Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
26.01.2018
Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)
Урок русского языка, посвящённый раскрытию умений писать письма. Цели урока: 1. познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; 2. формировать умение писать письма; 3. воспитывать культуру письменного общения. Задачи: - Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма. Образовательные: - Научить ребят писать письма; Развивающие: - Развить речь учащихся, умение работать с текстом. - Повысить интерес к эпистолярному жанру. Воспитательная: - Воспитать уважение к родным, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. -Воспитать потребность в написании письма тем, кто отдавал свои жизни во имя будущего.урок русского языка в 5 класе
урок письма Кучумова И.В..docx
Урок письма. Разработала: Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и  литературы, высшая кв. категория Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вильвенская  средняя общеобразовательная школа»  Цели урока:  1. 2. 3. Задачи: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; формировать умение писать письма; воспитывать культуру письменного общения. ­ Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма. Образовательные:        ­  Научить ребят писать письма;  Развивающие:      ­ Развить речь учащихся, умение работать с текстом.       ­ Повысить интерес к эпистолярному жанру. Воспитательная:  ­ Воспитать уважение к родным, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. ­Воспитать потребность в написании письма тем, кто отдавал свои жизни во имя будущего. 1.Опережающее домашнее задание:  1 Возьмите   интервью   у   ваших   близких,   знакомых   на   тему:   «Письма   с фронта». Вопросы для интервью:  1 Есть ли в вашем семейном архиве фронтовые письма? От кого они? 2 Чем дороги эти письма? 3 Нужны ли письма в наше время? 2.Этап мотивации.  На выставке – письма из семейных архивов.    ­Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почему мы ждём писем от наших родных и близких? А часто ли вы сами пишите письма?  Что вам мешает,  или наоборот, что заставляет это делать? ­Предположите, из какого количества слов состоит самое длинное письмо, отмеченное в «Книге  рекордов Гиннеса»?( Алан Форман (Англия) написал своей   жене   Джанет   самое   длинное   письмо,   состоящее   из   1402344   слов. Письмо он начал писать 3 января 1982 года и закончил 25 января 1984 года. Оно ­ зеркало души .) ­   Сегодня   мы   говорим   с   вами   о   письмах   с   фронта.   Это   особые   письма. Почему? (Ответы ребят).  Предоставляется   слово   ученикам,   бравшим   у   близких   интервью.   Они рассказывают   о   письмах   с   фронта,   хранящихся   в   семейных   архивах, зачитывают эти письма.  Вопросы учителя: ­ Мы с вами познакомились с письмами, отправленными с фронта, из тыла. Они   действительно   имели   для   людей   того   времени   огромное   значение.   А сейчас прочтите текст и  ответьте на вопросы.      – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.       – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.      – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:  – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, –пояснила Анна   Федотовна,   хотя   ей   не   очень­то   понравился   тон.   –   (15)Откройте   верхний   ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки.   (18)Дети   долго   разглядывали   документы,   шептались,   а   потом   мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.  – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально­нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. 29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. 2 –   (37)Молчи   лучше!   –   оборвала   его   девочка.   –   (38)А   то   мы   тебе   такое   устроим,   что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала   скрипа   задвигаемого   ящика,   вся   была   сосредоточена   на   этом   скрипе   и,   когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером   внучка   как   обычно   читала   ей   письмо   сына,   но   Анна   Федотовна   вдруг проговорила: – (46)Он чего­то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву) Вопросы по тексту:   ­   Чем   являются   письма   для   Анны   Федотовны?   В   каком   предложении содержится ответ на этот вопрос? (Предложение 17 – «бесценные листочки»). ­ Почему для Анны Федотовны письма –«бесценные листочки»? Обратимся к «Толковому словарю.  