Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»
Оценка 5

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
08.03.2017
Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»
Способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи. Задачи:- Расширить представление о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; - Создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название; - Соотносить вопросы : кто? что? и слова – названия предмета.
Имя существительное как часть речи.doc
Урок русского языка во 2 классе по теме:  «Имя существительное как часть речи»                                                                                                            Подготовила и провела                                                           учитель начальных классов                                                            Л. А. Фомина                                Цель: Способствовать ознакомлению с  именем существительным как частью речи, его  значением и употреблением в речи. Задачи: ­ Расширить представление о предметах и явлениях  окружающего мира через  ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; ­ Создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название; ­ Соотносить вопросы : кто? что? и слова – названия предмета.   Тип урока. Открытие новых знаний.    Планируемые результаты.    Предметные:  освоение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и  особенностях употребления в речи.    Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом  (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она  осуществляется).    Универсальные учебные действия ( метапредметные)    Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.    Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными понятиями;  логические – осуществляют  сравнение , анализ, синтез, классификацию.    Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать проблемы  посредством учета интересов сторон и сотрудничества.    Основное содержание темы, понятия и термины Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.   Образовательные ресурсы Презентация к уроку, карточки для работы в парах. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 2 класс 2 часть.  Москва «Просвещение», 2012, УМК «Школа России» 1. Орг. момент .  Прозвенел уже звонок, Начинается урок  Улыбнитесь, подтянитесь ,  И тихонечко садитесь .  ­ Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы, в результате которой вы приобретёте прочные знания, приятного общения, а нашим гостям хороших  впечатлений от нашей работы. Итак, урок начинается.  ­Откройте тетради, запишите число, классная работа. ­Обратите внимание на написание выделенных орфограмм. 2. Самоопределение учебной деятельности .  ­ В некотором царстве , в некотором государстве, а называлось оно…  ( Слайд карта  сказочной страны Русский язык ) ­ Есть город …                                 (Слайд изображение сказочного города ) ­ Угадайте, как он называется .       (Слайд рассыпанные буквы е , ч , р , ь) ­ Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Речь, чтобы поближе  познакомиться с его жителями.  ­ Любое путешествие предполагает множество интересных и неожиданных, а может  быть, опасных встреч.  ­ Каким должен быть каждым из нас, чтобы преодолеть все трудности?  ( Внимательным, наблюдательным, смелым ) ­ Мне нравится ваш настрой. Если вы не боитесь трудностей, тогда мы можем начать.  3. Актуализация знаний .                      1) Работа с пословицей .  ­ Предлагаю выбрать девизом урока такую пословицу.            (Слайд Язык до Киева     доведет) ­ Прочитайте её. ­Как вы её понимаете?            (Если не знаешь­ спрашивай. Кто знает– обязательно подскажет.) ­ Если мы будем следовать таким принципам, мы сможем узнать много нового и  интересного.                   2)Чистописание. Характеристика буквы «Я».  ­ Одно из слов пословицы является словарным .  ­ Назовите его. (Язык).  ­ Первая буква этого слова поможет нам провести чистописание.  ­ Какая это буква? («Я»)  ­ На что нужно обратить внимание при написании сочетания заглавной и строчной  букв?  (На соединение.) (Учитель показывает на доске Яя. Дети пишут до середины строки)  ­ Что вы знаете об этой букве? (Обозначает два звука [йа]; смягчает  предшествующий согласный и обозначает звук [а].)                      3)Словарная работа .  ­ Вспомните написание словарного слова, которое встретилось в пословице. (Язык)  ­ При помощи какого соединения буква «я» соединяется со следующей  буквой ?  (Верхнее) ­ Запишите это слово рядом. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (Слайд  язык ) ­Проверьте. Какие это орфограммы?    ( Слайд язык ) ­ Какую работу выполнила буква «Я» в этом слове ?  ­ Перечислите значения этого слова. Сделайте вывод:  какое оно?                      4) Орфографическая работа . Выполнение синтаксического разбора.  ­ Ниже на строке самостоятельно спишите пословицу. Обратите внимание на  правильное написание и соединение букв. (Слайд) ­ Самостоятельно подчеркните основу предложения.  ­ Проведите самопроверку. (Слайд)  ­ У кого все правильно?  ­ Первые трудности преодолены. Хороший старт для нашего путешествия. Можем  двигаться дальше. 4. Выявление места и причины затруднения.  ­ С вашей помощью мы попали в город Речь.  ­ А кто живет в городе Речь, в который мы попали ? (Слова) ­ На предыдущих уроках мы узнали, что они живут группами. ­Как они называются?  ­ Давайте вспомним полученные раньше знания.  (Слайд)             Ой, беда! Беда! Беда!             Повалились с неба слова.            Их собрать нелёгкое заданье.           Надо знать тех слов правописание! ­ Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. (Слайд) Брат.я , ч.жое , х.дил , улы.ка , л.жать , з.леный , л.гушка , п.лзёт ,м.рковные .  ­ Разделите слова на группы по частям речи. (Слайд) ­ Сколько групп выделили?  ­ Проверим выполнение задания. (Слайд) ­ Прочитайте слова первой группы. Как их можно назвать? ­ Прочитайте слова второй группы. Как их можно назвать? Прочитайте слова третьей группы. Как их можно назвать?       Братья                                   Чужое                                      Ходить  Улыбка                                   Зеленый                                    Лежал Лягушка                                Морковный                               Ползет        ­ Почему легко было выполнить это задание? (Знакомые части речи) ­ А как вы думаете, какая из этих частей речи самая главная?  ­ На какой вопрос будем искать ответ? ­ Эту проблему нам предстоит решить.          5. Построение проекта выхода из затруднения .         ­Итак, мы отправляемся на поиск. ­ С чего начать поиск? (Со сбора информации) ­То есть нам нужно собрать важную информацию об этой части речи.  ­ Это и будет цель нашего урока.   6.Открытие новых знаний .                      1) Мозговой штурм.  ­ Какая речь появилась раньше: устная или письменная?  ­Это было очень давно, в те времена жили древние люди.     (Слайд первобытные  люди.) ­ Рассмотрите иллюстрацию художника о жизни первобытных людей.  ­Какие предметы их окружали? (Пещера, шкура, огонь, рыба, река, зверь.) ­ Тогда и появились первые слова­ названия предметов.                                        2) Работа в парах .  ­У вас на столе лежат карточки для работы в парах. ­Прочитайте слова первой строчки. Второй. Третьей. Четвёртой. ­Как называются слова каждой строки? (Однокоренные.)   ­ Предположите, какие слова появились первыми и подчеркните его в каждой строке .                       На карточках :                                             Зверь, звериный, озверел.                                             Одомашнивать, дом, домашние.                                                                   Рыбный, рыбачил, рыба .                                             Грозил, гроза, грозовая.            ­ Какие слова подчеркнули?  ­ Что называют слова: предметы, их действие или признаки? ­ Как вы думаете, дети в древности были любопытными? ­ Спрашивали ли родителей о предметах, которые их окружали?         ­ Подумайте и предположите, как они спрашивали об окружающих предметах? (Кто  это , что это ?)                    (На магнитной доске вывешиваются карточки «кто?», « что?») ­ Прочитайте слова на слайде. .                       (Слайд :вождь, топор , дети , копье) ­ Разделите слова на две группы по вопросам.                        ­Какие слова отвечают на вопрос кто? ­Как назвать одним словом слова «вождь», «дети»? (Люди)  ­ На какой вопрос отвечают остальные слова? ­Как назвать одним словом слова «топор», «копьё»?  (Орудия труда) (На магнитной доске вывешиваются под вопросами кто? что? карточки :  «люди», «орудия труда»)   ­ Природа для первобытных  людей была домом. ­ Что они могли наблюдать? ­ Назовите одним словом:                 ­ движение воздуха…     (ветер),                  ­вспышки света во время дождя…    (молния),                  ­звук, сопровождающий эту вспышку…    ( гром).  ­ Как назвать эту группу слов по лексическому значению?          (На магнитной доске схема дополняется карточкой «явления природы») ­ Шло время. Словарный запас первобытных людей пополнялся. ­ Мужчины ходили на охоту. Посмотрите на слайд. (Слайд) ­ На кого охотились мужчины? ­ Какие слова придумали? (Мамонт, тигр, козлы, олени и др.) На какой вопрос отвечают эти слова? ­ Как назвать слова этой группы? ­ В какой столбик поместим эту группу слов?                      (На магнитной доске схема дополняется карточкой «животные») ­ А чем занимались женщины и дети? ­ Что они могли съедобное собирать? (Плоды, коренья и т.д.) ­ Это части чего? (Растений)                  (На магнитной доске схема дополняется карточкой «растения»).          ­ Какие растения  их окружали?    (Деревья, кустарники, травы)                                               3)Осмысление и обобщение новых знаний.                             (Работа со схемой на магнитной доске) ­ В результате путешествия в прошлое мы получили много информации. Давайте  обработаем полученные данные.  ­На какие вопросы отвечали первые слова?   (Отвечает на вопросы кто ?, что ? ) ­Что обозначают? (Обозначает людей, животных растения, явления природы)  ­ То есть предметы.           ­Какой частью речи они являются? (Существительными)  (Схема на магнитной доске дополняется словом «существительные») ­ Сделайте вывод: слова какой части речи появились раньше всех? ­Именно существительные являются самыми многочисленными жителями города  Речь, поэтому они являются самыми главными. ­Поэтому именно эту часть речи мы начинаем изучать подробно первой.                                                      4) Работа с учебником с. 44­47.  ­ Откройте страницу 44 учебника. ­Прочитайте название большого раздела. ­Сейчас вы назвали группы существительных по лексическому значению. ­ Таких групп слов по лексическому значению очень много. Мы назвали только малую часть.  ­ В упражнении №75 я предлагаю выделить еще одну группу слов, о которой мы ещё  не говорили .  ­ Проанализируйте упражнение.  ­ Кто догадался, как называется эта группа? (Одежда) ­В какой столбик поместим?     ( На магнитной доске схема дополняется словом «одежда».) ­ Запишите ее название и выпишите слова, которые можно отнести в эту группу. ­ Прочитайте записанные слова.          ( Платье, пальто, костюм, шляпа ) ­ Кто выполнил без ошибок?      (Итог учителя) ­К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные) ­ Подумайте и предположите, почему эту часть речи так назвали?   (Существительные­ существуют.) ­ Проверим наши предположения на Страничке для любознательных в учебнике на  странице 47. Найдите информацию о том, почему существительные так назвали? ­ Кто нашёл ответ на вопрос? Прочитайте. ­ Мы смогли убедиться, что наши предположения были верными. 7.   Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .  ­ Теперь об имени существительном мы знаем достаточно много. Я думаю, мы  сможем их найти среди других слов. ­ Откройте тетради на печатной основе с. 26, упражнение №55.  ­ Прочитайте задание.  ­ Кто понял, что нужно сделать?  ­Какие слова из первой строки являются существительными? ­А во второй? 8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону .  ­ Дальше продолжите самостоятельно. ­Проверьте себя. (Слайд  метелица, снег, кусты, деревья) ­Кто выполнил правильно? 9.  Включение в систему знаний, повторение .  ­ А теперь мы можем составить памятку, как отличить имя существительные от  других частей речи и не ошибиться .(Слайд  Как отличить имя существительные от других частей речи? ­Что нужно сделать в первую очередь?                    ( 1. Поставить к слову вопрос.)  ­Что затем нужно узнать?                           ( 2.Узнать, что это слово обозначает.) 10. Итог урока . Рефлексия УД. ­ Вернемся к девизу нашего урока.           (Слайд с пословицей) ­Пользуясь памяткой  найдите в ней существительные и подпишите над ними  «сущ.». ­ Проверьте свою работу.                   (Слайд с пословицей) ­У кого без ошибок? ­На какой вопрос искали ответ на уроке? ­В результате поиска нам удалось многое узнать. ­Не зря говорят: «Язык до Киева доведёт.»            ­ Оцените результаты своей работы на уроке. (Слайд смайлики)   11. Домашнее задание.                     (Слайд)              ­ Дома поупражняетесь в нахождении имен существительных  (с. 46 , упр. 77),    а   перед этим  прочитайте правило. ­ А в рабочей тетради упражнение №51 , с. 24 , где вас ждет творческое задание.      ­Желаю успехов!

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка во 2 классе по теме:   «Имя существительное как часть речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017