Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
20.06.2017
Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.Предметная задача урока: сформировать представления о жизненных циклах развития разных групп животных; познакомить с некоторыми экологически безопасными способами борьбы с вредителями будущего урожая; развивать умения прослеживать последовательность развития живых организмов; продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе.Предметная задача урока: сформировать представления о жизненных циклах развития разных групп животных; познакомить с некоторыми экологически безопасными способами борьбы с вредителями будущего урожая; развивать умения прослеживать последовательность развития живых организмов; продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Нескучные уроки Федорова Ирина Алексеевна.docx
Федорова Ирина Алексеевна учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» г. Краснослободска
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Урок с использованием кейстехнологии для учащихся 3 классов
«Развитие животных » Окружающий мир 3 класс
Образовательная система «Гармония» О.Т. Поглазова
Тема урока. Развитие животных.
Цель метода кейс стади – совместными усилиями группы учащихся
проанализировать представленную ситуацию,
разработать варианты
проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных
алгоритмов и выбором лучшего из них.
Этапы работы на уроке с использованием кейстехнологии:
1. Подготовительный.
2.Организационный.
3. Решение кейса.
4. Аналитический.
5. Рефлексия и оценивание.
Предметная задача урока: сформировать представления о жизненных
циклах развития разных групп животных; познакомить с некоторыми
экологически безопасными способами борьбы с вредителями будущего
урожая; развивать умения прослеживать последовательность развития живых
организмов; продолжить воспитание экологически грамотного поведения в
природе.
Личностные УУД :
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить;
умение определять своё отношение к миру.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
формулирование темы урока; поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и
иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной форме;
смысловое чтение как осмысление цели чтения.
2.Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
синтез как составление целого из частей;
выбор оснований для сравнения;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинноследственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательств;
выдвижение гипотез.
3. Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
поискового характера.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Первый этап – подготовительный (создание кейса учителем)
Содержание кейса:
1. Учебник «Окружающий мир 3 класс. О.Т. Поглазова»
2. Набор карточек с этапами развития животных.
3. Дополнительные источники на выбор:
Научная статья
Энциклопедии, подготовленные детьми и учителем («Живой мир»,
«Детская энциклопедия», «Загадки дикой природы» и др.)
Интернет (в зависимости от возможностей школы)
Научная стать (из методических рекомендаций О.Т.Поглазовой)
1 карточка
Млекопитающие (кроме некоторых яйцекладущих животных)
являются живородящими. Половые клетки самца и самки сливаются не во
внешней среде, а внутри организма самки, где и развивается зародыш. У
яйцекладущих млекопитающих развитие продолжается вне организма самки.
Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери. Сюда относятся наиболее
примитивные и древние из современных млекопитающих. В отличие от
большинства млекопитающих, они откладывают крупные яйца, богатые .
желтком, которые либо насиживают (утконос)
, либо вынашивают в
выводковой сумке (ехидна) . Детеныши выкармливаются молоком, слизывая
его с железистых полей кожи языком (губы у них отсутствуют) , так как
млечные железы не имеют сосков. Развита клоака. Температура тела низкая и
непостоянная(26—35°С).
Животные распространены преимущественно в Австралии и на
прилегающих к ней островах. Утконос ведет полуводный образ жизни. Тело
его покрыто густой шерстью, не намокаемой в воде. Пальцы лап соединены
плавательной перепонкой, хвост уплощен. При помощи широкого клюва,
покрытого изнутри роговыми пластинами, утконос процеживает воду, как
утка.
Ехидна — наземное роющее млекопитающее, вооруженное длинными
сильными когтями. Тело покрыто жестким волосяным покровом и острыми
иглами. Живет в норах, питается насекомыми, извлекая их длинным,
покрытым
языком.
Развитие зародыша у сумчатых млекопитающих (кенгуру) начинается
внутри тела самки, а далее – вне организма, в выводковой сумке (особый
карман на брюхе самки). Утробный период развития у сумчатых небольшой (у
опоссума – 10–13 дней, у кенгуру – 40 дней).
клейкой
слюной
2 карточка.
Забота о потомстве ярко проявляется у птиц и
млекопитающих. Внутреннее оплодотворение присуще пресмыкающимся и
птицам. Однако развитие их зародыша происходит вне организма матери.