Бесценный:           1. Очень ценный; неоценимый.          2. (Перен. Близкий сердцу, дорогой, милый).  Они дороги женщине как память о дорогом человеке – сыне, в них – его чувства, мысли, слова, гордость за него. Благодаря письмам он всегда рядом, каждый день и каждый час. С помощью писем ведётся диалог двух душ.   ­ Чем являются письма для ребят?  Это всего лишь документы для  музея. Автор использует лексический повтор, подтверждая эту мысль.  Обратимся к Толковому словарю.  ДОКУМЕНТ   ­   деловая   бумага,   служащая   доказательством   чего­н., подтверждающая право на что­н. (офиц.). Заменяя   слово   «письма»   контекстным   синонимом   «документы»,   мальчик невольно   говорит   о   том,   что   для   него   они   всего   лишь   деловая   бумага, необходимая музею.                   Эту мысль можно было бы оспорить, однако грамматическая форма составного глагольного сказуемого в предложении 19 («должны передать») подчеркивает официальность требования школьника.     ­ Почему для школьников письма – просто ДОКУМЕНТЫ? (Может быть, оттого, что сами они таких писем не писали и не получали?) Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»:. Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами, На конверте в углу номер почты стоит полевой. 3 Это в сорок втором мой отец написал моей маме Перед тем, как идти в свой последний решительный бой. «Дорогая моя, на переднем у нас передышка, Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу. Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,  Знай, что вас от беды я всегда сберегу». Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец. Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец. Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется, Новостройки растут, и сердца продолжают любить. Я читаю письмо и уверен, что если придется, Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» . Краткая   справка   ­   сообщение   учащихся   об   авторе   картины   и   истории   её создания. ­ Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»? ­ Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она? ­ С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение? ­  Как   вы   думаете,  каково   содержание   письма,   которое   читают   и  слушают герои картины? В   своей   картине   «Письмо   с   фронта»   художник   А.И.   Лактионов   воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком­то небольшом   русском   городке   у   широко   распахнутой   двери   старого деревянного   дома   собралась   семья   фронтовика.   Долгожданную   весточку   с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа   перед   собой   дорогие   листки.   Написанная   светлыми,   ликующими красками,   композиция   буквально   наполнена   солнцем:   золотыми   лучами пронизано  небо,  белокурые  волосы  девушки.…  Кажется, что  светится  сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.      ­ Исторические данные. По данным Управления военно–полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. Они тонкой ниточкой надежды и веры соединяли мужей и жен, детей и родителей. Письма доставлялись с фронта и на фронт разными способами — на лошадях, на машинах, пешком. Ни одно письмо не должно было затеряться или попасть в руки врага. Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. На письмах   и   открытках   ставились   специальные   штемпели   письмо красноармейца   и   доставка   бесплатно.   В   штабе   каждого   соединения бесперебойно   работали  военно–почтовая  база   и  полевая   почтовая  станция. Каждой воинской части был присвоен трех– или пятизначный номер полевой почты, на который приходили письма и с которого они отправлялись.  ­ Чем по внешнему виду отличались письма с фронта? (Ответы ребят.   С началом   войны   в   стране   возникли   трудности   с   обеспечением   населения   и ― ― 4 армии конвертами, и бесхитростной солдатской придумкой стали знаменитые треугольники, или бесконвертные письма. Сложенное треугольником письмо было   удобно   для   прочтения   военной   цензурой.   Хотя,   конечно,   главными цензорами были сами солдаты, не позволяя себе рассказывать о фронтовых трудностях и горестях. Писали–то они в тыл, а там хватало своих бед...)          