Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"
Оценка 4.9

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
28.01.2017
Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"
Урок с применением метода исследования. Выведение понятия по аналогии. Групповая работа по анализу слов и определению значения суффиксов. Результат работы групп - таблица значений суффиксов. Понятие омонимичных суффиксов. Первичное закрепление через работу с тестом. Метапредметный результат: ставить цели, разбивать на задачи и выстраивать свою деятельность в соответствии с задачами.Урок русского языка для 5 класса. Элементы исследования, групповая работа.
Урок 5 класс Суффикс и его значение.doc
Урок: Суффиксы и их значение Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, маркерная (меловая) доска.  Дидактический материал: карточки с заданиями для групп. Цель:  Дать понятие «Суффикс» , научить использовать знания на практике;  Задачи учителя: 1. Дать понятие «Суффикс», через вопросы 2. Научить определять  значение суффиксов, через анализ значения слова 3. Подвести к пониманию, что бывают омонимичные суффиксы 4. Научить применять знания на практике Метапредметный результат: ставить цели, разбивать на задачи и выстраивать свою деятельность в  соответствии с задачами. Ход урока: Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. И  отправимся мы сегодня в гости к королю Грамматики. Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был человек  очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить  лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что  король даже не успел приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута ­ целый домище! Но король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ ­ в СТОЛИК, СТУЛ ­  в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ ­ в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас! Суп для гостей  пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп стал СОЛОНОВАТЫМ,  КИСЛЫЙ сок ­ чуть­чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из ЛЫСОГО превратился в  ЛЫСОВАТОГО.  Какая часть слова пришла на помощь королю?   Сформулируйте и запишите тему урока. (Суффиксы и их значения.)   Какие задачи нам необходимо решить? Чему должны научиться? Наши задачи: мы должны понять : 1. Что за часть слова ­ суффиксы?  2. Почему  суффикс ­ значимая часть слова. 3. Какую роль играет суффикс в слове? 4. Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же  части речи? Актуализация знаний Синтаксический разбор предложения. Обычный дом для гномика ­ целый домище!  Морфемный разбор ДОМИЩЕ и ГНОМИКА  Для чего нужен  суффикс? Как изменилось слово дом  с помощью суффикса? (Можно изменить  лексическое значение слова при помощи такой морфемы). Сформулируйте определение: 1. Место в слове 2. Значение 3. Для чего (функция)  Суффикс занимает место после корня. Это значимая часть слова. Суффикс служит для образования  слов с новым лексическим значением, а также для образования однокоренных слов различных частей  речи. Рефлексия: Мы узнали, что такое суффикс. С одной задачей справились. Но вы уверены, что суффикс  значимая часть слова? Что такое «значимая» ? Следующая задача: Узнать, какие значения бывают у суффиксов?  Доказать, что суффикс значимая часть  слова. Игра «Исследователь» Цель: узнать значение суффиксов Способ: анализ слов и их значений.  Оформление результатов: таблица 1 группа. Проанализируйте слова: тучка, дождик, зайчонок,  водичка,  полюшко, головушка, солнышко, ветерок, лужица, синичка,  письмецо, березонька, домище, домина, пожарище, тараканище. 1. Выделить суффиксы 2. Определить значение суффиксов 3. 4. Подберите к каждому суффиксу свой пример Заполнить таблицу Суффиксы ­к­ ­ик­ ­онок­ ­ичк­ ­юшк­ ­ышк­ ­ушк­ ­ок­ ­иц­ ­ичк­ ­ец­ ­оньк­ ­ищ­ ­ин­ Значение Уменьшительно­ласкательные увеличительные Значение Лицо по профессии 2 группа Проанализируйте слова: печник, бетонщик, учитель, переводчик, связист, аптекарь, выключатель, накопитель, зайчик  Светильник,  Суффиксы ­ник­ ­щик­ ­тель­ ­чик­ ­ист­ ­арь­ ­тель­ ­ник­ ­ик­ Уменьшительно­ласкательный предмет Значение признак 3 группа Проанализируйте слова: свежесть, прямота, белизна, краснота, глиняный, гусиный, кожаный, дядин, бархатистый,  соседский, молочный, синеватый. Суффиксы ­есть­ ­от­ ­изн­ ­ян­ ­ан­ ­н­ ­ск­ ­ин­ ­ист­ ­еват­ оттенка ослабленного качества,  похожий на что­то Признак, сделано из чего­то принадлежность 4 группа Проанализируйте слова: котенок, теленок, ягнята, ребята, зайчиха, слониха, волчица, львица, волчонок, моржата. Суффиксы ­онок­ ­ята­ ­их­ ­иц­ Значение детеныш Множ. Число Самки животных 5 группа Проанализируйте слова:  кустарник, проводник, убежище, тараканище, больница, сахарница, волчица, львица, лесник Значение место Человек по деятельности Увелич. Суффиксы ­ник­ ­ищ­ ­иц­ ­ник­ ­ищ­ Фронтальная работа по анализу слов: Силач, пугач, усач, братство, водолей, юношество, детство, дуралей, рыбак, грубиян, богатство, пападья,  дурак, пузан, селянин, назаровец, россиянин, детвора, ушанка, индианка, шведка,  гречанка, цветение,  ученик. Суффиксы ­ач­ Значение лица по преобладающему признаку предмета,  который служит для выполнения действия союза, объединения лиц, которые названы в исходном слове отвлеченного  признака ­еств­(­ств­) ­ени[j­э] (­ни[j­э]) ­адь­ ­ак­ ­ян­ ­анк­ ­янин­ ­ец­ ­анк­ ­к­ Рефлексия:  образует существительные со значением действия Женский род Мужской род, род занятий, кач­во Мужской род по признаку Предмет,  принадлежность к стране Житель местности  Что мы делали? Зачем?  Каким способом?  Что доказали? Что выяснилось, в ходе исследования? Одинаковые суффиксы придают слову разные значения. А значит  как можно назвать эти суффиксы? Омонимичными. Вот мы и решили еще одну задачу. Осталось  подтвердить делом, что вы умеете определять значения суффиксов. Практикум. ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические  ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый  слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие  каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а  сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)  1 группа (задания репродуктивного уровня): — Выпишите слова с суффиксами ­чик­ ,­щик­ ,­ист­, ­тель­, ­оват­, ­еват­ определите их значение.  2 группа (задания конструктивного уровня): — Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой­либо страны, города, края”. Найдите в  тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец) — Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства  и принадлежность действия лицу).     3 группа (задания творческого уровня):  Выпишите слова с суффиксом –ищ­, определите значение (полчища, убежище )  Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).  Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец­,­ищ­? (Слова одной и той же  части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение). А СЕГОДНЯ  ­ Что узнали нового? ­ Полезен ли был урок? ­ Что понравилось на уроке? ­ Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели? ­ Я сегодня на уроке узнал и научился….  Домашнее задание:  1. составить небольшое сочинение « О чем мне рассказал суффикс…» или

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"

Урок русского языка 5 класс "Значение суффиксов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017