Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
26.08.2019
Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)
Урок русского языка "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" разработан для учеников 2 класса обучающихся по УМК "Школа России". Совместно со сказочными героями Винни-Пухом и Совой в игровой форме дети попадают в проблемную ситуацию и находят пути выхода из нее приобретая необходимые учебные навыки.
Урок русского языка, 2 класс, Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука.docx
Урок русского языка в 2 классе УМК: Школа России Учитель: А.В.Королева Тема: Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука Цели: Закрепить полученные ранее знания о букве Ь: его функции в обозначении мягкости  согласного звука в слове и способе переноса слов с Ь в середине. Задачи:  1 Обучающая: закрепление знаний о мягком знаке как о показателе мягкости  предшествующего согласного звука. 2 Развивающая: развитие умения обозначать на письме мягкость согласного звука с  помощью Ь, применять на практике правило деления для переноса слов с Ь в  середине; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обобщать,  сравнивать, анализировать, формулировать вывод по результатам сравнения и  наблюдения. 3 Воспитательная: воспитание умения работать сообща, помогая, друг другу,  аккуратности при выполнении работы. Планируемый результат: закрепить знания о мягком знаке как о показателе мягкости предшествующего        согласного звука На уроке формируются следующие УУД: 1 Личностные: проявить терпение, доброе отношение друг к другу. 2 Регулятивные: контролировать выполнение работы по этапам, сравнивая результат  действия с эталоном, заданным учителем; оценивать результат работы. 3 Познавательные: анализировать звуко­буквенный состав слова, наблюдать и  устанавливать способ обозначения мягкости согласного звука на письме с помощью  Ь, сравнивать количество звуков и букв в словах, объяснять расхождение, выделять  в словах парные согласные звуки по мягкости ­ твердости. 4 Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, слушать и  понимать других, высказывать свою точку зрения. 5 Знаково­символические: переводить устную речь в схемы и наоборот. Этапы урока 1.  Организационный  момент 2. Гимнастика для пальцев 3. Чистописание Деятельность учителя Учитель настраивает детей на  урок. ­ Сегодня на нашем уроке много  гостей. Поприветствуйте их.  Садитесь. Начнем нашу работу. ­ Чтобы писать красиво,  аккуратно, разомнем кисти.  Сделаем гимнастику.  ­ Посмотрите на узор. Какая буква является его основой?  Показ учителя на доске. ­ Пишу Ь, соединяю верхним  соединением с прямой наклонной  линией, соединяю верхним  соединением с буквой Ь. ­ Обведите букву Ь 10 раз по  Деятельность ученика Дежурный по классу проводит  зарядку для рук с учениками.  ­ Основу узора составляет буква  Ь. Дети обводят по алфавиту  букву Ь и прописывают узор в  тетради. Рефлексия алфавиту. Выполните узор в  тетради.  ­ Чему учились, что отрабатывали,  что тренировали? ­ Оцените на поле тетради свою  работу.  Красным цветом, если вам  ­ Я отрабатывал наклонное  написание элементов. ­ Я развивал глазомер. ­ Я работал над правильным  соединением элементов. 4. Словарная  работа 4.1 Звуковой  анализ слова.  (Работа в парах.)  работа нравится, и вы  считаете, что постарались. Зеленым – если вы  постарались, но есть  помарки.  Синим – если вы считаете,  что могли бы выполнить  работу лучше. ­ Я прочитаю ряд слов, а вы  должны запомнить и повторить. Картофель, редис, помидор,  морковь, свекла. ­ Как можно назвать, одним  словом? ­ Назовите лишнее, докажите свой  выбор. ­ Отгадайте, о каком овоще я  говорю. Загадка  Из норы за холку пышную Я тяну лисицу рыжую. Но не хитрую плутовку  А хрустящую …       Дети анализируют выполнение  работы в тетрадях и цветом  оценивают себя. Дети повторяют слова,  которые запомнили. ­ Их можно назвать – овощи. ­ Это помидор, т.к. его плоды  находятся над землей, а все  остальные –корнеплоды, которые находятся в земле. ­ Морковку. ­ Работаем в парах. ­ Произнесите медленно слово ­  морковь, посчитайте количество  звуков: 1 в. – с помощью звуковой                линейки; 2 в. – с помощью счетных палочек.  ­ Сопоставьте результат, сделайте  вывод. ­ Запишите транскрипцию этого  слова. ­ Проверь правильность записи по  образцу. ­ Как в транскрипции вы  обозначили мягкость согласного  Дети работают в парах. В  медленном темпе произносят  слово, считают количество  звуков в слове, сопоставляют  полученный разными способами результат, делают вывод. ­ Мы пришли к выводу, что в  слове морковь 6 звуков. Дети произносят шепотом  слово и записывают  транскрипцию [маркоф ] ­ Мягкость согласного звука в  транскрипции мы обозначили с Рефлексия звука? ­ Чему учились, что отрабатывали,  что тренировали? ­ Оцените на поле тетради свою  работу.  Красным цветом, если вам  помощью ­ ,. ­ Я учился записывать  транскрипцию слова. ­ Я тренировался слышать звуки.  работа нравится, и вы  считаете, что постарались. Зеленым – если вы  постарались, но есть  помарки.  Синим – если вы считаете,  что могли бы выполнить  работу лучше. ­ Обозначьте красным карандашом  гласные звуки. ­  Произнесите согласные звуки. ­ На какие группы можно  разделить согласные звуки? ­ Как вы думаете, будет ли  совпадать звучание и написание  этого слова?  ­ Определите опасные места  (места несовпадений) ­ К нам на урок пришли сказочные  герои Вини­Пух и Сова из  произведения «Вини – Пух и все,  все, все».  Учитель вывешивает варианты  написания слова  морков морковь ­ Они писали слово морковь  каждый по­своему и, теперь, не  могут прийти к единому мнению.  Рассудите их спор. ­ Верно, ли мы предположили, что  звучание этого слова не совпадает  с написанием? ­ Запишите правильный вариант.   Разделите слово на слоги 4.2. Введение  героя. Дети анализируют выполнение  работы в тетрадях и цветом  оценивают себя. Дети обозначают звуки [а, о1 ­ [м, р, к, ф? ] ­ Согласные звуки можно  разделить по признаку твердости – мягкости.  мяг. ­ 1, тв. ­ 3; по признаку звонкие – глухие зв. – 2, глух. – 2 ­ Я думаю, что написание и  звучание этого слова не будет  совпадать, т.к. есть звуки  в  слабой позиции. ­ Это: звук [а], который может  обозначаться буквами а, о; звук  [ф? ], который может  обозначаться буквами в, ф; обозначение согласного мягкого  звука буквой Ь. ­ Я думаю, что Сова написала  слово правильно, т.к. она  обозначила согласный мягкий  звук в конце слова с помощью Ь. ­ Мы предположили верно. Дети выполняют задание  учителя и сверяют с образцом,  записанным на доске. Самостоятельная  работа  Поставьте ударение  Выделите орфограммы  Рефлексия ­ Чему учились, что отрабатывали,  что тренировали? ­ Оцените на поле тетради свою  работу.  Красным цветом, если вам   работа нравится, и вы  считаете, что постарались. Зеленым – если вы  постарались, но есть  недочеты.  Синим – если вы считаете,  4.3 Ассоциация что могли бы выполнить  работу лучше. ­ В первом слоге безударный  гласный звук [а], который на  письме может обозначаться  буквами а, о.  ­ Безударный гласный звук  проверяется ударением.  ­ Подберите проверочное слово. ­ К какому выводу вы пришли? ­ Подумайте, что можно сделать,  чтобы лучше запомнить написание  безударной гласной буквы о в этом слове. 4.4 Подбор  родственных слов ­ Подберите родственные слова к  слову морковь. 4.5 Сообщение о  моркови. ­ Ребята, вы хотели бы узнать о  моркови интересные факты? ­ Тогда давайте послушаем  сообщение, которое приготовили  ваши одноклассники. ­ Я учился делить слова на слоги. ­ Я тренировался слышать  ударный слог и определять  ударный гласный звук. ­ Я тренировался находить  «опасные» места в слове и  обозначать орфограммы. Дети анализируют выполнение  работы в тетрадях и цветом  оценивают себя. Дети подбирают проверочные  слова и приходят к выводу, что  безударный гласный звук в   слове проверить нельзя. Оно  является словарным и его  написание необходимо  запомнить или  посмотреть в  орфографическом словаре. Дети предлагают свои  ассоциации;  высказывают  мнение, что буква  о  по форме  напоминает морковь и  предлагают превратить ее в  этот овощ, дорисовав ботву и  хвостик. Дети подбирают родственные  слова: ­ Морковка, морковный,  морковочка. ­ Да. 1­й ученик ­ Морковку люди стали  выращивать около 4 тысяч лет  назад. На Руси люди стали  выращивать морковь с 14 века.  