Урок русского языка в 3 классе с использованием проектных технологий. Текст. Типы текстов.
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в 3 классе с использованием проектных технологий. Текст. Типы текстов.

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
10.01.2017
раздаточный материал

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Маракулина Е.Ю. Текст. Типы текстов..doc
Нижний Тагил в год культуры  Урок русского языка в 3 классе с использованием проектных технологий  «Создание Специального выпуска «Первоклассной газеты».  Тема: «Текст. Типы текстов. Повторение». Цель: Совместный выпуск «Первоклассной газеты». Задачи: Систематизировать знания учащихся  о типах текстов.               Формировать умение распознавать текст описание, повествование,  рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы  текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную  активность учащихся.                Воспитывать ответственность, чувство коллективизма. Ход урока: I Организационный момент. ­ Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. ­ Как вы понимаете, что такое мастерская? ­ Кто в ней работает? Сегодня мы с вами будем мастерами слова. Кого можно так назвать? А  можно ли назвать мастерами слова создателей газет? Мы с вами уже третий  год с удовольствием работаем с «Первоклассной газетой». Мы не только  изучаем предложенные статьи и выполняем увлекательные задания, но и  овладеваем приёмами вдумчивого чтения и навыками поиска информации.  Для   привлечения   внимания   общества   к   вопросам   развития   культуры Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2014 год был объявлен Годом культуры. В рамках этого события мы с вами решили выпустить специальный номер «Первоклассной газеты». Чему должен быть посвящён этот номер? Как вы  думаете, о чём можно рассказать на страницах газеты? (о достижениях города  Нижний Тагил в области культуры). Я напечатала обложку, которую мы сообща, создали на прошлом уроке,  обсудив все предложенные варианты. Посмотрите, какая красивая она у нас  получилась. Сегодня на уроке наша задача поработать над содержанием  «Первоклассной газеты».  II Тема и цель урока. ­ Вспомним, что же такое газета? (Работа с толковым словарём) ­ Чтобы отразить события политической и общественной жизни города,  какими знаниями и навыками мы должны обладать? Что должны уметь?  Попробуйте сформулировать тему и цель урока.  (должны хорошо уметь работать с текстом, определять тип текста и  подбирать определённый тип в зависимости от ситуации). III Систематизация знаний. 1) Понятия «текст, тема, главная мысль». Определение типа текста. ­ Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие  бывают тексты. ­ Дайте определение, что такое текст. Назовите признаки текста: - Текст имеет свою тему и основную мысль. - Текст всегда можно озаглавить. - Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего. Определите. Какой из предложенных отрывков является текстом и почему? 1) Собака ­ друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние  ручейки поют свою песенку. 2) Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет  белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка.  Здесь, в дупле дерева, её домик.  Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.   Сыта будет белочка зимой. Определите тему текста. Какова же главная мысль? Что автор хотел до нас  донести? Озаглавьте текст. ­ С какими типами текстов мы знакомы? Дайте им определение. а)  чтение текста учеником.      Есть у меня кот ­ серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его  Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по  пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.       Это очень красивый кот.   (По Е. Чарушину) ­ О ком этот текст? ­ Что можно представить, читая его? ­ Так как же называются тексты, в которых описываются животные, люди,  природа, предметы? Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано –  ОПИСАНИЕ. б) чтение текста учеником.     Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и  залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал. ­ А о чём этот текст? ­ Давайте вспомним, как называется  текст, в котором повествуется о  событиях, поступках героев? Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано –  СООБЩЕНИЕ. в) чтение текста учеником.         Пластмассовых полотенец пока нет. Потому что ткани из химических  волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. ­ Что объясняется в этом тексте? ­ Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений,  доказывается что–либо? Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано –  РАССУЖДЕНИЕ. (Г. Ганейзер, В. Парини) ­ Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов  мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над  нашей газетой?   2) Определение типа текста в зависимости от ситуации. ­ Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они  соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте  внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу  текста в данной ситуации: а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти  подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу,  чтобы рассказать. в) Друг спрашивает тебя, почему ты написал контрольную работу лучше всех. ­ Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает  роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай с Евсейкой», «Как  мы делали новогодние игрушки», «Моя любимая игрушка», «Зачем нужны в  классе цветы?» ­ Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать их в  зависимости от ситуации). 4) Работа в группах.  Перед тем как работать в парах повторим правила работы. Найдите инструкцию по выполнению работы.  Перед вами стоит задача:  1) прочитать вдумчиво текст,  2) определить тему и главную мысль, записать заголовок на строке. 3) Составить к тексту один «тонкий» и один «толстый» вопрос.  4) Выбрать к тексту фотографию, подходящую по содержанию, наклеить  её в рамочку. 5) Оценить свою работу по пятибалльной шкале.  6) Поменяться работами с соседом. Оценить его работу. 7) Обсудить выполненные задания и лучшие заголовки и вопросы записать  на странички газеты.  8) Подготовиться к выступлению у доски. IV.  Итог урока. Рефлексия ­ Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? – С каким настроением  заканчиваем наш урок? (Дети вывешивают на доску знаки) Приготовьте сигнальные карточки. – Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и  справились с такой сложной темой.        V. Д/З
скачать по прямой ссылке