Урок русского языка в 5 классе на тему "Письмо"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе на тему "Письмо"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.01.2017
Урок русского языка в 5 классе на тему "Письмо"
урок русского языка в 5 классе
Публикация является частью публикации:
урок письмо в 5 классе.docx

Урок русского языка в 5 классе в системе ФГОС.

Тема: «Письмо».

Тип урока: творческий урок .

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами.

2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма,понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные:  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, стихами, отвечать и размышлять;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД: 

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать  свою способность к преодолению препятствий ;

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: интерактивная доска, листы с алгоритмом написания письма, почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток.

Письма... 
       Давно как мы их получали
Письма развеют глухие печали.
Письма расскажут как жизнь наша мчится
И сквозь конверт теплым светом лучится
Пусть говорят, в век компьютерной связи
Письма друг-другу писать нужно разве?

Евгения Луговская

 

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент.

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…(пять)

Учащиеся оучаствуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

1.Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы урока.

1.Беседа.

 Сбоку марка и картинка 

В круглых штампах 

Грудь и спинка. 

Маленькое очень, 

Быстрое как птица, 

Если захочешь — 

За море умчится. 

(Письмо)

Ребята, у на сегодня необычный урок. Оглянитесь вокруг, что вы видите?

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

 

2.Слово учителя.

Сегодня  у нас будет урок – исследование, на уроке мы познакомимся с почтальоном, разузнаем все о почте.

Кто такой почтальон?

 А в какой сказке мы встречаемся с почтальоном?

А что разносит почтальон?

             

 Сегодня, ребята, почтальон  Печкин отправил письмо вам.

Ответы детей:

Учащиеся отвечают на вопрос , поставленный в стихотворении Евгении Луговской.

Почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток. Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма.

 

 

 

Дети записывают в тетрадях дату и тему урока

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Рассказывают все, что знают о почтальоне.

 

(Ответы учеников)«Каникулы в Простоквашино»

 

(Ответы учеников)Почтальон разносит письма.

Письмо читают учащиеся.

- Здравствуйте, ребята!

         Пишет вам почтальон Печкин. Я узнал, что вы будете проводить заседание писем, и решил вам написать. Ребята, а вы знаете, какой символ российской почты? Это почтовый рожок. И в своём письме я хочу рассказать историю этого символа.

        В XVIXVII веках письма перевозили ямщики в специальных почтовых каретах-почтовых тройках, и, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму (селению), громко свистели. Свистом они погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

        Пётр I решил сломать эту традицию и сделать всё как в Европе. Так появился почтовый рожок.  В XIX веке он стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях. Но по своему практическому назначению он почти не использовался. С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. А рожок остался как почтовый символ.

        Вот такая интересная история из прошлого почты. Ребята, вам она понравилась? Если вы хотите узнать ещё что-нибудь интересное о почте, пишите мне.

С уважением ваш почтальон Печкин.

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу.

II.Словарная работа.

 

1.Беседа по вопросам, письменная работа.

 Ребята, а теперь обратите внимание  на конверт , в котором было письмо.

Человек, которому мы отправляем письмо-адресат(Имя и фамилия пишем там, где написано кому)

Человек, который отправляет письмо-адресант

Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Адресант-адресат- это слова паронимы(это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением)

А теперь продолжим словарную работу другими словами, связанными с темой «Почта»   Адресат, адресант, почтальон, почтовый ящик, письмо, телеграмма, почтамп, привозить, забирать, посылка, бандероль, денежный перевод.

Составит со словами словосочетание, предложения по выбору.

Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся зачитывают предложения и словосочетания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

III.Мотивация деятельности

 

 

 

 

 

 

IV. Физминутка

Учитель: Ребята, вам было задано задание на дом

-подготовит стихи , загадки о почте и почтальоне

 

 

 

 

«Дождик»

Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию 
И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)
Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.)

***

 

 

 

 

Учащиеся зачитывают стихи и загадки.

