урок русского языка

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: русский язык. Учебник: «Русский язык» автор В.В.Репкин. Учитель: Делавина О.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 им. А.С.Пушкина, стаж работы – 19 лет. Тип урока: урок отработки открытого способа. Тема: «Путешествие под парусами» (способы проверки орфограмм слабых позиций). Цель: упражняться в проверке орфограмм слабых позиций известными способами.
Иконка файла материала Делавина О.В. урок русского языка.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа № 2 им. А.С.Пушкина» Конспект урока русского во 2 «б» классе по теме: языка (способы проверки орфограмм слабых позиций) Тип урока: урок отработки открытого способа. Программа: развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.                                                                                                   Выполнила                                                                                                  учитель начальных классов                                                                                                 Делавина Ольга Викторовна                                                                                                 Стаж работы по специаль ­                                                                                                  ности­ 25 лет.                                                                                                  Общий педагогический                                                                                                   стаж – 27 лет.Цель: упражняться в проверке орфограмм слабых позиций  Арзамас – 2016 год. известными способами; повторение изученного о словах – предметах, словах­ действиях и словах – признаках. Оборудование урока: карта «острова», парусник,  таблицы со способами проверки       орфограмм  слабых позиций, учебники, тетради.ХОД  УРОКА. I. Актуализация знаний (3 мин) ­ Сегодня у нас необыкновенный урок. Это – урок – приключение, полное опасностей и  неожиданностей. Поэтому нам понадобятся все знания и умения, которыми вы уже  овладели. Цель урока – повторить все способы проверки орфограмм слабых позиций. ­ Перед путешествием давайте повторим, чему научились мы с вами на уроках русского  языка.    1. Какие слабые позиции мы умеем проверять?   2. Какие орфограммы сильных позиций мы знаем?   3. Какие способы проверки орфограмм мы знаем?       ­ по сильной позиции;       ­ по словарю;       ­ по правилу.   4. Как можно проверить ОСП у слов­предметов?        ­ изменить по числу;        ­ изменить по падежу.  5. Как можно проверить ОСП слов – действий?      ­ изменить по лицам и числам;      ­  изменить по временам;      ­ изменить по родам (в прошедшем времени). II. Исполнительный (29 мин) Штормы и ветры нам не  страшны. Ждут берега нас далекой  страны. Пусть бури и ветры с тобой  верный друг И помощь протянут тебе сорок  рук. Будь смел и отважен –  Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик.К заветной мечте и заветной  земле. В нагруженном знаниями  корабле! ­ Займите свои места в каютах! 1. Минутка чистописания (2 мин) лЛлЛлЛл мМмМмм ­ А отправляемся мы из порта Чистописания. Небольшое волнение на море, как на этих  строчках. ­ И мои вам пожеланья – большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути! 2. Словарная работа (5 мин) ­ Вперед!  ­ Вот уже мы в море Словарных слов. Сейчас вам предстоит разгадать загадки и записать слова без пропусков. (2 ученика за доской, остальные – в тетрадях). ­ На таком корабле, да с таким экипажем можно плыть даже к самому горизонту.  ­ Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад  экипажа. Записать в транскрипции слова: 1 ряд – телеграмма; 2 ряд – велосипед; 3 ряд – командир.  ­ Каждый ряд ищет теперь это слово в словаре и записывает его правильно. Физкультминутка (2 мин) 3. Обобщение способов проверки ОСП слов­предметов и слов­действий (7 мин) стр_на А тр_ва п_ля Е ­ Мы путешествуем дальше. На горизонте показался остров Слов – предметов. Проверка  орфограмм слабых позиций в словах­предметах.