Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"
Оценка 4.8

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
03.11.2019
Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"
Урок русской литературы согласно календарно-тематическому планированию является вторым по теме. Урок был проведет в виде исследования. Основная форма работы групповая. Основные задачи урока: перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа; на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени; развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.
Яковлев Рыцарь Вася 2 урок.docx
ТЕМА: Ю. ЯКОВЛЕВ «РЫЦАРЬ ВАСЯ» Цель: планируется, что к концу урока большинство учащихся смогут понять  позицию автора о смысле жизни на земле, смогут объяснить кого можно назвать  рыцарем нашего времени Задачи: продолжить работу над рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя  вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся  понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого  можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия  «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;  конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря»  нашего времени; развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли. Вид урока: урок­ исследование Тип урока: закрепление Оборудование урока раздаточный материал. Ход урока Орг. момент Целеполагание  Повторение    Посмотрите внимательно на доску и сформулируйте тему урока. Правильно! Сегодня мы продолжим работать над текстом Юрия Яковлева  «Рыцарь Вася». Но, прежде, чем начать урок давайте составим план урока. Чем мы будем заниматься на уроке?  Читать текст Анализировать его Отвечать на вопросы Работать в группе Проводить исследование Работать мы будем в парах: За каждый правильный ответ вы берете кружочек В конце мы проведем  подсчет. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Рыцарь». Давайте вспомним кто же такой рыцарь?    Словарь С.И.Ожегова   Рыцарь  1)тяжеловооружённый конный воин, принимавший участие в турнирах;               2) самоотверженный, благородный    человек. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди  бьётся благородное сердце. Ι   V. Работа над текстом Остановимся на последних строчках «В его груди бьется благородное сердце  рыцаря». – Сегодня на уроке мы определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого  мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.  Исследование состоит из нескольких заданий. Итак, 1 задание «Описание Васи»   Работать вы будете в группах.   У вас на столах лежат листочки с заданиями. У  каждой пары оно свое. На выполнение дается 5 минут. Послушайте внимательно  задание и по­ моему сигналу приступите к его выполнению. Вам необходимо выбрать  слова согласно заданию и приклеить на ватман. А. Работа в группах  1   Найдете подходящие слова, описывающие Васю в реальности и в мечтах и  запишите в таблицу. 2 Найдет слова, описывающие отношение окружающих к Васе: мамы,  приятелей, учителей, ребят. В мечтах закованный в блестящие стальные  доспехи 3 Находит слова отношения Васи к самому себе  4 Отношение автора к герою. 5 Распредели карточки по группам: тюфяк и рыцарь. Б. Презентация   1  В реальности медлительный неповоротливый ходит вразвалку сонный вид толстый 2 Отношение окружающих к Васе  Мама              «слон в фарфоровой лавке» Приятель           толстяк Учителя            лопалось терпение, и она отправляла его на место Ребята              начинали хихикать на уроках физической культуры А в свой адрес слышал: «Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»  «Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого   в шлеме с опущенным забралом на белом коне защитник слабых и обиженных никакие доспехи не налезут.» «Ребята смеялись…» «… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место» «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему  предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»  «Зал засмеялся…» ­Справедливо такое отношение? ­ Ребята были несправедливы к нему. Ну и что, что толстый, неуклюжий. Ведь  он растет, внешность постоянно меняется, формируется. Вы все растете и все разные. ­ А что делает главный герой в ответ на обидные слова? 3 Отношение Васи к самому себе   Ненавидит себя за неподходящую для рыцаря внешность.   Не считает себя героем, тем более рыцарем. Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он  сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь.  Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от  ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Можно ли к себе так относится?                  (Нет, себя надо любить). 4 Отношение автора к герою «В груди билось благородное сердце рыцаря» Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? О чем мечтал мальчик?  5 Распредели карточки по группам. Кому подходят эти качества: Тюфяк Неловкость, медлительность,  неповоротливость,  мечтательность,  вялость, неуклюжесть. Приступим ко 2 заданию  Рыцарь благородство,  решительность,  мужество,  смелость,  сила,  бесстрашие  Поступок Васи. Мы разобрали образ Васи.  Появляется ли перед нами портрет рыцаря? (нет)  Почему? Конечно, внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша) Работу над этой частью рассказа я хочу начать с пословицы. 3 мин Ребята, прочтите пословицу и дополните ее глаголами. Если ты сделал добро – МОЛЧИ. Если тебе сделали добро – РАССКАЖИ. (ученики расставляют глаголы по своему усмотрению) Как вы думаете, к какому герою из нашего рассказа можно отнести эту  пословицу? Почему? ­ Чтобы разобраться, почему Вася промолчал на линейке, предлагаю  поработать в группах. Задания группам: 8 мин Вам необходимо записать глаголы – действия Васи/Димки, которые помогают  понять причины их поступков, на листочках.  Давайте вспомним что такое глагол? 1 –поведение Васи на реке. 2 ­ поведение Димки на реке. 3­ общее в поведении Васи и Димы А Ученики работают в группах. Б. Презентация  После выступления приклеивают листы с ответами в кружочки диаграммы  Венна. ­Мы с вами составили «Диаграмму Венна»: Вася Рыбаков­Дима Ковалёв.                                                                                        4 задание Кто же Вася: рыцарь или тюфяк?  5 мин Индивидуальная работа ­ Мы проанализировали поступок Васи. Сейчас я предлагаю вам выбрать свою  позицию – Кто же Вася? Рыцарь или Тюфяк?  Для этого необходимо заполнить дискуссионную карту. Если вы согласны  заполняют левую колонку, нет правую. Да, потому что… Проблемный вопрос Нет, потому что… Является ли Вася  Рыбаков в действительности  рыцарем?  А Ученики работают индивидуально Б. Презентация опрос 2­х учеников (авторский стул)  Поднимите руки, кто считает, что Вася Рыбаков является рыцарем? ­ Чем заканчивается рассказ? ­ Согласны ли вы с концовкой? ­Как можно помочь Васе восстановить справедливость? Предположения учеников: Всю правду может рассказать первоклассник,  которого спас Вася. ­ Ответим на главный вопрос исследования, что же рыцарское прячется в Васе? (он был благородным) А теперь открою секрет. Произведение было написано в 1967 году, 48 лет  назад.  Состарилось ли оно?  (Нет, потому что в жизни постоянно встречаются  подобные ситуации). 4 задание Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари. 4 мин – Сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, как вы поступите, если на пляже  услышите крик: «Помогите, тону!».  Ответы детей. V. Домашнее задание  Написать ответ на вопрос: «Прав ли Вася, что не рассказал о том, что он спас мальчика? Как бы вы поступили на его месте?» Итог  ­ Что нужно, чтобы стать рыцарем? (совершать благородные поступки и не  хвастаться этим) Давайте вернемся к плану урока. Посмотрим, все ли мы выполнили? Работа по таблице. Ι V . Оценивание 2 мин Пришло время, посчитать кружочки.  Если вы набрали: 5 и более за урок­ «9» 4 кружочка­ «8» 3 кружочка­ «7» Спасибо за урок!

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"

Урок русской литературы в 4 классе по теме "Ю.Яковлев. Рыцарь Вася"
Скачать файл