Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
03.10.2017
Первый урок по теме "Причастие" составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Цель урока: научить обучающихся распознавать грамматические признаки причастия, уметь отличать данную часть речи от прилагательного. На уроке уделяется достаточно много времени отработки навыков определения морфологических, морфемных признаков причастия.
Урок русского языка 7 класс.docx
Урок русского языка
Учитель: Тертыченко Евгения Ивановна
ОУ:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 653 с углублённым изучением иностранных языков
(хинди и английского) Калининского района СанктПетербурга имени Рабиндраната
Тагора
Тема урока: «Причастие как часть речи»
Класс: 7 класс
Продолжительность: 45 мин
Классификация урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: научить обучающихся распознавать грамматические признаки причастий,
отличать причастие от прилагательного.
Задачи : образовательная – способствовать формированию знаний о причастии как
части речи;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать слово как часть
речи, учитывая грамматическое значение, морфологические признаки, специфику
морфемного состава и синтаксическую функцию;
воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся вдумчивому
отношению к слову, готовности к творческому решению поставленных задач,
внимательному отношению к мнению других участников процесса;
Учебный материал, подлежащий актуализации: Теоретические сведения о глаголе
и прилагательном как частях речи.
Учебный материал, подлежащий усвоению: Теоретический материал о причастии
как части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать
грамматические, морфологические, морфемные и синтаксические признаки
причастия
как отличить причастие от прилагательного
• Уметь
анализировать причастие как часть речи находить причастие в предложении, видеть его отличительные признаки
Личностные:
проявлять эмоциональнооценочное отношение к слову, воспринимать родной язык как
богатейший источник для выражения мыслей и чувств.
Метапредметные: уметь работать с информацией, представленной в разных видах
(текстовая, наглядная, звуковая), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно
следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение
и позицию, аргументировать её.
Необходимое оборудование, материалы
: 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к
уроку 3) Учебник по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой
4) Сборник заданий по русскому языку (углублённый уровень) для 6 7 классов под
редакцией В. В. Бабайцевой
Ход урока
I этап. Введение в тему (10минут)
Образовательные задачи:
1.Актуализация знаний 2.Формулирование темы урока.
Запись и анализ предложения:
Горящие на берёзах льдинки напоминают новогодние ёлочные огоньки.
Задания к предложению:
1.Укажите сказуемое, определить, какой частью речи выражено.
2. Выпишите глагол напоминают
указать его грамматическое значение (действие предмета)
определить морфологические признаки
(напоминают – несов. вид, невозвратный, Iспр., в изъяв.накл, в наст. вр., в 3м
лице, во мн. ч., переходный)
выделить специфический морфемный признак (окончание ют)
3.Найти определения и подчеркнуть их
4.Все ли из подчёркнутых определений выражены прилагательными? Обоснуйте свою
точку зрения, опираясь на морфологические и морфемные признаки.
5. Выпишите прилагательные новогодние ёлочные
укажите их грамматическое значение (признак предмета)
определить морфологические признаки
(новогодние – относительное, во множествен. числе, в вин. пад.;
ёлочные – относительное, во множествен. числе, в вин. пад.)
выделить специфический морфемный признак (суффикс н)
Акцентируем внимание учеников на слове горящие, которое не было отнесено к
прилагательным. Переходим от данного слова к формулировке темы. Это слово не прилагательное и не глагол. Что же это за часть речи? Делаются предположения о том, что
это новая, ещё не изученная часть речи. Именно о словах такой части речи мы будем
говорить на сегодняшнем уроке. Формулируется и записывается тема: «Причастие как
часть речи».
II этап. Усвоение новых знаний и способов действий (15 минут)
Образовательные задачи:
1. Установить, в чём заключается грамматическое значение причастия
2.Выявить, в чём заключается особенность морфологических и морфемных признаков
причастий.
Работа со словом горящие
1. Подберите к слову горящие однокоренной глагол и однокоренное прилагательное
горит, горелый.
2. Проведите сравнительный анализ трёх однокоренных слов по лексическому и
грамматическому значению.
(горелый – это истлевший, повреждённый огнём; постоянный признак,
горящий – тот, который горит сейчас, находится в процессе действия; признак
непостоянный – признак по действию, которое совершает предмет или которое
совершается предметом.
Вывод: горящий – это причастие
3. Анализ морфемного состава: горящий
Определите, от какого слова образовано причастие (глагол горит, при помощи
суффикса ЯЩ это новая для нас морфема, с ней мы встретились впервые.
Какой из этого следует вывод? Данный суффикс характерная морфема причастия.
4. Анализ морфологических признаков причастия горящие (самостоятельная работа в
малых группах)
5. Подведение итогов работы в группах – обмен мнениями (Обратить внимание на продукт
деятельности – таблица, схема, аналитический отчёт, творческая работа, например, сказка
о морфологических признаках причастия, стихотворение и т.д.)
6. Вывод о морфологических признаках причастия:
Глагольные признаки – вид, время, возвратность, наличие зависимого слова
Признаки прилагательного – род, число, падеж
III этап. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов
действий. (15минут)
Образовательная задача 1.Применить полученные знания о причастии на практике
1. Записать словосочетания. Указать морфологические и морфемные признаки причастий
Шуршащие листья, распахнутое окно, озябший сад, выбегающая в сад, сидящая
на скамейке, пестреющие в вышине, ведомый хозяином, возвышавшийся над
домом, колеблемые ветерком, слышимые в тишине, сорванный с ветки,
расставленные на площадке.
2. Выписать все суффиксы причастий (ущ/ющ ащ/ящ вш/ш ем/им ом т енн нн)
3. Творческая работа:
1уровень
Составить 3 предложения, используя данные словосочетания, подчеркнуть причастия как
члены предложения.
2уровень
Составить 5 предложения, используя данные словосочетания, подчеркнуть причастия как
члены предложения.
3 уровень
Составить текст используя данные словосочетания в каждом предложении, подчеркнуть
причастия как члены предложения.
IY этап. Контроль и самооценка знаний и способов действия. Рефлексия (3минуты)
1. Составление синквейн к слову «Причастие»
1) Существительное: «причастие»
2) 2 глагола __________________
3) 3 прилагательных___________
4) Словосочетание , определяющее особенность причастия как части
речи_________________________________________
Словоассоциация к слову «причастие»___________________
Y этап. Домашнее задание (по выбору обучающихся)
1вариант – выполнить одно упражнение из сборника по теме «Причастие как часть
речи», обосновать условия выбора;
2вариант – написать эссе о причастии как части речи.
Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.