                                                                

 

Коммуникативные: умение играть предложенную роль

Регулятивные: адекватное понимание информации устного  сообщения;

IV.Объяснение нового материала.

 

 

Учитель. Ребята, прочтите высказывание Н.Кузовлева

- А зачем люди пишут письма?

- Почему в наш век им нет цены?

                                                   Н.Кузовлева

 

 

Ученик читает вслух:

Прошу тебя, пиши мне письма.

В наш громкий век им нет цены.

                                          Н.Кузовлева

Ответы: люди мало пишут друг другу, телефон, Интернет заменили письма, написанные на бумаге и отправленные по почте.

Коммуникативные: развивают навыки выразительного чтения.

 

2.Знакомство с видами писем.

 

 

1.Деловое письмо

2.Письмо-рассказ

3.Письмо-поздравление

4.Письмо-просьба

5.Благодарственное письмо

(виды писем появляются на интерактивной доске).

 

 

 

Коммуникативные: умение играть предложенную роль

Регулятивные: адекватное понимание информации устного  сообщения;

 

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Ваш Тувим.

 

 

Коммуникативные: умение играть предложенную роль

Регулятивные: адекватное понимание информации устного  сообщения;

 

Учитель. К кому обращается в своём письме Ю.Тувим?

- О чём он просит?

Какое это письмо?

Ответы учащихся:

Тувим обращается к детям, просит быть чистоплотными. Можно попросить приехать в гости, прочитать книгу, посмотреть фильм .

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.

3.Подведение итогов .

Работа с таблицей, составленной в ходе

урока

Учитель.

О каких письмах мы говорили на уроке?

Оформите в своих тетрадях таблицу «Виды писем».

Ответы детей по таблице на доске, запись её в тетради.

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения по теме «Письмо».

 

4.Знакомство с алгоритмом написания письма.

 

Учитель. Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Написать интересное письмо – настоящее искусство.

Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт.

1.Приветствие или обращение.

2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.Подпись. Дата.

Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

 

V.Творческая работа. Редактирование текста.

 

Учитель. Процесс создания письма довольно сложен. Сегодня на уроке мы попытаемся с вами написать письмо.

 

 

Заранее были подготовлены конверты для каждого ученика.

Теперь эти письма нужно отправить, а для этого нам нужно подписать конверт.

А вы знаете свой адрес и адрес  того, кому адресовано письмо?

 

Следуя алгоритму написания письма, учащиеся пишут письмо.

Готовые письма учащиеся зачитывают.

 

 

 

 

Ответы учащихся:

КБР,Зольский район,г.п.Залукокоже,361701

Коммуникативные: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста.

 

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Какой теме был посвящён урок?

- Чему научились на уроке?

- Что вам запомнилось больше всего?

- С каким настроением вы уходите с этого урока?

 

Учитель предлагает детям лист самооценки.

Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи.

Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

VII.Домашнее задание.

 

Учитель. Напишите письмо своему однокласснику,другу, подруге. Подпишите  и перед уроком русского языка опустите в наш почтовый ящик, а потом мы отправим по поте ваши письма.

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 5 классе в системе

Урок русского языка в 5 классе в системе

Ход урока. Этапы урока

Ход урока. Этапы урока

Письмо) Ребята, у на сегодня необычный урок

Письмо) Ребята, у на сегодня необычный урок

Свистом они погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу

Свистом они погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу

Человек, который отправляет письмо-адресант

Человек, который отправляет письмо-адресант

Мы на небо посмотрели ( Смотрят вверх

Мы на небо посмотрели ( Смотрят вверх

Деловое письмо 2.Письмо-рассказ 3

Деловое письмо 2.Письмо-рассказ 3

До свиданья! Ваш Тувим. Коммуникативные: умение играть предложенную роль

До свиданья! Ваш Тувим. Коммуникативные: умение играть предложенную роль

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата

почтовый ящик, а потом мы отправим по поте ваши письма.

почтовый ящик, а потом мы отправим по поте ваши письма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017