Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)
Оценка 4.7

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
20.06.2017
Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)
Правила толерантного поведения . Нации и межнациональные отношения).docx
Тема урока: Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные  отношения. Тип урок: урок обобщения и  закрепления темы «Этнос. Нации, межэтнические  отношения и национальная политика».  Цели урока: воспитание человека­гражданина, человека ­ патриота своей  Родины, своего народа, его культуры.  Закрепление полученных знаний,   формирование осознанного отношения  к   жизненным  реалиям, подготовка к взрослой  жизни. Термины: род, племя, народность, нация, этнос, толерантность, менталитет,  традиции, национальные ценности, национализм, расизм, шовинизм,  межэтнические отношения, межнациональная дифференциация,  межнациональная интеграция, глобализация, конфликт, геополитика.    Ход урока. 1. Организационный момент.  На  экране: Когда – то великий русский поэт А.С. Пушкин писал: « Я далек от того, чтобы  восхищаться всем, что вижу вокруг себя; но как писатель я  огорчен… но  клянусь честью – ни за что в мире не хотел бы переменить Родину или иметь   иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог.» 2. Основная часть урока. На уроках мы с вами много изучаем теорию, сегодня проведем урок –  практикум. Самое сложное в жизни – это способность и возможность применять  полученные знания на практике.  Для того, чтобы определится с темой   урока , сделаем следующее: разделимся на 4 группы: 1. Историки;       2. Социологи; 3. Обществоведы;     4. Обыватели. Для этого вы выполните задание № 1. Заключается оно в следующем. Каждой группе необходимо подготовить  выступление на 1­ 2  минуты  «Информационную справку о народонаселении в  стране,  Татарстане, Бугульме и районе». Каждая группа представляет выступление с точки зрения своей группы. 1 группа с точки зрения Историков   ( для работы обучающимся  предоставляется (раздается) практический  материал и дается время на осмысление материала и подготовку ответа или  готовят ответ, опираясь на собственные знания) Из «Повести временных лет» Нестора:   «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство.  Обратимся к общерусскому летописному своду XII века – «Повести временных  лет». Вот как в этом источнике описан   состав населения Древней Руси: «Вот  только кто по­славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы,  полочане, дреговичи, северяне, бужане. А вот другие народы: чудь, меря, весь,  мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы – эти  говорят на своих языках». : 2 группе с точки зрения  Социологов (обществоведов)   готовит справку,  основываясь на полученных знаниях и использует материалы всероссийской  переписи  населения за 2002, 2010 годов) Предварительный ответ: обучающиеся дают анализ по векам, годам о процессе  присоединения к России земель , с представителями разных национальностей  (Приложение №1) 3 группе с точки зрения  этнографов  Обучающиеся заранее готовят ответ о тех нациях,  что представляют этнический состав нашей страны, Татарстана, Бугульмы и района, опираясь на данные   Предварительно подготовив рассказ . Предварительный ответ:  Формы межнационального культурного  сотрудничества, формы сотрудничества. (Приложение №) Возможно  описание и предназначение кички, калфака и других национальных  головных уборов. 4 группе с точки зрения «Обывателей»  Подготовить справку о том, что в нашей школе, городе мы встречаем  представителей разных национальностей.   С точки зрения  обыденных отношений. Предварительный ответ: Над какой темой урока мы сегодня с вами работаем?   Дети формулируют тему урока. Предполагаемый ответ:  Нации и межнациональные отношения,  (Правила толерантного поведения.) На слайде №2   тема урока Слайд № 4. Вопрос обучающимся: ­ Что вы видите на слайде? Что думаете об этом?  Предполагаемый ответ: форма межнационального сотрудничества. Мирное  сотрудничество. Мирное сосуществование представителей различных наций. (Слайд № 5,6,7      термины:  межэтнические отношения толерантность,  менталитет, традиции, национальные ценности, межнациональная  дифференциация, межнациональная интеграция, глобализация. ) Выполняем задание №2. Вам необходимо привести по одному факту межнационального сотрудничества. 1 группе с точки зрения Историков   В мире, РФ, Татарстане, Бугульме .  Примеры  о событиях Великой Отечественной  войне и Отечественной войне   1812. (герои.)  Приложение № 1 2 группе с точки зрения  Социологов  (Обществоведов)  Обучающиеся готовят справку об основных принципах межнационального  сотрудничества. Сферы сотрудничества, задачи и принципы. Предварительный ответ:   назвать сферы, организации, основные принципы.  