Урок русского языка на тему "Словесная зарисовка" (2 класс), программа "Гармония"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала словесная зарисовка.doc
Весь курс русского языка нацелен на обучение школьников устному и письменному  общению средствами языка, на широкое использование детского языкового опыта, его  обогащения и развития на основе деятельностного подхода к изучению языка. Данному уроку предшествовала неделя подготовки. На уроках чтения и русского языка  учащиеся познакомились с описанием наступления весны в художественных произведениях Г. Скребицкого, В. Бианки, А. Чехова, наблюдали над средствами художественной  выразительности, которыми пользовались авторы (эпитеты, сравнения, олицетворение),  сравнивали разные по стилистике тексты (деловое сообщение, словесная картинка) и  учились редактировать тексты. Намечая ход работы, я ориентировалась на общий уровень  класса: знание предмета, память учащихся, их эмоциональное состояние и готовность к  уроку. Цель: ­ формировать умение составлять художественное описание, вызванное картинами  природы; ­ формировать коммуникативно­речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись); ­ способствовать развитию творческого воображения детей; ­ обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передавать основную мысль  произведения и своё настроение с помощью художественных текстов; ­ учить воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться; ­ научить писать словесные зарисовки по составленному плану и опорным словам. Оборудование урока: Видеозарисовка о весне, карточки – опорные слова из текстов произведений, прочитанных  детьми. ­ на доске: название словесной зарисовки “Вот и весна!”,Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя 1. Организационный  момент. Проверка готовности учащихся к  уроку. Оформление тетради. Деятельность  учащихся Подготовка рабочего  места. 2. Подготовительный  этап. Просмотр видео                                ­Какие чувства вызвали у вас эти  картины и эта музыка? 3. Постановка цели  урока. ­ На этом уроке мы попробуем написать словесную зарисовку картин  пробуждающейся природы. Какими  средствами можно передать картины  природы, своё отношение к ней? ­ Отношение к природе можно передать  словами, как делают  это поэты и писатели. 4. Подготовительная  работа. 5. Работа над  текстами  произведений о весне. ­ Вспомните и назовите приметы весны. ­ Все эти приметы рождают у человека  настроение, которое хочется выразить в стихах, музыке, прозе. ­ Прочитайте текст Сладкова  «Голубая пора» ­Почему в тексте так часто  употребляется слово голубой? ­ Становится тепло,  солнце светит, небо  ясное, бегут ручьи,  капель… Голубой месяц март.  Голубое небо, снега  голубые, голубая даль. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой.   ­ Что сказал автор про небо? ­ небо голубое ­Про снег? ­ Про лес? ­снег голубой ­ лес синий  ­Про весь мир? ­ весь мир голубойСравнение двух  отрывков. ­ Сравните текст Сладкова с отрывком  Г.  ­Скребицкого из упр.506.  ­Что в этих двух текстах общего? ­Чем они отличаются? ­На какой признак весны обратил  внимание Скребицкий? ­Рассмотрите иллюстрацию к тексту.      ­Значение какого слова можно понять с  помощью иллюстрации? ­Закончите главную мысль текста. В лесу всё бело, а  поперёк тропы от  деревьев лежат тени,  синие­синие. Таких  теней зимой не бывает. Это уже ….  Физ. минутка  Работа над текстом  упр.491 (тетрадь). ­В работе компьютера произошёл сбой  и два отрывка из рассказа Скребицкого  перепутались.    Работа в печатной  тетради.  Проверка    ­Разделите отрывки и решите, о чём  говорится в первом, о чём во втором? ­ Подчеркните слова, которые  указывают на тему каждого текста ­Сколько предложений в первом  тексте? ­Сколько во втором? ­Какое предложение можно  использовать и в первом и во втором  текстах? ­ Почему  “вестники”? ­Что такое проталины? ­ От какого слова произошло?  Работа в печатной  тетради. ­Озаглавьте каждый текст. Впишите  ­ они несут вести о  весне ­места, где снег уже  растаял ­таятьзаголовки на приготовленные строчки. ­ Прозвучали произведения о ранней  весне. Самые разные приметы весны  привлекали внимание писателей. Мы  разобрали несколько произведений и  выделили главные слова.  Почувствовали настроение весны. А  теперь пора записать то, что мы узнали,  запомнили, ощутили. А ещё мы  составили с вами план зарисовки в виде опорных слов. 6. Обобщение  Физ. минутка 7. Подготовка к  составлению  словесной зарисовки. ­ Запишите тему урока “Вот и весна”.  Это и будет заголовок вашей зарисовки. Запишите первое предложение.  Пересказ первого  отрывка. ­ Что сказано о небе? ­Что сказано о солнце? ­Что сказано об облаках 8. Изложение  9. Творческая  работа. ­ следующие предложения вы составите сами, используя опорные слова. Эти  опорные слова будут служить вам  планом работы. План в работе нужен  для того, чтобы содержание было  полным, раскрывало тему работы.  Постарайтесь при написании зарисовки  придерживаться этого плана. голубое лазурное светлое  ласковое тёплое  кучевые рыхлые  Вот и весна. С каждым днём мы  чувствуем весну всё  сильнее и сильнее. ­ небо голубеет ­ солнце греет , плывут кучевые  облака Небо… Солнце… Облака…. Вестники….10. Проверка. 11. Итог урока. 12. Заключение. синеет тает  грязный последний рыхлый  глубокие воронки первые проталины  ­ После написания зарисовки не  забудьте прочитать её как редактор и  как корректор (проверить ошибки)   ­ Прошу прочитать свою зарисовку о  весне и показать, как выразили своё  настроение. Учащиеся читают свои зарисовки.  ­ Что вам понравилось сегодня на  уроке? Что не понравилось? Благодарю всех за отличный урок, за то  настроение, которое вы передали мне  своими работами.