Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)
Оценка 4.7

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
20.06.2017
Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)
приложение.doc
Пиложение №1 К наиболее распространенным формам социально­культурной деятельности в данном  направлении отнесем культурные обмены отдельными объектами или выставками  произведений искусства, художественными коллективами, делегациями, отдельными  исполнителями;  Декларация принципов международного культурного сотрудничества Принята 4 ноября 1966 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры на ее четырнадцатой сессии Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на свою четырнадцатую сессию, сего 4 ноября 1966 года в день двадцатой годовщины создания Организации, напоминая, что Устав Организации провозглашает, что «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому   в   сознании   людей   следует   укоренять   идею   защиты   мира»,   и   что   мир   должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, напоминая, что в соответствии с тем же Уставом для поддержания человеческого достоинства необходимо   широкое   распространение   культуры   и   образования   среди   всех   людей   на   основе справедливости,   свободы   и   мира   и   что   поэтому   на   все   народы   возлагается   священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества, принимая   во   внимание, что   государства — члены   Организации,   преисполненные   решимости обеспечить искание истины и свободный обмен идеями и знаниями, постановили развивать и расширять отношения между своими народами, принимая во внимание, что, несмотря на технический прогресс, который облегчает развитие и распространение  знаний  и идей,  незнание   образа  жизни  и обычаев других  народов  все   еще ставит препятствия между народами, мирному сотрудничеству и прогрессу всего человечества, принимая   во   внимание Всеобщую   декларацию   прав   человека, Декларацию   прав ребенка,Декларацию   о   предоставлении   независимости   колониальным   странам   и народам, Декларацию   Объединенных   Наций   о   ликвидации   всех   форм   расовой дискриминации, Декларацию   о   распространении   среди   молодежи   идеалов   мира,   взаимного уважения и взаимопонимания между народами и Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и защите их независимости и суверенитета, т.е. все декларации, уже провозглашенные Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, убежденная опытом   двадцати   лет   работы   Организации   в   необходимости   провозглашения принципов международного культурного сотрудничества в целях его укрепления, провозглашает настоящую Декларацию принципов международного культурного сотрудничества для того, чтобы правительства, власти, организации, ассоциации и учреждения, ответственные за культурную деятельность, постоянно руководствовались этими принципами, а также для того, чтобы обеспечить постепенное достижение мира и благосостояния, т.е. целей, определенных в Уставе   Организации   Объединенных   Наций,   путем   сотрудничества   всех   народов   в   области образования, науки и культуры в соответствии с Уставом данной Организации. Статья I 1. Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять. 2. Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа. 3. В их богатом многообразии, разнообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества. Статья II Народы   должны   стремиться   продолжать   параллельное   и,   по   возможности,   одновременное развитие  всех отраслей   культуры,  с тем чтобы  обеспечивать  гармоничное  равновесие   между техническим и морально­интеллектуальным прогрессом человечества.  Статья III Международное   культурное   сотрудничество   должно   охватывать   все   виды   умственной   и творческой деятельности в области образования, науки и культуры.  Статья IV Целями международного культурного сотрудничества вне зависимости от того, осуществляется ли оно на двусторонней или многосторонней, региональной или всемирной основе, — являются: 1. распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур; 2. развитие  мирных отношений  и дружбы между народами  и содействие  лучшему пониманию образа жизни каждого из них; 3.   содействие   применению   принципов,   провозглашенных   в   декларациях   Организации Объединенных Наций, которые упомянуты в преамбуле настоящей Декларации; 4. обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой   всех   народов,   участвовать   в   прогрессе   науки   во   всех   частях   земного   шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; 5. улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира.  Статья V Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом. Статья VI При   осуществлении   международного   культурного   сотрудничества,   которое   оказывает благоприятное   влияние   на   все   культуры   и   способствует   их   взаимному   обогащению,   следует уважать самобытность каждой из них. Статья VII 1. Широкое распространение идей и знаний, основанное на максимально свободном обмене и сопоставлении,   необходимо   для   творческой   деятельности,   искания   правды   и   расцвета человеческой личности. 