Поэтому у птиц яйца защищены кожистой оболочкой и твёрдой скорлупой.
Среди пресмыкающихся есть и живородящие животные, например
живородящая ящерица. У неё детёныши вылупляются из яиц ещё внутри.
3 карточка
У некоторых акул «яйца» (икра) защищены толстой кожистой оболочкой,
снабжённой «усиками», с помощью которых она может прикрепляться к
подводной растительности. Но большинство акул сами вынашивают своё
потомство и рождают живых детёнышей. Они также считаются
живородящими.
У большинства водных животных мужские и женские клетки
выделяются прямо в воду, где они встречаются, и происходит
оплодотворение.
Так
размножаются рыбы и земноводные. Яйца земноводных и рыб не защищены
плотной оболочкой. Интересна особенность земноводных: в отличие от рыб,
из их икринок, как правило, появляются личинки – головастики, совсем
непохожие на взрослых амфибий.
Такое оплодотворение называют внешним. Лягушки всегда вымётывают икру в родной водоём, который находят по
запаху. Икринки земноводных не защищены скорлупой или кожей, при
высыхании быстро погибают. Головастики лягушек появляются через 8–28
дней, это зависит от погоды. В тёплую погоду головастики появляются
раньше, чем в холодную. Сначала яйцо темнеет – чёрная точка внутри яйца
растёт, затем под лупой можно
уже разглядеть зародыш, свернувшийся колечком. Через некоторое время он
начинает шевелиться и выходит наружу. У этого головастика пока ещё нет
рта, по бокам видны два пучочка нежных жабр. Головастик ещё не ест и не
плавает, а просто висит на студенистой массе икры. Через несколько дней
появляется рот: прорезается поперечная щёлка, и головастик начинает
питаться. Роговыми челюстями он соскабливает водоросли с поверхности
водных растений, ловит мельчайшие водные микроорганизмы. Спустя
некоторое время жабры исчезают, и теперь головастик больше похож на
шарик с хвостиком. Первыми появляются задние ножки, а затем и передние.
Постепенно развиваются лёгкие, которые начинают работать, когда ещё есть
жабры. Затем жаберные щели зарастают, и всё чаще головастик поднимается к
поверхности воды подышать атмосферным воздухом. Хвост постепенно
становится всё меньше.
Когда лягушки выползают на сушу, у них ещё есть остаток хвоста.
Развитие может закончиться через 50 дней, а иногда продолжается и 3 месяца.
Развитие земноводных происходит с метаморфозом (превращением). За
несколько недель исчезают жабры и хвост, отрастают конечности, и
преображённые головастики выходят на сушу. У рыб же появляются мальки,
которые являются копиями взрослых рыб.
4 карточка
У всех насекомых, несмотря на различия их по форме, размерам и
окраске, имеются схожие четыре стадии развития. Особенно важны знания о
превращениях насекомых полеводам, садоводам, лесоводам, для того чтобы
лучше бороться с насекомыми – вредителями растений. Божья коровка
полезна тем, что поедает личинки тли, пожирающей молодые листочки многих
садовых растений. Гусениц бабочкикапустницы, а также колорадских жуков
и его личинки лучше всего собирать с растений рано утром, когда они
стараются выползать на верхнюю поверхность листьев, чтобы быстрее
согреться под утренним солнцем после ночной прохлады.
Второй этап – организационный.
Актулизация знаний и постановка учебной задачи:
Просмотр урока из серии «Шишкина школа»
Тема: «Какие бывают животные?» https://www.youtube.com/watch?
v=_E3UbQ215N8&index=16&list=PLPLJUpFxaEzbPzm2qoU_BUtODF0foLiN_
После просмотра фильма проводится актулизация знаний с помощью
сигнальных карточек (зеленаявсё это я знаю и хочу узнать больше;
желтая – чтото я знал,но некоторые факты меня удивили; красная – я
узнал много нового для себя).
Учитель предлагает продолжить изучения темы «Животные» по
группам и раздает кейсы с заданиями для каждой группы.
Третий этап решения кейса .
Задания группам:
1 группа.
1. Используя научные статьи из учебника построить схему развития
млекопитающих. Использовать набор картинок.
2. Ответить на вопрос: Чем отличается развитие млекопитающих от других
групп
животных?
3.Есть среди млекопитающих яйцекладущие? (найти их фотографии)
4. Чем отличается развитее сумчатых от большинства млекопитающих?
2 группа.
1. Используя научные статьи из учебника построить схему развития птиц.
Использовать набор картинок.
2. Ответить на вопрос: В чём сходство и в чём различие размножения и
развития птиц и пресмыкающихся?
3. Есть ли в природе птицаносорог? Каких необыкновенных птиц вы знаете?
(найти их фотографии)
4. Все ли птицы летают? Приведите примеры.
3 группа
1. Используя научные статьи из учебника построить схему развития
пресмыкающихся. Использовать набор картинок.
2. Найдите статью «История Земли» и ответьте на вопрос: Как появились
пресмыкающиеся?
3. Являются ли родственниками ящерицы и динозавры?
4. Как вести себя в природе при встрече с рептилиями?
4 группа
1. Используя научные статьи из учебника построить схему развития рыб.
Использовать набор картинок.
2. Чем отличается развитие земноводных от развития рыб? 3. Могут ли быть у икры усики? Если да, то зачем и у кого?
4. На какие виды вы могли бы разделить рыб?
5 группа
1. Используя научные статьи из учебника построить схему развития
земноводных. Использовать набор картинок.
2.Ученые утверждают, что за период развития у лягушки есть и жабры и
лёгкие. Вы согласны с этим утверждением?
3. Расскажите о необычных способах заботы о своём потомстве земноводных?
4. Как вы думаете, бывают ли летающие лягушки?
6 группа
1. Используя научные статьи из учебника построить схему развития рыб.
Использовать набор картинок.
2.Чем похожи и чем отличаются превращения муравья и бабочки?
3. В какой стадии развития вредных насекомых с ними удобнее
бороться?
4. Каким насекомым вы бы поставили памятники? (найди фото)
Набор карточек с этапами развития животных. Взрослая рыба
Икринка Малёк
Цыплёнок
Личинка
ЯЙЦО Набор фотографий животных
Ехидна
Кенгуру
Утконос
Птица носорог
Амазонский мухоед
Страус Эму Летающая лягушка
Опоссум
Божья коровка
http://www.fresher.ru/2010/05/03/letayushhielyagushki
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchii
mir/2012/02/16/prezentatsiyarazmnozheniezhivotnykh
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/zmei.html
http://vnore.net/main/interesno/48225samyxkolyuchixzhivotnyx_201111
10_20120709.html
http://www.zooclub.ru/birds/vidy/133.shtml
http://www.liveinternet.ru/tags/%C0%EC%E0%E7%EE%ED%F1%EA
%E8%E9+%E2%E5%ED%F6%E5%ED%EE%F1%ED%FB%E9+%EC
%F3%F5%EE%E5%E4/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC
%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%BD
%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE
%D0%B2%D0%BA%D0%B0http://
childrensencyclopedia.ru/animals/517opossumetointeresno
Четвёртый этап аналитический. Обсуждение. Выступление учителя,
представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций.
Подведение содержательных итогов занятия. Формулирование основных выводов.
Пятый этап рефлексия и оценивание
. Анализ проделанной работы и
оценивание выступлений, принятых решений. Оценивание результатов может быть
трёх уровней: каждый ученик оценивает свою работу, своё эмоциональное состояние, свою работу как члена группы; каждая группа оценивает свою работу и
всех членов группы, весь класс оценивает работу каждой группы и результат работы
всего класса. Для того чтобы эта работа прошла более плодотворно, необходимо
выработать четкие критерии оценки деятельности. Для рефлексии любого уровня
учитель может использовать разные методы:
1.Лесенка успеха.
2.Рефлексивная мишень (было понятно, активно участвовал, узнал много
нового, мыло интересно).
3.Метод «Остров».
4. Метод «Синквейн».
5. Закончи фразу.
6. Светофор.
7. Плюс, минус, вопрос.
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Урок с использованием кейс-технологии для учащихся 3 классов «Развитие животных »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.