Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика +1
6 кл
14.04.2017
Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
Публикация является частью публикации:
Числительное как часть речи.doc
Тема урока: Имя числительное как часть речи Класс: 6 Тип урока: изучение нового материала Оборудование: доска, презентация, учебник, игры, фразеологический словарь русского языка для школьников Цели:  1. сформировать понятие об имени числительном как части речи, вырабатывать умение находить числительные в предложениях; 2. воспитывать любовь и интерес к изучению русского языка; 3. развитие речи учащихся. Ход урока. I. Орг. момент Слово учителя: Внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика». О каких частях речи в нём говорится? На доске заполняется кластер местоиме ние существи тельное  прилагате льное союз числител ьное части  речи глагол предлог междоме тие частица наречие Весёлая грамматика. Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным – весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы –  местоименье, Бьёт числительное – семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Нам их надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах. А потом у тёплой печи Повторяем части речи!  ­ Какие новые части речи прозвучали? Учащиеся перечисляют. II. Новая тема Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью речи ­ числительным.   Итак, тема нашего урока –  имя числительное как часть речи (запись в тетрадях даты и темы урока) (слайд № 1) Морфологический разбор слова «числительное». Вывод: обозначает число.   Впервые понятие числительного фиксируется в словаре Поликарпова 1704 года.      Невозможно   представить   себе   языка   без   имени   числительного.   Мы   каждый   день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел.   На уроках математики, географии, истории  вы давно пользуетесь числительными. А в быту? В каком доме вы живёте? Сколько вам лет? В каком классе вы учитесь? Какое сегодня число?  Что стало бы невозможным, не будь в мире цифр? (Ответы учащихся). Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать.  Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим (сможем ли мы перечислить все существительные, глаголы, прилагательные). В любом толковом словаре     числительные приведены полностью,   и новые вряд ли появятся.  По   частоте   употребления   в  речи     числительные   занимают   восьмое   место.  Наиболее употребительными являются числа первого десятка.  Частотность употребления числительных в речи доказывается большим количеством фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок, в которых они употребляются. Сегодня на уроке мы в этом убедимся.  Попробуйте сформулировать цели урока. Чем мы будем заниматься? (слайд № 2) Узнать, что … Научиться… Развивать… Работа с учебником.  Прочитайте параграф 59, найдите ответы на следующие вопросы (слайд  № 3): 1. На какие вопросы отвечает имя числительное? 2. Что оно обозначает? 3. Приведите примеры количественных числительных. 4. Приведите примеры порядковых  числительных. 5. Какими членами предложения может быть числительное?   Какая проблема возникает при изучении имени числительного?  (Есть другие части речи со значением числа) Анализ предложений. (слайд № 4). В каких предложениях выделенные слова  числительные?  1. В кабинете остались одни стулья. 2.  Один знакомый обещал отремонтировать стул. 3. Одна пчела немного мёду натаскает (объяснить пословицу). III. Закрепление материала Разобрать по членам предложения (слайд № 5) Два сапога – пара. Семеро одного не ждут. Двум смертям не бывать. Доброе дело три века живёт.  Какой фразеологизм зашифрован? (Слайды № 6, 7, 8, 9). Объясните значение, назовите числительное. (Показать словарь) За семью печатями – что­то непонятное, недоступное пониманию, разумению. Как две капли воды – очень похожи, о людях, реже о животных и предметах. За двумя зайцами – когда кто­то берётся сразу за несколько дел и поэтому ни одного не может хорошо сделать или довести до конца. Два сапога пара ­  полностью подходят друг к другу. Игра «Фотоглаз» Семи пядей во лбу (разг) – о человеке, отличающемся обширными знаниями и живым умом. Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами – 18 см. В основе выражения – представление о том, что   по   высоте   лба  можно  судить  об   умственных   способностях  человека,   однако   во фразеологизме изначально заложено преувеличение, так как не может быть человека с высотой лба более 1 метра. Число 7 здесь использовано в магическом значении. За семь вёрст киселя хлебать (прос, шут)  – далеко и попусту идти, ехать; напрасно стремиться   куда­либо,   имея   возможность   получить   желаемое   на   месте.   Верста   ­ старинная   мера   длины,   составляющая   чуть   больше   километра,   является   символом большого   расстояния   во   многих   русских   пословицах   и   поговорках.   Кисель   – национальное русское кушанье. Поскольку кисель был обычным повседневным блюдом, ехать за ним далеко не было смысла.   Один как перст  – о человеке одиноком, не имеющем родственников, находящемся в полном одиночестве. Перст – палец. Древние славяне, считая по пальцам, начинали с большого,     который   отстоит   от   4   остальных.   Образ   отдельно   стоящего   пальца, начинавшего счёт, и лёг в основу выражения.  Двадцать два несчастья (разг) ­  о человеке, который постоянно попадает в неприятные ситуации. Из Чехова, конторщик Епиходов В три погибели – очень низко (гнуться). Первоначально: ломать тело человека, пригибая голову к ногам (средневековая пытка). Восьмое чудо света  (ирон) – о чём­либо удивительном, необыкновенном, достойном восхищения. Семью чудесами света в древности назывались 7 сооружений, поражавших своей   великолепием   и   грандиозностью.   Эти   чудеса   пользовались   огромной популярностью, поэтому новое достижение человечества называют 8 чудом света.  Объяснить орфограмму: несчастья, во лбу Продолжите пословицу (слайд № 10) За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь). Семь раз отмерь – (один раз отрежь). Один ум хорошо, (а два лучше). Одна нога тут, (другая там). Один пашет, (а семеро руками машут). Составьте схему последнего предложения. Объясните пунктограммы. Физкультминутка Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Отгадайте загадку. Назовите числительное. 1. Четыре братца под одной крышей (стол). 2. Сто одёжек и все без застежек (капуста). 3. Выходили двенадцать молодцев, выпускали триста шестьдесят пять лебедей  (месяцы и год). 4. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят (глаза). 5. У двух матерей по пять сыновей, а имя одно всем (руки, пальцы). 6. Два соболя Лежат хвостами Друг к другу (брови) 7. Живёт между камнями голова с 4мя ногами (черепаха) 8. На пяти проводах  Отдыхает стая птиц (ноты) 9. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят (пальцы в варежке) 10. Десять мальчиков Живут в зелёных чуланчиках (горох) Сообщения учащихся о числительных 5, 7 и 40 Числу пять Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим, наверное, согласятся все школьники.  Древние   считали   число   «5»   символом   риска,   приписывали   ему   непредсказуемость, энергичность и независимость. У многих древних народов семь считалось особым числом.  Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух жизненно важных чисел трёх   и  четырёх.  Три  человека:   отец,  мать  и  ребёнок  –  составляют   основу  жизни,  а четыре   –   это   число   стран   света   и   направлений   ветра,   откуда   приходит   дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. Древние греки ежегодно избирали семь лучших трагических и комических актёров.  Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. Этот список использования числа семь у самых разных народов мира можно продолжать до бесконечности.  Слово   сорок   в   Древней   Руси   было   именем   существительным.   Оно   означало   мешок. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок, то есть мешок, вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями или белками и, наконец, числительное сорок.  Итоговое тестирование (Слайд № 11) 1. Числительное – служебная часть речи. 2. Числительное может обозначать количество предметов. 3. Числительное может отвечать на вопрос где? 4. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и порядковые. 5. Имена числительные могут быть разными членами предложения.  IV.Итоги урока  Что нового мы сегодня узнали? (числительное, новые слова, фразеологизмы) V. Домашнее задание (слайд № 13):  Написать 7 пословиц с числительными, по одной подготовить рассказ

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017