Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
11.11.2018
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Урок предназначен для учащихся 5 класса. Цель урока: знать правила условия написания разделительного ъ и ь. Уметь разграничивать функции ъ и ь в словах. Закрепить навыки правописания слов с орфограммами - разделительными ъ и ь. Формировать мотивацию к аналитической деятельности. Урок начинается с проблемного вопроса. Учащиеся выполняют роль исследователей на протяжении всего урока и приходят к выводу о правилах правописания разделительных ъ и ь знаков.файл одержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание разделительных ъ и ь знаков"
Каранда Н.Л. Технологическая карта урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  Тема урока.  Правописание разделительных ъ и ь знаков. 1 2 3 4 5 6 7 Каранда Надежда Леонидовна МБОУ СОШ №7 Тимашевский район Учитель русского языка и литературы Русский язык 5 класс Правописание разделительных ъ и ь знаков.  Урок №1 УМК  под редакцией В.В. Бабайцевой 8 Цель  урока:  знать  правила  условия  написания  разделительного  ъ и ь.   Уметь разграничивать функции ъ и ь в словах.   Закрепить навыки правописания слов с орфограммами ­ разделительными ъ и ь.  Формировать мотивацию к аналитической  деятельности. 9. Задачи:        ­ обучающие : а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков; б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков; ­ развивающие: а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи; ­ воспитательные: а) воспитывать стремление к грамотной речи; б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость. 10  Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний 11  Формы работы учащихся:  индивидуальная, работа в парах, коллективная 12   Необходимое техническое оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска. Планируемые образовательные результаты: Предметные:  научиться применять правило написания в словах разделительных ъ и ь знаков. Коммуникативные:    представлять   конкретное   содержание   и   сообщать   его   в   письменной   и   устной   форме;   уметь   работать индивидуально и в парах, находить общие решения. Регулятивные:  определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слова Личностные:  результаты и адекватно формулировать их в разной форме.   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности,   последовательность   действий,   оценивать   достигнутые Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика № I. Вызов Дата Этапы урока 1. Мотивация к  учебной  деятельности 2. Проверка  выполнения  домашнего  задания Учитель читает  стихотворение Прозвенел уже  звонок. Сядьте тихо и  неслышно. И скорей начнем  урок. Будем мы читать,  трудиться, Ведь заданья  нелегки. Нам, друзья, нельзя  лениться, Так как мы  ученики! Какой теме был  посвящён  предыдущий урок? Слушают учителя,  участвуют в  диалоге с учителем, размещают учебные материалы на  рабочем столе,  демонстрируют  готовность  к  уроку. Средства  обучения На доске  улыбающийся смайлик Универсальные учебные действия Регламент Примечание  1 мин Эмоциональная,  психологическая, мотивационная  подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Личностные: положительно  относятся к учению,  познавательной деятельности,  желают приобрести новые  знания, умения,  совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают  познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве с учителем и  одноклассниками)необходимые действия, операции Дети отвечают на  вопрос: значение  букв е, ё, ю, я. Познавательные: осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в Дети отвечают на  вопрос, выполняют  подобные задания Дома вы  записывали слова в  соответствии с  орфографическими  нормами. Что у вас  получилось? Выполните такую  же работу со  словами [друз’j’a],  [в' j’ун] и наоборот,  ателье, ёжик 3. Актуализация и  проблемное  учебное действие На   слайде слова с  пропусками букв ­ Сегодня вы не  просто ученики, а  исследователи. Что представляет  собой данная запись с точки зрения  синтаксиса? Проблемный  вопрос. Характеризуют  предложение по  схеме: ­ по цели  высказывания; ­ по интонации; ­ по количеству  грамматических  основ; ­ по наличию  второстепенных  членов  предложения,  указывают, чем  осложнено  предложение. ­ Пропусками букв: Слайд  учебной  презен­ тации Слайд  учебной  презен­ тации устной форме, преобразование  слов с целью выявления общих  законов; Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем,  сверстниками, умение с  достаточной полнотой  выражать мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации; оказывать в  сотрудничестве взаимопомощь;  соблюдать правила общения. Личностные: уметь находить  ответ на вопрос «Какое значение,  смысл имеет для меня учение?  