Урок русского языка " Правописание безударных личных окончаний глаголов" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Правописание безударных личных окончаний глаголов" является уроком изучения новых знаний. Обучающиеся на уроке составляют алгоритм, по которому нужно действовать, чтобы определить спряжение глагола и правильно написать орфограмму. На уроке ведется работа по отработке алгоритма, в конце - дифференцированная работа по группам с последующей самопроверкой.
Иконка файла материала Урок русского языка. 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов..docx
Урок русского языка в 4 классе  Тема:   «Правописание   безударных   личных   окончаний   глаголов   в   настоящем   и будущем времени»  Цель:  формирование  способа действия при написании безударных личных окончаний глаголов  в   настоящем   и   будущем   времени,   фиксирование   учащимися   собственных затруднений в деятельности, выявление их причин. Задачи урока:   • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;   •   совершенствовать   умение   распознавать   спряжение   глагола   по   суффиксу неопределенной формы;   • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов;  ­ развивать умение распознавать в тексте глаголы ­ исключения;  и правильно писать их безударные личные окончания;   •   развивать   познавательные   и   творческие   способности,   умение   работать   в   парах   и индивидуально;   • повышать культуру речи;  •   формирование   интереса   к   урокам   русского   языка,   умение   прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.   Формируемые УУД:  познавательные: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели; ­ поиск и выделение необходимой информации; ­ анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; ­ построение логической цепи рассуждений; коммуникативные:  ­ умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: ­ постановка учебной задачи; ­ сличение способа действия  и его результата с заданным эталоном; ­ оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные: ­ нравственно­этическое оценивание усваиваемого содержания. Ход урока I. Организационный момент ­ Доброе утро, ребята. Садитесь.  Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Как нужно принимать гостей? ­ Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Ну, а в нашем случае, показать свои знания и умения. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.                 Я рада видеть каждого из вас,                 И пусть весна прохладой в окна дышит.                 Нам будет здесь уютно, ведь наш классДруг друга ценит, чувствует и слышит. II. Актуализация знаний 1. Фронтальный опрос. ­ Над изучением какой части речи мы работаем на протяжении последних уроков? ­ Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? ­ Мы знаем о   глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая   сложная по количеству форм часть речи русского языка. И сегодня мы  продолжим изучение этой части речи. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. ­ А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ. 2. Приём «Продолжи фразу».  а)   Глаголы   в  неопределённой   форме   отвечают   на   вопросы      (что делать?,    что сделать?) б)   Не с глаголами  пишется  (отдельно) в)   Глаголы изменяются по (временам,  числам), в настоящем и будущем – по   ,  а в  прошедшем  времени  ­ по (по родам) г)   Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы   (ть, ти или на чь) д)   В предложении глагол чаще всего является      (сказуемым). е)   Спряжение – это    (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и  будущем времени). Откройте тетради, запишите дату. 3. Чистописание (на доске) ­ А сейчас внимание на доску. ем ешь ишь ёт ут ат  им ете ите ит ят ют ­Что это за буквосочетания? ­ Как называются эти окончания? (Личные) Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)  –В форме какого времени глаголы изменяются по лицам? (В настоящем и будущем). ­ На какие 2 группы можно разделить эти окончания? (1 и 2 спряжения), а ещё  (единственного и множественного числа).  1 вариант записывает окончания 1 спряжения, а 2 вариант  – 2 спряжения. ­ Проверим. III. Самоопределение к деятельности ­   Прочитайте   предложения,   называя   пропущенные   окончания   глаголов,   определитеспряжение. Звенят  весёлые ручейки. Уже цветёт  подснежник. Берёза распускает  клейкие листочки. ­ Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение? (Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить  ошибку.)  ­ Сформулируйте тему урока. Назовите цель урока. Чему будем учиться на уроке? (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать  без ошибок.) IV. Решение проблемы Напиши правильно окончание. ­ Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание? (Нужно знать спряжение  глагола.) Определи спряжение глагола. ­ Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями? (по  неопределенной форме) Поставь глагол в неопределенную форму. ­ Расскажи, какие глаголы относятся к 1 спряжению, ко 2 спряжению? ­ На что нужно смотреть? (На гласную перед суффиксом –ть.) Посмотри, на гласную перед _ть. ­ Про что не нужно забывать? (Про глаголы­исключения.) Не забудь про глаголы­исключения! ­ Как правильно поставить глагол в неопределенную форму?  (Если глагол отвечает на вопрос что делает?, то в неопределенной форме, он будет  отвечать на вопрос что делать?, а если глагол отвечает на вопрос что сделает?, то в  неопределенной форме, он будет отвечать на вопрос что сделать?) Составляем на доске алгоритм: На какой вопрос отвечает глагол? На какой вопрос отвечает глагол? Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри, на гласную перед _ть. Не забудь про глаголы­исключения! Определи спряжение глагола. Напиши правильно окончание. (Что делает? ) распуска..т – (что делать?) распускать Оканчивается на – ать, не исключение – 1 спряжение – пишем ет. Синтаксический разбор предложенияБерёза распускает клейкие листочки. V. Работа по теме урока 1. Игра «Кто лишний?» Схема кажется сложной, но я думаю, что вы справитесь.  Часто ошибка возникает на 1 шаге. Ребята путают однокоренные глаголы. Поучимся их различать. Запишите только глагол 1 спряжения. Отправить, отправлять.  Разрушать, разрушить.  Спросить, спрашивать.  Смотреть, высматривать.  Покупать, купить.  Доставлять, доставить. Победить, побеждатьОтправляю, разрушаешь, спрашивает, высматриваем, покупаете,  доставляют, побеждаю.  2. Работа с учебником.  Упражнение №200 1 столбик у доски выполняет …, 2 столбик ­ …, з столбик­ …  с подробным  рассуждением с опорой на алгоритм. ! Напомнить, что глаголы, образованные с помощью приставок, относятся к  тому же спряжению, что и без приставок.  ! Приставка вы­ перетягивает ударение на себя. Упражнение №201 Работа по цепочке с комментированием с места. V1. Физминутка. ­ Если я назову глаголы 1 спряжения – приседает 1 вариант, 2 спряжения – 2. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь,  кричишь, зовут. V11. Работа по теме урока 3. Работа с пословицами. Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните их смысл. Напиш..шь  п..ром, (не)выруб..шь т..п..ром. Основное значение высказывания в том, что все написанное на бумаге и ставшее известным   людям,   изменить   нельзя.   Это   касается   всех   письменных   высказываний, писем   и   интернет­сообщений.   Пословица   применима   также   и   к   деловой   сфере. Документы, закрепленные подписями, вступают в юридическую силу и приобретают официальное значение. Передумав, человеку будет очень сложно изменить ситуацию.  В русском языке есть похожая по смыслу пословица, но относящаяся к устной речи: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Слово не в..р..бей, выл..т..т — (не)пойма..шь. Обе пословицы указывают нам на ценность и весомость слова. Они имеют скрытый призыв следить за речью, взвешивать решения и только потом высказывать мысли или выражать их в письменной форме. 4. Самостоятельная   работа   с   последующей   самопроверкой     по   ключу (дифференцированные задания).Задание:  вставить пропущенные личные окончания глаголов, указать в скобках спряжение, выделить окончание.  1   группа   –   в   скобках   записана   н.ф.   глагола,   2   и   3   группа   –   поставить   в   н.ф. самостоятельно. У 3 группы – в тексте есть пропущенные орфограммы. Проверяем. Внимание на экран. Ставим + или ­. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). ­Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени без ошибок. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок. Урок полезен, всё понятно.          ( ! ) Лишь кое­что чуть­чуть не ясно.  ( !? ) Ещё придётся потрудиться.          ( ? )            Да, трудно всё­таки учиться!        ( … ) ­ А теперь оцените свою работу на уроке, почему вы получили такой результат.  Нарисуйте соответствующий смайлик. 1.) Я – молодец!   ­5 2.) Могу и лучше. ­ 4 3.) Надо постараться.  ­3 Домашнее задание. С. 98, правило, упр. 202. Приложение Задания по группамР е з у л ь ­ т а т 1 группа № П р е д л о ж е н и е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н а с т у п а . . т   ( н а с т у п а т ь   . . ) в е с н а . Л а с к о в о   д у . . т   ( д у т ь   . . )   в е т е р . О н   г о н . . т   ( г н а т ь   . . )   п о   н е б у   о б л а к а . Я р к о   с в е т . . т   ( с в е т и т ь   . . ) с о л н ц е . Т а . . т   ( т а я т ь   . . )   п о с л е д н и й   с н е ж о к . П р и р о д а   о ж и в а . . т   ( о ж и в а т ь   . . ) . П т и ц ы   с т р о . . т   ( с т р о и т ь   . . ) г н е з д а . Т ы   д ы ш . . ш ь   ( д ы ш а т ь   . . )   п о л н о й   г р у д ь ю .   В   в о з д у х е   п а х н . . т   ( п а х н у т ь   . . )   в е с н о й . 1 0 В д а л е к е   г р о х о ч . . т   ( г р о х о т а т ь . . ) г р о м . 2 группа  № П р е д л о ж е н и е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н а с т у п а . . т   ( . . ) в е с н а . Л а с к о в о   д у . . т   ( . . )   в е т е р . О н   г о н . . т   ( . . )   п о   н е б у   о б л а к а . Я р к о   с в е т . . т   ( . . ) с о л н ц е . Т а . . т   ( . . )   п о с л е д н и й   с н е ж о к . П р и р о д а   о ж и в а . . т   ( . . ) . П т и ц ы   с т р о . . т   ( . . ) г н е з д а . Т ы   д ы ш . . ш ь   ( . . )   п о л н о й   г р у д ь ю .   В   в о з д у х е   п а х н . . т   ( . . )   в е с н о й . 1 0 В д а л е к е   г р о х о ч . . т   ( . . ) г р о м . 3 группа № П р е д л о ж е н и е Р е з у л ь ­ т а т Р е з у л ь ­ т а т1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н а с т у п а . . т   ( . . ) в е с н а . Л а с к о в . .   д у . . т   ( . . )   в е т е р . О н   г о н . . т   ( . . )   п о   н е б у   о б л . . к а . Я р к . .   с в е т . . т   ( . . ) с о . . н ц е . Т а . . т   ( . . )   п о с л е д н . . й   с н е ж . . к . П р и р о д а   о ж и в а . . т   ( . . ) . П т и ц ы   с т р о . . т   ( . . ) г н е з д а . Т ы   д ы ш . . ш ь   ( . . )   п о л н о й   г р у д ь ю .   В   в о з д у х . .   п а х н . . т   ( . . )   в . . с н о й . 1 0 В д а л е к е   г р . . х о ч . . т   ( . . ) г р о м . К л ю ч : № П р е д л о ж е н и е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н а с т у п а е т   в е с н а . Л а с к о в о   д у е т   в е т е р . О н   г о н и т   п о   н е б у   о б л а к а . Я р к о   с в е т и т   с о л н ц е . Т а е т   п о с л е д н и й   с н е ж о к . П р и р о д а   о ж и в а е т . П т и ц ы   с т р о я т   г н е з д а . Т ы   д ы ш и ш ь   п о л н о й   г р у д ь ю .   В   в о з д у х е   п а х н е т   в е с н о й . 1 0 В д а л е к е   г р о х о ч е т   г р о м . Р е з у л ь ­ т а т