Тема: Развитие речи: Подготовка к сочинению (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"). Цели урока русской литературы: Уметь писать сочинение по художественному произведению. Модули обучения Оценивание для обучения и оценивание обучения
Использование ИКТ в преподавании и обучении. Подробно расписаны все приемы и методы.
Русская
литература, 9 класс
Тема: РР:
Подготовка к
сочинению
Исп.модули
1. Опрос домашнего
задания
2. Актуализация
знаний
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Цели:
Уметь писать сочинение по художественному произведению.
Учащиеся готовятся к
уроку.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Использование ИКТ в преподавании и обучении
Проверка домашнего задания
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о сочинении вообще и особенностях
работы на уроке.
Отвечают домашнее
задание
Комментируют.
3. Изучение нового
материала
Закрепление нового
материала
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и
писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу,
рабочему и колхознику. Сочинение это возможность
красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно
сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше
отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и
дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить,
сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости.
Итак, начинаем
Работа по новой теме.
«Аукцион тем»
Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров –
«новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству
учащихся. Начинается работа над составлением плана
сочинения. Из предложенного учащимися необходимо
«собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:
1. Причины появления в русском обществе и
План.
литературе 2 половины 19 века образа «нового»
героя.
2. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…».
2.2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и
сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью.
2.4. Одинок ли Базаров?
2.5. Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с капитанами команд.
Капитаны команд получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или
целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск
целых предложений. Объём вставляемой конструкции
задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом.
Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к
сочинению. Количество вариантов зависит от количества
творческих групп. Затем капитаны команд представляют
варианты вступления, а «соперники» корректируют их.
Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит
в рабочие тетради. Например:
Ученики
представляют и
защищают темы
сочинений. Под
руководством
учителя Они
выбирают наиболее
интересные темы и
обосновывают свой
выбор. Одна из
тем
предусматривает
работу по образу
главного героя
романа Базарова,
поэтому она
становится
ключевой темой
подготовительной
работы в классе.План.
1. Причины появления в обществе и литературе 2ой
половины 19 века «нового» героя.
2. Базаров «новый» герой или трагическая личность?
2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…»
2.2. Программа жизни Базарова нигилиста. Слабые и
сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью.
2.4. Одинок ли Базаров?
2.5. Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
в) индивидуальная работа с капитанами команд.
Капитаны получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или
целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск
целых предложений, но это возможно только в сильном
классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной
лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом,
каждая группа создаст свой вариант 1 ой части сочинения –
вступления. Затем капитаны команд представляют варианты
своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют
их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в
рабочие тетради по литературе. Например:
1. Грозовая эпоха 60х годов 19 века… Отмена
крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на
_________ деле русский народ попрежнему оставался
__________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую
________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого
конфликта и сумел __________________ ________________
его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского
писателя И.С. Тургенева роман __________________. Со
станиц романа ______________ ______________ нас в
атмосферу грозовой эпохи. Его герои:
_________________________________________ взяты из
жизни, у них есть реальные ______________________.
Центральное место в романе ___________ образ
______________.
3. В русской литературе 2ой половины 19 века
____________________ «новый» тип героя, отличного во
всём от его _____________________: «лишних» героев
Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев
почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на
неоднозначное ____________________ к своему герою
_______________ Базарову.
г) работа по команде «Зеркальное отражение».
Учитель предлагает учащимся набор опорных
предложений, которые можно использовать в сочинении.
Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и
записать предложения, противоположные по смыслу
исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с
Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
Базаров не способен на сильное чувство и не
выдерживает испытание любовью;
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его
смерти;
Базаров не является «новым» героем своего времени
и не может быть примером для подражания.
Ответы перерастают в мини беседу по плану 2ой части
сочинения, которая оформляется в черновике секретарями
каждой группы.
д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь
свою грамотность».
Каждая группа получает карточки с текстом, в
котором даны только опорные слова или предложения.
Команды заполняют «пустоты», используя материала мини –
беседы и команды «Зеркальное отражение».
В опорных словах пропущены буквы и знаки
препинания. Задача команд – рецензировать материалы
товарищей, исправить допущенные ошибки.
«Осколки»
1. Впервые мы ___________ в __________ начале
__________. Перед нами __________ человек лет ______ с
п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы
понимаем что
_________________________________________ к трагич…
ской ра…вязке так (как) Павел Петрович
_______________________________.
2. Благодаря этому роману
_________________________________ слово «нигилист».
Име(н, нн)о философия _____________________ легла в
основу ____________________ но я (бы) ___________
остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии
Базарова.
3. И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что
связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды
_________________ на любовь и жен…щин. Автор
заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он
_________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что
_________________. Опасно в нём то что
____________________________. Кому (то) такие герои
____________________ но ___________________. Может
из(за) таких Базаровых ______________________________.
Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения
и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой
команды – один пункт основной части. Во время защиты
команды работают в черновиках.
е) работа над заключительной частью сочинения.
Ученикам предлагается команда «Клише».
Учитель зачитывает только начало блочных
предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант
окончания предложения. Можно это задание разнообразитьзадание: учитель называет того ученика, который должен
закончить предложенное выражение. Остальные высказывают
согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.
В мировой литературе существует понятие «вечного
образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в
веках).
К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и
Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин
Лермонтова, ЧайльдГарольд Байрона и Базаров
Тургенева).
В своей критической статье Писарев назвал Базарова…
(«…человеком замечательно умным, равного которому
нет»).
Базаров был нужен своему времени, потому что…
(воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать
собой ради общего блага).
Мне близок (не понятен) Базаров тем, что
__________________________________
Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены,
потому что … (время его ещё не пришло).
Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что
___________________________
Я не могу согласиться с мнением ___________________
о том, что ______________
Писарев назвал Базарова
_________________________________________________
Таким образом, мы одновременно напишем
заключительную часть сочинения.
Итоговая беседа
Выставляются оценки
Подготовить сообщение «Писарев о Базарове».
4. Рефлексия
5. Подведение
итогов
6. Последующие
задания
Отвечают на вопросы.
Заносят оценки в
дневник
Записывают, задают
вопросы