Регулятивные: предвидеть  возможности получения  конкретного результата Личностные: имеют  мотивацию к учебной  деятельности. Познавательные: выполняют  учебно­познавательные  действия в материализованной  и умственной форме;  осуществляют для решения  учебных задач операции  синтеза, анализа, сравнения,  классификации, устанавливают  причинно­следственные связи. Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают  вопросы, слушают и отвечают  на вопросы других,  Словесно­ иллюстративный  рассказ с  элементами  беседы по теме  «разделительные  Ь и Ъ» формулируют собственные  мысли, высказывают и  обосновывают свою точку  зрения ­ Знания по данной  теме изучены, а чем ещё затруднено  прочтение  предложения? ­Как вы думаете,  чем мы будем  заниматься на  уроке?  ­А какова цель  нашего урока? ­ Чем бы вы  дополнили данный  слайд? ъ и ь знаков. Дети формулируют тему и цель урока. Называют  недостающие  символы слайда:  разделительные ъ и  ь знаки. По словам шагают  дружно Твёрдый знак и  мягкий знак. Где ж поставить  твёрдый нужно?  Где поставить мягкий знак?  Тут запутаться ведь  можно: Тот ли, этот нужен  знак? Разобраться с ними ­  сложно, II. Осмыс­ ление Проблемное  объяснение  нового знания Цель этапа:  обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  закрепления  учащимися  освоения  написания  разделительных  ъ и ь знаков И гадаем: так иль  так? 1.Рассматриваем в  учебнике  «Практика»  демонстрационный  материал. На основе примеров попытайтесь   сформулировать  правило: в каких  случаях пишется ъ,  а в каких ь. ­ Подтвердим  правильность наших выводов, прочитав  часть п. 40 2. Учитель читает  продолжение  стихотворения А всего лишь  только нужно Вам запомнить  ерунду: Если нужен знак  пред корнем­ То, конечно,  твёрдый тут! Учебник  «Практика » Формулируют  собственные  мысли,  высказывания и  обосновывают свою точку зрения; в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками   делают выводы;  читают, слушают,  стихотворение. Слайд  учебной  презен­ тации Личностные: имеют желание  осознавать свои трудности и  стремиться к их преодолению;  проявляют способность к  самооценке своих действий,  поступков. Познавательные: выполняют  учебно­познавательные  действия в умственной и  материализованной форме;  осуществляют для решения  учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения,  классификации, устанавливают  причинно­следственные связи,  делают выводы. Регулятивные: осознают  недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают  вопросы с целью получения  необходимой для решения  проблемы информации. Формулируют  собственные  мысли,  высказывания и  обосновывают свою точку зрения. Ну а мягкий­ очень  спорный:  То смягчает что­то  в слове, То возьмёт­ и  отделит, То часть речи нам  укажет, То на род людской  глядит… Вопрос. Какие  функции мягкого и  твёрдого знака  прозвучали? ­ Как связан с  правописанием  разделительных Ь и  Ъ звук [ j’]? (Если после  согласного звука  перед гласным есть  этот звук, то в  слове пишется Ь  или Ъ.)  Первичное  закрепление На этом этапе  Выполняется   упр.464  Познавательные: анализ  объектов с целью выделения признаков и синтез как  составление целого из частей;  подведение под понятие;  выдвижение гипотез и их  обоснование. Личностные: оценивание  усвояемого содержания  Регулятивные: контроль,  коррекция, оценка. Коммуникативные: задают  вопросы друг другу с целью  получения необходимой для  решения проблемы информации Цель этапа:  проговаривание  и закрепление  нового знания;  выявить  пробелы  первичного  осмысления  изученного  материала,  неверные  представления  уч­ся; провести  коррекцию Физкульт­ минутка урока мы  научимся  обозначать  орфограмму.  Обязательно  указываем части  слова (письменно)  Учащиеся работают в парах.  Одна пара у доски. Взаимопроверка.  Ученики  выставляют оценку  на полях Выполняют  упражнения,  настраиваются на  позитивный лад Потрудились –  отдохнём! Станем – глубоко  вздохнём, Руки в стороны,  вперёд, Влево, вправо  поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх  поднять. Руки плавно  опустили, Всем улыбки  подарили. Индивидуаль­ ное исследование Ученик сообщает  результаты своей  небольшой  исследовательской  Слайды   презента­ ции Личностные: осознают свои  возможности в учении. Познавательные: извлекают  необходимую информацию из работы: знакомит  ребят с историей  создания русского  алфавита и ролью  Ъ и Ь знаков в  славянской азбуке  и в языке до  реформы в начале  20 века.   1 вариант  выписывает слова с разделительным ъ  знаком; 2 вариант – с  разделительным ь  знаком; 3 вариант – без  разделительных ъ и  ь знаков. Фронтальная  проверка Дальнейшее  совершенствов ание навыков  грамотного  письма и  связной речи Настало время  потрудиться  самостоятельно.  