1
знакомство со стихотворением С.А.Есенина
Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»
Цель:
«Черемуха»
Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык
поэтического произведения; развивать умение
высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные
формы работы.
Ход урока
1.Организационный
2.Разминка
Давайте подготовимся с вами к уроку. Для этого мы
выполним упражнение.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (Весна)
Задания:
1. Прочитайте загадку орфографически.
2. Прочитайте загадку орфоэпически.
3. Прочитайте загадку с вопросительной интонацией.
4. Прочитайте загадку сердито.
5. Прочитайте загадку весело.
Сегодня на уроке мы продолжим встречу с весной. И
начнём с проверки домашнего задания.
3.Проверка домашнего задания
Чтение сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» по
ролям.
4.Постановка темы и целей урока
Какой порой года происходило действие в сказке?
О каких приметах весны в ней говориться? 2
Многие поэты, писатели восхищались весной. И сегодня
мы познакомимся с поэтом С. Есениным и его
стихотворением. А также будем учиться
читать
стихотворение выразительно; управлять своим голосом и
воображением; развивать память, выполняя задания;
развивать мышление, анализируя стихотворение.
Кто же такой Сергей Есенин? Давайте посмотрим.
Любуясь картинами природы, поэт стремился передать в
Просмотр ролика с биографией
своих стихах восхищение красотой природы. Его поэзия с
нами, на многие стихи автора написаны песни.
Представьте, ребята, Сергей Есенин прогуливался утром
вдоль реки и вдруг увидел чудо – дерево: листьев
практически не видно, пчёл видимо – невидимо. И строки
поплыли сами по себе, одна за другой:
Черёмуха душистая
С весною расцвела…
И разговор у нас пойдёт о весне, и, как вы уже
догадались, о черёмухе – одном из первых посланников
весны.
5.Работа над стихотворением
Послушайте стихотворение и постарайтесь
почувствовать то состояние природы, которое передал
Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать.
Почувствовать вкус. Осязать, обонять весну. И я вас
прошу ответить на вопрос: “Какие чувства хотел
передать нам поэт этим стихотворением?”
Прослушивание аудиозаписи
Какие чувства хотел передать нам поэт этим
стихотворением? 3
Какой вы представили черёмуху?
Какие ещё картины представили себе, слушая
стихотворение?
Слушая стихотворения вы услышали, что…
Как вы понимаете эти выражения?
Роса медвяная - ароматная с запахом меда.
Зелень пряная – с острым ароматным запахом.
Круча – крутой спуск, обрыв.
Проталины – место, где стаял снег и открылась земля.
Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки.
Какие еще непонятные слова вы услышали?
Физминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
6.Чтение по строфам учащимися.
1 строфа
- Когда расцветает черёмуха?
— Какая черемуха? (Душистая)
— Как понимаете это слово? Подберите синоним.
(Ароматная, пахучая, благоухающая.)
- С чем сравниваются ветки черёмухи?
- С каким настроением будем читать эти строки?
(Солнечным, восхищенным)
Давайте прочитаем ещё раз эту строфу все вместе и
постараемся голосом передать необыкновенную
красоту черемухи.
2 строфа
- Что делает роса?
- Что делает зелень?
Замените эти слова синонимами.
Сползает – стекает.
Сияет – светиться. 4
В этих строчках Есенин нам не только показал время
года. Но и время суток.
Подумайте, какое же это время суток? Почему?
С каким настроением будем читать эти строки? (Сползает –
медленно, сияет – с восторгом)
Эту строфу прочитают девочки. Постарайтесь голосом
передать необыкновенную красоту росы и зелени.
Читают хором девочки.
3 строфа
- С кем автор знакомит нас в этом стихотворении?
- Что делает ручей?
- А где он бежит?
- Как вы понимаете слово «струиться»? ( Струиться-
течёт струями.)
- С каким драгоценным камнем сравнивает автор,
ручей? Почему?
(Со стальным блеском, чистый прозрачный,
переливающийся, искрящийся на солнце.)
- С каким настроением будем читать эти строки? (С
добротой в голосе)
А теперь мальчики выразительно прочитают. Голосом
выделите главные слова.
(Бежит, струиться, ручей)
4 строфа
- Какие изменения произошли с черёмухой?
- «А зелень золотистая на солнышке горит». Замените
слово «горит» другим, близким по значению.
- Почему автор делает повтор первой строчки? (Хочет
обратить внимание на черемуху) 5
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте
и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части
черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в
серебре, а в золоте)
Какое чувство передадим при чтении? (Радость,
ликование)
Прочитает эту строфу 1 ряд от окна
5 строфа
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это
один и тот же ручей? (В начале – струится маленький,
между корней, а в конце – гремучая волна, обдает
ветки, под кручею.)
- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло –
черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался
силы)
- В чем загадка этого текста? (Изображены две
картины, причем разделенные во времени, картина
природы изображена в движении)
- Что делает ручей?
- Почему он поёт? ( Делает приятное черёмухе)
- Как поёт? (Вкрадчиво)
- Почему? (Как бы извиняется, что «гремучею волной»
обдал ветки.)
- Подумайте, только ли о природе стихотворение
"Черёмуха"?
(О любви юноши к девушке, черемуха-образ прекрасной
девушки, которая расцвела весной, принарядилась, и ее
красота покоряет; ручей - образ веселого, шумного,
непоседливого юноши, бежит, он очарован черемухой,
поэтому поет ей песни). 6
- Как будем читать эти строчки? ( Вкрадчиво и с
восхищением)
Читает 2 ряд.
7.Обмен впечатлениями
Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее,
восторженное, шутливое, печальное, веселое,
праздничное, радостное, спокойное, мечтательное,
грустное? Выберите правильные слова и обоснуйте
свой выбор.
8.Работа в группах
Рисование.
А теперь, ребята, давайте за 2 мин. изобразим мелками ту
картину весенней природы, которую вы представили, читая
стихотворение.
1 группа – 1 строфа
2 группа – 2 строфа
3 группа – 3 строфа
4 группа – 4 строфа
5 группа – 5 строфа
(На партах у учеников картон голубого цвета и мелки.)
Просмотр рисунков.
9. Итог урока.
- Давайте вспомним, чему мы учились на сегодняшнем
уроке чтения?
– читать выразительно стихотворения;
– управлять своим голосом и воображением; 7
– развивали память, заучивая стихи и выполняя задания на
бланках;
– развивали мышление, анализируя стихотворение.
Получилось ли у нас всё?
И делали мы с вами это хорошо.
10. Домашнее задание.
Для всех:
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
По желанию:
Выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина
«Черёмуха».
Нарисовать красками те картины, которые возникли в
вашем воображении при чтении этого стихотворения.
Сочинить рассказ или стихотворение про черёмуху. 8
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Урок русской литературы. Сергей Есенин "Черёмуха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.