Урок русского языка "Неопределенные местоимения"(6 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК в 6 классе. ТЕМА: Неопределенные местоимения. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели урока: Обучающие:: 1. Проверка степени усвоения разрядов местоимений. 2. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей неопределенных местоимений. 3. Выявить и уяснить стилистическую роль неопределенных местоимений в художественном тексте. 4. Формировать орфографическую компетентность учащихся. Развивающие: Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся: 1. Развитие речи • Обогащение речи школьников 2. Развитие мышления • Обучение анализу поэтического текста 3. Развитие творческих способностей, образного мышления 4. Развитие умения давать самооценку своей деятельности. Воспитательные : 1.Воспитание нравственных качеств 2.Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира. 3.Воспитание любви к русскому языку, к литературе. Планируемые результаты: Предметные результаты: умение опознавать неопределенные местоимения, правильно писать, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи. Метапредметные (МПР): РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация; извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова. КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. Личностные (ЛР): ЛУУД: Ценностное отношение к умению правильно употреблять в речи и на письме неопределенные местоимения. Осознание значимости данного умения для грамотного построения образной речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки положите красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь. 1).Проверка домашнего задания -Какое упр. выполняли дома? ( Познакомить с оценочными листами) 2. Актуализация знаний. 1) Тестовая работа. Цель данной работы для учащихся: зафиксировать место затруднения в пробном действии. 1. Местоимение – часть речи, которая: 1) обозначает предмет, признак, количество; 2) указывает на предмет, но не называет его; 3) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их; 4) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо. 2. Какое местоимение является личным? 1) своего; 2) кто; 3) моя; 4) ты. 3.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа? 1) отрицательное; 2) вопросительное; 3) возвратное; 4) определительное. 4. Как пишутся местоимения, если они образованы при помощи приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь.? 1)слитно 2)раздельно 3) через дефис 5.Какие местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. (Что-то, какой-то, сколько-то)? Критерии оценивания: 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания – «3» 2 задания – «2» 1 задание – «1» 0 заданий - 0 1.Доволен ли ты своим результатом или нет? Почему? 2.Что помогло тебе справиться только с частью заданий? 3.А кто не смог справиться? 4.Что не смогли выполнить? Почему? («Не знаю»; «Нет навыка объяснения последовательности выполнения действий») Учитель: - Вы хотите узнать тему урока? Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем число, классная работа и оставим одну строку для темы. 2. Выполните словарную работу. Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему. Ути..ый, св..тить, р..сли, ша…ка, янва…ский, пос(Е,И)деть от горя, на..земный, ст..реть, ки(л, лл)ометр, ч..рный, песча ..ный, серебря..ый, без..звестный, б…жать. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока. - Предположим, какова тема урока? (Неопределённые местоимения) - А что значит слово неопределённый? (Точно не установленный) - Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите: • Познакомиться с… (неопределёнными местоимениями) • Узнать… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли) • Научиться… (правильно писать неопределённые местоимения) -Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник? Учитель читает стихотворение М. Вейцмана ( текст на доске) Понедельник – день веселый Пламенеют окна школы, Блещет вешняя вода, Понедельник – день тяжелый? Не поверим никогда! Не дадим его в обиду! Мы довольны этим днем! Снова что-нибудь увидим, Снова что-нибудь поймем! Он сулит забот немало, Но – и света, и тепла, От него берут начало Все хорошие дела! Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их. Его – личное (Р. П.) Мы – личное Он- личное Него – личное (Р. П.) - Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске Что-нибудь увидим Что-нибудь поймем Эти местоимения называются неопределенными. - Подумайте, почему они так называются? Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности. Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил, И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков) - Почему в сказках используется такое начало? 4. Первичное усвоение новых знаний. Работа с учебником. Исследование. Групповая работа 6 мин. - Предлагаю поработать в группах. (Создаются группы) . 1 группа. Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение. 1) Вечером к вам придет некто в черном. 2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) Вывод: Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. 3 группа. Склонение неопределенных местоимений. И некоторый несколько Кое-что р некоторого нескольких Кое-чего д некоторому нескольким Кое-чему в некоторый несколько Кое-что т некоторым несколькими Кое-чем п некотором нескольких Кое о чем Вывод : неопределенные местоимения могут изменяться по падежам И. п. кто-то Р. п. кого-то Д. п. кому-то В. п. кого-то Т.п. кем-то П. п. о ком-то 2 группа. Правописание неопределенных местоимений. 4) На берегу реки росла какая-то пышная зелень. 5) Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. 6) Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне. 7) Кое-где по стенам были развешаны картины. 8) Кое с кем случился истерический припадок. Вывод :. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-. 4 группа -По правилу учебника на стр.80 выясните , каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения. Кто-то постучал в дверь.. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему 5 группа -Выясните по материалу учебника стр.81 (внизу), почему неопределенные местоимения некто, нечто, несколько, некоторый пишутся слитно с частицей не. 6 группа -Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто ( учебник стр.81 (вверху). Вывод: Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Местоимение что, в том числе в составе производных от него ( чтобы, что-то и др.), произносится как [ што]. Исключение составляет неопределённое местоимение нечто. 7 группа -От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры. 8 группа С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471) -Что мы выяснили о неопределенных местоимениях? Вывод: (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ). Учитель: - Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений? ФИЗМИНУТКА Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Выдохнули, вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. 5. Первичная проверка понимания. 1.Работа в парах. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений. … громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик. (По Б. Полевому) Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то. 2. Задание Работа с текстом. в тетради (Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому светло-желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что прошел пол-леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. (Д.Мамин-Сибиряк) 6. Закрепление материала. Тест №2 1. Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения 1) обозначают признак предмета по принадлежности 2) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества 3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества 4) указывают на того, о ком говорят 2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение 1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. 2) Кто посмеется над струной? Где скрыта память о Бояне? 3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. 4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. 3. Какое местоимение пишется в одно слово: 1) (не)кий 2) кое(с) кем 3) (кое)какой 4) скольких(нибудь) 4. Какое местоимение пишется через дефис: 1) как(будто) 2) (не)сколькими 3) чей(либо) 4) (подо) мной 6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение? 1) каким-то чудом 2) кто в лес, кто по дрова 3) взять себя в руки 4) только его и видели 7.Рефлексия (подведение итогов занятия) Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты? - Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу. Игра «Закончи мысль» • Неопределенные местоимения указывают на… • Неопределенные местоимения изменяются… • Неопределенные местоимения образуются от… • Образуются при помощи приставок…, суффиксов…. 8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению 1.Упражнение правило стр. 80-82. Упр. 472. 2. Сочините сказку « Эти необычные местоимения» ОЦЕНКИ ( по оценочному листу) Ути..ый, св..тить, р..сли, ша…ка, янва…ский, пос(Е,И)деть от горя, на..земный, ст..реть, ки(л, лл)ометр, ч..рный, песча ..ный, серебря..ый, без..звестный, б…жать. 1 группа. Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение. 1) Вечером к вам придет некто в черном. 2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) Вывод: 3 группа. Склонение неопределенных местоимений. И некоторый несколько Кое-что р д в т п Вывод : 2 группа. Правописание неопределенных местоимений. 4) На берегу реки росла какая-то пышная зелень. 5) Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. 6) Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне. 7) Кое-где по стенам были развешаны картины. 8) Кое с кем случился истерический припадок. Вывод: 4 группа -По правилу учебника на стр.80 выясните, каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения. Кто-то постучал в дверь. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему. Вывод: 5 группа -Выясните по материалу учебника стр.81 (внизу), почему неопределенные местоимения некто, нечто, несколько, некоторый пишутся слитно с частицей не. Вывод: 6 группа -Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто ( учебник стр.81 (вверху). Вывод: 7 группа -От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры. Вывод: 8 группа С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471) Вывод: 1.Работа в парах. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений. … громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик. (По Б. Полевому) Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то. 2. Задание Работа с текстом. в тетради (Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому светло-желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что прошел пол-леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. (Д.Мамин-Сибиряк) Тест №2 1. Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения 1) обозначают признак предмета по принадлежности 2) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества 3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества 4) указывают на того, о ком говорят 2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение 1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. 2) Кто посмеется над струной? Где скрыта память о Бояне? 3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. 4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. 3. Какое местоимение пишется в одно слово: 1) (не)кий 2) кое(с) кем 3) (кое)какой 4) скольких(нибудь) 4. Какое местоимение пишется через дефис: 1) как(будто) 2) (не)сколькими 3) чей(либо) 4) (подо) мной 5. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение? 1) каким-то чудом 2) кто в лес, кто по дрова 3) взять себя в руки 4) только его и видели
Иконка файла материала неопред. мест. 6.doc
1. 2. 3. 4. 1.  2.  3. 4. 1   УРОК     в 6 классе.        ТЕМА:  Неопределенные местоимения.                               Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели урока: Обучающие:: Проверка степени усвоения разрядов местоимений. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико­ грамматических особенностей неопределенных  местоимений.  Выявить   и   уяснить   стилистическую   роль   неопределенных   местоимений   в художественном тексте. Формировать орфографическую  компетентность учащихся. Развивающие:      Развитие учебно­познавательной, коммуникативной и информационной  компетентностей обучающихся:  Развитие речи Обогащение речи школьников  Развитие мышления Обучение анализу поэтического текста Развитие творческих способностей, образного мышления Развитие умения давать самооценку своей деятельности. Воспитательные :       1.Воспитание нравственных качеств 2.Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.  3.Воспитание любви к русскому языку, к литературе. Планируемые результаты:  Предметные результаты: умение опознавать неопределенные местоимения, правильно  писать, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в  речи. Метапредметные (МПР): РУУД:  целеполагание   на   уровне   принятия   практической   задачи   и   постановки учебной задачи;  ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ   объектов   с   выделением   существенных   признаков,   обобщение,   сравнение, классификация;  извлекать   информацию   из   разных   источников   (словаря,   текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова. КУУД:  допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. Личностные (ЛР):         ЛУУД: Ценностное отношение к умению правильно употреблять в речи и на письме неопределенные   местоимения.   Осознание   значимости   данного   умения   для   грамотного построения   образной   речи.   Ценностное   отношение   к   совместной   познавательной деятельности.                                              ХОД УРОКА 1. Организационный этап.  ­ Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок.2 Сядьте вы за парты тихо, Руки положите  красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь. 1).Проверка домашнего задания ­Какое упр. выполняли дома?  ( Познакомить с оценочными листами) 2. Актуализация знаний.  1) Тестовая работа. Цель данной работы для учащихся: зафиксировать место затруднения в пробном действии. 1. Местоимение – часть речи, которая: 1) обозначает предмет, признак, количество; 2) указывает на предмет, но не называет его; 3) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их; 4) обозначает принадлежность к кому­либо или чему­либо. 2. Какое местоимение является личным? 1) своего; 2) кто; 3) моя; 4) ты. 3.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа? 1) отрицательное; 2) вопросительное; 3) возвратное; 4) определительное. 4.   Как   пишутся   местоимения,   если   они   образованы   при   помощи   приставки   кое­   и суффиксов –то, ­либо, ­нибудь.? 1)слитно 2)раздельно 3) через дефис 5.Какие местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. (Что­ то, какой­то, сколько­то)? Критерии оценивания: 5 заданий – «5»                                          4 задания – «4»                                          3 задания – «3»                                          2 задания – «2»                                          1 задание – «1»                                          0 заданий ­ 0 1.Доволен ли ты своим результатом или нет? Почему? 2.Что помогло тебе справиться только с частью заданий? 3.А кто не смог справиться?  4.Что   не   смогли   выполнить?   Почему?  («Не   знаю»;   «Нет   навыка   объяснения последовательности выполнения действий»)   Учитель: ­ Вы хотите узнать тему урока? Учитель: ­ Тогда приступаем к работе.  Запишем число, классная работа и оставим одну строку для темы. 2. Выполните словарную работу. Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему.3 Ути..ый, св..тить, р..сли, ша…ка, янва…ский, пос(Е,И)деть от горя,  на..земный, ст..реть, ки(л, лл)ометр, ч..рный, песча ..ный, серебря..ый,  без..звестный, б…жать. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся.  Формулировка темы урока. ­ Предположим, какова тема урока?  (Неопределённые местоимения) ­ А что значит слово неопределённый?   (Точно не установленный) ­ Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:  Познакомиться с…  (неопределёнными местоимениями)  Узнать…    (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании,  морфологических признаках и синтаксической роли)  Научиться…  (правильно писать неопределённые местоимения) ­Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник? Учитель читает стихотворение М. Вейцмана ( текст на доске) Понедельник – день веселый Пламенеют окна школы, Блещет вешняя вода, Понедельник – день тяжелый? Не поверим никогда! Не дадим его в обиду! Мы довольны этим днем! Снова что­нибудь увидим, Снова что­нибудь поймем! Он сулит забот немало, Но – и света, и тепла, От него берут начало Все хорошие дела! Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их. Его – личное (Р. П.) Мы – личное Он­ личное Него – личное (Р. П.) ­ Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске4 Что­нибудь увидим Что­нибудь поймем Эти местоимения называются неопределенными. ­ Подумайте, почему они так называются? Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки  неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности. Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки. (В некотором царстве,  в некотором государстве жил­был помещик, жил,  И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин) В некоем царстве, в некоем государстве жил­был богатый купец, именитый человек. (С.  Аксаков) ­ Почему в сказках используется такое начало? 4. Первичное усвоение новых знаний.  Работа с учебником. Исследование.    Групповая работа  6 мин. ­ Предлагаю поработать в  группах. (Создаются  группы) .                                                      1 группа.                                 Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1  поставить ударение. 1) Вечером к вам придет некто в черном.  2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) Вывод: Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.                           Склонение неопределенных местоимений.        3 группа.  несколько И некоторый нескольких р некоторого некоторому нескольким д некоторый в некоторым т п некотором Кое­что Кое­чего Кое­чему несколько Кое­что несколькими Кое­чем нескольких Кое о чем Вывод : неопределенные местоимения могут изменяться по падежам И. п. кто­то Р. п. кого­то Д. п. кому­то В. п. кого­то Т.п. кем­то П. п. о ком­то5                                                                2 группа.                                                        Правописание неопределенных местоимений. 4) На берегу реки росла какая­то пышная зелень. 5) Расскажите что­нибудь о вашей поездке по стране. 6) Если вы заметите что­либо подозрительное, тут же сообщите мне. 7) Кое­где по стенам были развешаны картины. 8) Кое с кем случился истерический припадок. Вывод :. В неопределенных местоимениях с суффиксом ­то, ­либо, ­нибудь обязательно  нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным  местоимением стоит приставка КОЕ­.                                                   4 группа ­По  правилу учебника на  стр.80 выясните , каким членом предложения могут быть  неопределенные местоимения. Кто­то постучал в дверь.. Летали какие­то чайки О чем­то кричали ему ­Выясните по материалу учебника  стр.81 (внизу), почему неопределенные местоимения   некто, нечто, несколько, некоторый пишутся слитно с частицей не. 5 группа                                                            6 группа ­Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто  ( учебник  стр.81 (вверху).  Вывод: Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.  Местоимение что, в том числе в составе производных от него ( чтобы, что-то и др.), произносится как [ што]. Исключение  составляет неопределённое местоимение нечто. ­От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр.  81 упр .471) Приведите примеры. 7 группа6     8 группа С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471) ­Что мы выяснили о неопределенных местоимениях? Вывод:   (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ ­ и суффиксов ­ТО, ­ЛИБО, ­НИБУДЬ). Учитель: ­ Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных  местоимений?  ФИЗМИНУТКА Быстро встали, улыбнулись,                                                                                                                           Выше­выше подтянулись.                                                                                                                               Ну­ка плечи распрямите,                                                                                                                              Поднимите, опустите.                                                                                                                                     Вправо, влево повернитесь,                                                                                                                            Рук коленями коснитесь.                                                                                                                                Выдохнули, вздохнули дружно.                                                                                                                     Нам урок продолжить нужно.                                                                                                          Подравнялись, тихо сели                                                                                                                                И на доску посмотрели. 5. Первичная проверка понимания.  1.Работа в парах. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений.            … громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части.  Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик. Слова для справок:  чьими ­ то, кто­нибудь,  несколько, что­то, какое­то.                                              (По Б. Полевому) 2. Задание  Работа с текстом. в тетради        (Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому  светло­желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что  прошел пол­леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не  объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот  послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из­за деревьев показались ветвистые  рога оленя.                             (Д.Мамин­Сибиряк) 6. Закрепление материала.                                                        Тест №2 1. Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения  1) обозначают признак предмета по принадлежности 2) выражают отсутствие чего­либо: предмета, признака, количества7 3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества 4) указывают на того, о ком говорят 2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение 1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности,  спускаются в лощины, а кое­где растут даже под водой.  2) Кто посмеется над струной? Где скрыта память о Бояне?  3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает.  4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал.  3. Какое местоимение пишется в одно слово: 1) (не)кий 2) кое(с) кем 3) (кое)какой 4) скольких(нибудь) 4. Какое местоимение пишется через дефис: 1) как(будто) 2) (не)сколькими 3) чей(либо) 4) (подо) мной 6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение? 1) каким­то чудом 2) кто в лес, кто по дрова 3) взять себя в руки 4) только его и видели   7.Рефлексия (подведение итогов занятия) Учитель: ­ Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока,  достигнуты?  ­ Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они  образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических  умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена  информация  о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу.  Игра «Закончи мысль» • Неопределенные местоимения указывают на… • Неопределенные местоимения изменяются… • Неопределенные местоимения образуются от… • Образуются при помощи приставок…, суффиксов…. 8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению  1.Упражнение правило стр. 80­82. Упр. 472.  2. Сочините сказку  « Эти необычные местоимения» ОЦЕНКИ ( по оценочному листу)8 Ути..ый, св..тить, р..сли, ша…ка, янва…ский, пос(Е,И)деть от горя, на..земный, ст..реть,  ки(л, лл)ометр, ч..рный, песча ..ный, серебря..ый, без..звестный, б…жать.                                Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1  поставить ударение. 1 группа. 1) Вечером к вам придет некто в черном.  2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) Вывод:                           Склонение неопределенных местоимений.        3 группа. некоторый несколько Кое­что И р д в т п Вывод :                                                        Правописание неопределенных местоимений. 2 группа.9 4) На берегу реки росла какая­то пышная зелень. 5) Расскажите что­нибудь о вашей поездке по стране. 6) Если вы заметите что­либо подозрительное, тут же сообщите мне. 7) Кое­где по стенам были развешаны картины. 8) Кое с кем случился истерический припадок. Вывод:                                                   4 группа ­По  правилу учебника на  стр.80 выясните, каким членом предложения могут быть  неопределенные местоимения. Кто­то постучал в дверь. Летали какие­то чайки О чем­то кричали ему. Вывод: ­Выясните по материалу учебника  стр.81 (внизу), почему неопределенные местоимения   некто, нечто, несколько, некоторый пишутся слитно с частицей не. Вывод: 5 группа                                                            6 группа ­Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто  ( учебник  стр.81 (вверху).  Вывод:  ­От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр.  81 упр .471) Приведите примеры. Вывод: 7 группа С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471) Вывод: 8 группа 1.Работа в парах. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений.           … громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал …  верхушек деревьев и развалился на части.  Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста  под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик.                                              (По Б. Полевому) Слова для справок:  чьими ­ то, кто­нибудь,  несколько, что­то, какое­то. 2. Задание  Работа с текстом. в тетради        (Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по  мягкому светло­желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под  ногой. Казалось, что прошел пол­леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли  олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик10 почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из­за деревьев показались ветвистые рога оленя.                             (Д.Мамин­Сибиряк)                                                        Тест №2 1. Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения  1) обозначают признак предмета по принадлежности 2) выражают отсутствие чего­либо: предмета, признака, количества 3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества 4) указывают на того, о ком говорят 2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение 1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности,  спускаются в лощины, а кое­где растут даже под водой.  2) Кто посмеется над струной? Где скрыта память о Бояне?  3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает.  4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал.  3. Какое местоимение пишется в одно слово: 1) (не)кий 2) кое(с) кем 3) (кое)какой 4) скольких(нибудь) 4. Какое местоимение пишется через дефис: 1) как(будто) 2) (не)сколькими 3) чей(либо) 4) (подо) мной 6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение? 1) каким­то чудом 2) кто в лес, кто по дрова 3) взять себя в руки 4) только его и видели