Весь курс русского языка нацелен на обучение школьников устному и письменному
общению средствами языка, на широкое использование детского языкового опыта, его
обогащения и развития на основе деятельностного подхода к изучению языка.
Данному уроку предшествовала неделя подготовки. На уроках чтения и русского языка
учащиеся познакомились с описанием наступления весны в художественных произведениях
Г. Скребицкого, В. Бианки, А. Чехова, наблюдали над средствами художественной
выразительности, которыми пользовались авторы (эпитеты, сравнения, олицетворение),
сравнивали разные по стилистике тексты (деловое сообщение, словесная картинка) и
учились редактировать тексты. Намечая ход работы, я ориентировалась на общий уровень
класса: знание предмета, память учащихся, их эмоциональное состояние и готовность к
уроку.
Цель:
формировать умение составлять художественное описание, вызванное картинами
природы;
формировать коммуникативноречевые умения по сопоставлению выразительных средств,
используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись);
способствовать развитию творческого воображения детей;
обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передавать основную мысль
произведения и своё настроение с помощью художественных текстов;
учить воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться;
научить писать словесные зарисовки по составленному плану и опорным словам.
Оборудование урока:
Видеозарисовка о весне, карточки – опорные слова из текстов произведений, прочитанных
детьми.
на доске: название словесной зарисовки “Вот и весна!”, Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
1. Организационный
момент.
Проверка готовности учащихся к
уроку.
Оформление тетради.
Деятельность
учащихся
Подготовка рабочего
места.
2. Подготовительный
этап.
Просмотр видео
Какие чувства вызвали у вас эти
картины и эта музыка?
3. Постановка цели
урока.
На этом уроке мы попробуем написать
словесную зарисовку картин
пробуждающейся природы. Какими
средствами можно передать картины
природы, своё отношение к ней?
Отношение к природе
можно передать
словами, как делают
это поэты и писатели.
4. Подготовительная
работа.
5. Работа над
текстами
произведений о весне.
Вспомните и назовите приметы весны.
Все эти приметы рождают у человека
настроение, которое хочется выразить в
стихах, музыке, прозе.
Прочитайте текст Сладкова «Голубая
пора»
Почему в тексте так часто
употребляется слово голубой?
Становится тепло,
солнце светит, небо
ясное, бегут ручьи,
капель…
Голубой месяц март.
Голубое небо, снега
голубые, голубая даль.
А на горизонте – синяя
полоска далёкого леса.
Весь мир голубой.
Что сказал автор про небо?
небо голубое
Про снег?
Про лес?
снег голубой
лес синий
Про весь мир?
весь мир голубой Сравнение двух
отрывков.
Сравните текст Сладкова с отрывком
Г. Скребицкого из упр.506.
Что в этих двух текстах общего?
Чем они отличаются?
На какой признак весны обратил
внимание Скребицкий?
Рассмотрите иллюстрацию к тексту.
Значение какого слова можно понять с
помощью иллюстрации?
Закончите главную мысль текста.
В лесу всё бело, а
поперёк тропы от
деревьев лежат тени,
синиесиние. Таких
теней зимой не бывает.
Это уже ….
Физ. минутка
Работа над текстом
упр.491 (тетрадь).
В работе компьютера произошёл сбой
и два отрывка из рассказа Скребицкого
перепутались.
Работа в печатной
тетради.
Проверка
Разделите отрывки и решите, о чём
говорится в первом, о чём во втором?
Подчеркните слова, которые
указывают на тему каждого текста
Сколько предложений в первом
тексте?
Сколько во втором?
Какое предложение можно
использовать и в первом и во втором
текстах?
Почему “вестники”?
Что такое проталины?
От какого слова произошло?
Работа в печатной
тетради.
Озаглавьте каждый текст. Впишите
они несут вести о
весне
места, где снег уже
растаял
таять заголовки на приготовленные строчки.
Прозвучали произведения о ранней
весне. Самые разные приметы весны
привлекали внимание писателей. Мы
разобрали несколько произведений и
выделили главные слова.
Почувствовали настроение весны. А
теперь пора записать то, что мы узнали,
запомнили, ощутили. А ещё мы
составили с вами план зарисовки в виде
опорных слов.
6. Обобщение
Физ. минутка
7. Подготовка к
составлению
словесной зарисовки.
Запишите тему урока “Вот и весна”.
Это и будет заголовок вашей зарисовки.
Запишите первое предложение.
Пересказ первого
отрывка.
Что сказано о небе?
Что сказано о солнце?
Что сказано об облаках
8. Изложение
9. Творческая
работа.
следующие предложения вы составите
сами, используя опорные слова. Эти
опорные слова будут служить вам
планом работы. План в работе нужен
для того, чтобы содержание было
полным, раскрывало тему работы.
Постарайтесь при написании зарисовки
придерживаться этого плана.
голубое лазурное светлое
ласковое тёплое
кучевые рыхлые
Вот и весна.
С каждым днём мы
чувствуем весну всё
сильнее и сильнее.
небо голубеет
солнце греет
, плывут кучевые
облака
Небо…
Солнце…
Облака….
Вестники…. 10. Проверка.
11. Итог урока.
12. Заключение.
синеет тает
грязный последний рыхлый
глубокие воронки первые проталины
После написания зарисовки не
забудьте прочитать её как редактор и
как корректор (проверить ошибки)
Прошу прочитать свою зарисовку о
весне и показать, как выразили своё
настроение.
Учащиеся читают свои
зарисовки.
Что вам понравилось сегодня на
уроке? Что не понравилось? Благодарю
всех за отличный урок, за то
настроение, которое вы передали мне
своими работами.
Урок русского языка на тему "Словесная зарисовка" (2 класс), программа "Гармония"
Урок русского языка на тему "Словесная зарисовка" (2 класс), программа "Гармония"
Урок русского языка на тему "Словесная зарисовка" (2 класс), программа "Гармония"
Урок русского языка на тему "Словесная зарисовка" (2 класс), программа "Гармония"
Урок русского языка на тему "Словесная зарисовка" (2 класс), программа "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.