Упр.33 – вставить пропущенные буквы (гласные в суффиксах причастий перед  НН­Н) Группа 3 Упр.28 – вставить пропущенные буквы (в суффиксы ДППв) Взаимопроверка по ключам(1 группа – 2, 2 группа – 3, 3 группа­1) Группа 4 Работает у доски:  1 выбирает из трёх слов причастие, доказывает: играл, игровая, игравший. ­ что такое причастие? 2 выбирает из напечатанных условий те, которые подходят к теме НН в  причастиях 3 выбирает из них для орфограммы НЕ с причастиями раздельно 4 выполняет поисковую работу с комментарием: выбраный путь, неразработанный мною маршрут, завершонное дело, закалённ в  трудностях, смышлённый ребёнок, отмечанный ученик группа 5 выполняет тест на компьютере Цифровой образовательный ресурс Т2000 (на ПК  учителя) он­лайн­ тест 1,4,13,17 загружен на школьный ноутбук (Единые Цифровые  Образовательные Ресурсы.Русский язык. Практика.Причастие.№1,4,13,17) ­ Вы, ребята показали хорошие знания о причастиях и их правописании. Но это  лишь часть того, чему вы должны научиться. Очень важно ещё уметь  употреблять причастия в речи. 3. Мотивация. Давайте улыбнёмся.  я предлагаю вам прочитать такой текст: Много причастий! (по упр.225) Нужны ли в этом тексте причастия?  Уместно ли, по­вашему, такое нагромождение причастий?  А вот другой текст: Упр. 224 (1) Назовите причастия. Попробуйте их заменить однокоренными глаголами. Какой текст вам нравится больше: с причастиями или без них?  ­ Так над чем же сегодня нам предстоит поработать?  Попробуйте сформулировать цель нашего урока(: выявить роль , значение  причастий в создании текстов.) Определите круг вопросов, над которыми надо поработать: Зачем нужны причастия в речи? как часто надо употреблять причастия? Что  помогают передать причастия в тексте? Причастие – полезная часть речи? ­­ Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, вы проведёте учебное исследование  на тему «Роль причастий в художественном тексте». Весь материал, который вы будете использовать, имеет отношение к одному  очень известному человеку. Угадайте, кто он? ­ родился в Москве ­ жил в разлуке с отцом ­написал знаменитое стихотворение про три пальмы ­ а это его стихотворение стало романсом Звучит отрывок из романса «Белеет парус одинокий» (1832 г.) (Электронный ресурс Приложение к учебнику Литература – 6 класс) Правильно, это М.Ю.Лермонтов. Итак, каждая группа получает задание: 1. этап. ОБЗОРНЫЙ (группа 5) 2. этап. ПОЭЗИЯ (группы 1,2) 3. этап. ПРОЗА (группа 3) 4. этап. ЖИВОПИСЬ (группа 4) и все вместе делаем вывод  Группа 5. Выдвигает тезис на основе проанализированных суждений  Ломоносова, Даля, Пушкина и др. Ваша задача – подготовить начало исследования. Это всегда сложно. Потому что приходится иметь дело с научными текстами. Итак, внимательно прочитайте мысли языковедов, писателей и поэтов о  причастии. Подчеркните ключевые слова. Определите основную мысль всех  высказываний. Запишите развёрнутый комментарий к ним. Постарайтесь в своём  ответе употребить причастия.  Группа 1 выполняла редактирование текста.  Прочитать отрывки из стихотворений Лермонтова М.Ю. В них изменены  отдельные слова.  ­ Что потерялось?  Попробуйте подчёркнутые глаголы и сочетания слов переделать в причастия.  Внимательно проследите, что изменилось в стихотворении. Сверьте правильность полученного текста с авторским. (поиск: Лермонтов.  «Бородино», «Листок», «Родина» ) ­ Какую стилистическую особенность вносят причастия в стихотворный текст?  (Торжественность, выразительность, краткость) группа 2 определяла художественную, изобразительную роль причастий в  стихах Лермонтова  причастия, являющиеся эпитетами    Умирающимогнём  (несов.вид) Дрожащиеогни (несов.вид) Желтеющаянива (несов.вид) Метафоры с причастиями   Стих,облитый горечью и злостью  (сов.вид) Слава, купленная кровью (сов.вид)    Группа 3 произвела анализ текста прозаического с точки зрения использования  причастий автором. Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Какой тип речи в данном отрывке? Какие части речи помогают автору создать картину природы? Подчеркните причастия.  Что изменится в тексте, если убрать из него все причастия и причастные  обороты? Для чего нужны здесь причастия? Дайте развёрнутый ответ. Группа 4 Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной  гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его  художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, ­ это  более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше  трёхсот рисунков ­ даёт нам возможность оценить его художественное  наследие. Найдите в Интернет­ресурсах картины М.Ю.Лермонтова, выберите из них одну.  