Урок русского языка "Состав слова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это первый урок в теме "Состав слова". На основе сравнения родственных слов ученики знакомятся с алгоритмом разбора слова по составу. Подготовлена и презентация к уроку. Дети знакомятся с птицей "зимородок", с городом "Зима", который находится в Иркутской области и со словом "заморозки", значение которого находят в словаре . На уроке организована работа в группе и творческая работа.
Иконка файла материала урок 25 декабря.docx
Тема урока: Разбор слова по составу. Цель: Учить разбирать слова по составу используя алгоритм Задачи: 1. 2. 3. 4. Формировать умение подбирать однокоренные слова и развивать умения находить в  словах корень, приставки, суффиксы, окончание, основу. Учить их видеть орфограммы в разных частях слова, выделять их графически. Развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование УУД:  ­ личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества; ­регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать  деятельность ­   познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения  учебной задачи; находить дополнительную информацию;  высказывать предположения,  обсуждать проблемные вопросы;  ­    коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические  высказывания; Планируемые результаты: Знать правило правописания слов с приставками, в которых пишется буква  и уметь  пользоваться им при письме. Уметь определять место орфограммы в слове.                             Ход урока I. Организационный момент. Настрой на хорошую работу. Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг  другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам  радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок. II. Чистописание. ­ Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа». ­ Назовите буквы и буквосочетания.­ легкие утренние морозы осенью или весной. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова  Зз зи за ­ Назовите буквосочетания, в котором буква з обозначает мягкий согласный звук. ­ Пропишите буквы Зз и буквосочетания. ­ Прочитайте слова. зима Зима зимородок заморозки ­ Объясните лексическое значение слов. Зимаа — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо­запад от  областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки. Зимородок ­ это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно  ярким оперением. Верх тела его зеленовато­голубой, брюшко же ­ огненно­рыжее.  Гнездится зимородок по береговым обрывам в норах глубиной до 2 м. Пищу ­ мелких  рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая  добычу на какой­нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и  взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”. Зимородки  улетают в августе—сентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре — перед  самым ледоставом. А вот в европейской части России зимородков можно увидеть и в  студеную пору — возле незамерзающих речных родников и стремнин, где пернатые  рыболовы, подобно оляпкам, остаются на зиму. аа З морозки «Толковый словарь русского языка») ­ Что заметили? Разделите слова на группы. ­ Какие слова называются однокоренными? ­ Что общего? Признаки какой части речи называли? ­ Что вы знаете об именах существительных? ­ Подчеркните ошибкоопасные буквы в словах. ­ Как проверить ошибкоопасные буквы в слове заморозки? Подобрать проверочные слова. ­ Какую букву нельзя проверить? ­ Как называются слова написание надо запомнить? (словарные слова) ­ Запишите слова. _Отметьте в своих «светофориках» III. Актуализация. ­ Подберите однокоренные слова к слову заморозки. Мороз, заморозка, мороженое, морозец, морозилка, морозильник, Морозко, морозная. ­ Что знаете о частях слова? Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для  связи слов в предложении и словосочетании. Основа — это часть изменяемого слова без окончания.Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования  новых слов. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых  слов. IV. Проблемная ситуация ­ Так какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? А в какой  последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? Сформулируйте тему  урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). ­ Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? Тема урока: Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу. Цели урока: научить определять части слова, разбирать слова по составу; развивать  орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное  отношение к природе, интерес к процессу познания. Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное  выведение алгоритма разбора слова по составу. V. Работа по теме ­ Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.  Вернёмся к нашему слову –заморозки и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части. Вывод: Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи. VI. Физминутка. VI/Алгоритм 5. Работа по группам  Игра «Собери родственников» Снег, цветок, звонкий, снеговик, садик, звон, цветёт, снежок, снежинка, цвет, звонок,  посадить, звоночек, рассада, садовник, цветной, звонить. Итог: VII. Разбор слова по составу ­ Запишите слова: зимушка, холода, снежинка, прогулка, горка. (Выполняют ученики  разбор слов по составу с комментированием) ­ А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? ­ Какие части слова входят в основу? Вывод: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова,  будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс. VII.Работа в тетрадиIX. Творческая работа. ­ Какое время года трудное для животных? Почему? Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных  морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы,  когда почти весь корм повсюду съеден. Действительно, зима – очень трудное время для  птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма.  Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не  замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.  (Александр Яшин) ­ Подберите к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая?  (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) ­ Составьте cинквейн на тему «Зима». ­ Прочитайте cинквейн. Запишите. Х. Итог урока. ­ Подведем итог нашего урока. Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова) Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи.