Урок знакомства с ролью мягкого знака в середине слова. Все этапы урока связаны между собой одной линией. Можно проследить метопредметные связи с окружающим миром. Использованы загадки и стихотворные правила. Задания направлены на обобщение и систематизацию знаний. Интересно задание по развитию речи учащихся.
            
        
        
        
                    
                
                    У  р  о  к
Р У С С К О Г О    Я З Ы К А
во    2  К Л А С С Е.
 Подлегаева Е.А.,учитель МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова», г.Зверево.
Т е м а: Мягкий знак в середине слова.
Ц е л и:познакомить с ролью мягкого зна
ка в середине слова между соглас
ными,развивать навыки грамотно
го письма,логическое мышление,
внимание,умение сравнивать,об
общать,воспитывать любовь к рус
скому языку.
Оборудование:предметные картинки
«коньки», «лось».
Х  О  Д        У  Р  О  К  А.
1.Организация класса.
2.Мобилизующий момент.
Ь        Е    Ё    И    Ю    Я
Е        И    Ё    Ь    Ю    Я
Какие 4 перестановки букв следует сделать в нижнем ряду,чтобы в обоих 
рядах буквы находились в одинаковой последовательности?
Что вы можете сказать про эти буквы?
3.Чистописание.    
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите 
его,соблюдая указанную последовательность.
4.Словарноорфографическая работа.
На доске слова:Лошадь,лебедь,конь.
Прочитайте слова.
Чем они похожи?
Какое место занимает Ь в этих словах?
Какова его роль?
Какое слово лишнее и почему?(Конь,потому что это не словарное 
слово.)Запиши
те слова в столбик.
Отгадайте загадку.Отгадку поможет найти « лишнее»слово.Два коня у меня,
 Два коня.
 По воде они возят меня.
 А вода тверда,
 Словно каменная.(Коньки.)
Что обозначает слово «коньки»?
(Конькиузкие стальные полозья,прикрепляемые к обуви для катания на 
льду.Пер
воначально их делали из дерева,прикрепляя внизу стальные 
полозья.Металличес
кие коньки в России впервые появились 300лет назад.Молодой царь Пётр   
собст
венноручно выковал для себя железные коньки.Их называли 
скороходами.Изгиб 
коньков обычно украшали изображением лошадиной головы.Отсюда и 
название
конькималенькие кони.
Как же получилось новое слово из нашего «лишнего» слова конь?
С этим словом мы ещё поработаем на уроках русского языка,а сегодня оно 
помо
жет  нам определить тему урока.
5.Изучение нового материала.
Ь знак такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных 
Чувствует себя прекрасно.
Как вы думаете,какая тема будет сегодня на уроке?
На доске слова: Коньки,альбом,зонтик,пальто,кисти,мостик.
Прочитайте слова.
На какие группы вы бы их разделили?
Распределите слова по группам и запишите их столбиками.Но сначала 
назовите в них опасные места.
В тетрадях запись:
Лебедь
лошадь
конь
Какое место занимает ь в словах 1ого столбика?  Какова его роль здесь?
Какое место занимает ь в словах 2ого столбика?Какой из дву согласных 
произно
сится мягко?Какова же роль ь в середине слова между двумя согласными?
Почему в словах 3его столбика не пишется ь?(Мягкий согласный стоит 
перед другим мягким согласным).
зонтик
кисти
мостик
коньки
альбом
пальтоКакой общий вывод можно сделать о роли ь в словах 1ого и 2ого 
столбиков?
6.Физкультминутка.
Я буду произносить слова.Если звучит слово с ь на конце,то вы хлопаете в 
ладоши.Если с ь в середине слова между согласными,то вы приседаете.Если 
слово
без ь, то топаете ногами.
Тень,школьник,палка,боль,пилка,борьба,мель,зверьки,уголки,плыть,мальчик, 
зорька,окунь.
7.Закрепление.
В начале урока домашнее животное конь помогло получить новое слово,а 
сейчас поговорим о другом животном.Отгадайте загадку.
Горбоносый,длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву,кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось 
Встретить,знайте это…(лось.)
К 30ый годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и 
Брянс
кой областях.Как  ценное животное лось был взят под охрану 
государства.Сегодня в России насчитывается 500 тысяч лосей.(На доску 
вывешана картинка с изобра
жением  лося.)
Прочитайте предложения на доске.
У него бол…шие ветвистые рога.
В чаще леса скрылся лос….
Лос…сил…ный звер….
Он ест траву и ветки,любит сол…. 
Составьте из них текст,соблюдая следующую последовательность.
1ое предложение –со словами,имеющими ь на конце.
2ое предложениесо словом,имеющим ь в середине между согласными.
3ье предложениесо словом,имеющем ь на конце.
4ое предложениев котором есть 2 слова с ь в конце слова и 1слово с ь в 
середине между согласными.
Назовите опасные места в тексте.Запишите его в тетрадях,соблюдая данную 
после
довательность.
Проверка.
8.Итог урока.
С какой темой вы познакомились сегодня на уроке?
Какую роль выполняет ь в середине слова между согласными?
Какая работа на уроке вызвала затруднение?Что было самым интересным?
Оценки за урок.
9.Домашнее задание.