Урок русской литературы (9 класс)
Оценка 4.9

Урок русской литературы (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
28.04.2017
Урок русской литературы (9 класс)
Тема: Развитие речи: Подготовка к сочинению (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"). Цели урока русской литературы: Уметь писать сочинение по художественному произведению. Модули обучения Оценивание для обучения и оценивание обучения Использование ИКТ в преподавании и обучении. Подробно расписаны все приемы и методы.
подготовка к сочинению тургенев отцы и дети.doc
Русская  литература, 9 класс Тема: РР:  Подготовка к  сочинению Исп.модули 1. Опрос домашнего задания 2. Актуализация  знаний Деятельность учителя Деятельность ученика Цели: Уметь писать сочинение по художественному произведению. Учащиеся готовятся к  уроку. Оценивание для обучения и оценивание обучения Использование ИКТ в преподавании и обучении Проверка домашнего задания 1. Мотивация учебной деятельности.      Слово учителя о сочинении вообще и особенностях  работы на уроке. Отвечают домашнее  задание Комментируют. 3. Изучение нового  материала Закрепление нового материала Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и  писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу,  рабочему и колхознику. Сочинение­ это возможность  красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно  сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше  отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и  дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить,  сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем Работа по новой теме.             «Аукцион тем»  Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров –  «новый герой» или трагическая личность?» а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению. б) работа в группах.   Класс делится на группы по равному количеству  учащихся. Начинается работа над составлением плана  сочинения. Из предложенного учащимися необходимо  «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:   1. Причины появления в русском обществе и  План. литературе 2 половины 19 века образа «нового»  героя. 2. Базаров – «новый» герой или трагическая личность? 2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…». 2.2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и  сильные стороны его философии. 2.3. Испытание любовью. 2.4. Одинок ли Базаров? 2.5. Автор и его герой. 3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.     4. Работа с капитанами команд.            Капитаны команд получают карточки – лакуны.  Задание: в предложенном тексте пропущены слова или  целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск  целых предложений. Объём вставляемой конструкции  задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом.  Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества  творческих групп. Затем капитаны команд представляют  варианты вступления, а «соперники» корректируют их.  Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например: Ученики  представляют и  защищают темы  сочинений. Под  руководством   учителя       Они  выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой  выбор. Одна из          тем  предусматривает  работу по образу  главного героя  романа ­ Базарова,  поэтому она  становится  ключевой темой  подготовительной  работы в классе. План. 1. Причины появления в обществе и литературе 2­ой  половины 19 века «нового»  героя. 2. Базаров ­ «новый» герой или трагическая личность? 2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…» 2.2. Программа жизни Базарова ­ нигилиста. Слабые и  сильные стороны его философии. 2.3. Испытание любовью. 2.4. Одинок ли Базаров? 2.5. Автор и его герой. 3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.        в) индивидуальная работа с капитанами команд.             Капитаны получают карточки – лакуны.        Задание: в предложенном тексте пропущены слова или  целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск  целых предложений, но это возможно только в сильном  классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной  лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом,  каждая группа создаст свой вариант 1­ ой части сочинения –  вступления. Затем капитаны команд представляют  варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют  их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например: 1. Грозовая эпоха 60­х годов 19 века… Отмена  крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на  _________ деле русский народ по­прежнему оставался  __________________. Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую  ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого  конфликта и сумел __________________ ________________  его в своём ___________ «Отцы и дети». 2. Главный труд жизни ________________ русского  писателя И.С. Тургенева  ­ роман __________________. Со  станиц романа ______________  ______________ нас в  атмосферу грозовой эпохи. Его герои:  _________________________________________ ­ взяты из  жизни, у них есть реальные ______________________.  Центральное место в романе ___________  образ  ______________.         3. В русской литературе 2­ой половины 19 века  ____________________ «новый» тип героя, отличного во  всём от его _____________________: «лишних» героев  Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев  почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою ­  _______________ Базарову.       г) работа по команде «Зеркальное отражение».           Учитель предлагает учащимся набор опорных  предложений, которые можно   использовать в сочинении.  Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и  записать предложения, противоположные по смыслу  исходным. ­ ­ Базаров не отрицал искусство, любовь, религию; Базаров не был честен ни с самим собой, ни с  Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем; ­ ­ ­ Базаров не способен на сильное чувство и не  выдерживает испытание любовью; Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его  смерти; Базаров не является «новым» героем своего времени  и не может быть примером для подражания. Ответы перерастают в мини беседу по плану 2­ой части  сочинения, которая оформляется в черновике секретарями  каждой группы. д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь  свою грамотность».     Каждая группа получает карточки с текстом, в  котором даны только опорные слова или предложения.  Команды заполняют «пустоты», используя материала мини –  беседы и команды «Зеркальное отражение».     В опорных словах пропущены буквы и знаки  препинания. Задача команд – рецензировать материалы  товарищей, исправить допущенные ошибки. «Осколки»        1.  Впервые мы ___________ в __________ начале  __________. Перед нами __________ человек лет ______ с  п…дпояса…ой   беч…вкой рубах… С первого взгляда мы  понимаем что  _________________________________________ к трагич… ской ра…вязке так (как) Павел Петрович  _______________________________.       2.   Благодаря этому роману  _________________________________ слово «нигилист».  Име(н, нн)о философия _____________________ легла в  основу ____________________ но я (бы) ___________  остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии  Базарова.  3. И свё(таки)  _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________. Посмотрите как _________________ взгляды  _________________ на любовь и жен…щин. Автор  заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он  _________________ любовью?        4.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что  _________________. Опасно в нём то что  ____________________________. Кому (то) такие герои  ____________________ но ___________________. Может  из(за) таких Базаровых ______________________________.    Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения  и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой  команды – один пункт основной части. Во время защиты  команды работают в черновиках.     е) работа над заключительной частью сочинения.        Ученикам предлагается команда «Клише».        Учитель зачитывает только начало блочных  предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант  окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен  закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант. ­ В мировой литературе существует понятие «вечного  образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в  веках). ­ К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и  Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин  Лермонтова, Чайльд­Гарольд Байрона и Базаров  Тургенева). ­ В своей критической статье Писарев назвал Базарова… («…человеком замечательно умным, равного которому  нет»). ­ Базаров был нужен своему времени, потому что…  (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать  собой ради общего блага). ­ Мне близок (не понятен) Базаров тем, что  __________________________________ ­ Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены,  потому что … (время его ещё не пришло). ­ Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что  ___________________________ ­ Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________ ­ Писарев назвал Базарова  _________________________________________________ Таким образом, мы одновременно напишем  заключительную часть сочинения. Итоговая беседа Выставляются оценки Подготовить сообщение «Писарев о Базарове». 4. Рефлексия 5. Подведение  итогов 6. Последующие  задания Отвечают на вопросы. Заносят оценки в  дневник Записывают, задают  вопросы

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)

Урок русской литературы (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017