Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение. Классификация сложных предложений"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение. Классификация сложных предложений"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
05.01.2017
Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение. Классификация сложных предложений"
Урок изучения нового материала. В ходе урока изучается сложное предложение, его классификация, учащиеся будут находить сложные предложения, разграничивать их в соответствии с классификацией, строить схемы сложных предложений, анализировать предложения, делать выводы. Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы учебной работы: ИКТ, работа в паре, коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа проверочный тест.Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы учебной работы: ИКТ, работа в паре, коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа проверочный тест.
Draka HN_konspekt.doc (x).doc

Драка Галина Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГУО «Ласицкая средняя школа» Пинского района

 

 

Урок в  русского языка 9 классе

Тема: Сложное предложение. Классификация сложных предложений

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

Изучить классификацию сложных предложений

Задачи урока:

•        формировать навык разграничения союзных и бессоюзных предложений;

•        познакомить с сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;

•        учить различать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы учебной работы:

 ИКТ, работа в паре, коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа проверочный тест.

Время реализации урока: 45 минут

В ходе урока изучается сложное предложение, его классификация,  учащиеся будут находить сложные предложения, разграничивать их в соответствии с классификацией, строить схемы сложных предложений, анализировать предложения, делать выводы.

Оборудование урока и дидактическое обеспечение урока:

•        раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, групповой работы

•        мультимедийное сопровождение

•        презентация

·             интернет

·        электронный тест по теме «Сложное предложение. Классификация сложных предложений.»

•        учебник русского языка для 9 класса

Предмет

Русский язык

Тема урока

Сложное предложение. Классификация сложных предложений.

Класс

9

Автор (Ф.И.О., должность)

Драка Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Учреждение образования

ГУО «Ласицкая средняя школа» Пинского района

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Изучить классификацию сложных предложений

Задачи урока

·        формировать навык разграничения союзных и бессоюзных предложений;

•        познакомить с сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;

•        учить различать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

 

Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы учебной работы

ИКТ, работа в паре, коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа проверочный тест.

Время реализации урока

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока

В ходе урока изучается сложное предложение, его классификация,  учащиеся будут находить сложные предложения, разграничивать их в соответствии с классификацией, строить схемы сложных предложений, анализировать предложения, делать выводы.

 

Необходимое оборудование

 

·        мультимедийное сопровождение

·        презентация

·             интернет

·        электронный тест по теме «Сложное предложение. Классификация сложных предложений.»

·        учебник русского языка для 9 класса

 

Дидактическое обеспечение урока

Учебник русского языка, карточки для индивидуальной работы, групповой работы

Список учебной и дополнительной литературы

 

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

 

Мотивация учащихся

 

Подробное описание всех этапов урока

 

Рефлексия

 

Домашнее задание

 

Дополнительная информация

 

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

 

Советы по логическому переходу от изученной темы к следующим

 

Иное

 

 

ХОД УРОКА:

      I.            Организация класса на начало урока (1 минута) Слайд 1

Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились со строением сложного предложения. Учились различать простые предложения и сложные. Сегодня мы продолжим наше знакомство со сложным предложением. Сейчас давайте проверим домашнее задание и повторим  материал, изученный на прошлом уроке.

 

   II.                                            Проверка домашнего задания (4 минуты)

- Упражнение 42. Назовите в предложениях грамматическую основу и укажите количество частей.

- Фронтальный опрос: Слайд 2

1.             Какое предложение является сложным?

2.             Какие бывают сложные предложения по способу связи частей?

3.             Как связываются части союзного сложного предложения?

4.             Как связываются части бессоюзного сложного предложения?

5.             Расскажите о строении сложного предложения.

   III.                                            Новый материал (3 минуты)

На доске записана тема урока. Давайте прочитаем её, и скажете мне, чем же мы будем сегодня заниматься на этом уроке. (Учащиеся читают тему, определяют цели урока.) (Слайд 3)

Союзное сложное предложение, части которого грамматически не зависят друг от друга, равноправны и связаны сочинительными союзами, называют сложносочиненными. (Слайд 4)

Свет уже не мелькал, и красное пятно сузилось, потускнело.

Союзное сложное предложение, в котором одна часть подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным. (Слайд 5)

          Не могу точно сказать, когда случилось это чудо.

IV.                                            Закрепление теоретического материала (Слайд 6) (2 минуты)

- Упражнение 44. Рассказать о классификации сложных предложений.

   V.                                            Выполнение практических заданий (Слайд 7) (22 минуты)

·                Записываем слова под диктовку и объясняем их правописание и лексическое значение.  При затруднении обращаемся к толковому словарю. http://www.vedu.ru/expdic/

Экипаж, блистать, блестеть, неизъяснимый, распространение, грамматика, классификация, традиционный.

·                Работа с учебником – упражнение 45 ( ответить на вопросы)

Учащиеся отвечают на вопросы, делаем вывод. (Слайд 8)

·       Работа по карточкам (графический диктант).