1.Выполняем упр.  466. 2. Как вы, ребята,  думаете, есть ли  слова, в которых  после ъ и ь знаков  пишутся другие  гласные, кроме е, ё,  ю, я?  Со словами   медальон, бульон   составить  Ученики  составляют  Слайды   презента­ прослушанного исследования  одноклассника. Регулятивные: планируют  дальнейшую работу по  самостоятельному  исследованию. Коммуникативные: задают  вопросы выступающему и  создают ситуацию дальнейшего  индивидуального развития. Познавательные:  самостоятельно выделяют и  формулируют цель;  осуществляют отбор  необходимой информации. Регулятивные:  самостоятельно планирует  необходимые действия,  операции, действуют по плану. Коммуникативные: собственные формулирует мысли, и обосновывают   свою   точку зрения. высказывают       Личностные: понимают  значение знаний для человека. словосочетания. На следующем  уроке мы  продолжим эту  работу и поиграем в игру  «Кто назовёт  больше слов  иноязычного  происхождения?»  Поэтому к  основной домашней работе добавляется индивидуальная: из  словаря выписать 5­ 10 слов  иноязычного  происхождения с  разделительными ъ  и ь знаками,  постарайтесь в  словаре узнать их  лексическое  значение. 3. Тестирование  (см. приложение)  ­ По какой теме мы работали сегодня? Задайте вопросы по теме . Примерные  вопросы: ­ В чем  особенность букв ъ  и ь. III.  Реф­ лексия 1.Подведение  итогов изучения темы. словосочетания ции Учащиеся отвечают на вопросы: 1 ряд задаёт  вопросы 2­му, 2­й  ­3­ему, 3­тий – 1­ ому. Отвечают не  хором, а слово  даётся одному  представителю  группы, остальные  Личностные: приобретают  мотивацию к процессу  образования. Познавательные:  устанавливают взаимосвязь  между объемом приобретенных знаний и операционных,  исследовательских,  аналитических умений. Регулятивные: оценивают потом помогают.  Если нет ответа,  отвечает другая  группа. свою работу. Коммуникативные:  формулируют собственные  мысли, высказывают и  обосновывают свою точку  зрения. Определяют  степень усвоения  материала и  свое  эмоциональное  состояние на уроке  ­В каких случаях   употребляется   разделительный ъ? ­ В каких случаях   употребляется  разделительный ь? ­Может ли  ъ  выполнять не  только  разделительную  функцию? ­Какие функции,  кроме  разделительной,  может выполнять  ь ? ( может быть  показателем  грамматической  формы­ 3­е  скл.  сущ; глаг. 2 л; н.ф.   глагола; показатель  мягкости  согласных.) Комментарий  оценок Какие трудности у  вас появились в  процессе работы?  Как вы  2. Выставление  оценок. 3.Заключитель­ ная беседа по  вопросам;  монологические высказывания преодолевали? Какое настроение у  вас сейчас?  Д/з. упр. 467, + вариативное  задание Тест по теме «Разделительный ъ знак. Правописание не с глаголами». 1.Разделительный ъ знак пишется после ____________________________ перед ______________________ 2.Вставьте пропущенные буквы От…езд, раз…яснение, о…явление, под…езд, под…ём, об…яснение, в…езд, с…ёмка, раз…ярённый, с…ёжился, об…ём, с…езд. 3. Вставьте пропущенные буквы.  Учитель об…яснил урок. По радио сделали об…явление. В Мрскве состоялся с…езд фермеров. На киностудии шла с…ёмка фильма. Под…ём в гору  был сложным.  4. Вставь пропущенные буквы. Разберите  предложения по членам предложения Наступил день от…езда. У дома ст…ит б…льшой под…ёмный кран.  В классе об…явили об экскурсии на стройку.  (Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. (Открывая слайд №21, ученику предлагаем проверить свою работу. Слайд №22 помогает ребятам  объективно оценить свои знания)). При недостатке времени выполнение этого теста можно перенести на следующий урок в качестве повторения пройденного материала. 12. Дифференцированное домашнее задание: I.Подобрать 14 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь, записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы. II.Написать сочинение­миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться ­ всегда пригодится». III.Выполнить упр. №45, с.19 из учебника, п.5

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание ъ и ь знаков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018