Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Оценка 5

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
03.10.2017
Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Первый урок по теме "Причастие" составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Цель урока: научить обучающихся распознавать грамматические признаки причастия, уметь отличать данную часть речи от прилагательного. На уроке уделяется достаточно много времени отработки навыков определения морфологических, морфемных признаков причастия.
Урок русского языка 7 класс.docx
Урок русского языка Учитель: Тертыченко Евгения Ивановна ОУ:  Государственное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение   средняя общеобразовательная школа               № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди   и   английского)     Калининского   района   Санкт­Петербурга   имени   Рабиндраната Тагора Тема урока:  «Причастие как часть речи» Класс: 7 класс Продолжительность: 45 мин Классификация урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: научить обучающихся распознавать грамматические признаки причастий, отличать причастие от прилагательного. Задачи : образовательная – способствовать формированию знаний о причастии как  части речи;                       развивающая – продолжить развитие умения анализировать слово как часть  речи, учитывая грамматическое значение, морфологические признаки, специфику  морфемного состава и синтаксическую функцию;                        воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся вдумчивому отношению   к   слову,   готовности   к   творческому   решению   поставленных   задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса; Учебный материал, подлежащий актуализации: Теоретические сведения о глаголе и прилагательном как частях речи. Учебный материал, подлежащий усвоению:  Теоретический материал о причастии как части речи. Планируемые результаты:  Предметные: • Знать  ­   грамматические,   морфологические,   морфемные   и   синтаксические   признаки причастия ­  как отличить причастие от прилагательного • Уметь  ­ анализировать причастие как часть речи ­ находить причастие в предложении, видеть его отличительные признаки        Личностные:  проявлять эмоционально­оценочное отношение к слову, воспринимать родной язык как  богатейший источник для выражения мыслей и чувств. Метапредметные:  уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная, звуковая), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Необходимое оборудование, материалы    : 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3)  Учебник по русскому языку для 5 – 9  классов под редакцией В. В. Бабайцевой  4)   Сборник   заданий   по   русскому   языку   (углублённый   уровень)   для   6   ­7   классов   под редакцией В. В. Бабайцевой                                               Ход урока I этап.  Введение в тему (10минут) Образовательные задачи: 1.Актуализация знаний  2.Формулирование темы урока.             Запись и анализ предложения: Горящие на берёзах льдинки напоминают новогодние ёлочные огоньки.                          Задания к предложению: 1.Укажите сказуемое, определить, какой частью речи выражено. 2. Выпишите глагол напоминают      указать его грамматическое значение (действие предмета)      определить морфологические признаки     (напоминают – несов. вид, невозвратный, Iспр., в изъяв.накл, в наст. вр., в 3­м  лице, во мн. ч., переходный)      выделить специфический морфемный признак (окончание ­ют)         3.Найти определения и подчеркнуть их 4.Все ли из подчёркнутых определений выражены прилагательными? Обоснуйте свою  точку зрения, опираясь на морфологические и морфемные признаки. 5. Выпишите прилагательные новогодние ёлочные     укажите их грамматическое значение (признак предмета)     определить морфологические признаки     (новогодние – относительное, во множествен. числе, в вин. пад.;      ёлочные –  относительное, во множествен. числе, в вин. пад.)      выделить специфический морфемный признак (суффикс ­н­)      Акцентируем внимание учеников на слове горящие, которое не было отнесено к  прилагательным. Переходим от данного слова к формулировке темы. Это слово не прилагательное и не глагол. Что же это за часть речи? Делаются предположения о том, что  это новая, ещё не изученная часть речи. Именно о словах такой части речи мы будем  говорить на сегодняшнем уроке. Формулируется и записывается тема: «Причастие как  часть речи». II этап. Усвоение новых знаний и способов действий (15 минут)  Образовательные задачи:  1. Установить, в чём заключается грамматическое значение причастия  2.Выявить, в чём заключается особенность морфологических и морфемных признаков  причастий. Работа со словом горящие 1. Подберите к слову горящие однокоренной глагол и однокоренное прилагательное горит, горелый. 2. Проведите сравнительный анализ трёх однокоренных слов по лексическому и  грамматическому значению.    (горелый – это истлевший, повреждённый огнём; постоянный признак,     горящий – тот, который горит сейчас, находится в процессе действия; признак  непостоянный – признак по действию, которое совершает предмет или которое  совершается предметом.      Вывод: горящий – это причастие 3. Анализ морфемного состава: горящий     Определите, от какого слова образовано причастие (глагол горит, при помощи  суффикса ­ЯЩ­  ­ это новая для нас морфема, с ней мы встретились впервые.  Какой из этого следует вывод? Данный суффикс характерная морфема причастия. 4. Анализ морфологических признаков причастия горящие (самостоятельная работа в  малых группах) 5. Подведение итогов работы в группах – обмен мнениями (Обратить внимание на продукт  деятельности – таблица, схема, аналитический отчёт, творческая работа, например, сказка  о морфологических признаках причастия, стихотворение и т.д.) 6. Вывод о морфологических признаках причастия:     Глагольные признаки – вид, время, возвратность, наличие зависимого слова     Признаки прилагательного – род, число, падеж III этап. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов  действий. (15минут) Образовательная задача 1.Применить полученные знания о причастии на практике 1. Записать словосочетания. Указать морфологические и морфемные признаки причастий        Шуршащие листья, распахнутое окно, озябший сад, выбегающая в сад, сидящая  на скамейке, пестреющие в вышине, ведомый хозяином, возвышавшийся над  домом, колеблемые ветерком, слышимые в тишине, сорванный с ветки,  расставленные на площадке. 2. Выписать все суффиксы причастий (­ущ­/­ющ­  ­ащ­/­ящ    ­вш­/­ш­  ­ем­/им­  ­ом­   ­т­  ­енн­   ­нн­) 3. Творческая работа:  1уровень  Составить 3 предложения, используя данные словосочетания, подчеркнуть причастия как  члены предложения. 2уровень Составить 5 предложения, используя данные словосочетания, подчеркнуть причастия как  члены предложения. 3 уровень Составить текст используя данные словосочетания в каждом предложении, подчеркнуть  причастия как члены предложения. IY этап. Контроль и самооценка знаний и способов действия. Рефлексия (3минуты)  1.  Составление синквейн к слову «Причастие» 1) Существительное: «причастие» 2) 2 глагола __________________ 3) 3 прилагательных___________ 4) Словосочетание , определяющее особенность причастия как части  речи_________________________________________ Слово­ассоциация к слову «причастие»___________________ Y этап. Домашнее задание (по выбору обучающихся)   1вариант – выполнить одно  упражнение из сборника по теме «Причастие как часть  речи», обосновать условия выбора;   2вариант – написать эссе о причастии как части речи.

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс

Урок русского языка "Причастие как часть речи" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017