Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первый урок по теме "Причастие" составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Цель урока: научить обучающихся распознавать грамматические признаки причастия, уметь отличать данную часть речи от прилагательного. На уроке уделяется достаточно много времени отработки навыков определения морфологических, морфемных признаков причастия.
Иконка файла материала Урок русского языка 7 класс.docx
Урок русского языка Учитель: Тертыченко Евгения Ивановна ОУ:  Государственное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение   средняя общеобразовательная школа               № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди   и   английского)     Калининского   района   Санкт­Петербурга   имени   Рабиндраната Тагора Тема урока:  «Причастие как часть речи» Класс: 7 класс Продолжительность: 45 мин Классификация урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: научить обучающихся распознавать грамматические признаки причастий, отличать причастие от прилагательного. Задачи : образовательная – способствовать формированию знаний о причастии как  части речи;                       развивающая – продолжить развитие умения анализировать слово как часть  речи, учитывая грамматическое значение, морфологические признаки, специфику  морфемного состава и синтаксическую функцию;                        воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся вдумчивому отношению   к   слову,   готовности   к   творческому   решению   поставленных   задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса; Учебный материал, подлежащий актуализации: Теоретические сведения о глаголе и прилагательном как частях речи. Учебный материал, подлежащий усвоению:  Теоретический материал о причастии как части речи. Планируемые результаты:  Предметные: • Знать  ­   грамматические,   морфологические,   морфемные   и   синтаксические   признаки причастия ­  как отличить причастие от прилагательного • Уметь  ­ анализировать причастие как часть речи­ находить причастие в предложении, видеть его отличительные признаки        Личностные:  проявлять эмоционально­оценочное отношение к слову, воспринимать родной язык как  богатейший источник для выражения мыслей и чувств. Метапредметные:  уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная, звуковая), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Необходимое оборудование, материалы    : 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3)  Учебник по русскому языку для 5 – 9  классов под редакцией В. В. Бабайцевой  4)   Сборник   заданий   по   русскому   языку   (углублённый   уровень)   для   6   ­7   классов   под редакцией В. В. Бабайцевой                                               Ход урока I этап.  Введение в тему (10минут) Образовательные задачи: 1.Актуализация знаний  2.Формулирование темы урока.             Запись и анализ предложения: Горящие на берёзах льдинки напоминают новогодние ёлочные огоньки.                          Задания к предложению: 1.Укажите сказуемое, определить, какой частью речи выражено. 2. Выпишите глагол напоминают      указать его грамматическое значение (действие предмета)      определить морфологические признаки     (напоминают – несов. вид, невозвратный, Iспр., в изъяв.накл, в наст. вр., в 3­м  лице, во мн. ч., переходный)      выделить специфический морфемный признак (окончание ­ют)         3.Найти определения и подчеркнуть их 4.Все ли из подчёркнутых определений выражены прилагательными? Обоснуйте свою  точку зрения, опираясь на морфологические и морфемные признаки. 5. Выпишите прилагательные новогодние ёлочные     укажите их грамматическое значение (признак предмета)     определить морфологические признаки     (новогодние – относительное, во множествен. числе, в вин. пад.;      ёлочные –  относительное, во множествен. числе, в вин. пад.)      выделить специфический морфемный признак (суффикс ­н­)      Акцентируем внимание учеников на слове горящие, которое не было отнесено к  прилагательным. Переходим от данного слова к формулировке темы. Это слово неприлагательное и не глагол. Что же это за часть речи? Делаются предположения о том, что  это новая, ещё не изученная часть речи. Именно о словах такой части речи мы будем  говорить на сегодняшнем уроке. Формулируется и записывается тема: «Причастие как  часть речи». II этап. Усвоение новых знаний и способов действий (15 минут)  Образовательные задачи:  1. Установить, в чём заключается грамматическое значение причастия  2.Выявить, в чём заключается особенность морфологических и морфемных признаков  причастий. Работа со словом горящие 1. Подберите к слову горящие однокоренной глагол и однокоренное прилагательное горит, горелый. 2. Проведите сравнительный анализ трёх однокоренных слов по лексическому и  грамматическому значению.    (горелый – это истлевший, повреждённый огнём; постоянный признак,     горящий – тот, который горит сейчас, находится в процессе действия; признак  непостоянный – признак по действию, которое совершает предмет или которое  совершается предметом.      Вывод: горящий – это причастие 3. Анализ морфемного состава: горящий     Определите, от какого слова образовано причастие (глагол горит, при помощи  суффикса ­ЯЩ­  ­ это новая для нас морфема, с ней мы встретились впервые.  Какой из этого следует вывод? Данный суффикс характерная морфема причастия. 4. Анализ морфологических признаков причастия горящие (самостоятельная работа в  малых группах) 5. Подведение итогов работы в группах – обмен мнениями (Обратить внимание на продукт  деятельности – таблица, схема, аналитический отчёт, творческая работа, например, сказка  о морфологических признаках причастия, стихотворение и т.д.) 6. Вывод о морфологических признаках причастия:     Глагольные признаки – вид, время, возвратность, наличие зависимого слова     Признаки прилагательного – род, число, падеж III этап. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов  действий. (15минут) Образовательная задача 1.Применить полученные знания о причастии на практике 1. Записать словосочетания. Указать морфологические и морфемные признаки причастий        Шуршащие листья, распахнутое окно, озябший сад, выбегающая в сад, сидящая  на скамейке, пестреющие в вышине, ведомый хозяином, возвышавшийся над  домом, колеблемые ветерком, слышимые в тишине, сорванный с ветки,  расставленные на площадке. 2. Выписать все суффиксы причастий(­ущ­/­ющ­  ­ащ­/­ящ    ­вш­/­ш­  ­ем­/им­  ­ом­   ­т­  ­енн­   ­нн­) 3. Творческая работа:  1уровень  Составить 3 предложения, используя данные словосочетания, подчеркнуть причастия как  члены предложения. 2уровень Составить 5 предложения, используя данные словосочетания, подчеркнуть причастия как  члены предложения. 3 уровень Составить текст используя данные словосочетания в каждом предложении, подчеркнуть  причастия как члены предложения. IY этап. Контроль и самооценка знаний и способов действия. Рефлексия (3минуты)  1.  Составление синквейн к слову «Причастие» 1) Существительное: «причастие» 2) 2 глагола __________________ 3) 3 прилагательных___________ 4) Словосочетание , определяющее особенность причастия как части  речи_________________________________________ Слово­ассоциация к слову «причастие»___________________ Y этап. Домашнее задание (по выбору обучающихся)   1вариант – выполнить одно  упражнение из сборника по теме «Причастие как часть  речи», обосновать условия выбора;   2вариант – написать эссе о причастии как части речи.

Посмотрите также