Предмет: русский язык.
Учебник: «Русский язык» автор В.В.Репкин.
Учитель: Делавина О.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 им. А.С.Пушкина,
стаж работы – 19 лет.
Тип урока: урок отработки открытого способа.
Тема: «Путешествие под парусами» (способы проверки орфограмм слабых позиций).
Цель: упражняться в проверке орфограмм слабых позиций известными способами.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 им. А.С.Пушкина»
Конспект урока русского
во 2 «б» классе по теме:
языка
(способы проверки орфограмм слабых
позиций)
Тип урока: урок отработки
открытого способа.
Программа: развивающее
обучение по системе
Д.Б.Эльконина –
В.В.Давыдова.
Выполнила
учитель начальных классов
Делавина Ольга Викторовна
Стаж работы по специаль
ности 25 лет.
Общий педагогический
стаж – 27 лет.Цель: упражняться в проверке орфограмм слабых позиций
Арзамас – 2016 год.
известными способами; повторение изученного о словах – предметах, словах
действиях и словах – признаках.
Оборудование урока:
карта «острова», парусник, таблицы со способами проверки орфограмм
слабых позиций, учебники, тетради.ХОД УРОКА.
I. Актуализация знаний (3 мин)
Сегодня у нас необыкновенный урок. Это – урок – приключение, полное опасностей и
неожиданностей. Поэтому нам понадобятся все знания и умения, которыми вы уже
овладели. Цель урока – повторить все способы проверки орфограмм слабых позиций.
Перед путешествием давайте повторим, чему научились мы с вами на уроках русского
языка.
1. Какие слабые позиции мы умеем проверять?
2. Какие орфограммы сильных позиций мы знаем?
3. Какие способы проверки орфограмм мы знаем?
по сильной позиции;
по словарю;
по правилу.
4. Как можно проверить ОСП у словпредметов?
изменить по числу;
изменить по падежу.
5. Как можно проверить ОСП слов – действий?
изменить по лицам и числам;
изменить по временам;
изменить по родам (в прошедшем времени).
II. Исполнительный (29 мин)
Штормы и ветры нам не
страшны.
Ждут берега нас далекой
страны.
Пусть бури и ветры с тобой
верный друг
И помощь протянут тебе сорок
рук.
Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.К заветной мечте и заветной
земле.
В нагруженном знаниями
корабле!
Займите свои места в каютах!
1. Минутка чистописания (2 мин)
лЛлЛлЛл
мМмМмм
А отправляемся мы из порта Чистописания. Небольшое волнение на море, как на этих
строчках.
И мои вам пожеланья – большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути!
2. Словарная работа (5 мин)
Вперед!
Вот уже мы в море Словарных слов.
Сейчас вам предстоит разгадать загадки и записать слова без пропусков.
(2 ученика за доской, остальные – в тетрадях).
На таком корабле, да с таким экипажем можно плыть даже к самому горизонту.
Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад
экипажа.
Записать в транскрипции слова:
1 ряд – телеграмма;
2 ряд – велосипед;
3 ряд – командир.
Каждый ряд ищет теперь это слово в словаре и записывает его правильно.
Физкультминутка (2 мин)
3. Обобщение способов проверки ОСП словпредметов и словдействий (7 мин)
стр_на А тр_ва
п_ля
Е
Мы путешествуем дальше. На горизонте показался остров Слов – предметов. Проверка
орфограмм слабых позиций в словахпредметах.(соединить стрелками слова с буквой)
1) з_мля И р_ка
п_сьмо
п_сать
в_сло
л_пить
2) Изменить по падежам слово ВОДА.
есть
нет
рад
вижу
доволен
думаю о
р_са
в_лна О м_нить А сейчас мы держим путь на остров Слов – действий.
Проверка ОСП у словдействий.
По лицам и числам: СМОТРЕТЬ По временам:
4. Обобщение способов проверки ОСП (4 мин)
Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок.
Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны слова. Но соленая
океанская вода размыла чернила. SOS! Помогите мне – запишите слова в 2 столбика и
объясните выбор.
Тра-ка, р-бята, д-жди, камыш-, удач-, в-лна, ло-ка, см-
треть, с-пог, д-ревня, ц-рк, кач(?)ка.
Физкультминутка (2 мин)
5. Повторение правил записи высказываний (3 мин)
А теперь мы в заливе Высказываний.
Назовите признаки высказываний.
Составьте высказывание по схеме:
Запишем высказывание и выделим смысловые части высказывания.
III. Закрепление. Творческая работа (4 мин)
На каждом корабле ведется судовой журнал. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного,
добавив слова – признаки в высказывания.
Сегодня … день.
Какое … небо, какое … море!
Впереди … остров.
На берегу … песок и … трава.
Вдали … крепость.IV. Рефлексивно – оценочный (3 мин)
И вот наш корабль причалил снова к берегам родного класса. Наше путешествие
закончилось. Как вы считаете, достигли мы цели, которую поставили в начале урока?
Докажите.
Запишем домашнее задание: упр. № 241. (краткое объяснение задания).
А сейчас попробуйте собрать из слов пословицу, которая должна быть девизом для
каждого ученика.
а
Ученье
тьма
неученее
све
т
На память о сегодняшнем путешествии я дарю вам кораблики, которые вы
раскрасите в зависимости от того, какое было у вас настроение . Их вы потом положите за
обложку тетради.Психолого – педагогическая характеристика
учащихся 2 Б класса.
В классе обучаются 27 учащихся. Из них 14 мальчиков и 13 девочек.
Психологическое обследование было проведено в январе 2009 года школьным
психологом Васиной М.Н. целью обследования было определить уровень развития речи,
памяти, мышления, внимания. Анализ обследования выглядит следующим образом:
1. Развитие речи и фонетического слуха (методика «Волшебный коврик»):
13 детей (48%) – имеют уровень высокий и выше среднего;
12 детей (45%) – средний уровень;
2 чел. (7 %) – уровень ниже среднего.
2. Память (методика «10 слов»):
12 детей (45%) – высокий и выше среднего;
11 детей (41%) – средний;4 чел. (14%) – ниже среднего.
3. Мышление, саморегуляция, продуктивность деятельности (диктант Эльконина):
13 детей (48%) – высокий и выше среднего;
11 детей (41%) – средний;
3 чел. (11 %) – ниже среднего.
4. Внимание (методика «Расстановка чисел»):
8 детей (30 %) – высокий и выше среднего;
16 детей (59%) – средний;
3 чел. (11%) – ниже среднего.
По уровню развития учебно – значимых навыков (мотивация, интеллект, память,
внимание, саморугуляция, активность в учебном процессе) класс можно разделить на 3
группы:
дети с высоким и выше среднего уровнем с тенденцией к более глубокому развитию
– 12 человек (45%);
дети со средним и близким к среднему уровнем развития – 12 человек (45%);
дети с уровнем развития ниже среднего – 3 человека (3 %).
Учащиеся первой группы способны усвоить учебный материал в полном объеме,
активны в учебной деятельности, способны к работе с упражнениями, содержащими
элементы исследовательской деятельности, имеют навыки самостоятельной деятельности.
Внимание устойчивое, но непродолжительное, высок интерес к учебной деятельности.
Учащиеся второй группы способны к усвоению учебных навыков, но иногда с
помощью педагога. В учебной деятельности (при фронтальной, групповой и индивидуальной
работе) достаточно активны, но нуждаются в мотивации и стимуляции (акцент на работу по
карточкам, похвала). Дети лучше работают с конкретным материалом по конкретному
плану.