Слайд № 9 3 группе с точки зрения  этнографов. Рассказать о праздниках, которые отмечаются в стране, Татарстане,  Бугульминском районе. Слайд № 10   . 4 группе с точки зрения «Обывателей»  Межнациональные браки, насколько  часто встречаются в нашей стране, мире,  Татарстане, Бугульме, привести примеры из собственного жизненного опыта. Отношение к  межнациональномц браку (из истории, например при Петре 1,  современный брак в России)приложение № 3  Слайд №  11 Всегда ли сотрудничество приводит к положительным результатам? Нет ли  помех  при достижении общих целей. Что может быть причиной?  В чем проблема? Или их нет? Как вы считаете? Предполагаемый ответ: Проблемы возникают, на их почве возникают  межнациональные конфликты. Слайд № 12 или мини фильм об этнических конфликтах ­ Назовите причины возникновения конфликтов? (Для проверки на слайд выведены причины.) Слайд 13 Задание №3   Представьте по одному факту межнационального конфликта  и предлагаемые  способы его  решения.  1 группе с точки зрения Историков   Любой пример из истории, связанный с темой Приложение №4, 5 2 группе с точки зрения  Социологов  (Обществоведов)  Последствия для конфликтующих сторон (проблемы межнациональных  отношений на постсоветском пространстве.) Приложение № 6 3 группе с точки зрения  этнографов Использование статистических материалов  о погибших в межнациональных  конфликтах на постсоветском пространстве. 4 группе с точки зрения «Обывателей»  Национальная политика на государственном уровне. Приложение  № 7 Подведение микроитога. Проблемы – это не всегда плохо, иначе другая сторона не узнает   о наших  проблемах и желаниях.  Назовите способы решения конфликтов. Слайд № Как решаются проблемы межнациональных отношений на государственном  уровне?  Слайд №   (В пример может быть приведен Крым в советский период и сегодня) 3. Практическая часть. Но межнациональные проблемы ­ это проблемы которые необходимо решать, но,  главное правило, которому надо следовать , это гуманизм ( человеколюбие) и  толерантность (я принимаю тебя таким, какой ты есть.) Мы все разные, живем в одной стране, республике, городе и мир нам  необходим… Нам всем  жить вместе, в одной стране.  Как это сделать, чтобы  комфортно было всем? Вам нужно сейчас составить правила толерантного свободного современного  человека, способного понимать и принимать представителей других культур и  формировать к себе уважительное отношение к представителям других наций. Составление постера ( Постер — художественно оформленный плакат,  используемый для рекламных или декоративных целей) , используя материалы на ваших столах. Каждая группа представляет свою тему.  Вам необходимо прописать 10 правил поведения толерантного человека 1 группе с точки зрения Историков   Случаи в истории, когда из ­ за различия культур развивался конфликт?   Проблемная ситуация «Вы приехали в другую страну, ваши действия»? 2 группе с точки зрения  Социологов  (Обществоведов ) Государственная политика регулирования национального вопроса. 3 группе с точки зрения   этнографов  Какие  мероприятия можно и нужно проводить для населения, чтобы обеспечить  бесконфликтное проживание многих наций и народностей рядом? 4 группе с точки зрения «Обывателей»  Что обыватель может предложить  своему соседу армянину, еврею, украинцу,  татарину, русскому и др народам, проживающим рядом. Защита Постера 1­4 группами. 5. Рефлексия  ­ Что составляет правила поведения  толерантного человека? Наша задача ?  (следовать им.) На партах самоанализ  Раньше я думал(а),  что__________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Сейчас я понимаю,  что__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________ Закончен урок. Д/З Написать эссе на тему:  «  » Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью  постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы  со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта  необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные  обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать  их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический  состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от  педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания. В советский период к данной проблеме обращался В.А. Сухомлинский, педагог­ новатор, в произведении «Родина в сердце» 2. В центре данной книги стоит  проблема воспитания человека­гражданина, человека ­ патриота своей Родины,  своего народа, его культуры. С чего начать это воспитание? С формирования у  ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову,  героическим делам советских людей ­ отвечает автор. Книга написана живо,  эмоционально, хорошим литературным языком.

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017