Самая ценная часть моркови –  корнеплод. 2­й ученик ­ Чем же полезна морковь? Она  источник витамина А. Его  называют витамином роста.  Полезны семена моркови. Из них  делают лекарства для лечения  болезней сердца. 3­й ученик 5. Физминутка ­ Мы с вами хорошо поработали.  Пора отдохнуть. ­ Скажите, какой зверь в русском  фольклоре очень любит  полакомиться морковью?  6. Постановка  проблемы. 7. Работа над  темой урока. ­ Вернемся к транскрипции слова.  Посчитайте количество звуков. ­ Посмотрите на запись слова.  Посчитайте количество букв. ­ Объясните это несоответствие,  используя схему.   Ь [­­]   ­ Прочитайте «Веселую  запоминалку про мягкий знак». ­ Прочитаем вместе. ­ Корнеплоды моркови бывают  разной формы. Цвет у моркови  не обязательно оранжевый. Есть  сорта моркови желтого, белого и  даже темно­фиолетового цвета. На доску вывешиваются  картинки, на которых  демонстрируется разный цвет  и необычная форма моркови. ­ Это зайчик. Выходит дежурный, проводит  зарядку, имитируя действия,  описанные в тексте  физминутки. Текст физминутки. Девочки и мальчики,  Представьте, что вы зайчики. Лапки – вверх, лапки – вниз,  На носочках потянись, Влево, вправо наклонись, Наклонись и потянись. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Девочки и мальчики,  Представьте, что вы зайчики. Кто­то зайку напугал. Зайка – прыг! И ускакал. ­ Я насчитал 6 звуков. ­ Я насчитал в этом слове 7  букву. ­ Несоответствие можно  объяснить тем, что Ь не  обозначает звука, а лишь  указывает на мягкость в  произношении предшествующего  согласного. Дети читают текст про себя. Мягкий знак, мягкий знак,  Без него нельзя никак. Без него не написать  Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть – получим шест. Вместо есть – получим ест. Станут пенками – пеньки,  Уголками – угольки, Банка в баньку превратится! Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать! Дети выписывают слова: ­ Десять, писать, шесть,  тридцать, мягкий, забывать, пять  и т.д. Дети оценивают работу  товарища. ­ Это слово – мягкий, т.к. звук  [й,] всегда мягкий и не требует  дополнительного обозначения  мягкости мягким знаком. ­ Мягкость согласного звука в  этих словах обозначена Ь. Дети совместно выбирают  слова и объясняют свой выбор,  подчеркивая буквы на месте  несоответствия, используя  синий и зеленый цвет. Шесть – шест Есть – ест Пеньки – пенки Угольки – уголки Банька – банка  ­ Никакого, т.к. Ь не обозначает  звука. ­ Конь – кон   Брать – брат   Мель ­ мел   Ель – ел ­ Мы различали в словах твердые и мягкие звуки, которые  обозначаются одной и той же  буквой. Дети выполняют упражнения  для глаз. ­ Выпишите из этого  стихотворения слова, которые  оканчиваются на согласный  мягкий звук. ­ Оцените работу своего товарища  по следующим критериям:  Красным цветом ­ если  выписано более 5 слов  Зеленым – если 4 ­ 5 слов  Синим – если выписано 3  или менее 3 слов. ­ Найдите лишнее слово. ­ Объясните, как в этих словах,  кроме слова мягкий,  обозначена на письме мягкость  согласного звука? ­ Выпишем слова, которые в  начальной форме отличаются  одним звуком по твердости –  мягкости. ­ Какого цвета будет отметка под  Ь? ­ Назовите свои примеры такого  несоответствия. ­Чему учились, что отрабатывали,  что тренировали? ­ Мы много поработали. Наши  глазки устали. Давайте отдохнем. Учитель проводит зарядку для  глаз: 1 Движение глазами вправо ­  влево, не поворачивая  головы. Взаимопроверка. Письмо с  комментарием. 8.Физминутка для глаз 2 Движение глазами  вверх –  вниз, не поворачивая  головы. 3 Посмотрите на кончик носа, палец вытянутой руки, 9.1 Работа над  правилом  переноса слов с Ь  в середине слова. 9.2  Самостоятельная  работа по  карточкам. точка на доске. 4 Поморгайте. 5 Зажмурьтесь.  6 Потрите ладошки и  накройте ими глаза,  представьте, что тепло  ваших рук переходит в  глаза.  7 Погладьте себя по голове. ­ Наши герои опять не могут  договориться. Они записали слово  деньки с переносом. Вот что у них получилось. Кто прав? Ваши  мнения. На доске варианты переноса  слова:      день – ки    де – ньки ­ Сформулируйте правило  переноса слов с Ь в середине. ­ Откройте конверт, который  лежит у вас на столе, и достаньте  карточку с заданием. Прочитайте,  выполните задание. ­ Проверьте свою работу по  образцу.   ­Чему учились, что отрабатывали,  что тренировали? ­ Оцените свою работу. 9.3 Рефлексия 10. Рефлексия и  самооценка. ­ Наш урок подходит к концу. Подведем итог. ­ Что нового узнали на уроке? ­ Что повторили? ­ Чему учились? ­ Я думаю, что первый вариант  переноса правильный,  т.к. мы  переносим по слогам, а Ь  относится к первому слогу. ­ При переносе слов с Ь в  середине, мягкий знак не  переносится. Дети выполняют задание:  записывают слова, деля их для  переноса. пальто мальчик пальма коньки   ЗВИ Приведите примеры переноса  слов с Ь в середине. Дети сверяют по образцу  выполненную  работу: паль ­ то маль ­ чик паль ­ ма конь ­ ки   ­ Я повторил правило переноса  слов с Ь в середине. Дети анализируют выполнение  работы в тетрадях и цветом  оценивают себя. ­ Я познакомился с новым  словарным словом и узнал  интересные сведения о моркови. ­ Я повторил правило переноса  слов с мягким знаком в середине  слова. ­ Я учился сопоставлять  звуковой состав слова с его  написанием. ­ Я учился определять в слове  согласный мягкий звук, кроме звуков [ч, й, щ] и обозначать его  мягкость с помощью буквы Ь. Дети анализируют выполнение  работы в тетрадях и   выбирают цветок нужного  цвета, подходят к доске и  приклеивают на плакат. На  плакате появляется цветной  Ь. ­ Для того чтобы лучше запомнить  эту тему, давайте украсим Ь  цветами. Для этого оцените свою  работу на уроке, возьмите из  конверта цветок нужного цвета, а в серединке нарисуйте, какое  настроение было у вас на  протяжении всего урока.  Подойдите к доске и приклейте на  плакат цветок. ­ Посмотрите, какой  замечательный Ь у нас получился. ­ Спасибо за работу! Литература и Интернет­ресурсы: 1. https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BD %D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+ %D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE %D0%B2%D1%8C&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwj6zILywJ_kAhVS x4sKHTBoD­IQsAR6BAgJEAE&biw=823&bih=640 2. https://www.google.com/search? biw=823&bih=640&tbm=isch&sa=1&ei=W0ZjXafbEeusrgSrs5jgBQ&q= %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BD %D0%B8­%D0%9F%D1%83%D1%85+%D0%B8+%D0%A1%D0%BE %D0%B2%D0%B0&oq=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+ %D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8­%D0%9F%D1%83%D1%85+ %D0%B8+%D0%A1%D0%BE %D0%B2%D0%B0&gs_l=img.12...29630.38197..40246...0.0..1.1388.8826.5­ 2j2j5......0....1..gws­wiz­ img.......0j0i67j0i30j0i8i30.4Ox_endPPaA&ved=0ahUKEwjn9LmCwZ_kAhVrlosKHasZ BlwQ4dUDCAY#imgrc=jjKx2uj0FynBNM: 3. https://www.google.com/search? biw=823&bih=640&tbm=isch&sa=1&ei=W0ZjXafbEeusrgSrs5jgBQ&q= %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D1%8F %D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B7%D0%BD %D0%B0%D0%BA&oq=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BF %D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B %D0%B9+&gs_l=img.1.0.35i39j0l3j0i8i30l3.550.4880..7225...0.0..0.800.4814.2­ 3j3j2j1j2......0....1..gws­wiz­img.......0i30.CgUHgFUp6_U#imgrc=SK0nVy1vbIAvFM: 4. https://www.google.com/search? biw=823&bih=640&tbm=isch&sa=1&ei=W0ZjXafbEeusrgSrs5jgBQ&q= %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85+ %D0%BE+%D0%BC%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%BC+ %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B5&oq=%D1%84%D0%BE %D1%82%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85+%D0%BE+%D0%BC %D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D0%B7%D0%BD %D0%B0%D0%BA%D0%B5&gs_l=img.12...1241.11072..13758...1.0..0.1488.9727.2­ 8j3j1j4j3j1......0....1..gws­wiz­ img.......0j0i30j0i8i30j0i24._sFstsuTh3M&ved=0ahUKEwjn9LmCwZ_kAhVrlosKHasZ BlwQ4dUDCAY#imgrc=IYiE4rHI9jrjmM:

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка на тему "ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2019