Учащиеся третьей группы способны к усвоению учебного материала только с
помощью учителя и не в полном объеме ( дифференцированный подход, задания на дом
индивидуального характера). Это дети, на которых нужно обратить особое внимание. Они
регулярно посещают занятия логопеда и психолога. Причина – индивидуальные особенности
физиологического и психического развития. Внимание неустойчивое. Работоспособность
снижена.Учащиеся класса очень подвижны, неусидчивы. Некоторым свойственна большая
шумливость, чрезвычайная самостоятельность. Эти дети легко переносят грани между
дозволенностью и недозволенностью.
Есть в классе дети, которые не нуждаются в общении. Духовное одиночество их не
тяготит. Но замкнутость не является показателем низких способностей.
В целом класс работоспособен.
Аннотация к уроку.
Предмет: русский язык.
Учебник: «Русский язык» автор В.В.Репкин.
Учитель: Делавина О.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 им.
А.С.Пушкина,
стаж работы – 19 лет.
Тип урока: урок отработки открытого способа.
Тема: «Путешествие под парусами» (способы проверки орфограмм слабых
позиций).
Цель: упражняться в проверке орфограмм слабых позиций известными
способами.
Задачи урока:
Образовательные: 1) закрепить и повторить способы проверки орфограмм
слабых позиций;2) повторить изученное о словах-предметах и
словах-действиях;
: 1) совершенствовать навык орфографически
Развивающие
грамотного письма;
2) работать над развитием устной речи;
3) пополнять словарный запас через поисково-
исследовательскую деятельность;
4) развивать активную познавательную
деятельность через разнообразные задания;
5) развивать способность к обобщению,
систематизации полученных знаний.
Воспитательные: 1) воспитывать чувства взаимоуважения и
взаимопомощи;
2) формировать умение работать в коллективе;
3) воспитывать языковое чутье, тем самым
повышая общую языковую культуру учащихся;
4) воспитывать рациональность в учебно-
познавательной деятельности.
Здоровьесберегающие: 1) проводить профилактику умственного
перенапряжения путем смены видов
2) поддерживать атмосферу
психологического благополучия и учебной
деятельности;
успешности.
Оборудование: - картинка корабля;
- таблицы со способами проверки орфограмм слабых
позиций;
- карточки – «облака»;
- учебник, тетрадь.
На уроке Вы можете увидеть: 1) практическую значимость изучаемого
материала;
2) формирование навыка
установления причинно – следственных связей;
3) использование материала,
направленного на повышение мотивации
к изучению темы;
4) создание атмосферы
психологического успеха и морального
удовлетворения собственными
успехами;
5) приемы формирования
устойчивого интереса;
6) использование интеграции.Самоанализ интегрированного урока
математики по теме «Повторение».
Тема, задачи урока взяты в соответствии с программными требованиями. Это
девятый урок по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Тема урока «Повторение (уравнения, задачи, системы счисления)».
Поставленные
обучающие, развивающие и воспитательные задачи
соответствуют возрастным особенностям учащихся и уровню развития класса.
Форма проведения урока – урок – путешествие по Стране Литературии.
Выбранная мной структура урока и его содержание рациональны для решения
поставленных задач.
На данный момент дети умеют: решать задачи различных типов в одно, два и
три действия; составлять уравнения и решать их; выполнять счет в различных
системах счисления; складывать и вычитать многозначные числа столбиком;
владеют навыками устного счета в пределах ста.
Исходя из темы урока мною были спланированы три учебно – воспитательные
цели. Обучающий аспект: закрепление и повторение изученных типов задач,
уравнений, систем счисления, случаев сложения и вычитания многозначных
чисел. Образовательный аспект: развитие познавательного интереса. В плане
воспитательного аспекта я обозначила задачи: воспитывать чувствовзаимоуважения и взаимовыручки, формировать умение работать в коллективе,
воспитывать бережное отношение к природе, книге.
На первом этапе (Актуализация знаний) я выделяю три пункта:
вхождение в контакт (настрой на работу при помощи улыбок);
ситуация успеха (чему научились и чему должны научиться);
рефлексия (повторение изученного материала).