Получение письма ­ всегда большое событие для солдата. Его обычно читали коллективно и оживленно обсуждали. Легче было переносить голод, даже отсутствие курева, чем длительные перерывы в получении письма из дома. Солдат на фронте как бы жил в двух мирах ­ здесь, с товарищами по войне, и там, среди родных и близких. Характер письма зависел от конкретно пишущего человека, его, адресата … Нельзя забывать и о том, что до войны многим   из   солдат   вообще   не   приходилось   что­либо   писать,   а   письма   тем более. Поэтому большинство из них бесхитростны, характера бытового, без пространных   рассуждений.   Григорий   Чупров,   уроженец   д.   Чукчино   Усть­ Усинского района 9 августа 1942г. После привета родным сообщал о себе следующее: «…я уже вчера писал письма. Но сегодня, перед вступлением в бой, еще сообщаю, что иду в бой. Если после боя буду жив, буду писать, а не будет вести, то погибну. Предстоит драться здорово. С приветом, Гриша. Но ничего, не тушуюсь, уже не в первый раз бить фашистов. Адрес старый». Это все письмо. Главное было послать весточку родным и получить от них ответ. Его очень ждали. 4.Этап планирования и уточнения цели.  ­Если бы Вы к уроку написали письма в далёкое военное время, в грозные сороковые, адресованные  вашим близким, знакомым или просто бойцу, какие трудности возникли бы у вас при написании письма? (Как написать письмо, чтобы оно воодушевило, о чём написать, с чего начать и чем закончить письмо и т.д.) ­  Почему   у   вас   возникают   эти   трудности? (В  наше   время   с   письмами   мы встречаемся   редко   ввиду   того,  что   есть   множество   других   видов   связи,  а также   сам   повод   для   написания   письма   необычный   –   письмо   в   далёкие сороковые).  ­ Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. (Научиться писать письма).­ Что для этого необходимо? (Необходимо выяснить, что такое письмо, какова его структура, языковые особенности,  а   также   надо   хорошо   знать   факты   жизни   близкого   человека, которому адресовано письмо). ­Каким   будет   ваш   конечный   результат?   (Написание   письма.   Это   будет   не просто письмо, о письмо на войну в далёкие сороковые). 5. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности. 1)  Определение жанра.  ­ Сформулируйте, что такое письмо. (Звучат варианты определения слова,  предложенные учениками). 5 написанный текст, посылаемый для сообщения чего­нибудь  одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями,  общение на расстоянии;  бесценные свидетельства времени, исторические документы.  выражение нашего внимания, заботы,  любви; обобщенное название различных по содержанию документов,  Из толкового словаря В. Ожегова:  • • организациями и предприятиями  • • • • пересылаемых по почте. ­ Внимательно прочтите   слова греческого учёного Деметрия из книги «О стиле»:  «Письмо   должно   быть   написано   тем   же   слогом,  что   и   диалоги.  В письме, как и в диалоге, проявляется человеческий характер. Почти каждый из нас запечатлевает в письмах образ своей души». ­   Прав   ли   древнегреческий   философ,   утверждая,   что   письмо   похоже   на диалог? Аргументируйте свой ответ. О чём вы будете вести в своём письме «диалог поколений»? 2) Структура письма. ­ Если опираться на письма из ваших семейных архивов, можно ли выделить структурные особенности письма? (Ответы учеников). ­ Схема текста личного письма: 1. Обращение­ приветствие. 2. Причина, побудившая написать письмо. 3. Основная часть. 4. Вопросы и пожелания адресату. 5.Заключение. Учащимся   предлагается   обратиться   к   письмам   из   архива   и   проследить   их написание по схеме. Ребята видят, что в зависимости от ситуации письмо может и не соответствовать данной схеме. 3) ­Какие чувства вы вложите в своё послание на войну?  Рефлексия.  Сегодня   вы   познакомились   с   фронтовыми   письмами   и попробовали сами написать письмо своим близким, сражавшимся на фронте. Что изменилось в ваших взглядах на такое понятие как «письмо»? Нужно ли писать письма? Домашнее задание.   Эпистолярный жанр – это «труд души, обращенный к другому   человеку».  В   связи   с  тем,   что   нынче   исполнилось   70  лет   со   дня Великой Победы, и те страшные годы мы должны помнить, а солдат чтить,   я предлагаю вам написать письмо в далёкие сороковые. Приложение.  Письма в сороковые, написанные учащимися. *** Сегодня в годы фронтовые Пишу тебе письмо, солдат, Увёл меня далёкий след, В тот год далёкий, сорок пятый. Туда, где все ещё живые, Я верю, будешь ему рад, И всем – по девятнадцать лет. Оно – награда за утраты. Ты там, где пули грозно свищут, 6 К земле склоняя вас,  ни в чём невинных, Где из­за страшных ран  бойцы покоя ищут, После мучений долгих, сильных, И вспоминают маму, дом родной, Как жили в юности  беспечной, озорной, А завтра – снова  бой… Мы ждём тебя ,солдат, домой, Храни тебя Господь от бед, Ты славно послужил, родной, И на земле оставил добрый след!  