Данный материал представляет собой технологическую карту урока по русскому языку для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема урока "Слог. Деление слов на слоги". Думаю, что данный материал будет полезен педагогам работающими с детьми с ОВЗ. Урок построен в игровой форме, много интересных игровых моментов.
Технологическая карта урока по русскому языку в начальной школе
Класс: 3 «А»
Тип урока: комбинированный
Тема урока
Цель
Задачи
«Слог. Деление слов на слоги»
Отработка умения деления слов на слоги.
Образовательные:
(предметные БУД)
закреплять умения делить слова на слоги;
закреплять знания детей о слоге;
закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов;
расширять словарный запас;
Развивающие:
(метапредметные результаты):
формировать умения понимать причины успеха (неудачи) учебной деятельности и
оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Воспитательные:
(личностные БУД
Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению
Коррекционные:
Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основеупражнений в запоминании слов
З доровьесберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Предметные:
Ученик научится:
соотносить слово, слог
делить слова на слоги
Формируемые БУД
Личностные:
положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные:
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
Коммуникативные:
ученик научиться или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с
соседом по парте, в группе, адекватно использовать речь для планирования своего действия.
Познавательные:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Слово, слог
Планируемые
результаты
Основные понятия
Межпредметные связи Окружающий мир, чтение
Оборудование
Учебник: Якубовская Э.В. «Русский язык». 3 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2018г.Загадки, карточки, раздаточный материал
Задачи
этапа урока
(вида работ)
I.Оргмомент
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка к
усвоению
материала
1.Актуализация
знаний
Речевая
разминка
Ход урока
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, – под рукой!
Сообщают о готовности к уроку.
Запись числа и классной работы в
рабочей тетради.
Чётко повторяем за мной: Ом ом ом
мы построим дом.
А теперь говорим чуть быстрее и чётче:
Ом ом ом мы построим дом.
Проговаривают за учителем
Планируемые
результаты
БУД
Личностные:
понимают значение
знаний для человека,
имеют желание
учиться.
Регулятивные:
самостоятельно
организовывают свое
рабочее место
Личностные:
понимают значение
знаний для человека и
принимают его; имеют
желание учиться;
стремятся хорошоРебята отвечают на вопросы
учителя (Это Аня и Ваня)
Слушают музыку
Какой звук повторяется несколько раз?
(звук м)
Смотрите ребята, вы узнаете этого
мальчика и девочку?
Да, верно, это наши друзья Аня и Ваня.
Однажды Ваня и Аня выщли из дома и
пропали.
Вот куда они пошли?
Чтобы, узнать куда пошли дети, нам нужно
послушать музыку.
Что вы представили, слушая музыку? Куда
могут пойти дети? (лес)
Почему вы так решили?
Да, ребята, мы с Аней и Ваней сегодня
отправимся в лес. Сейчас давайте
поработаем в тетрадях и дальше
продолжим путешествие по лесу, но, чтобы
наши пальчики писали красиво, давайте с
вами сделаем гимнастику.
2. Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель: создание
условий для
возникновения у
детей
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
3. Актуализация
знаний
(воспроизведение
учащимися
знаний)
Цель:
подготовить
учиться и
сориентированы на
участие в делах
школы.
Уметь слушать и
понимать речь других.
(Коммуникативные).
Проявлять интерес к
изучению темы.
(Личностные )
Уметь слушать и
понимать речь других.мышление
учащихся к
следующим
шагам учебной
деятельности.
САМОМАССАЖ.
У сосны, у пихты, ёлки
Очень тонкие иголки,
Но ещё сильней , чем ельник,
Вас уколет можжевельник
Открываем тетради, записываем число,
классная работа.
С новой строчки прописываем букву Лл
Придумать слова, которые начинаются со
звука/л/ – твердого или мягкого.
Придумать предложение с любым словом.
(Коммуникативные)
Уметь строить
понятные для партнёра
высказывания в рамках
учебного диалога.
Уметь планировать
своё действие в
соответствии с
поставленной задачей.
(Регулятивные)
(Дети в ладошках катают колючие
бигуди
Работают в тетрадях
Придумывают слова, которые
начинаются со звука/л/ –твердого
или мягкого.
Придумывают предложение,
записывают, которое понравилось.
В лесу поют птицы. Красиво в
осеннем лесу. В лесу красивые
дереья.
Подчеркивают гласные
4. Постановка
цели и задач
урока.
Цель:
организовать
формулирование
темы и цели
Молодцы, ребята, у вас все хорошо
получилось. Продолжаем дальше наше
путешествие. Ане и Ване так понравилось в
лесу, что они и не заметили, как ушли
далеко вглубь леса и заблудились. Давайте
поможем им, позовем их.
