Татьяна Юрьевна Давыдова,
г.Нязепетровск, МКОУ СОШ №3
Конспект урока русского языка
_10___ класс
Тема: Правописание суффиксов в причастиях
Тип урока: повторение, развитие речи
Цели урока:
способствовать развитию навыка анализа текста (отрабатывать умение
определять проблему в тексте, находить авторскую позицию,
формулировать личностную позицию);
совершенствовать навыки правописания, развивать языковую и
коммуникативную компетенцию учащихся;
научить применять полученные знания на практике, оперировать
имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный
материал;
развивать эмоциональную сферу;
способствовать формированию ответственного отношения к учению,
готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение
заданий, воспитывать культуру учебного труда, экономного расхода
времени;
Оборудование:
раздаточный материал (текст),
проектор;
компьютер,
мультимедийный
Ход урока.
Конспект
Используемые приёмы
педагогической техники
1этап. Вводный (организационномотивацион Приём «Удивляй!»
ный.
Добрый день! Ребята, а вы слышали когда
нибудь звуки скрипки?
У вас сейчас есть такая уникальная возмож
ность! (звучит музыкаВанесса Мэй - Бах.Токка-
то.)
-О чём вы думали, когда слушали музыку?
Какое настроение передаёт эта музыка?
2 этап. Информационноаналитический.
1).Перед вами текст В.Астафьева, давайте
выразительно прочитаем текст, определим
Приём «Погружение!» Приём
«Историческая справка»
его тему, основную мысль.
2). Всё ли понятно вам в тексте? Кто такой
Огинский?
МихалКлеофас Огинский (1765—1833) по
роду своих занятий был дипломатом и
политическим деятелем, но с ранней юности
увлекался музыкой, прекрасно играл на
многих музыкальных инструментах, особенно
хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и
виолончели, сам сочинял полонезы, романсы,
песни, оперы. Полонезы Огинского —
известного дипломата и популярного
композитора — в начале XIX века звучали на
петербургских балах, а венские, берлинские,
лейпцигские и другие издания его
произведений
большой
популярностью за границей.
3).Какую проблему поднимает Астафьев в
своём тексте?
4).Какова авторская позиция?
5).Сформулируйте собственную позицию по
данной проблеме?
6).Какие тропы и фигуры речи использует
Астафьев в своём тексте?
7).Найдите в тексте причастия и выпишите
их в тетрадь.
пользовались
3 этап урока. Введение в тему.
В.И.Даль сказал о причастии: «Причастие
это часть речи, причастная к глаголу, в
образе прилагательного»
А М.В.Ломоносов говорил: «Сии глагольные
имена служат к сокращению человеческого
слова, заключая в себе имени и глагола
силу».
Как вы понимаете эти высказывания?
О каких признаках причастия говорится в
этих высказываниях?
Вспомните, что вы знаете о причастиях
(что обозначает эта часть речи,
морфологические признаки, синтаксическая
роль).
Сегодня на уроке мы вспомним правописание
суффиксов в причастиях.
4 этап. Отработка умений и навыков по
теме урока повторение правила с использованием
презентации;(Приложение №3)
объясните правописание суффиксов в
причастиях, которые вы выписали из
текста;
работа с упр.№309(«Пособие для занятий
по русскому языку в старших классах»
В.Ф.Греков)
работа у доски:
Борющиеся за свободу и справедливость
декабристы; русские воины, сражающиеся
на поле битвы; ненавидящий французов
Тихон Щербатый; терпящие в Москве холод
и голод завоеватели; реющее знамя; пишущий
роман автор; Кутузов, уважаемый и
любимый своим народом.
выполните пунктуационный разбор
предложения и объясните орфограммы в
словах с пропущенными буквами:
Мы вошли в лес, который был освещён
лучами осе.его солнца. Расчищ.нная
дорожка вела к неугомонному морю. Мы
часто ост.навливались пораж.нные яркой
красотой необыкнове.ого леса. На
пожелтевшей траве лежали опавшие
листья. Берёзы как будто окут.ны
золотистой листвой сверкавшей на солнце.
Очень красивы клёны одетые в б.гряную
листву. Часто мы вид.м позолоч.нные
солнцем и осенью листья тихо пада.щие на
землю. Дорожки пусты.ы, но на них листья
печально шуршащие под ногами. Иногда
попада.тся дача окруж.нная деревя.ым
выкраш.нным масля.ой краской забором.
проверка выполненного задания;
5 этап. Самостоятельная работа.
выполнить тест (слайды№11,12,13
презентации);
самопроверка (ответы слайд14
презентации);
6 этап. Домашнее задание.
1уровень
стр. 89, упр.№182 (учебник «Русский язык.
Грамматика.Текст.Стили
речи»А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова)
2 уровень
Приём «Знаешь ли ты пра
вило?»
Приём «Твои знания в тво
их руках»
Приём
« Три уровня домашнего
задания» Выпишите из любой книги 10 предложений с
причастиями, объясните
правописание
суффиксов причастий.
3 уровень
Составьте связный текст на тему: «Зимний
лес».
В своём тексте используйте
причастия
7 этап. Итог урока.
Что сегодня мы вспомнили о причастии?
Что нового вы узнали на уроке?
8 этап. Рефлексия.(слайд №15 презентации)
Закончите следующие предложения:
Моя мыслительная активность на уроке
была…
Больше всего мне понравилось…
Сегодняшний урок показал мне…
Приём «Самооценка» Приложение №1.
1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз
в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Васяполяк. (4)О чём же
рассказывала мне музыка? (5)О чёмто очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на
кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко
самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили
самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не
сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но
никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк
Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний
привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной
земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» (19)«3а то, что я не
сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а
также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок
так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не
спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил
работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как
будто из металла,— это и была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в
разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, стоящем
через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания.
(30)Когдато мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я
послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве,
преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когдато.
(32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не
прорастала жалостью. (33)Она звала кудато, заставляла чтонибудь делать, чтобы потухли
эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало
взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка,
которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю
жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву) Приложение №2.
Причастия из текста.
Спящее, неистребимой, работающий, отлитая,
оцепеневшим, видавший, тосковавший.
разрушенном, стоящем, горящих ,
Приложение №3.
Презентация.
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.