Кучумова Оксана   Письмо деду в 1945­й. Здравствуй, дедушка родной, Уже давно простились мы с войной. Всё было, не жалел ты  молодость свою,  Друзей терял и близких ты в бою… Но знай, что если б не война,  Судьба б тебя с любимой не свела! Моя бабуля санитаркою была,  Война ее не пощадила, умерла она… На днях я в библиотеку я зашла И книгу о войне читать взяла. Эту книгу нашла я случайно, Её герои любили жизнь отчаянно! Многие были совсем молоды, Может, такие, как я, и ты. Мне очень жалко тех людей, Что защищали жен своих, детей, И свой народ, и Родину свою… Сейчас хотела б быть с тобой, А не сидеть, скучая в комнате пустой! Сижу и размышляю я о том, Беда явилась не в один наш дом. Сколько горя принесла война, И сколько жизней унесла она! Молю я Бога, чтоб опять не началась Жестокая битва в России у нас! Байкузина Женя Письмо деду в 45­ый. Здравствуй, дедушка родной,  Увидеться хочу с тобой.  Как живешь ты на войне?  Я так скучаю по тебе!  Прошу тебя, вернись домой Путь раненный, но все ж живой!  Мне без тебя и свет не мил,  Молю, чтоб бог тебя хранил! Письмо прочтешь и улыбнёшься.  Я помню дед, как ты смеешься,  Как зимой с тобою мы  Лепили снежные комы,  Как ты рассказывал мне сказки,  Катались с горки на салазках,  Но жаль, былого не вернешь...  Еще я помню — подойдешь,  Меня обнимешь, приласкаешь  И на коленях покачаешь.   Вот если б я была с тобой,  Я  за тебя была б горой!  А каково же там тебе  На этой проклятой войне! Крепись, дедулечка родной,  Я мысленно всегда с тобой.  Ведь ты дошел уж до Рейхстага,  Ведь ты боец, с тобой отвага,  IIройдёт, быть может, страшный бой  И ты вернёшься к нам домой.  Поверь, не зря ты воевал,  Ты детство всех детей спасал!  Спасибо, дед, что ты на свете есть,  И это для меня большая честь ­  Иметь дедулечку, как ты.  Пусть наши сбудутся мечты!  Ты постарайся выжить, дед,  И сохрани в  глазах веселья след.  Быть добрым трудно на войне,  Но это очень нужно, дед, поверь ты мне!   Чудакова Татьяна Письмо деду в 45­й. Беру я старенькое фото, На нем знакомое лицо. Как будто в сердце шепчет кто­то,  Что , мол, родное мне оно. На нем усталость и отвага,  Ему  еще так мало лет... Но мне другого и не надо,  Ведь это мой по крови дед. Под Сталинградом он сражался, И там же друг его убит. Но вновь и вновь дед возрождался,  Как  будто Бог его хранит. 7 Хочу писать ему письмо я,  Пойдет оно через года. Была страна тогда другою, И не было еще меня. А что писать, я точно знаю! Пишу: Победа впереди!  И ждет семья тебя родная,  А ты воюй и приходи.  Мы чтим, тебя боец, за смелость,   Она Победу принесла.  Я знаю, что порой хотелось  Ужасно выжить и тогда  Сжимал стальною волей слабость,  В атаку шел ты на врага,  А нам принес на землю радость.  Тебя забыть не в силах я! Но что слова, слова – пустое ... К могилке деда я схожу И перед красною звездою Цветов букетик положу. И вновь приду. Приду и молча Детей к могиле подведу,  Я им скажу как можно громче,  Что  ты отвел от нас беду. Пройдут года, и, я надеюсь,   и   Придут к тебе и их сыны. Пусть знают, помнят поколенья: Быть в мире не должно войны!!!    Танкова Лариса                         ***         Здравствуй,   братик     мой   родной, почему   ты нам не     пишешь, я скучаю, очень   жду     верю,   что   ты   скоро вернешься.   Братишка   мой   милый,   у   нас случилась   беда,   помнишь   мальчика   с соседнего двора, он на мине подорвался. Братишка, я очень боюсь, всюду мины и пули летают, слышны стоны и кровь под ногами.     Братишка   мой   милый,   родной, Когда   же   кончится   эта   война?!   Мама просила молчать,   ничего тебе не писать, но я не могу, ведь ты должен знать, что отца     на   расстрел   повели.   Фашисты проклятые,   ироды   разруху   и   смерть   с собой   принесли.   Пытать   бы   их,   так   как детишек пытали, губить, убивать, как они убивали,   да   нельзя   так   с     людьми поступать. Ну, всё братишка, заканчиваю писать, люблю, тебя очень и буду я ждать! Черняева Алиса, 6 класс.       8

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)

Урок русского языка "Урок написания письма"(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018