Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
11.11.2018
Урок предназначен для учащихся 5 класса. Цель урока: знать правила условия написания разделительного ъ и ь. Уметь разграничивать функции ъ и ь в словах. Закрепить навыки правописания слов с орфограммами - разделительными ъ и ь. Формировать мотивацию к аналитической деятельности. Урок начинается с проблемного вопроса. Учащиеся выполняют роль исследователей на протяжении всего урока и приходят к выводу о правилах правописания разделительных ъ и ь знаков.файл одержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание разделительных ъ и ь знаков"
Каранда Н.Л. Технологическая карта урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока. Правописание разделительных ъ и ь знаков.
1
2
3
4
5
6
7
Каранда Надежда Леонидовна
МБОУ СОШ №7 Тимашевский район
Учитель русского языка и литературы
Русский язык
5 класс
Правописание разделительных ъ и ь знаков. Урок №1
УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
8 Цель урока: знать правила условия написания разделительного ъ и ь. Уметь разграничивать функции ъ и ь в словах.
Закрепить навыки правописания слов с орфограммами разделительными ъ и ь. Формировать мотивацию к аналитической
деятельности.
9. Задачи:
обучающие : а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков;
развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи;
воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.
10 Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний
11 Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная
12 Необходимое техническое оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться применять правило написания в словах разделительных ъ и ь знаков.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь работать
индивидуально и в парах, находить общие решения.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слова
Личностные:
результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
№
I.
Вызов
Дата
Этапы урока
1. Мотивация к
учебной
деятельности
2. Проверка
выполнения
домашнего
задания
Учитель читает
стихотворение
Прозвенел уже
звонок.
Сядьте тихо и
неслышно.
И скорей начнем
урок.
Будем мы читать,
трудиться,
Ведь заданья
нелегки.
Нам, друзья, нельзя
лениться,
Так как мы
ученики!
Какой теме был
посвящён
предыдущий урок?
Слушают учителя,
участвуют в
диалоге с учителем,
размещают учебные
материалы на
рабочем столе,
демонстрируют
готовность к
уроку.
Средства
обучения
На доске
улыбающийся
смайлик
Универсальные учебные действия
Регламент Примечание
1 мин
Эмоциональная,
психологическая,
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Личностные: положительно
относятся к учению,
познавательной деятельности,
желают приобрести новые
знания, умения,
совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками)необходимые
действия, операции
Дети отвечают на
вопрос: значение
букв е, ё, ю, я.
Познавательные: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в Дети отвечают на
вопрос, выполняют
подобные задания
Дома вы
записывали слова в
соответствии с
орфографическими
нормами. Что у вас
получилось?
Выполните такую
же работу со
словами [друз’j’a],
[в' j’ун] и наоборот,
ателье, ёжик
3. Актуализация и
проблемное
учебное действие
На слайде слова с
пропусками букв
Сегодня вы не
просто ученики, а
исследователи.
Что представляет
собой данная запись
с точки зрения
синтаксиса?
Проблемный
вопрос.
Характеризуют
предложение по
схеме:
по цели
высказывания;
по интонации;
по количеству
грамматических
основ;
по наличию
второстепенных
членов
предложения,
указывают, чем
осложнено
предложение.
Пропусками букв:
Слайд
учебной
презен
тации
Слайд
учебной
презен
тации
устной форме, преобразование
слов с целью выявления общих
законов;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем,
сверстниками, умение с
достаточной полнотой
выражать мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации; оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь;
соблюдать правила общения.
Личностные: уметь находить
ответ на вопрос «Какое значение,
смысл имеет для меня учение?
Регулятивные: предвидеть
возможности получения
конкретного результата
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности.
Познавательные: выполняют
учебнопознавательные
действия в материализованной
и умственной форме;
осуществляют для решения
учебных задач операции
синтеза, анализа, сравнения,
классификации, устанавливают
причинноследственные связи.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают
вопросы, слушают и отвечают
на вопросы других,
Словесно
иллюстративный
рассказ с
элементами
беседы по теме
«разделительные
Ь и Ъ» формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
Знания по данной
теме изучены, а чем
ещё затруднено
прочтение
предложения?
