Цели урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы" направлены на то, чтобы дети учились различать синонимы и антонимы, однозначные и многозначные слова и использовать их в речи. Урок проходит в форме путешествия по морю слов, в котором есть острова "Синонимы", "Антонимы", "Гавань". Отражена лексическая тема урока "Экономное использование времени", используется трёхъязычие (русский, казахский, английский языки). В ходе урока используется самооценивание и взаимооценивание учащихся. Рефлексия урока отражена в Ромашке Блума.
Урок русского языка.docx
Фамилия, имя, отчество автора
Место работы
Морозова Анна
Вячеславовна
КГУ «Средняя школа
№21 отдела образования
акимата города
Петропавловска»
Должность
Учитель начальных
классов
Наименование материала
Синонимы и антонимы
Рубрика
Начальное общее
образование
Методическое
сопровождение
Образовательной
деятельности
Русский язык Раздел долгосрочного
плана:
Средняя школа №21
Дата: 14.11.18
ФИО учителя: Морозова А.В.
Класс: 3 «В»
Тема урока
Цели обучения,
которые достигаются
на данном уроке
Цели урока
Критерии оценивания
Языковые цели
Привитие ценностей
Межпредметные связи
Предварительные
знания
Отсутствующих:
Количество
присутствующих:
Экономное использование времени.
Синонимы и антонимы
3.1.2.1 определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на
ключевые моменты;
3.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и
многозначные слова и использовать их в речи; понимать прямое и
переносное значение слов из контекста, устойчивые сочетания слов
3.3.5.1 исправлять лексические, стилистические, орфографические и
пунктуационные ошибки с помощью учителя
–Подбирать синонимы и антонимы и использовать их в речи.
–Определять тему, основную мысль опираясь на ключевые моменты.
–Исправлять лексические ошибки
–Определяют тему и основную мысль высказывания, опираясь на ключевые
моменты
–Подбирают синонимы и антонимы.
–Исправляют ошибки.
Предметная лексика и терминология:
Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Текст. Основная мысль. Тема
текста.
Задачи по формированию ценностей: бережное отношение к своему
времени и времени окружающих.
(Привитие ценности осуществляется через содержание темы)
Естествознание, литературное чтение, математика (связь с естествознанием
реализуется посредством содержания информации, с литературным чтением
и математикой через деятельность)
Слова, имеющие похожее значение. Слова с противоположным значением.
Текст. Основная мысль текста. Тема текста. Состав слова. Орфограмма.
Орфографическое правило.
Ход урока
Запланированн
ые этапы урока
Начало урока
Середина урока
Запланированная деятельность на уроке
Организационный момент
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что
сегодняшний урок принесет всем нам радость общения!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в
путешествие по морю слов. Оно огромное. В нем множество
островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких
островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А
Ресурсы
Слайд 1
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
чтобы это узнать. Нам необходимо справится с первым
заданием:
Задание № 1
«Допиши словечко»
Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо
пройти испытание.
У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить
пословицу и вписать слова в клеточки, тем самым назвать тему
нашего урока. Вопросы у всех одинаковые, а вот ключевые
слова в кроссвордах разные. Готовы?
Работаем под девизом:
«Не спеши языком, а торопись делом»
Я зачитываю пословицы, а записывайте ответ.
Кто хочет много знать, тому надо мало ::. (СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::. (ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::. ( ТОНЕТ)
Корень учения горек, а плод его ::. (СЛАДОК)
Один за всех и все за ::.(ОДНОГО)
Нет другаищи, а нашел ::.(БЕРЕГИ)
Родная сторонамать, а чужая::.(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :: (ССОРЫ)
Прочитайте ключевые слова, которые у вас получились.
(Синонимы. Антонимы )
Грамматическая тема урока: Синонимы и антонимы.
Цель урока:
Различать синонимы, антонимы и использовать их в
речи;
Подбирать синонимы и антонимы к словам;
Исправлять лексические ошибки
Задание №2
Остров «Синонимы»
1)Первая остановка у нас на острове «Синонимы».
Синонимы это слова с одинаковым значением, но разные по
звучанию и написанию. Синонимы необходимы нам для того,
чтобы избежать повторов слов в речи.
Запишите слова парами, найдите лишнее слово.
ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово ДЫМ, так как
ОГОНЬ и ПЛАМЯ одно и то же, только по разному названы)
АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ
ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК
Будут ли эти слова синонимы? Почему?
(Пары слов, которые вы оставили, и будут являться
синонимами)
Какие слова называются синонимами? ( Это слова с Учебник стр.19
№4
Учебник стр.18
№1
Слайд 7
одинаковым значением, но разные по звучанию)
ФО Оказание формативной поддержки в виде похвалы.
Задание №3
Запишите слово ребенок и подберите к нему синонимы.
( Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать
слова, которые дети не смогли подобрать:
РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка,
детёныш)
Зачем необходимо умение подбирать синонимы? ( Чтобы
избежать повторов слов в речи)
Сейчас мы с вами попробуем отредактировать текст, исправить
в нём ошибки, чтобы избежать повторов слов.
