Урок русского языка по теме :"Повторение. Морфология" является вводным уроком на втором курсе для обучающихся по профессии : " Сварщик", "Станочник", "Электрик". Включает в себя этапы: организационные, мотивационные, актуализация, подведение итогов и домашнее задание. Урок относится к обобщающему и имеет образовательные, развивающие и воспитательные цели.
Урок русского языка.Повторение. Морфология.doc
Урок русского языка "Повторение.
Морфология".
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: традиционный.
Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа),
здоровьесберегающие технологии.
Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Задачи урока:
Образовательные:
o
o
o
o
o
o
o
o
актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
учить по грамматическим признакам определять часть речи;
учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
учить применять на практике знание орфоэпических норм;
учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
учить формулировать проблему по предложению.
Развивающие:
o
o
o
развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
развивать навыки правильного произношения слов;
развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
Воспитательные:
o
o
воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.
Оснащение урока:
Доска – тема урока: «Повторение. Морфология»; предложение для синтаксического разбора, предложения для анализа.
Дидактический и раздаточный материал – микротексты для орфоэпической разминки
I. Организационнопсихологический момент
II. Мотивация и целеполагание
ХОД УРОКА
– Какие разделяя науки о языке изучают слово? (Лексикология, морфемика, словообразование, морфология,
орфография.)
– Что изучает «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол,
причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)
III. Основная часть
1. Орфоэпическая разминка Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов (Приложение 1) и ответьте на
вопросы:
Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?
(Заучивать произношение слов.)
2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи
Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
– сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там
Релаксация (физкультминутка)
3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису
Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло. Определите синтаксическую роль слова тепло в
предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?
4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации
Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?) IV. Подведение итогов урока
– Понятия какого раздела науки о языке мы с вами повторяли? (Морфологии)
– Что такое «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол,
причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)
– Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?
V. Домашнее задание
Придумайте интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.)
Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном нами предложении (без комментариев к
позиции автора)
Урок русского языка "Повторение.Морфология"
Урок русского языка "Повторение.Морфология"
Урок русского языка "Повторение.Морфология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.