Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Оценка 4.9
Интерактивная доска +1
doc
русский язык
10 кл
13.04.2017
Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Музыкальное произведение, которое можно использовать в начале урока.
русский язык 10 класс.doc
Татьяна Юрьевна Давыдова,  г.Нязепетровск, МКОУ СОШ №3  Конспект урока русского языка _10___ класс Тема: Правописание суффиксов в причастиях Тип урока: повторение, развитие речи Цели урока:  ­способствовать развитию навыка анализа текста (отрабатывать умение определять   проблему   в   тексте,   находить   авторскую   позицию, формулировать личностную позицию);   ­совершенствовать   навыки   правописания,   развивать   языковую   и коммуникативную компетенцию учащихся;   ­научить   применять   полученные   знания   на   практике,   оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;  ­развивать эмоциональную сферу;  ­способствовать  формированию  ответственного  отношения  к  учению, готовности   и   мобилизации   усилий   на   безошибочное   выполнение заданий,   воспитывать   культуру   учебного   труда,   экономного   расхода времени; Оборудование:  ­   раздаточный   материал   (текст), проектор;   компьютер,  мультимедийный Ход урока. Конспект Используемые приёмы  педагогической техники 1этап. Вводный (организационно­мотивацион­    Приём  «Удивляй!» ный. Добрый день! Ребята, а вы слышали когда­ нибудь звуки скрипки?  У вас сейчас есть такая уникальная возмож­ ность! (звучит музыка­Ванесса Мэй - Бах.Токка- то.) -О чём вы думали, когда слушали музыку? ­Какое настроение передаёт эта музыка? 2 этап. Информационно­аналитический. 1).Перед вами текст В.Астафьева, давайте выразительно прочитаем текст, определим Приём «Погружение!» Приём  «Историческая справка»  его тему, основную мысль. 2). Всё ли понятно вам в тексте? Кто такой Огинский? Михал­Клеофас Огинский  (1765—1833)   по роду   своих   занятий   был   дипломатом   и политическим   деятелем,  но   с  ранней  юности увлекался   музыкой,   прекрасно   играл   на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо   на   фортепиано,   скрипке,   арфе   и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни,   оперы.   Полонезы   Огинского   — известного   дипломата   и   популярного композитора — в начале XIX века звучали на петербургских   балах,   а   венские,   берлинские, лейпцигские   и   другие   издания   его произведений большой популярностью за границей. 3).Какую   проблему   поднимает   Астафьев   в своём тексте? 4).Какова авторская позиция? 5).Сформулируйте собственную позицию по данной проблеме? 6).Какие   тропы   и   фигуры   речи   использует Астафьев в своём тексте? 7).Найдите в тексте причастия и выпишите их в тетрадь. пользовались     3 этап урока. Введение в тему. В.И.Даль сказал о причастии: «Причастие­ это   часть   речи,   причастная   к   глаголу,   в образе прилагательного» А М.В.Ломоносов говорил: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова,   заключая   в   себе   имени   и   глагола силу». ­ Как вы понимаете эти высказывания? ­ О каких признаках причастия говорится в этих высказываниях? ­ Вспомните,  что  вы знаете  о причастиях (что   обозначает   эта   часть   речи, морфологические   признаки,   синтаксическая роль). Сегодня на уроке мы вспомним правописание суффиксов в причастиях. 4   этап.  Отработка   умений   и   навыков   по теме урока ­   повторение   правила   с   использованием презентации;(Приложение №3) ­   объясните   правописание   суффиксов   в причастиях,   которые   вы   выписали   из текста; ­ работа с упр.№309(«Пособие для занятий  по русскому языку в старших классах»  В.Ф.Греков) ­ работа у доски: Борющиеся за свободу и справедливость  декабристы; русские воины, сражающиеся  на поле битвы; ненавидящий французов  Тихон Щербатый; терпящие в Москве холод  и голод завоеватели; реющее знамя; пишущий роман автор; Кутузов, уважаемый и  любимый своим народом. ­   выполните   пунктуационный   разбор предложения   и   объясните   орфограммы   в словах с пропущенными буквами: Мы вошли в лес, который был освещён  лучами осе.его солнца. Расчищ.нная  дорожка вела к неугомонному морю. Мы  часто ост.навливались пораж.нные яркой  красотой необыкнове.ого леса. На  пожелтевшей траве лежали опавшие  листья. Берёзы как будто окут.ны  золотистой листвой сверкавшей на солнце.  Очень красивы клёны одетые в б.гряную  листву. Часто мы вид.м  позолоч.нные  солнцем  и осенью листья тихо пада.щие на  землю. Дорожки пусты.ы, но на них листья  печально шуршащие под ногами. Иногда  попада.тся дача окруж.нная деревя.ым   выкраш.нным  масля.ой  краской забором. ­ проверка выполненного задания; 5 этап. Самостоятельная работа. ­ выполнить тест (слайды№11,12,13  презентации);   ­ самопроверка (ответы­ слайд14  презентации); 6 этап.  Домашнее задание.  1уровень ­ стр. 89, упр.№182  (учебник «Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи»А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова) 2 уровень Приём «Знаешь ли ты пра­ вило?» Приём «Твои знания в тво­ их руках»  Приём  « Три уровня домашнего  задания» Выпишите из любой книги 10 предложений с причастиями,   объясните     правописание суффиксов причастий. 3 уровень Составьте связный текст на тему: «Зимний лес».   В   своём   тексте   используйте причастия 7 этап. Итог урока. ­ Что сегодня мы вспомнили о причастии? ­ Что нового вы узнали на уроке? 8 этап. Рефлексия.(слайд №15 презентации) Закончите следующие предложения: Моя   мыслительная   активность   на   уроке была… Больше всего мне понравилось… Сегодняшний урок показал мне… Приём «Самооценка» Приложение №1.    1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз  в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася­поляк. (4)О чём же  рассказывала мне музыка? (5)О чём­то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на  кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко  самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!   (9)Вася,  не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили  самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не  сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но  никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк  Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний  привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной  земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».    (17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» ­(19)«3а то, что я не  сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а  также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок  так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не  спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил  работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как  будто из металла,— это и была моя родина.     (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в  разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, стоящем  через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания.  (30)Когда­то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я  послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве,  преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда­то.  (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не  прорастала жалостью. (33)Она звала куда­то, заставляла что­нибудь делать, чтобы потухли  эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало  взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка,  которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.                                                                                                                                                                                                                           (По В. Астафьеву) Приложение №2.  Причастия из текста.  Спящее,   неистребимой,   работающий,   отлитая,   оцепеневшим, видавший, тосковавший.  разрушенном,   стоящем,   горящих   , Приложение №3. Презентация.

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"

Урок русского языка в 10 классе на тему " Правописание суффиксов в причастиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017