Учащиеся составляют схемы предложений и указывают вид предложения.. Затем проверяем по ключу на слайде и комментируем.

Карточка

1.Ночь была странная, рыскал жаркий ветер, встряхивал деревья, душил все запахи сухой, теплой пылью.

2.Туманные звезды опять появились на небе, чтобы скрыться в тишине до ясного утра.

3.Лес был позади, и перед нами развернулась широкая долина.

4.В горизонт вонзался острый клинок автострады, по ней проносились машины.

5. Мне казалось, что небо стало еще темнее.

6. Со мною никого не было; я один бродил среди пустых дач.

Ключ (Слайд 9)

·       Групповая работа. (Слайд 10)

Перед вами на карточках задания. Найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания, совещаясь, и определите по алгоритму (алгоритм на слайде), где простые предложения, а где сложные.

Группа 1.

1.     Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

А) Дерево скоро садят да не скоро от него плоды едят.

Б) Стыдливый покраснеет а бессовестный побледнеет.

В) Солнце поднялось и обогрело землю.

2. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены)

      А) Жизнь пернатых начала замирать зато проснулись лесные звери.

      Б) Не напрасно дули ветры не напрасно шла гроза.

      В) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.

 

Группа 2.

1.Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены)

       А) Ты жил я также мог бы жить.

       Б) Кажется ветер стих и начинается дождь.

       В) Часто в Колонном зале я вспоминаю как впервые в нем очутился.

2. Укажите бессоюзное сложное предложение. (знаки препинания не расставлены)

      А)Веселее всех смеялся сам Петр он же скорее всех и перестал.

      Б) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.

      В) Люди знали где-то идет война.        

·       Распределительный цифровой диктант. Учащиеся распределяют предложения и соответственно заполняют таблицу. Затем обмениваются тетрадками и проверяют друг у друга по ключу ((Слайд 11)

 

простое предложение

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное

1

 

1

 

 

2

 

 

2

 

3

 

 

3

 

4

 

 

4

 

5

 

 

 

5

6

 

 

 

6

7

 

7

 

 

8

8

 

 

 

9

9

 

 

 

10

 

 

10

 

1.В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. 2.Понять жизнь невозможно, если её не изучаешь. 3. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной. 4.Когда роешься в книгах – время летит быстро. 5. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. 6. Слова и иллюзии гибнут, факты остаются. 7. В доме все уже легли, но никто не спал. 8.Рукой раздвинув темные кусты, я не нашел и запаха малины.  9. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. 10.Я ловлю в далёком отголоске, что случится на моём веку.

-Физкультминутка 1 минута. Слайд 12

 

 

·       Работа с текстом (текст на слайде). 4 минуты. Слайд 13

Москва стала ловушкой для французов, и Наполеон решил увести свои войска из Москвы. Уходя, Наполеон приказал взорвать Кремль, но патриоты-москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов, и Кремль был спасен.

     Выйдя из города, французская армия направилась на юг, потому что там ещё можно было добыть продовольствие. Французы нещадно грабили мирное население и вели себя как варвары, но русские войска преградили им путь. После ожесточённых боёв они заставили французов отступать по той же местности, которую французы сами же и разорили.

1.     Как можно озаглавить этот текст. (Французы отступают)

2.     Какова тема текста? (Армия Наполеона терпит поражение)

3.     Какова основная мысль этого текста? (Москва – ловушка для французов)

4.     Сколько предложений входит в состав этого текста? (5)

5.      Какие это предложения? ( сложные)

6.     Определите тип сложных предложений. (Сложносочиненные и сложноподчиненные)

·        Проверочный тест  5 минут (Слайд 14)

 

Классификация сложных предложений.exe

Этот тест 4 учащиеся выполняют на компьютерах. В конце компьютер выставляет оценку по десятибалльной шкале, остальные учащиеся работают индивидуально по карточкам.

 

VI.            Подведение итогов и их оценка (2 минуты). Слайд 15

 

    V.            Домашнее задание: (1 минута). Слайд 16

Упражнение 46. Прочитать текст, определить стиль речи. Выписать все сложные предложения и определить их вид (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)


Скачано с www.znanio.ru

Драка Галина Николаевна учитель русского языка и литературы

Драка Галина Николаевна учитель русского языка и литературы

Тип урокаУрок изучения нового материала

Тип урокаУрок изучения нового материала

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Союзное сложное предложение, части которого грамматически не зависят друг от друга, равноправны и связаны сочинительными союзами, называют сложносочиненными

Союзное сложное предложение, части которого грамматически не зависят друг от друга, равноправны и связаны сочинительными союзами, называют сложносочиненными

Перед вами на карточках задания

Перед вами на карточках задания

В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми

В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми

Этот тест 4 учащиеся выполняют на компьютерах

Этот тест 4 учащиеся выполняют на компьютерах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017