Дети вместе кричат:
Ау, Аня, ау, Ваня!
по слогам
Проявлять интерес к
изучению темы.
(Личностные)
Работать с несложной
по содержанию и
структуреурока
учащимися.
Как мы произнесли их имена?
(Учиться делить слова на слоги).
Отгадывают загадки.
Записывают слова на доске и в
тетрадях
Определяют количество слогов.
(одуванчик – 4 слога,т.к. 4
гласных, о.у,а,и, ландыши – 3 слога
т.к. 3 гласных буквы – а,ы,и, ,
медуница – 4 слога т.к 4 гласных
буквы, е,у,и,а)
Предположите, чем мы будем заниматься
сегодня на уроке?
Пошли ребята по тропинке и увидели на
полянке красивые цветочки.
А вот какие цветочки, мы узнаем, отгадав
загадки:
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит...
(одуванчик)
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие...
(ландыши)
Появился изпод снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
информацией
(понимать
изображение, текст,
устное высказывание,
элементарное
схематическое
изображение, таблицу,
предъявленных на
бумажных и
электронных и других
носителях).
(Познавательные)
Вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель−ученик,
ученик–ученик,
ученик–класс,
учитель−класс);
(Коммуникативные)Чистый маленький …(подснежник)
Организует работу у доски.
Как определить количество слогов в
слове?
Давайте проверим свой вывод с правилом.
Знакомство с правилом с. учебник.
Организует физминутку.
Игра «Словослог». Я читаю слова, а вы,
если услышите слогхлопайте, а если слово
присядайте.
Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена,
от, оса, у, школа, под.
В лесу Аня и Ваня увидели много деревьев,
давайте откроем учебники на с. упр. и
прочитаем какие деревья там росли
Работа в парах
Делают вывод, что нужно
определить количество гласных
букв, и тогда узнаем количество
слогов.
Читают правило и делают вывод,
что они правильно определили
количество слогов.
Хлопают в ладоши, или приседают.
Учащиеся читают слова,
выписывают их в тетрадь и делят на
слоги
В лесу живет Умный совенок, который
Выполняют задание
5. Физминутка
Игра «Слово
слог».
6. Первичное
усвоение и
первичное
применение
полученных
знаний.
Цель:
Проявлять интерес к
изучению темы.
(Личностные)
Уметь высказывать
своё предположение на
основе работы с
материалом учебника.
(Регулятивные)организовать
применение
знаний при
выполнении
упражнений.
Способствовать
развитию
самостоятельной
работы детей.
предлагает выполнить задание, чтобы найти
дорогу домой, нужно. «Распределить слова
по колонкам: 1 слог, 2 слога, 3 слога».
Карточка со словами (написаны слова: кот,
корова, дом, лес, цветок, трава, воробей)
Почему слова дом, кот, лес расположили
в 1 колонке?
Организует проверку задания по образцу
Работа по учебнику.
Организует самостоятельную работу и
взаимопроверку тетрадей.
Работают в парах, распределяют
слова по колонкам.
Вывод: слова: дом, кот, лес
расположим на 1 колонке т.к. в
этих словах одна гласная, значит 1
слог, слова: корова, воробей – в
третьй колонке т.к. три слога,
цветок, трава – во второй колонке
т.к. 2 слога.
Выполняют самостоятельную
работу.
Выполняют проверку. (За доской
написаны слова, дети проверяют,
оценивают: +, )
Давайте подведём итог.
Как мы должны делить слова на слоги.
Как определить количество слогов?
Определяем сколько гласных,
столько и слогов.
Уметь
комментировать
учебные действия при
выполнении задания.
(Регулятивные)
Уметь планировать
своё действие в
соответствии с
поставленной задачей.
(Регулятивные)
Проявлять интерес к
изучению темы.
(Личностные )
Уметь использовать
приобретённые знания
при выполнении
самостоятельной
работы.
(Познавательные)
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
Уметь адекватно
оценивать свои7. Рефлексия
Цель:
организация
рефлексии и
самооценки
учениками своей
учебной
деятельности на
уроке.
8. Домашнее
задание
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают
собственную деятельность на
уроке, делятся впечатлениями о
выполнении заданий.
действия.
(Коммуникативные)
(Коммуникативные)
Уметь адекватно
оценивать свои
действия.
Задает и объясняет его выполнение
(Упр. 8, стр. 63.)
Ребята записывают.
Список использованной литературы
1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной
школы ». – М., 2008.
3. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;4. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
5.
«Обучение учащихся IIV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.