Создайте по данной картине текст­описание (5­6 предложений). Обязательно  используйте причастия и причастные обороты. В поиске можете воспользоваться данной ссылкой. http://lermontov.niv.ru/lermontov/zhivopis­i­grafika/pictures.htm Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова Полк,   в   котором   служил   Лермонтов,   располагался недалеко   от   Тифлиса   ­   всего   в   ста   верстах.   И   поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так   появилась   ещё   одна   замечательная   картина Лермонтова   "Вид   Тифлиса".   Он   является   отличным образцом   романтической   живописи,   характерной   для   той эпохи. Одна   из   лучших   живописных   работ   Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Эпизод   сражения   при   Валерике   11   июля   1840   г. Акварель   М.Ю.   Лермонтова   и   Г.Г.   Гагарина.   Лермонтов выполнил   рисунок   композиции,   а   Гагарин   дописал   его акварелью.   Этот   рисунок   обнаруживает   в   Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас. В   1837­1838   годах   Лермонтов   создаёт   свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского   полка:   в   черкеске   с   газырями   на   груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор.   Это   один   из   лучших   и   достовернейших   портретов поэта.  В   1837   году   был   написан   пейзаж   маслом   "Вид Пятигорска".   "Внизу   передо   мной   пестреет   чистенький, новенький   городок,   шумят   целебные   ключи,   шумит разноязычная   толпа,   ­   а   там,   дальше,   амфитеатром громоздятся   горы   все   синее   и   туманнее,   а   на   краю горизонта   тянется   серебряная   цепь   снеговых   вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом" На   картине   "Развалины   близ   селения   Караагач   в Кахетии" Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский   драгунский   полк,   в   котором   он   служил. Изображенная   на   картине   скала   над   Караагачем   была видна   за   много   десятков   километров   из   левобережной части   Алазанской   долины,   где   пролегал   старинный торговый путь. Эти   места   воспел   Лермонтов   в   поэме   "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места   Лермонтов   запечатлел   на   своей   картине   "Военно­ Грузинская дорога близ Мцхеты". На   многих   Грузинских   картинах   и   рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости.   Он   так   верно   почувствовал   характерную особенность   грузинского   пейзажа,   в   котором   эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были   неотъемлемой   частью.   Такова,   например,   картина "Башня в Сиони" (1837­38г). Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка   в   горах   Дагестана".   Здесь   Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами. Итак, группа 5 выдвигает тезис. Остальные группы 1­2­3­4 наглядно его подтверждают или опровергают. Какой вывод о роли причастий в художественном тексте можно сделать?  Причастие – полезная часть речи? Мастерство поэта состоит в умелом и точном отборе художественно­ выразительных средств, среди которых немаловажное место занимают  причастия, с их помощью ярко и живо передается образ в соотношении с  действием. Умело пользоваться ими следует и нам. Кто успел написать синквейн о роли причастий? Прочитайте. Подведение итогов. Цель нашего урока достигнута? Глядя на эти картины Лермонтова, понимаешь и гордость, и непреклонность, и  величавость гор Кавказа. В этом их притягательная сила. А как бы вы раскрыли вот этот бином: (на доске написать) Мечта­­ вершина Вершина может быть у горы, у цели, … Думаю, что вы тоже стремитесь к  своей вершине, к успеху.  Что надо сделать, чтобы достичь успеха? Рефлексия:  ­ кто сегодня добрался пусть до маленькой, но вершины? Назовите, какого успеха вы достигли на уроке? Что у вас получилось? Над чем ещё надо поработать? Оценивание За индивидуальную работу: За защиту этапа в исследовании: За активную работу: Домашнее задание (на выбор).    1. Напишите небольшое сочинение­рассуждение на тему «Чем мне интересны  стихотворения М.Ю.Лермонтова о природе?» Обязательным условием  творческой работы является использование причастий и причастных оборотов. 2. Письменно ответьте на вопрос: «Зачем используются причастия в поэзии?»  Обязательным условием творческой работы является использование причастий и причастных оборотов.

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)

Урок "Роль причастий в художественном тексте" (русский язык, 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017