Я недавно прочитал интересную книгу. В ней интересно
рассказывается о приключениях одного мальчика. Это очень
интересная книга!
Слова для справок: увлекательный, занимательный, хороший,
захватывающий.
Проверка отредактированных текстов.
Что вы теперь скажете? А почему? ( Нет повторов, ребята
заменили их синонимами)
Задание №4
Чтение стихотворения В.Степановой.
Утро, день, вечер, ночь
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь.
Как вы считаете какова основная мысль стихотворения?
Жизнь человека в этом мире измеряется временем. К
сожалению, далеко не все люди осознают его ценность и
позволяют себе растрачивать его в пустую. Но мы не будем
тратить наше драгоценное время и продолжим работать!
Так мы продолжаем лексическую тему «Экономное
использование времени».
Прочитайте советы, как экономно расходовать время.
Экономь время:
не лежи долго утром в постели;
с вечера готовь все, что понадобится утром ;
отведи каждой вещи своё постоянное место;
не веди бесконечные телефонные разговоры;
ограничь своё пребывание в соцсетях и компьютерных играх;
отдыхай активно.
Соблюдай эти правила. Береги время!
(Видео
физминутка) Трёхъязычие: время, time, уақыт
Как вы понимаете крылатое выражение « Делу время, потехе
час»? (Делу должна быть посвящена большая часть времени, а
развлечениям меньшая).
Мы с вами на славу потрудились, а теперь пришло время
отдохнуть.
Слайд 8
Физминутка
Задание №5
Что ещё вы заметили в этом стихотворении? ( У этих слов
противоположные значения)
Такие слова называются антонимы. И так, мы с вами прибыли
на остров «Антонимы».
Антонимы слова противоположные по значению.
Слайд 9
Добрый, лживый, злой, трудолюбивый, правдивый,
гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.
Есть ли среди слов неизвестные вам слова?
Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими
должны быть люди, во 2 столбик какими не должны.
Найдите и соедините чертой антонимы.
Самопроверка по эталону
Задание №6
А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание.
Подберите антонимы к пословицам и объясните, как вы
понимаете пословицу:
…. кормит, а лень портит.
Ученье …., а не ученье тьма.
Приятелей много, а …. – нет.
Готовим сани летом, а телегу…. .
И так, антонимы это слова… Помогите мне, подберите
антонимы…
( Противоположные по значению)
ЛЕГКИЙ портфель (тяжелый портфель)
ЛЕГКАЯ задача ( трудная задача)
СВЕЖИЙ хлеб ( черствый хлеб)
СВЕЖАЯ газета ( старая газета)
Задание в парах
Мы хорошо поработали, а теперь мы продолжаем путешествие.
И вот остров «Гавань»
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12 Конец урока
«Заполни таблицу»
слово
огромный
труд
радостная
синоним
антоним
Рабочая тетрадь
стр. 38
Взаимопроверка учащихся
Игра «Топайте хлопайте»
Если я называю пару синонимов вы хлопаете, если услышите
антонимы топаете.
Веселый радостный, веселый грустный, молодость старость,
нежный ласковый, тихо громко, строить разрушать, друг
товарищ.
Закрепление
Рефлексия
Наше путешествие закончилось и мы подводим итоги.
Ромашка «Блума»
Простой вопрос: Что такое синонимы? Антонимы?
Уточняющий вопрос: Правильно ли я понял, что синонимы и
антонимы относятся к одной части речи?
Объясняющий вопрос: Для чего нужны синонимы и антонимы?
Оценочный вопрос: Какую пользу приносят синонимы и
антонимы?
Творческий вопрос: Что будет, если не будет синонимов и
антонимов?
Практический вопрос: Как подбираются синонимы и
антонимы?
Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их
значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их
значения называется ЛЕКСИКА.
Как вы считаете, все ли сегодня узнали о лексике? ( В стране
Лексика еще много и других островов, на которых вы
обязательно побываете на других уроках русского языка.
Слайд 13
Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их ,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (близко). Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты … (нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ты отвечай …(конец).
Если вам было интересно, то возьмите лодочки с красными
парусами и прикрепите на море. Если вы испытывали трудности
при выполнении задания то с желтыми парусами. Ну а если вам
на уроке не понравилось, и вы не поняли тему – то с зелеными
парусами.
Слайд 14
Слайд 15
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
Физкультминутка
Смена форм деятельности учащихся на
уроке
Дифференциация
Оценивание
В течение всего урока
учитель использует
формативное оценивание в
форме похвалы. Задание для
индивидуальной работы
предусматривает
критериальное оценивание
по дескрипторам
(самооценивание учащихся).
При подборе слов
антонимов к пословицам,
более способные учащиеся
могут справиться с заданием
без помощи учителя.
Учащимся имеющим уровень
готовности ниже среднего,
уделяется внимание и
контроль. Детям, которые
испытывают затруднения в
выполнении задания,
оказывается дозированная
помощь.
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.