Урок русского языка в 5 классе в системе ФГОС.
Тема: «Письмо».
Тип урока: творческий урок .
Цели:
1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами.
2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.
3.Привить интерес к эпистолярным жанрам.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма,понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, стихами, отвечать и размышлять;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Развиваемые УУД:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные: осознавать свою способность к преодолению препятствий ;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.
Оборудование: интерактивная доска, листы с алгоритмом написания письма, почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток.
Письма...
Давно как мы их
получали
Письма развеют глухие печали.
Письма расскажут как жизнь наша мчится
И сквозь конверт теплым светом лучится
Пусть говорят, в век компьютерной связи
Письма друг-другу писать нужно разве?
Евгения Луговская
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Организационный момент. |
1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку…(пять) |
Учащиеся оучаствуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
1.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. |
1.Беседа. Сбоку марка и картинка В круглых штампах Грудь и спинка. Маленькое очень, Быстрое как птица, Если захочешь — За море умчится. (Письмо) Ребята, у на сегодня необычный урок. Оглянитесь вокруг, что вы видите? Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
2.Слово учителя. Сегодня у нас будет урок – исследование, на уроке мы познакомимся с почтальоном, разузнаем все о почте. Кто такой почтальон? А в какой сказке мы встречаемся с почтальоном? А что разносит почтальон?
Сегодня, ребята, почтальон Печкин отправил письмо вам. |
Ответы детей: Учащиеся отвечают на вопрос , поставленный в стихотворении Евгении Луговской. Почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток. Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма.
Дети записывают в тетрадях дату и тему урока
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Рассказывают все, что знают о почтальоне.
(Ответы учеников)«Каникулы в Простоквашино»
(Ответы учеников)Почтальон разносит письма. Письмо читают учащиеся. - Здравствуйте, ребята! Пишет вам почтальон Печкин. Я узнал, что вы будете проводить заседание писем, и решил вам написать. Ребята, а вы знаете, какой символ российской почты? Это почтовый рожок. И в своём письме я хочу рассказать историю этого символа. В XVI – XVII веках письма перевозили ямщики в специальных почтовых каретах-почтовых тройках, и, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму (селению), громко свистели. Свистом они погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу. Пётр I решил сломать эту традицию и сделать всё как в Европе. Так появился почтовый рожок. В XIX веке он стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях. Но по своему практическому назначению он почти не использовался. С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. А рожок остался как почтовый символ. Вот такая интересная история из прошлого почты. Ребята, вам она понравилась? Если вы хотите узнать ещё что-нибудь интересное о почте, пишите мне. С уважением ваш почтальон Печкин.
|
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу. |
II.Словарная работа.
|
1.Беседа по вопросам, письменная работа. Ребята, а теперь обратите внимание на конверт , в котором было письмо. Человек, которому мы отправляем письмо-адресат(Имя и фамилия пишем там, где написано кому) Человек, который отправляет письмо-адресант Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы. Адресант-адресат- это слова паронимы(это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением) А теперь продолжим словарную работу другими словами, связанными с темой «Почта» Адресат, адресант, почтальон, почтовый ящик, письмо, телеграмма, почтамп, привозить, забирать, посылка, бандероль, денежный перевод. Составит со словами словосочетание, предложения по выбору. |
Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов
Учащиеся зачитывают предложения и словосочетания. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
III.Мотивация деятельности
IV. Физминутка |
Учитель: Ребята, вам было задано задание на дом -подготовит стихи , загадки о почте и почтальоне
«Дождик» Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают
траекторию ***
|
Учащиеся зачитывают стихи и загадки.
|
Коммуникативные: умение играть предложенную роль Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения; |
IV.Объяснение нового материала.
|
Учитель. Ребята, прочтите высказывание Н.Кузовлева - А зачем люди пишут письма? - Почему в наш век им нет цены? Н.Кузовлева
|
Ученик читает вслух: Прошу тебя, пиши мне письма. В наш громкий век им нет цены. Н.Кузовлева Ответы: люди мало пишут друг другу, телефон, Интернет заменили письма, написанные на бумаге и отправленные по почте. |
Коммуникативные: развивают навыки выразительного чтения.
|
2.Знакомство с видами писем.
|
1.Деловое письмо 2.Письмо-рассказ 3.Письмо-поздравление 4.Письмо-просьба 5.Благодарственное письмо (виды писем появляются на интерактивной доске).
|
|
Коммуникативные: умение играть предложенную роль Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения; |
|
Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Всё равно какой водою: Кипячёной, ключевой, Из реки, иль из колодца, Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днём – Перед каждою едою, После сна и перед сном! Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда! И чернила, и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще – Я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто. До свиданья! Ваш Тувим.
|
|
Коммуникативные: умение играть предложенную роль Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения; |
|
Учитель. К кому обращается в своём письме Ю.Тувим? - О чём он просит? Какое это письмо? |
Ответы учащихся: Тувим обращается к детям, просит быть чистоплотными. Можно попросить приехать в гости, прочитать книгу, посмотреть фильм . |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. |
3.Подведение итогов . Работа с таблицей, составленной в ходе урока |
Учитель. О каких письмах мы говорили на уроке? Оформите в своих тетрадях таблицу «Виды писем». |
Ответы детей по таблице на доске, запись её в тетради. |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения по теме «Письмо».
|
4.Знакомство с алгоритмом написания письма.
|
Учитель. Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт. 1.Приветствие или обращение. 2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес. 3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5.Подпись. Дата. |
Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради. |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
|
V.Творческая работа. Редактирование текста.
|
Учитель. Процесс создания письма довольно сложен. Сегодня на уроке мы попытаемся с вами написать письмо.
Заранее были подготовлены конверты для каждого ученика. Теперь эти письма нужно отправить, а для этого нам нужно подписать конверт. А вы знаете свой адрес и адрес того, кому адресовано письмо?
|
Следуя алгоритму написания письма, учащиеся пишут письмо. Готовые письма учащиеся зачитывают.
Ответы учащихся: КБР,Зольский район,г.п.Залукокоже,361701 |
Коммуникативные: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста.
|
VI.Подведение итогов. Рефлексия. |
Учитель. Какой теме был посвящён урок? - Чему научились на уроке? - Что вам запомнилось больше всего? - С каким настроением вы уходите с этого урока?
Учитель предлагает детям лист самооценки. |
Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи. |
Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают работу на уроке. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её. |
VII.Домашнее задание.
|
Учитель. Напишите письмо своему однокласснику,другу, подруге. Подпишите и перед уроком русского языка опустите в наш почтовый ящик, а потом мы отправим по поте ваши письма.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.