(соединить стрелками слова с буквой) 1) з_мля И р_ка п_сьмо п_сать в_сло   л_пить 2) Изменить по падежам слово ВОДА. есть нет рад вижу доволен думаю о р_са в_лна О м_нить­ А сейчас мы держим путь на остров Слов – действий.  Проверка ОСП у слов­действий. По лицам и числам:                  СМОТРЕТЬ                                                По временам: 4. Обобщение способов проверки ОСП (4 мин) ­ Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок.  ­ Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны слова. Но соленая  океанская вода размыла чернила. SOS! Помогите мне – запишите слова в 2 столбика и  объясните выбор. Тра-ка, р-бята, д-жди, камыш-, удач-, в-лна, ло-ка, см- треть, с-пог, д-ревня, ц-рк, кач(?)ка. Физкультминутка (2 мин) 5. Повторение правил записи высказываний (3 мин)  ­ А теперь мы в заливе Высказываний. ­  Назовите признаки высказываний. ­ Составьте высказывание по схеме: ­ Запишем высказывание и выделим смысловые части высказывания. III. Закрепление.  Творческая работа (4 мин) ­ На каждом корабле ведется судовой журнал. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного,  добавив слова – признаки в высказывания. Сегодня … день. Какое … небо, какое … море! Впереди … остров. На берегу … песок и … трава. Вдали … крепость.IV. Рефлексивно – оценочный (3 мин) ­ И вот наш корабль причалил снова к берегам родного класса. Наше путешествие  закончилось. Как вы считаете, достигли мы цели, которую поставили в начале урока?  Докажите. ­ Запишем домашнее задание: упр. № 241. (краткое объяснение задания). ­ А сейчас попробуйте  собрать из слов пословицу, которая должна быть девизом для  каждого ученика. а Ученье       тьма      неученее све т  ­ На память о сегодняшнем путешествии я дарю вам кораблики, которые вы  раскрасите в зависимости от того, какое было у вас настроение . Их вы потом положите за  обложку тетради.Психолого – педагогическая характеристика  учащихся 2 Б класса. В классе обучаются 27 учащихся. Из них 14 мальчиков и 13 девочек. Психологическое   обследование   было   проведено   в   январе   2009   года   школьным психологом  Васиной  М.Н.  целью   обследования  было   определить  уровень  развития   речи, памяти, мышления, внимания. Анализ обследования выглядит следующим  образом: 1. Развитие речи и фонетического слуха (методика «Волшебный коврик»): 13 детей (48%) – имеют уровень высокий и выше среднего; 12 детей (45%) – средний уровень;  2 чел. (7 %) – уровень ниже среднего. 2. Память (методика «10 слов»): 12 детей (45%) – высокий и выше среднего; 11 детей (41%) – средний;4 чел. (14%) – ниже среднего. 3. Мышление, саморегуляция, продуктивность деятельности (диктант Эльконина): 13 детей (48%) – высокий и выше среднего; 11 детей (41%) – средний; 3 чел. (11 %) – ниже среднего. 4. Внимание (методика «Расстановка чисел»): 8 детей (30 %) – высокий и выше среднего; 16 детей (59%) – средний; 3 чел. (11%) – ниже среднего. По   уровню   развития   учебно   –   значимых   навыков   (мотивация,   интеллект,   память, внимание,   саморугуляция,   активность   в   учебном   процессе)   класс   можно   разделить   на   3 группы:    дети с высоким и выше среднего уровнем  с тенденцией к более глубокому развитию – 12 человек (45%); дети со средним и близким к среднему уровнем развития – 12 человек (45%); дети с уровнем развития ниже среднего – 3 человека (3 %).               Учащиеся первой группы способны усвоить учебный материал в полном объеме, активны   в   учебной   деятельности,   способны   к   работе   с   упражнениями,   содержащими элементы исследовательской деятельности, имеют навыки самостоятельной деятельности. Внимание устойчивое,  но непродолжительное, высок интерес к учебной деятельности. Учащиеся   второй   группы  способны   к   усвоению   учебных   навыков,   но   иногда   с помощью педагога. В учебной деятельности (при фронтальной, групповой и индивидуальной работе) достаточно активны, но нуждаются в мотивации и стимуляции (акцент на работу по карточкам,   похвала).   Дети   лучше   работают   с   конкретным   материалом   по   конкретному плану. Учащиеся   третьей   группы  способны   к   усвоению   учебного   материала   только   с помощью учителя и не в полном объеме ( дифференцированный подход, задания на дом индивидуального характера). Это дети, на которых нужно обратить особое внимание. Они регулярно посещают занятия логопеда и психолога. Причина – индивидуальные особенности физиологического   и   психического   развития.   