Урок русского языка по теме "Корень слова" (3 класс, русский язык)Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Корень слова
Цель:
1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; об алгоритме проверки безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.
2.Ввести: понятие «чередование согласных в корне слова»; правила о написании корня в однокоренных словах.
3. Научить: выделять графически корень в родственных словах; раскрывать смысл понятия «чередование согласных в корне слова» и обосновывать своё мнение; писать корни с чередованием согласных; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; писать слова с изученными орфограммами; выполнять учебное задание, используя правило; действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
русский язык в 3Б классе.doc
Ф.И.О. Дубровская С.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 3 «Б»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Корень слова
Цель:
1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на смысловую связь
однокоренных слов и общность написания корней; об алгоритме проверки безударных
гласных, парных и непроизносимых согласных.
2.Ввести: понятие «чередование согласных в корне слова»; правила о написании корня в
однокоренных словах.
3. Научить: выделять графически корень в родственных словах; раскрывать смысл понятия
«чередование согласных в корне слова» и обосновывать своё мнение; писать корни с
чередованием согласных; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных
словах и обосновывать своё мнение; подбирать однокоренные проверочные слова к
орфограммам в корне слова; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы;
писать слова с изученными орфограммами; выполнять учебное задание, используя правило;
действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Задачи:
Образовательные:
формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»;
развитие умения распознавать и подбирать родственные слова ,учить выделять и
характеризовать корень;
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
УУД:
ЛичностныеУУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные УУД: действовать по правилам сотрудничества, принимая во
внимание позиции партнёров.
Познавательные УУД:
определять чередование в корне однокоренных слов и
обосновывать своё мнение; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных
словах и обосновывать своё мнение.
Планируемые результаты: определять группы родственных слов и выделять корень
графически; писать корни с чередованием
согласных; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; подбирать
однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; писать слова с
изученными орфограммами.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая 1.Организационный момент.
Ход урока
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
У нас сегодня в классе гости. Давайте вместе их поприветствуем.
Пожелайте успехов себе и мне на уроке, тогда занятие получится увлекательным и
интересным. Буду, рада вашим полным, доказательным ответам, проявите инициативу и
творчество.
А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».
Как вы её понимаете? /Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не
все сразу/.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем
что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
– Какое сегодня число?
– Запишите дату.
2. Актуализация знаний
а) Минутка чистописания
Сос тав сло ва
Что вы можете сказать? (Слова разделены на слоги, тема урока «Состав слова»)
Как устроено слово, что в нем есть? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Слова можно разобрать, собрать, из частей слова можно образовать новые слова. Установи
порядок. (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
б)Орфографическая минутка
Посмотрите на доску, в каких словах пропущены буквы, объясните орфограммы.
Постарайтесь собрать из слов предложение:
Мы, пров_рять, на, уроке, думать, будем, п_сать.
На уроке мы будем пИсать, думать, провЕрять.
Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения.
Почему после слов стоят запятые? Докажите, что это однородные члены предложения.
(Относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос)
в)Словарная работа
( В данной цепочке спряталось новое словарное слово.
КРЬВЕТЕРОЕН
Что такое ветер?
(Слайд 3) В терее
Подуйте на ладошки.
Запишите слово, подчеркните безударную гласную. Запомните написание слова.
— движение воздуха в горизонтальном направлении. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
У нас остались буквы, соберите слово. Подсказка: загадка.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (Сообщение)
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? (Многозначное слово)
Какую цель мы поставим на урок?
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова.
4. Первичное усвоение новых знаний.
а) Сказка
Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что
же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое
красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Много
родственников появилось, все они похожи. Посмотрели люди, сравнили и увидели,
что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно
сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова
родственники. Корень как сердце в слове.
б) Работа в паре
На парте у каждого дерево. Запишите слова с корнем САД.
Какие слова у нас получились?
Посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. Самопроверка.
Как в сказке называются эти слова? (родственниками)
Близки ли по значению эти слова?
Что общего у этих слов (общая часть – сад)
Как называется эта часть? (корнем).
Поэтому у родственных слов есть другое название – …однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
Что такое корень слова?
в )Работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 94 и прочитайте правило. Правильно мы ответили на
вопрос?
5. Первичная проверка понимания
Физминутка Чтобы правильно выделить корень, что мы должны сделать?
(Нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в
них является общей).
Стихотворение «Родственники».
Кто вы такие?
Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.
А я их тетя гусеница.
Ребята , вы согласны?
Вывод делают дети:
Важно вдуматься в смысл слова.
а) Составление алгоритма
Давайте составим алгоритм определения корня слова
Алгоритм определения корня слова
1й шаг. Подумай над значением слова.
2й шаг. Подбери родственные слова.
3й шаг. Выдели общую часть.
Сейчас попробуем разбить слова на две группы.(слайд)
б)Работа по учебнику. Упр.159
Первый вариант в столбик выписывают родственные слова (чудо, зелень). Выделить
корень
Второй вариант в столбик выписывают родственные слова (гнёзда, тигр). Выделить
корень. (Взаимопроверка)
Сделайте вывод о корне. (В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него
образуются другие слова).
6. Первичное закрепление
Игра «Исключи лишнее»
Задание: из каждой строчки найди однокоренные слова, обозначь в них корень, «лишнее»
слово зачеркни
1 вариант: Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
7. Итог урока
Д/з подобрать однокоренные слова к словам: зима ,земля; выучить правило.
Оценки за урок поставлю, проверив ваши карточки. 8. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что мы сегодня повторили?
Приложение
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи. Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
1 вариант
Белка, белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водопровод, водить.
Лист, лиса, лисёнок, листопад.
Лось, лоскуток, лосёнок, лосиха.
Храбрый, смелый , смельчак.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
2 вариант
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.