Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Оценка 5

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
3 кл
20.12.2018
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Цели урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы" направлены на то, чтобы дети учились различать синонимы и антонимы, однозначные и многозначные слова и использовать их в речи. Урок проходит в форме путешествия по морю слов, в котором есть острова "Синонимы", "Антонимы", "Гавань". Отражена лексическая тема урока "Экономное использование времени", используется трёхъязычие (русский, казахский, английский языки). В ходе урока используется самооценивание и взаимооценивание учащихся. Рефлексия урока отражена в Ромашке Блума.
Урок русского языка.docx
Фамилия, имя, отчество автора Место работы Морозова Анна  Вячеславовна КГУ «Средняя школа  №21 отдела образования акимата города  Петропавловска» Должность Учитель начальных  классов Наименование материала Синонимы и антонимы Рубрика  Начальное общее  образование  Методическое  сопровождение  Образовательной  деятельности  Русский язык Раздел долгосрочного  плана: Средняя школа №21 Дата: 14.11.18 ФИО учителя: Морозова А.В. Класс: 3 «В» Тема урока Цели обучения,  которые достигаются  на данном уроке Цели урока Критерии оценивания Языковые цели  Привитие ценностей Межпредметные связи Предварительные  знания Отсутствующих: Количество  присутствующих: Экономное использование времени. Синонимы и антонимы 3.1.2.1 ­ определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на  ключевые моменты; 3.2.2.1 ­ различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и  многозначные слова и использовать их в речи; понимать прямое и  переносное значение слов из контекста, устойчивые сочетания слов 3.3.5.1  исправлять лексические, стилистические, орфографические и  пунктуационные ошибки с помощью учителя –Подбирать синонимы и антонимы и использовать их в речи. –Определять тему, основную мысль опираясь на ключевые моменты. –Исправлять лексические ошибки –Определяют тему и основную мысль высказывания, опираясь на ключевые  моменты –Подбирают  синонимы и антонимы. –Исправляют ошибки. Предметная лексика и терминология: Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Текст. Основная мысль. Тема  текста. Задачи по формированию ценностей: бережное отношение к своему  времени и времени окружающих. (Привитие ценности осуществляется через содержание темы) Естествознание, литературное чтение, математика (связь с естествознанием  реализуется посредством содержания информации, с литературным чтением и математикой  через деятельность) Слова, имеющие похожее значение. Слова с противоположным значением.  Текст. Основная мысль текста. Тема текста. Состав слова. Орфограмма.  Орфографическое правило. Ход урока Запланированн ые этапы урока Начало урока Середина урока Запланированная деятельность на уроке Организационный момент ­ Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что  сегодняшний урок принесет всем нам радость общения! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно! Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в  путешествие по морю слов. Оно огромное. В нем множество  островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких  островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А  Ресурсы Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 чтобы это узнать. Нам необходимо справится с первым  заданием: Задание № 1 ­«Допиши словечко» Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо  пройти испытание. У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить  пословицу и вписать слова в клеточки, тем самым назвать тему  нашего урока. Вопросы у всех одинаковые, а вот ключевые  слова в кроссвордах разные. Готовы?  Работаем под девизом: «Не спеши языком, а торопись делом»  Я зачитываю пословицы, а записывайте ответ. Кто хочет много знать, тому надо мало ::. (СПАТЬ) Как аукнется, так и ::. (ОТКЛИКНЕТСЯ) Правда в огне не горит и в воде не ::. ( ТОНЕТ) Корень учения горек, а плод его ::. (СЛАДОК) Один за всех и все за ::.(ОДНОГО) Нет друга­ищи, а нашел ::.(БЕРЕГИ) Родная сторона­мать, а чужая­::.(МАЧЕХА) Худой мир лучше доброй :: (ССОРЫ) Прочитайте ключевые слова, которые у вас получились. (Синонимы. Антонимы ) Грамматическая тема урока: Синонимы и антонимы. Цель урока:  Различать синонимы, антонимы и использовать их в  речи;  Подбирать синонимы и антонимы к словам;  Исправлять лексические ошибки Задание №2 Остров «Синонимы» 1)Первая остановка у нас на острове «Синонимы».  Синонимы­  это слова с одинаковым значением, но разные по  звучанию и написанию. Синонимы необходимы нам для того,  чтобы избежать повторов слов в речи. ­Запишите слова парами, найдите лишнее слово. ОГОНЬ   ДЫМ   ПЛАМЯ  (Лишнее слово ДЫМ, так как  ОГОНЬ и ПЛАМЯ одно и то же, только по разному названы) АЛФАВИТ   АЗБУКА   ЧИСТОПИСАНИЕ ШАЛУН   ТИХОНЯ   ОЗОРНИК ­ Будут ли эти слова синонимы? Почему? (Пары слов, которые вы оставили, и будут являться  синонимами) ­Какие слова называются синонимами?  ( Это слова с Учебник стр.19  №4 Учебник стр.18  №1 Слайд 7 одинаковым значением, но разные по звучанию) ФО Оказание формативной поддержки в виде похвалы. Задание №3 ­Запишите слово ребенок и подберите к нему синонимы. ( Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать  слова, которые дети не смогли подобрать:  РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка,  детёныш) ­ Зачем необходимо умение подбирать синонимы? ( Чтобы  избежать повторов слов в речи) Сейчас мы с вами попробуем отредактировать текст, исправить  в нём ошибки, чтобы избежать повторов слов.  