ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей
добавьте 20 материалов
Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций
добавьте 30 материалов
Почётная грамота
педагог. мастерства
за вклад в развитие образов. интернет-пространства
добавьте 40 материалов
Золотая карта
1000 руб. в год
в качестве скидки до 50% на все услуги
добавьте 50 материалов
Большой набор
для быстрого создания презентаций
добавьте 75 материалов
Эндже Ибатуллина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Урок русского языка "Неопределенные местоимения"(6 класс, русский язык)

Урок русского языка "Неопределенные местоимения"(6 класс, русский язык)

УРОК в 6 классе. ТЕМА: Неопределенные местоимения. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели урока: Обучающие:: 1. Проверка степени усвоения разрядов местоимений. 2. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей неопределенных местоимений. 3. Выявить и уяснить стилистическую роль неопределенных местоимений в художественном тексте. 4. Формировать орфографическую компетентность учащихся. Развивающие: Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся: 1. Развитие речи • Обогащение речи школьников 2. Развитие мышления • Обучение анализу поэтического текста 3. Развитие творческих способностей, образного мышления 4. Развитие умения давать самооценку своей деятельности. Воспитательные : 1.Воспитание нравственных качеств 2.Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира. 3.Воспитание любви к русскому языку, к литературе. Планируемые результаты: Предметные результаты: умение опознавать неопределенные местоимения, правильно писать, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи. Метапредметные (МПР): РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация; извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова. КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. Личностные (ЛР): ЛУУД: Ценностное отношение к умению правильно употреблять в речи и на письме неопределенные местоимения. Осознание значимости данного умения для грамотного построения образной речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки положите красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь. 1).Проверка домашнего задания -Какое упр. выполняли дома? ( Познакомить с оценочными листами) 2. Актуализация знаний. 1) Тестовая работа. Цель данной работы для учащихся: зафиксировать место затруднения в пробном действии. 1. Местоимение – часть речи, которая: 1) обозначает предмет, признак, количество; 2) указывает на предмет, но не называет его; 3) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их; 4) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо. 2. Какое местоимение является личным? 1) своего; 2) кто; 3) моя; 4) ты. 3.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа? 1) отрицательное; 2) вопросительное; 3) возвратное; 4) определительное. 4. Как пишутся местоимения, если они образованы при помощи приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь.? 1)слитно 2)раздельно 3) через дефис 5.Какие местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. (Что-то, какой-то, сколько-то)? Критерии оценивания: 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания – «3» 2 задания – «2» 1 задание – «1» 0 заданий - 0 1.Доволен ли ты своим результатом или нет? Почему? 2.Что помогло тебе справиться только с частью заданий? 3.А кто не смог справиться? 4.Что не смогли выполнить? Почему? («Не знаю»; «Нет навыка объяснения последовательности выполнения действий») Учитель: - Вы хотите узнать тему урока? Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем число, классная работа и оставим одну строку для темы. 2. Выполните словарную работу. Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему. Ути..ый, св..тить, р..сли, ша…ка, янва…ский, пос(Е,И)деть от горя, на..земный, ст..реть, ки(л, лл)ометр, ч..рный, песча ..ный, серебря..ый, без..звестный, б…жать. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока. - Предположим, какова тема урока? (Неопределённые местоимения) - А что значит слово неопределённый? (Точно не установленный) - Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите: • Познакомиться с… (неопределёнными местоимениями) • Узнать… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли) • Научиться… (правильно писать неопределённые местоимения) -Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник? Учитель читает стихотворение М. Вейцмана ( текст на доске) Понедельник – день веселый Пламенеют окна школы, Блещет вешняя вода, Понедельник – день тяжелый? Не поверим никогда! Не дадим его в обиду! Мы довольны этим днем! Снова что-нибудь увидим, Снова что-нибудь поймем! Он сулит забот немало, Но – и света, и тепла, От него берут начало Все хорошие дела! Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их. Его – личное (Р. П.) Мы – личное Он- личное Него – личное (Р. П.) - Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске Что-нибудь увидим Что-нибудь поймем Эти местоимения называются неопределенными. - Подумайте, почему они так называются? Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности. Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил, И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков) - Почему в сказках используется такое начало? 4. Первичное усвоение новых знаний. Работа с учебником. Исследование. Групповая работа 6 мин. - Предлагаю поработать в группах. (Создаются группы) . 1 группа. Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение. 1) Вечером к вам придет некто в черном. 2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) Вывод: Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. 3 группа. Склонение неопределенных местоимений. И некоторый несколько Кое-что р некоторого нескольких Кое-чего д некоторому нескольким Кое-чему в некоторый несколько Кое-что т некоторым несколькими Кое-чем п некотором нескольких Кое о чем Вывод : неопределенные местоимения могут изменяться по падежам И. п. кто-то Р. п. кого-то Д. п. кому-то В. п. кого-то Т.п. кем-то П. п. о ком-то 2 группа. Правописание неопределенных местоимений. 4) На берегу реки росла какая-то пышная зелень. 5) Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. 6) Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне. 7) Кое-где по стенам были развешаны картины. 8) Кое с кем случился истерический припадок. Вывод :. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-. 4 группа -По правилу учебника на стр.80 выясните , каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения. Кто-то постучал в дверь.. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему 5 группа -Выясните по материалу учебника стр.81 (внизу), почему неопределенные местоимения некто, нечто, несколько, некоторый пишутся слитно с частицей не. 6 группа -Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто ( учебник стр.81 (вверху). Вывод: Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Местоимение что, в том числе в составе производных от него ( чтобы, что-то и др.), произносится как [ што]. Исключение составляет неопределённое местоимение нечто. 7 группа -От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры. 8 группа С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471) -Что мы выяснили о неопределенных местоимениях? Вывод: (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ). Учитель: - Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений? ФИЗМИНУТКА Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Выдохнули, вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. 5. Первичная проверка понимания. 1.Работа в парах. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений. … громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик. (По Б. Полевому) Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то. 2. Задание Работа с текстом. в тетради (Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому светло-желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что прошел пол-леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. (Д.Мамин-Сибиряк) 6. Закрепление материала. Тест №2 1. Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения 1) обозначают признак предмета по принадлежности 2) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества 3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества 4) указывают на того, о ком говорят 2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение 1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. 2) Кто посмеется над струной? Где скрыта память о Бояне? 3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. 4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. 3. Какое местоимение пишется в одно слово: 1) (не)кий 2) кое(с) кем 3) (кое)какой 4) скольких(нибудь) 4. Какое местоимение пишется через дефис: 1) как(будто) 2) (не)сколькими 3) чей(либо) 4) (подо) мной 6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение? 1) каким-то чудом 2) кто в лес, кто по дрова 3) взять себя в руки 4) только его и видели 7.Рефлексия (подведение итогов занятия) Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты? - Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу. Игра «Закончи мысль» • Неопределенные местоимения указывают на… • Неопределенные местоимения изменяются… • Неопределенные местоимения образуются от… • Образуются при помощи приставок…, суффиксов…. 8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению 1.Упражнение правило стр. 80-82. Упр. 472. 2. Сочините сказку « Эти необычные местоимения» ОЦЕНКИ ( по оценочному листу) Ути..ый, св..тить, р..сли, ша…ка, янва…ский, пос(Е,И)деть от горя, на..земный, ст..реть, ки(л, лл)ометр, ч..рный, песча ..ный, серебря..ый, без..звестный, б…жать. 1 группа. Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение. 1) Вечером к вам придет некто в черном. 2) Я при этом испытал некоторое удивление. 3) Вывод: 3 группа. Склонение неопределенных местоимений. И некоторый несколько Кое-что р д в т п Вывод : 2 группа. Правописание неопределенных местоимений. 4) На берегу реки росла какая-то пышная зелень. 5) Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. 6) Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне. 7) Кое-где по стенам были развешаны картины. 8) Кое с кем случился истерический припадок. Вывод: 4 группа -По правилу учебника на стр.80 выясните, каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения. Кто-то постучал в дверь. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему. Вывод: 5 группа -Выясните по материалу учебника стр.81 (внизу), почему неопределенные местоимения некто, нечто, несколько, некоторый пишутся слитно с частицей не. Вывод: 6 группа -Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто ( учебник стр.81 (вверху). Вывод: 7 группа -От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры. Вывод: 8 группа С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471) Вывод: 1.Работа в парах. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений. … громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик. (По Б. Полевому) Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то. 2. Задание Работа с текстом. в тетради (Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому светло-желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что прошел пол-леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. (Д.Мамин-Сибиряк) Тест №2 1. Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения 1) обозначают признак предмета по принадлежности 2) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества 3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества 4) указывают на того, о ком говорят 2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение 1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. 2) Кто посмеется над струной? Где скрыта память о Бояне? 3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. 4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. 3. Какое местоимение пишется в одно слово: 1) (не)кий 2) кое(с) кем 3) (кое)какой 4) скольких(нибудь) 4. Какое местоимение пишется через дефис: 1) как(будто) 2) (не)сколькими 3) чей(либо) 4) (подо) мной 5. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение? 1) каким-то чудом 2) кто в лес, кто по дрова 3) взять себя в руки 4) только его и видели

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 6 кл.

Все файлы материала: