Урок разработан для учителей начальных классов в рамках обновленного содержания образования.
Способствует развитию следующих навыков: Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения, определение типов и стилей текстов, соблюдение орфографических норм. Полезен для студентов педколледжей, учителей начальных классов
Раздел: Моя школа. Лексическая тема: Береги школьные вещи!
Тема: Суффикс. (Закрепление)
УРОК:
русский
язык
Дата:
КЛАСС: 2
Цели
обучения,
которым
посвящен
урок:
Развитие
навыков:
Предполаг
аемый
результат:
Языковая
цель
Материал
прошедши
х
уроков
Школа:
Имя учителя:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения
других
2.2.4.2 определять художественные и нехудожественные тексты (стихотво рение,
рассказ, статья)
2.3.7.5 определять значимые части слова; писать слова с суффиксами оньк,
еньк и употреблять их в речи
1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации
общения
2.4 Определение типов и стилей текстов
3.7 Соблюдение орфографических норм
Все учащиеся смогут:
Вспомнить о назначении суффикса.
Большинство учащихся смогут:
Называть и записывать профессии людей, которые построили школу, используя
слова для справок.
Находить и выделять суффиксы.
Исследовать разницу между приставкой и суффиксом.
Правильно записывать слова с суффиксами.
Определить художественные и нехудожественные тексты (стихотворение,рассказ,
статья) и выделить их признаки.
Некоторые учащиеся смогут:
Рассказать о профессиях, о бережном отношении к школе.
Основные термины и словосочетания:
Состав слова, части слова, суффикс, приставка, корень, однокоренные слова,
родственные слова, пословица, сказка, рассказ, стихотворение, вопрос,
предложение, упражнение, ответ, пословица.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Кто построил для тебя школу?
Какие еще строительные профессии ты знаешь?
Как ученики должны относиться к зданию школы, созданному трудом многих
людей?
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные
буквы,алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,
высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и
письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в
собственных именах, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос
слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов,
твердые и мягкие согласные, правописание жиши, чаща, чущу, чк, чн, нщ, рщ,План
Временное
планиро
вание
шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова,
окончание, корень, приставка, родственные и однокоренные слова
Ресурсы
Планируемые мероприятия
Создание положительного эмоционального настроя
Прозвенел звонок веселый!
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем!
Мы работать начинаем!
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.
Учитель предлагает учащимся карточки со словами и просит
выделить корень в следующих словах: «Река, речка, речник. Печь,
печка, печник. Лес, лесок, лесник.»
– Назовите части слова, которые стоят после корня.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Постановка задач:
– Что такое суффикс?
– Где суффикс находится в слове?
– Какую роль играют суффиксы в слове?
Работа над темой урока.
Цель: усвоение содержания темы.
Работа по учебнику.
Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением
высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их
соединений.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить
данную пословицу.
(П) Исследовательская работа.
Работа в парах над составлением алгоритма нахождения суффикса
в словах.
Алгоритм.
1. Прочитать слово и определить в нём корень.
2. Выделить окончание.
3. Часть, которая стоит между корнем и окончанием называется
суффиксом и выделяется – .˄
(Д, К) Физминутка для глаз.
Утром капельки росы: кап, кап, кап. (Моргать три раза.)
Словно звонкие часы: кап, кап, кап. (Моргать три раза.)
Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. (Моргать три раза.)
Значит, утро истекло: кап! (Моргнуть один раз.)
Е. Чудиловская
Работа по теме урока.
Цель: выполнение практических заданий.(К, И) Работа с текстом.
Учитель подбирает текст по лексической теме. Дети отвечают на
проблемный вопрос: «Почему к школьным вещам нужно
относиться бережно?»
Определяют вид текста: стихотворение, рассказ, статья.
(К, И) Работа с иллюстрациями.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос «Люди,
каких профессий участвовали в постройке твоей школы?»
Записывают названия профессий, используя слова для справок,
выделяют в словах суффиксы щик, ник.
Проводится взаимопроверка.
Рекомендованное домашнее задание: в детских энциклопедиях или
Интернете найти информацию о строительных профессиях.
Работа по теме урока
Цель: выполнение практических заданий.
Работа по учебнику.
Игра «Верни суффиксы на место».
Ученики читают слова из упражнения; находят ошибки в
правописании суффиксов; записывают слова грамматически верно;
выделяют суффиксы; составляют и записывают с данными словами
два предложения в тетрадь. Выборочная проверка.
(К, И) Исследовательская работа.
Диаграмма Венна.
Учащиеся сравнивают части слова: приставку и суффикс;
объясняют их сходство и различие.
Работа в тетради «Что я знаю и умею».
Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.
Итог урока. Рефлексия.
Суффикс – часть …, которая стоит после … и служит для …
новых слов.