На втором этапе (Операционно исполнительный) я отрабатывала с детьми
открытый способ действия с многозначными числами, системами счисления,
умение решать задачи и уравнения. К доске старалась вызывать детей, наиболее
часто допускающих ошибки с целью коллективного нахождения и исправления.
Удачей считаю следующее:
дети могут определить, что они умеют делать хорошо, а что –
недостаточно хорошо;
не стесняются говорить о своих трудностях.
На третьем этапе (Рефлексивно оценочный) дети пытались дать себе
объективную оценку.
Над развитием речи я работала на протяжении всего урока, требуя строить
правильные, полные ответы. Дифференцированный подход к каждому ученику
помог почувствовать уверенность в своих силах. Использование на уроке
физкультминуток снимало физическое напряжение и было направлено на
сохранение здоровья детей и активизацию мыслительной деятельности.
Оборудование и наглядность подобраны в соответствии с целью и задачами
урока.
При выборе приемов работы на уроке в качестве приоритетных я выбрала:
образность, эмоциональность, последовательность, связность, доступность.
Атмосфера на уроке была эмоционально спокойная.
Поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.Самоанализ урока
русского языка по теме «Путешествие под
парусами»(способы проверки орфограмм слабых
позиций).
Тема, задачи урока взяты в соответствии с программными требованиями. Это
двенадцатый урок по теме «Способы проверки орфограмм слабых позиций».
Тема урока «Путешествие под парусами (способы проверки орфограмм слабых
позиций)».
Поставленные обучающие, развивающие и воспитательные задачи соответствуют
возрастным особенностям учащихся и уровню развития класса.
Форма проведения урока – урок – путешествие. Выбранная мной структура урока и
его содержание рациональны для решения поставленных задач.
На данный момент дети владеют следующими знаниями, умениями и навыками: знают
орфограммы сильных и слабых позиций; умеют находить в словах орфограммы слабых
позиций и проверять их; умеют изменять слова – предметы (по числам и падежам), слова –
действия (по временам, по числам и лицам, по родам в прошедшем времени), слова –
признаки (по числам, родам и падежам); умеют записывать слова звуками и работать со
словарем.Исходя из темы урока, мною были спланированы три учебно – воспитательные цели.
Обучающий аспект: закрепление и повторение изученных способов проверки орфограмм
слабых позиций, развитие речи. Образовательный аспект: развитие познавательного
интереса, совершенствование навыка орфографически грамотного письма. В плане
воспитательного аспекта я обозначила задачи: воспитывать чувство взаимоуважения и
взаимовыручки, формировать умение работать в коллективе, воспитывать языковое чутье,
тем самым повышая общую языковую культуру школьников.
На первом этапе (Актуализация знаний) я выделяю три пункта:
вхождение в контакт (настрой на работу при помощи улыбок);
ситуация успеха (чему научились и чему должны научиться);
рефлексия (повторение изученного материала).
На втором этапе (Операционно исполнительный) я отрабатывала с детьми
открытый способ проверки орфограмм слабых позиций, способы изменения слов –
предметов и слов – действий. К доске старалась вызывать детей, наиболее часто
допускающих ошибки с целью коллективного нахождения и исправления.
Удачей считаю следующее:
дети могут определить, что они умеют делать хорошо, а что – недостаточно
хорошо;
не стесняются говорить о своих трудностях.
На третьем этапе (Рефлексивно оценочный) дети пытались дать себе объективную
оценку.
Над развитием речи я работала на протяжении всего урока, требуя строить
правильные, полные ответы. Дифференцированный подход к каждому ученику помог
почувствовать уверенность в своих силах. Использование на уроке физкультминуток
снимало физическое напряжение и было направлено на сохранение здоровья детей и
активизацию мыслительной деятельности.
Оборудование и наглядность подобраны в соответствии с целью и задачами урока.
При выборе приемов работы на уроке в качестве приоритетных я выбрала:
образность, эмоциональность, последовательность, связность, доступность.
Атмосфера на уроке была эмоционально спокойная.
Поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.