Урок русского языка
Оценка 5

Урок русского языка

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.11.2019
Урок русского языка
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса” Тип урока: комбинированный. Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи. Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”.
синтаксис.docx
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса” Тип урока: комбинированный. Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и  пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая –  подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение.  Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи. Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять  синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и  объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”. Цели: Познавательные: 1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция; 2) единицы синтаксиса; 3) средства связи единиц синтаксиса. Воспитательные: 1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое  мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными. Развивающие: 1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация  учащихся. Эмоциональный настрой на работу. 2. Стадия вызова Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с  вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика,  морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к  тексту на стр. 21 учебника: Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким  запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин) (Слайд №1) В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование?  Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и  писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось? Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах  веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2). Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель  высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить  текст? (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в  словосочетания и предложения.) Итак, определим тему урока: “Синтаксис”. Запишем тему урока в тетрадь.  Какое же название имеют следующие ступеньки? (Морфология и синтаксис.) А теперь определим цели нашего урока. (Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.) Вспомните все, что вы уже знаете на тему “Синтаксис”. Для этого “соберите”  предложение, которое “рассыпалось” на следующие словоформы: Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми. Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3 3. Стадия осмысления Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте,  используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки  карандашом в тексте). Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки  карандашом и заполняют таблицу с графами: Таблица (слайд № 4)  развернуть таблицу “V” – знаю   “+” – новое   “–” – вызывает сомнения    развернуть таблицу Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это  раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные  единицы – словосочетания и предложения. Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании  грамматики. “Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика  словосочетания и предложения”, – узнали вы в 5­м классе. Теперь об этом  подробнее. Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает  на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части  речи) объединяются слова по формам изменения. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе  находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в  общение друг с другом. Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи —  возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые  морфологией средства связи и дает законы сочетания слов. Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы  постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова –  они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую  играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и  непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их  роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого. Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое­нибудь  предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.  (М.Лермонтов) Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из  своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ,  составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы  смогли правильно выразить свою мысль. Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова –  подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус  одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в  тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане  моря. В тумане каком? В тумане голубом. Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой.  Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса  <...>. Беседа с классом по вопросам: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? 4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них  ответить. 4. Стадия рефлексии Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы  морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в  словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и  предлоги.) Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. (Слайд № 5) Выполнение практического задания. Задание № 1. Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов  составить два предложения, разбить предложения на грамматически  связанные пары. Задание № 2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к  выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова “Ночь на Родине”. Какие  мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства  использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете  читать стихотворение: громко или тихо? Почему? Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц. 5. Заключительный этап Итак, подведем итоги. Мы достигли поставленных целей? Чему научились? 6. А теперь запишем домашнее задание: подготовьте “тонкие” и “толстые”  вопросы к тексту учебника на стр. 22. План занятия  развернуть таблицу Деятельность учителя Деятельность учащихся Время реализации 1 8 10 19 Положительный настрой  на урок. На доске заполняется  кластер. Ученик  “вспоминает”, что ему  известно по изучаемому  вопросу.  Самостоятельное  определение уровня  собственных знаний. Систематизирует  информацию до  изучения нового  материала. Ученик читает текст,  делает пометки на полях по мере осмысления  информации. Дополним кластер с  учетом того нового, что  мы узнали. Выполнение  практических заданий на основе изученной  № Структурные элементы 1 Организационный  момент 2  Стадия вызова.  Вхождение в  тему. Кластер. Проверка готовности к  уроку. Мотивация  учащихся. Определение  темы и    целей работы на уроке.  Направлена на вызов у  учащихся уже имеющихся  знаний по изучаемому  вопросу, активизацию их  деятельности, мотивацию к  дальнейшей работе. Идет графическая  систематизация материала. 3 Стадия  осмысления.  Работа с текстом 4 Стадия рефлексии Фиксируется недопонятая  информация. Формируется  вызов на получение новой  информации Наблюдение, помощь по  просьбе учащихся. 5 Итог урока. Побуждение к дальнейшему расширению  информационного поля информации. Соотнесение новой  информации и  имеющихся знаний,  выработка собственной  позиции, оценка  процесса. 6 Задание на дом Разъяснение задания на дом Запись в дневниках. 3 1

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка

Урок русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019