Урок русского языка на тему "Слово в русском языке"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Слово в русском языке"(10 класс)

Медиа
Разработки уроков
docx
Русский язык
10 кл
12.03.2017
Тип урока. Обобщение и систематизация изученного Создать условия для систематизации материала по теме. Цели как деятельность учеников. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности; понять значимость языка в жизни человека; Метапредметные: Перерабатывать и преобразовывать информацию (тезисы), воспринимать и вычленять нужную информацию. Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала. Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами. Предметные: Обобщить теоретические основы вопросов раздела «Лексикология». Актуализировать умения, сформированные при их изучении. Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: - определять лексическое значение слова, фразеологизма; - употреблять слова в соответствии с их значением. Предполагаемые результаты: Формирование языковой компетенции: - Расширение представлений учащихся о лексической системе языка. - Закрепление навыков лексического анализа фрагмента текста. - Формирование коммуникативной компетенции: - Формирование правильной и эффективной речи. - Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Урок 2 слово и его значение.docx
Урок 1. Слово о русском языке. Тип урока. Обобщение  и систематизация изученного   Создать условия для систематизации материала по теме. Цели как деятельность учеников. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие  способности;  понять значимость языка в жизни человека;  Метапредметные: Перерабатывать и преобразовывать информацию (тезисы), воспринимать и вычленять нужную информацию.  Развивать ключевые компетенции  учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.  Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные  знания и работать с тестовыми материалами. Предметные:  Обобщить теоретические основы вопросов раздела «Лексикология».  Актуализировать умения, сформированные при их изучении.   Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: ­ определять лексическое значение слова, фразеологизма; ­ употреблять слова в соответствии с их значением. Предполагаемые результаты:    Формирование языковой компетенции: ­ Расширение представлений учащихся о лексической системе языка. ­ Закрепление навыков лексического анализа фрагмента текста. ­ Формирование коммуникативной компетенции: ­ Формирование правильной и эффективной речи. ­ Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.   Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно­нравственное воспитание I. Оргмомент. II. Проверка домашнего  задания Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Выборочная проверка сочинения – эссе по одному из высказываний упр. 1  III Введение в тему с  формулировкой задач урока. Прочтите высказывание, определите тему урока. «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал   всякое   действие   и   состояние.   Он   определил   словами   свойства   и   качества  Коммуникативные УУД  Слушать и слышать других Регулятивные УУД  Опираясь на критерии самооценки,  определять степень успешности работы. Познавательные УУД  Рассуждать, делать выводы. Регулятивные УУД Формулировать вопрос (проблему) урока.
IV. Развитие учебно языковых и речевых умений. всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!»                                                                                     С.Я. Маршак. ­   Запишите   последнее   предложение.   Объясните   все   орфограммы   и пунктограммы.   Найдите     в   предложении   слово,   употребленное   в   переносном значении. Назовите средство выразительности речи. (Сегодня   на уроке  мы  с  вами  обобщим  и  повторим   изученный материал  по  теме «Лексикология».) Выполните задания, при необходимости пользуясь учебником или Интернет. Теоретическая часть 1. Лексика – это… 2. Найдите соответствия: Слово служит наименованием предмета, действия, признака, состояния, числа Функции слова в языке 1)Коммуникативная 2)Номинативная 3) Служебная 4) Эстетическая Определение А) Слово служит наименованием предмета,  действия, признака, состояния, числа Б) Слово может служить средством  художественной выразительности В) Слово служит средством общения, сообщения,  воздействия Г) осуществление связи слов в словосочетаниях и  предложениях 3. Какие виды значения слов вы знаете? Перечислите, не давая определений. 4. Найдите соответствия 1. Омонимы 2. Омоформы 3. Омофоны 4. Омографы А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но  отличающиеся по значению Б) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и  имеющие прямо противоположные значения В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи,  одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие  разные аффиксы Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению,  выражающие одни и те же понятия, но различающиеся  Коммуникативные УУД  Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации  материала. 2.Самостоятельно вычитывать текстовую  информацию.  работаем   Примечание:  сначала самостоятельно,   затем   в   группе;   сравниваем информацию.  Самостоятельно   оцениваем работу + взаимооценивание. Регулятивные УУД  Вырабатывать критерии оценки своей работы. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме с  учётом речевой ситуации 2. Слушать и слышать других Личностные результаты Умение создавать и использовать в  практической деятельности имеющиеся  знания.