Как вы думаете,
чем мы будем
заниматься на
уроке?
А какова цель
нашего урока?
Чем бы вы
дополнили данный
слайд?
ъ и ь знаков.
Дети формулируют
тему и цель урока.
Называют
недостающие
символы слайда:
разделительные ъ и
ь знаки.
По словам шагают
дружно
Твёрдый знак и
мягкий знак.
Где ж поставить
твёрдый нужно?
Где поставить мягкий
знак?
Тут запутаться ведь
можно:
Тот ли, этот нужен
знак?
Разобраться с ними
сложно, II.
Осмыс
ление
Проблемное
объяснение
нового знания
Цель этапа:
обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
закрепления
учащимися
освоения
написания
разделительных
ъ и ь знаков
И гадаем: так иль
так?
1.Рассматриваем в
учебнике
«Практика»
демонстрационный
материал.
На основе примеров
попытайтесь
сформулировать
правило: в каких
случаях пишется ъ,
а в каких ь.
Подтвердим
правильность наших
выводов, прочитав
часть п. 40
2. Учитель читает
продолжение
стихотворения
А всего лишь
только нужно
Вам запомнить
ерунду:
Если нужен знак
пред корнем
То, конечно,
твёрдый тут!
Учебник
«Практика
»
Формулируют
собственные
мысли,
высказывания и
обосновывают свою
точку зрения; в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают выводы;
читают, слушают,
стихотворение.
Слайд
учебной
презен
тации
Личностные: имеют желание
осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению;
проявляют способность к
самооценке своих действий,
поступков.
Познавательные: выполняют
учебнопознавательные
действия в умственной и
материализованной форме;
осуществляют для решения
учебных задач операции
анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают
причинноследственные связи,
делают выводы.
Регулятивные: осознают
недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информации. Формулируют
собственные
мысли,
высказывания и
обосновывают свою
точку зрения.
Ну а мягкий очень
спорный:
То смягчает чтото
в слове,
То возьмёт и
отделит,
То часть речи нам
укажет,
То на род людской
глядит…
Вопрос. Какие
функции мягкого и
твёрдого знака
прозвучали?
Как связан с
правописанием
разделительных Ь и
Ъ звук [ j’]?
(Если после
согласного звука
перед гласным есть
этот звук, то в
слове пишется Ь
или Ъ.)
Первичное
закрепление
На этом этапе
Выполняется
упр.464
Познавательные: анализ
объектов с целью выделения признаков и синтез как
составление целого из частей;
подведение под понятие;
выдвижение гипотез и их
обоснование.
Личностные: оценивание
усвояемого содержания
Регулятивные: контроль,
коррекция, оценка.
Коммуникативные: задают
вопросы друг другу с целью
получения необходимой для
решения проблемы информации
Цель этапа:
проговаривание
и закрепление
нового знания;
выявить
пробелы
первичного
осмысления
изученного
материала,
неверные
представления
учся; провести
коррекцию
Физкульт
минутка
урока мы
научимся
обозначать
орфограмму.
Обязательно
указываем части
слова
(письменно)
Учащиеся работают
в парах.
Одна пара у доски.
Взаимопроверка.
Ученики
выставляют оценку
на полях
Выполняют
упражнения,
настраиваются на
позитивный лад
Потрудились –
отдохнём!
Станем – глубоко
вздохнём,
Руки в стороны,
вперёд,
Влево, вправо
поворот.
Три наклона, прямо
встать.
Руки вниз и вверх
поднять.
Руки плавно
опустили,
Всем улыбки
подарили.
Индивидуаль
ное
исследование
Ученик сообщает
результаты своей
небольшой
исследовательской
Слайды
презента
ции
Личностные: осознают свои
возможности в учении.
Познавательные: извлекают
необходимую информацию из работы: знакомит
ребят с историей
создания русского
алфавита и ролью
Ъ и Ь знаков в
славянской азбуке
и в языке до
реформы в начале
20 века.
1 вариант
выписывает слова с
разделительным ъ
знаком;
2 вариант – с
разделительным ь
знаком;
3 вариант – без
разделительных ъ и
ь знаков.