Внимание   неустойчивое.   Работоспособность снижена.Учащиеся   класса   очень   подвижны,   неусидчивы.   Некоторым   свойственна   большая шумливость,   чрезвычайная   самостоятельность.   Эти   дети   легко   переносят   грани   между дозволенностью и недозволенностью.  Есть в классе дети, которые не нуждаются в общении. Духовное одиночество их не тяготит. Но замкнутость не является показателем низких способностей. В целом класс работоспособен. Аннотация к уроку. Предмет: русский язык. Учебник: «Русский язык» автор В.В.Репкин. Учитель: Делавина О.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 им. А.С.Пушкина, стаж работы – 19 лет. Тип урока: урок отработки открытого способа. Тема: «Путешествие под парусами» (способы проверки орфограмм слабых позиций). Цель: упражняться в проверке орфограмм слабых позиций известными способами. Задачи урока: Образовательные:  1) закрепить и повторить способы проверки орфограмм слабых позиций;2) повторить изученное о словах-предметах и словах-действиях;  : 1) совершенствовать навык орфографически Развивающие   грамотного письма; 2) работать над развитием устной речи; 3) пополнять словарный запас через поисково- исследовательскую деятельность; 4) развивать активную познавательную деятельность через разнообразные задания; 5) развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний. Воспитательные:   1) воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи; 2) формировать умение работать в коллективе; 3) воспитывать языковое чутье, тем самым повышая общую языковую культуру учащихся; 4) воспитывать рациональность в учебно- познавательной деятельности. Здоровьесберегающие: 1) проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов 2) поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной деятельности; успешности. Оборудование: - картинка корабля; - таблицы со способами проверки орфограмм слабых позиций; - карточки – «облака»; - учебник, тетрадь. На уроке Вы можете увидеть: 1) практическую значимость изучаемого материала; 2) формирование навыка установления причинно – следственных связей; 3) использование материала, направленного на повышение мотивации к изучению темы; 4) создание атмосферы психологического успеха и морального удовлетворения собственными успехами; 5) приемы формирования устойчивого интереса; 6) использование интеграции.Самоанализ интегрированного урока математики по теме «Повторение». Тема, задачи урока взяты в соответствии с программными требованиями. Это девятый урок по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». Тема урока «Повторение (уравнения, задачи, системы счисления)». Поставленные     обучающие,   развивающие   и   воспитательные   задачи соответствуют возрастным особенностям учащихся и уровню развития класса. Форма   проведения   урока   –   урок   –   путешествие   по   Стране   Литературии. Выбранная мной структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач. На данный момент дети  умеют: решать задачи различных типов в одно, два и три действия; составлять уравнения и решать их; выполнять счет в различных системах счисления; складывать и вычитать многозначные числа столбиком; владеют навыками устного счета в пределах ста. Исходя из темы урока мною были спланированы три учебно – воспитательные цели.  Обучающий аспект:  закрепление и повторение изученных типов задач, уравнений,   систем   счисления,   случаев   сложения   и   вычитания   многозначных чисел.  