5. Паронимы 6. Синонимы 7. Антонимы оттенками значений и стилистической окраской Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по  написанию и значению Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и  написанию не во всех грамматических формах 5. Какие синонимы называются контекстуальными? 6. В основе каких выразительных средств языка лежит антонимия? Совместная устная работа.     Подбираем паронимы к словам.                                             Драматический ­ …(драматичный). Дружеский ­ …(дружелюбный). Существо ­ …(сущность). Единственный ­ …(единый). Злой ­ …(злостный). Искусно ­ …(искусственно). Подпись ­ …(роспись). Заглавный ­ …(главный). Наследие ­ …(наследство). Гнездовье ­ …(гнездо). Безответный ­ …(безответственный). Пустошь ­ …(пустырь).  Самостоятельная работа учащихся.   Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со   смешением паронимов.  Запишите  предложения в исправленном  виде. 1)  Свернув у огромного валуна,  мы прошли по открытой каменной долине к устью  реки. 2)  Он действовал всегда осторожно,  так как был опасливым человеком. 3)  Мы не заметили,   как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 4)  Наш катер подошел к лесистому острову,  окруженному светлой полосой отмели. 5)  Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и  не дали. 6) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал:  «Я бы хотел задать вам  личностный вопрос». 7)  Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того,  с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места. 8)  Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое  количество нового материала. 9)  Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки,  характер освещения — влияют на развитие растения.
10)  В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чиновники. 11)  Консервация овощей ведется из подвозимого сырья. 12)  “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, ­ сказал старик. 13)  В политике двойственные стандарты неприменимы... 14)  Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное  наказание. (Самопроверка: Допущены ошибки в предложениях: 1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»), 3) (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый сезон) следовало  употребить дождевая «несущая дождь»), 4) (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые  сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово  личностный возникло в 60­70­е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается  с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, отношение и т.п.). 6) (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочетаемостью: освоить  что­либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину,  опыт и т.п.); усвоить что­либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию,  урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить). 7) (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай»  следует употребить слово фактор «причина, движущая сила, необходимое условие  какого­либо процесса, явления».) 10) (Правильно: была предоставлена самой себе). 11) Надо писать консервирование овощей 12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному  стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный  характер, В этом предложении уместно слово житейское. 13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с  ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера:  жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать  двойные 14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2.  Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём­либо дурном. Поэтому в  данном предложении уместно именно это слово.) Работа с текстом Прочтите  текст, выпишите фразеологизмы. Напишите о роли фразеологизмов в данном тексте. Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел  мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка  он проснулся, чихнул  и живо стал. (…) ­ Умерла Клавдия Ивановна, ­ сообщил заказчик. ­ Ну, царство небесное, ­ согласился Безенчук. –Преставилась значит, старушка…  Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, ­ это смотря какая
старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, ­ значит, преставилась. А, например,  которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…  ­ То есть как это считается? У кого это считается?  ­ У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного  роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А  который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго  жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того  говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают,  железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают.  Так про них и говорят: “А наш­то, слышали, дуба дал”. Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит  Матвеевич спросил: ­ Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?  ­ Я – человек маленький. Скажут: “гигнулся Брезенчук”.  А больше ничего не скажут, ­ и строго добавил: ­Мне дуба дать или в ящик сыграть –  невозможно: у меня комплектация мелкая… Самопроверка. Богу душу отдал, не дай Бог, в ящик сыграл, приказал долго жить,  ноги протянул, помирают, дуба дают. Эти фразеологизмы  имеют разговорную окраску. Они не только обозначают  определенное явление действительности, но и характеризуют его Расскажите о лексике русского языка по плану. 1. Функции слова в языке. 2.  Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы). 3.  Паронимы 4. Изобразительно – выразительные средства лексики. 5. Фразеология. V. Обобщение и  систематизация изученного.  VI. Итог урока. Самооценивание VII. Домашнее задание.  Собрать теоретический материал по теме « Средства художественной  изобразительности» Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной  форме. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей  деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки,  определять степень успешности работы.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)