Я недавно прочитал интересную книгу. В ней интересно  рассказывается о приключениях одного мальчика. Это очень  интересная книга! Слова для справок: увлекательный, занимательный, хороший,  захватывающий. ­Проверка отредактированных текстов. ­ Что вы теперь скажете? А почему? ( Нет повторов, ребята  заменили их синонимами) Задание №4 Чтение стихотворения В.Степановой. Утро, день, вечер, ночь­ Убежали сутки прочь. Чтоб о сутках не жалеть, Нужно каждый час беречь. ­ Как вы считаете какова основная мысль стихотворения? Жизнь человека в этом мире измеряется временем. К  сожалению, далеко не все люди осознают его ценность и  позволяют себе растрачивать его в пустую. Но мы не будем  тратить наше драгоценное время и продолжим работать! Так мы продолжаем лексическую тему «Экономное  использование времени». Прочитайте советы, как экономно расходовать время. Экономь время: ­не лежи долго утром в постели; ­с вечера готовь все, что понадобится утром ; ­отведи каждой вещи своё постоянное место; ­ не веди бесконечные телефонные разговоры; ­ ограничь своё пребывание в соцсетях и компьютерных играх; ­ отдыхай активно. Соблюдай эти правила. Береги время! (Видео­  физминутка) Трёхъязычие: время, time, уақыт ­Как вы понимаете крылатое выражение « Делу время, потехе  час»? (Делу должна быть посвящена большая часть времени, а  развлечениям меньшая). ­Мы с вами на славу потрудились, а теперь пришло время  отдохнуть. Слайд 8 Физминутка Задание №5 ­Что ещё вы заметили в этом стихотворении? ( У этих слов  противоположные значения) ­ Такие слова называются антонимы. И так, мы с вами прибыли  на остров «Антонимы». Антонимы­ слова противоположные по значению. Слайд 9 Добрый, лживый, злой, трудолюбивый, правдивый,  гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый. ­Есть ли среди слов неизвестные вам слова? ­Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими  должны быть люди, во 2 столбик­ какими не должны. ­Найдите и соедините чертой антонимы. Самопроверка по эталону Задание №6 А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание.  Подберите антонимы к пословицам и объясните, как вы  понимаете пословицу: …. кормит, а лень портит. Ученье …., а не ученье тьма. Приятелей много, а …. – нет. Готовим сани летом, а телегу….  . ­ И так, антонимы это слова…  Помогите мне, подберите  антонимы…  ( Противоположные по значению) ЛЕГКИЙ портфель (тяжелый портфель) ЛЕГКАЯ задача ( трудная задача) СВЕЖИЙ хлеб ( черствый хлеб) СВЕЖАЯ газета ( старая газета) Задание в парах Мы хорошо поработали, а теперь мы продолжаем путешествие.  И вот остров «Гавань» Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Конец урока «Заполни таблицу» слово огромный труд радостная синоним антоним Рабочая тетрадь  стр. 38 Взаимопроверка учащихся Игра «Топайте­ хлопайте» Если я называю пару синонимов­ вы хлопаете, если услышите  антонимы­ топаете. Веселый­ радостный, веселый­ грустный, молодость­ старость,  нежный­ ласковый, тихо­ громко, строить­ разрушать, друг­  товарищ. Закрепление  Рефлексия  Наше путешествие закончилось и мы подводим итоги. Ромашка «Блума» Простой вопрос: Что такое синонимы? Антонимы? Уточняющий вопрос: Правильно ли я понял, что синонимы и  антонимы относятся к одной части речи? Объясняющий вопрос: Для чего нужны синонимы и антонимы? Оценочный вопрос: Какую пользу приносят синонимы и  антонимы? Творческий вопрос: Что будет, если не будет синонимов и  антонимов? Практический вопрос: Как подбираются синонимы и  антонимы? ­ Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их  значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их  значения называется ЛЕКСИКА. ­ Как вы считаете, все ли сегодня узнали о лексике? ( В стране  Лексика еще много и других островов, на которых вы  обязательно побываете на других уроках русского языка. Слайд 13 Урок заканчивать пора, Узнал ты много слов смешных  И много всяких всячин. И если ты запомнил их , Не зря твой день потрачен. И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово высоко,  А ты ответишь …(низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь… (близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь … (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты … (нашел). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ты отвечай …(конец). Если вам было интересно, то возьмите лодочки с красными  парусами и прикрепите на море. Если вы испытывали трудности при выполнении задания­ то с желтыми парусами. Ну а если вам на уроке не понравилось, и вы не поняли тему – то с зелеными  парусами. Слайд 14 Слайд 15 Здоровье и соблюдение техники безопасности ­Физкультминутка ­Смена форм деятельности учащихся на  уроке Дифференциация Оценивание  В течение всего урока  учитель использует  формативное оценивание в  форме похвалы. Задание для индивидуальной работы  предусматривает  критериальное оценивание  по дескрипторам  (самооценивание учащихся). При подборе слов­ антонимов к пословицам,  более способные учащиеся  могут справиться с заданием без помощи учителя.  Учащимся имеющим уровень готовности ниже среднего,  уделяется внимание и  контроль. Детям, которые  испытывают затруднения в  выполнении задания,  оказывается дозированная  помощь.

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018