Образовательный аспект:  развитие познавательного интереса. В плане воспитательного   аспекта  я   обозначила   задачи:   воспитывать   чувствовзаимоуважения и взаимовыручки, формировать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к природе, книге. На первом этапе (Актуализация знаний) я выделяю три пункта:  вхождение в контакт (настрой на работу при помощи улыбок);  ситуация успеха (чему научились и чему должны научиться);  рефлексия (повторение изученного материала). На втором этапе   (Операционно ­ исполнительный)  я отрабатывала с детьми открытый способ действия с многозначными числами, системами счисления, умение решать задачи и уравнения. К доске старалась вызывать детей, наиболее часто допускающих ошибки с целью коллективного нахождения и исправления. Удачей считаю следующее: ­     дети   могут   определить,   что   они   умеют   делать   хорошо,   а   что   – недостаточно хорошо; ­ не стесняются  говорить о своих трудностях. На   третьем   этапе   (Рефлексивно   ­   оценочный)  дети   пытались   дать   себе объективную оценку. Над развитием речи я работала на протяжении всего урока, требуя строить правильные, полные ответы. Дифференцированный подход к каждому ученику помог   почувствовать   уверенность   в   своих   силах.     Использование   на   уроке физкультминуток   снимало   физическое   напряжение   и   было   направлено   на сохранение здоровья детей и активизацию мыслительной деятельности. Оборудование и наглядность подобраны в соответствии с целью и задачами урока. При выборе приемов  работы на уроке в качестве  приоритетных  я выбрала: образность, эмоциональность, последовательность, связность, доступность.  Атмосфера на уроке была эмоционально спокойная. Поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.Самоанализ  урока русского языка по теме «Путешествие под парусами»(способы проверки орфограмм слабых позиций). Тема, задачи урока взяты в соответствии с программными требованиями. Это  двенадцатый урок по теме «Способы проверки орфограмм слабых позиций». Тема урока «Путешествие под парусами (способы проверки орфограмм слабых  позиций)». Поставленные  обучающие, развивающие и воспитательные задачи соответствуют  возрастным особенностям учащихся и уровню развития класса. Форма проведения урока – урок – путешествие. Выбранная мной структура урока и  его содержание рациональны для решения поставленных задач. На данный момент дети владеют следующими знаниями, умениями и навыками: знают орфограммы сильных и слабых позиций; умеют находить в словах орфограммы слабых  позиций и проверять их; умеют изменять слова – предметы (по числам и падежам), слова –  действия (по временам, по числам и лицам, по родам в прошедшем времени), слова –  признаки (по числам, родам и падежам); умеют записывать слова звуками и работать со  словарем.Исходя из темы урока, мною были спланированы три учебно – воспитательные цели.  Обучающий аспект: закрепление и повторение изученных способов проверки орфограмм  слабых позиций, развитие речи. Образовательный аспект: развитие познавательного  интереса, совершенствование навыка орфографически грамотного письма. В плане  воспитательного аспекта я обозначила задачи: воспитывать чувство взаимоуважения и  взаимовыручки, формировать умение работать в коллективе, воспитывать языковое чутье,  тем самым повышая общую языковую культуру школьников. На первом этапе (Актуализация знаний) я выделяю три пункта: вхождение в контакт (настрой на работу при помощи улыбок); ситуация успеха (чему научились и чему должны научиться); рефлексия (повторение изученного материала).    На втором этапе  (Операционно ­ исполнительный) я отрабатывала с детьми  открытый способ проверки орфограмм слабых позиций, способы изменения слов –  предметов и слов – действий. К доске старалась вызывать детей, наиболее часто  допускающих ошибки с целью коллективного нахождения и исправления. Удачей считаю следующее: ­  дети могут определить, что они умеют делать хорошо, а что – недостаточно  хорошо; ­ не стесняются  говорить о своих трудностях. На третьем этапе (Рефлексивно ­ оценочный) дети пытались дать себе объективную  оценку. Над развитием речи я работала на протяжении всего урока, требуя строить  правильные, полные ответы. Дифференцированный подход к каждому ученику помог  почувствовать уверенность в своих силах.  Использование на уроке физкультминуток  снимало физическое напряжение и было направлено на сохранение здоровья детей и  активизацию мыслительной деятельности. Оборудование и наглядность подобраны в соответствии с целью и задачами урока. При выборе приемов работы на уроке в качестве приоритетных я выбрала:  образность, эмоциональность, последовательность, связность, доступность.  Атмосфера на уроке была эмоционально спокойная. Поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.