Фронтальная
проверка
Дальнейшее
совершенствов
ание навыков
грамотного
письма и
связной речи
Настало время
потрудиться
самостоятельно.
1.Выполняем упр.
466.
2. Как вы, ребята,
думаете, есть ли
слова, в которых
после ъ и ь знаков
пишутся другие
гласные, кроме е, ё,
ю, я?
Со словами
медальон, бульон
составить
Ученики
составляют
Слайды
презента
прослушанного исследования
одноклассника.
Регулятивные: планируют
дальнейшую работу по
самостоятельному
исследованию.
Коммуникативные: задают
вопросы выступающему и
создают ситуацию дальнейшего
индивидуального развития.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цель;
осуществляют отбор
необходимой информации.
Регулятивные:
самостоятельно планирует
необходимые действия,
операции, действуют по плану.
Коммуникативные:
собственные
формулирует
мысли,
и
обосновывают свою точку
зрения.
высказывают
Личностные: понимают
значение знаний для человека. словосочетания.
На следующем
уроке мы
продолжим эту
работу и поиграем в
игру
«Кто назовёт
больше слов
иноязычного
происхождения?»
Поэтому к
основной домашней
работе добавляется
индивидуальная: из
словаря выписать 5
10 слов
иноязычного
происхождения с
разделительными ъ
и ь знаками,
постарайтесь в
словаре узнать их
лексическое
значение.
3. Тестирование
(см. приложение)
По какой теме мы
работали сегодня?
Задайте вопросы по
теме .
Примерные
вопросы:
В чем
особенность букв ъ
и ь.
III.
Реф
лексия
1.Подведение
итогов изучения
темы.
словосочетания
ции
Учащиеся отвечают
на вопросы:
1 ряд задаёт
вопросы 2му, 2й
3ему, 3тий – 1
ому. Отвечают не
хором, а слово
даётся одному
представителю
группы, остальные
Личностные: приобретают
мотивацию к процессу
образования.
Познавательные:
устанавливают взаимосвязь
между объемом приобретенных
знаний и операционных,
исследовательских,
аналитических умений.
Регулятивные: оценивают потом помогают.
Если нет ответа,
отвечает другая
группа.
свою работу.
Коммуникативные:
формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения.
Определяют
степень усвоения
материала и свое
эмоциональное
состояние на уроке
В каких случаях
употребляется
разделительный ъ?
В каких случаях
употребляется
разделительный ь?
Может ли ъ
выполнять не
только
разделительную
функцию?
Какие функции,
кроме
разделительной,
может выполнять
ь ?
( может быть
показателем
грамматической
формы 3е скл.
сущ; глаг. 2 л; н.ф.
глагола; показатель
мягкости
согласных.)
Комментарий
оценок
Какие трудности у
вас появились в
процессе работы?
Как вы
2. Выставление
оценок.
3.Заключитель
ная беседа по
вопросам;
монологические
высказывания преодолевали?
Какое настроение у
вас сейчас?
Д/з. упр. 467,
+ вариативное
задание
Тест по теме «Разделительный ъ знак. Правописание не с глаголами».
1.Разделительный ъ знак пишется после ____________________________ перед ______________________
2.Вставьте пропущенные буквы
От…езд, раз…яснение, о…явление, под…езд, под…ём, об…яснение, в…езд, с…ёмка, раз…ярённый, с…ёжился, об…ём, с…езд.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Учитель об…яснил урок. По радио сделали об…явление. В Мрскве состоялся с…езд фермеров. На киностудии шла с…ёмка фильма. Под…ём в гору
был сложным.
4. Вставь пропущенные буквы. Разберите предложения по членам предложения
Наступил день от…езда.
У дома ст…ит б…льшой под…ёмный кран.
В классе об…явили об экскурсии на стройку.
(Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. (Открывая слайд №21, ученику предлагаем проверить свою работу. Слайд №22 помогает ребятам
объективно оценить свои знания)).
При недостатке времени выполнение этого теста можно перенести на следующий урок
в качестве повторения пройденного материала.
12. Дифференцированное домашнее задание:
I.Подобрать 14 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь, записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы.
II.Написать сочинениеминиатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться всегда пригодится».
III.Выполнить упр. №45, с.19 из учебника, п.5
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.