Урок русской литературы (9 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Развитие речи: Подготовка к сочинению (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"). Цели урока русской литературы: Уметь писать сочинение по художественному произведению. Модули обучения Оценивание для обучения и оценивание обучения Использование ИКТ в преподавании и обучении. Подробно расписаны все приемы и методы.
Иконка файла материала подготовка к сочинению тургенев отцы и дети.doc
Русская  литература, 9 класс Тема: РР:  Подготовка к  сочинению Исп.модули 1. Опрос домашнего задания 2. Актуализация  знаний Деятельность учителя Деятельность ученика Цели: Уметь писать сочинение по художественному произведению. Учащиеся готовятся к  уроку. Оценивание для обучения и оценивание обучения Использование ИКТ в преподавании и обучении Проверка домашнего задания 1. Мотивация учебной деятельности.      Слово учителя о сочинении вообще и особенностях  работы на уроке. Отвечают домашнее  задание Комментируют. 3. Изучение нового  материала Закрепление нового материала Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и  писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу,  рабочему и колхознику. Сочинение­ это возможность  красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно  сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше  отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и  дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить,  сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем Работа по новой теме.             «Аукцион тем»  Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров –  «новый герой» или трагическая личность?» а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению. б) работа в группах.   Класс делится на группы по равному количеству  учащихся. Начинается работа над составлением плана  сочинения. Из предложенного учащимися необходимо  «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:   1. Причины появления в русском обществе и  План. литературе 2 половины 19 века образа «нового»  героя. 2. Базаров – «новый» герой или трагическая личность? 2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…». 2.2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и  сильные стороны его философии. 2.3. Испытание любовью. 2.4. Одинок ли Базаров? 2.5. Автор и его герой. 3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.     4. Работа с капитанами команд.            Капитаны команд получают карточки – лакуны.  Задание: в предложенном тексте пропущены слова или  целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск  целых предложений. Объём вставляемой конструкции  задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом.  Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества  творческих групп. Затем капитаны команд представляют  варианты вступления, а «соперники» корректируют их.  Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например: Ученики  представляют и  защищают темы  сочинений. Под  руководством   учителя       Они  выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой  выбор. Одна из          тем  предусматривает  работу по образу  главного героя  романа ­ Базарова,  поэтому она  становится  ключевой темой  подготовительной  работы в классе.План. 1. Причины появления в обществе и литературе 2­ой  половины 19 века «нового»  героя. 2. Базаров ­ «новый» герой или трагическая личность? 2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…» 2.2. Программа жизни Базарова ­ нигилиста. Слабые и  сильные стороны его философии. 2.3. Испытание любовью. 2.4. Одинок ли Базаров? 2.5. Автор и его герой. 3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.        в) индивидуальная работа с капитанами команд.             Капитаны получают карточки – лакуны.        Задание: в предложенном тексте пропущены слова или  целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск  целых предложений, но это возможно только в сильном  классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной  лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом,  каждая группа создаст свой вариант 1­ ой части сочинения –  вступления. Затем капитаны команд представляют  варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют  их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например: 1. Грозовая эпоха 60­х годов 19 века… Отмена  крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на  _________ деле русский народ по­прежнему оставался  __________________. Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую  ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого  конфликта и сумел __________________ ________________  его в своём ___________ «Отцы и дети». 2. Главный труд жизни ________________ русского  писателя И.С. Тургенева  ­ роман __________________. Со  станиц романа ______________  ______________ нас в  атмосферу грозовой эпохи. Его герои:  _________________________________________ ­ взяты из  жизни, у них есть реальные ______________________.  Центральное место в романе ___________  образ  ______________.         3. В русской литературе 2­ой половины 19 века  ____________________ «новый» тип героя, отличного во  всём от его _____________________: «лишних» героев  Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев  почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою ­  _______________ Базарову.       г) работа по команде «Зеркальное отражение».           Учитель предлагает учащимся набор опорных  предложений, которые можно   использовать в сочинении.  Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и  записать предложения, противоположные по смыслу  исходным. ­ ­ Базаров не отрицал искусство, любовь, религию; Базаров не был честен ни с самим собой, ни с  Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;­ ­ ­ Базаров не способен на сильное чувство и не  выдерживает испытание любовью; Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его  смерти; Базаров не является «новым» героем своего времени  и не может быть примером для подражания. Ответы перерастают в мини беседу по плану 2­ой части  сочинения, которая оформляется в черновике секретарями  каждой группы. д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь  свою грамотность».     Каждая группа получает карточки с текстом, в  котором даны только опорные слова или предложения.  Команды заполняют «пустоты», используя материала мини –  беседы и команды «Зеркальное отражение».     В опорных словах пропущены буквы и знаки  препинания. Задача команд – рецензировать материалы  товарищей, исправить допущенные ошибки. «Осколки»        1.  Впервые мы ___________ в __________ начале  __________. Перед нами __________ человек лет ______ с  п…дпояса…ой   беч…вкой рубах… С первого взгляда мы  понимаем что  _________________________________________ к трагич… ской ра…вязке так (как) Павел Петрович  _______________________________.       2.   Благодаря этому роману  _________________________________ слово «нигилист».  Име(н, нн)о философия _____________________ легла в  основу ____________________ но я (бы) ___________  остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии  Базарова.  3. И свё(таки)  _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________. Посмотрите как _________________ взгляды  _________________ на любовь и жен…щин. Автор  заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он  _________________ любовью?        4.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что  _________________. Опасно в нём то что  ____________________________. Кому (то) такие герои  ____________________ но ___________________. Может  из(за) таких Базаровых ______________________________.    Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения  и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой  команды – один пункт основной части. Во время защиты  команды работают в черновиках.     е) работа над заключительной частью сочинения.        Ученикам предлагается команда «Клише».        Учитель зачитывает только начало блочных  предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант  окончания предложения. Можно это задание разнообразитьзадание: учитель называет того ученика, который должен  закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант. ­ В мировой литературе существует понятие «вечного  образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в  веках). ­ К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и  Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин  Лермонтова, Чайльд­Гарольд Байрона и Базаров  Тургенева). ­ В своей критической статье Писарев назвал Базарова… («…человеком замечательно умным, равного которому  нет»). ­ Базаров был нужен своему времени, потому что…  (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать  собой ради общего блага). ­ Мне близок (не понятен) Базаров тем, что  __________________________________ ­ Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены,  потому что … (время его ещё не пришло). ­ Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что  ___________________________ ­ Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________ ­ Писарев назвал Базарова  _________________________________________________ Таким образом, мы одновременно напишем  заключительную часть сочинения. Итоговая беседа Выставляются оценки Подготовить сообщение «Писарев о Базарове». 4. Рефлексия 5. Подведение  итогов 6. Последующие  задания Отвечают на вопросы. Заносят оценки в  дневник Записывают, задают  вопросы

Посмотрите также