2.   Культурное   сотрудничество   должно   выявлять   идеи   и   ценности,   способствующие   созданию обстановки   дружбы   и   мира.   Это   сотрудничество   должно   препятствовать   проявлениям враждебности в отношениях и выражении мнений. Оно должно содействовать представлению и распространению достоверной информации. Статья VIII Культурное   сотрудничество   должно   осуществляться   на   основе   взаимной   выгоды   всех участвующих   в   нем   народов;   соответствующие   обмены   должны   быть   проникнуты   духом максимальной взаимности. Статья IX Культурное   сотрудничество  должно  содействовать  установлению  между  народами  прочных и постоянных   связей,   которые   не   должны   страдать   от   напряженности,   могущей   возникать   в международных отношениях.  Статья X При   осуществлении   культурного   сотрудничества   следует   уделять   особое   внимание нравственному   и   интеллектуальному   воспитанию   молодежи   в   духе   дружбы,   международного взаимопонимания и мира. Это сотрудничество должно помочь государствам осознать важность пробуждения   дарований   в   самых   различных   областях   и   облегчения   профессиональной подготовки новых поколений. Статья XI 1.   При   осуществлении   культурных   связей   государства   должны   вдохновляться   принципами Организации   Объединенных   Наций.   В   стремлении   к   достижению   международного сотрудничества  они  должны  уважать  суверенное   равенство   государств  и  воздерживаться   от вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию других стран. 2. Принципы, изложенные в настоящей Декларации, следует применять с учетом прав и основных свобод человека. Приложение № 2 Формы международного сотрудничества, как и вообще международных отношений,  непосредственно зависят от количества участников. Чем больше количество сторон  участвует в сотрудничестве, то сложные механизмы, то есть способы, институты ее  обеспечения. Двустороннее сотрудничество осуществляется с помощью министерств иностранных  дел, совместных торговых палат, особенно распространенных, начиная с  послевоенных времен, обществ дружбы, которые в свою очередь развивают сотрудничество на уровне общественности. На низших уровнях сотрудничество  осуществляется предприятиями, государственными и частными организациями,  институтами и т.д.. Многостороннее сотрудничество более сложная, поскольку, обеспечения  совместных трех и более сторон требует координации и согласования действий. С  этой целью созданы специальные институты и секретариаты, координационные  группы, комиссии и т.п.. Круг их функций охватывает вопросы технического  обеспечения деятельности международных объединений, работающих на  многосторонней основе. К ним относятся и некоторые международные организации:  Содружество Независимых Государств (СНГ), Ассоциация стран Юго­Восточной  Азии (АСЕАН), Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств  (ОАГ) и другие. Общей чертой всех вышеперечисленных международных  организаций является то, что каждое государство, согласовывая свою  внешнеполитическую или экономическую (впрочем, как и любую другую),  деятельность с другими членами организации, в то же время действует на  международной арене вполне самостоятельно. Любое государство, что  сотрудничает с другими на многосторонней основе, оставляет за собой  определенную суверенность как во внешней, так и во внутренней политике. Она  оставляет за собой полное право приспосабливаться или нет с решениями, которые  принимаются большинством членов организации. При многостороннем  сотрудничестве участники обладают значительной автономностью, уровень  интеграции — средний. В процессе многостороннего сотрудничества государства лишь координируют  деятельность в сфере политики, экономики, культуры, информации и т.п.. Они  также вступают в специфические отношения, которые формируются на общей  заинтересованности государств независимо от состояния политических отношений  между ними. Мы выделяем следующие типы отношений: ­харитативни, что является типом отношений, в которые вступают участники  международных отношений с целью оказания помощи отсталым странам, а также в  случаях стихийного бедствия, катастроф, эпидемий и т.д.; ­международная сотрудничество в борьбе с преступностью, которая проявляется в  обмене информацией о преступных группировок, их деятельности и в некоторых  случаях совместных акций правоохранительных органов заинтересованных  стран. Кроме этого, одним из проявлений такого сотрудничества является  экстрадиция лиц, в отношении которых ведется следствие в других странах. Международное сотрудничество охватывает также освоения космоса, исследования Антарктиди1, спасательные операции и т.д.. Важнейшие формы международного сотрудничества   Значительно более высокой степенью интеграции характеризуется коллективное  сотрудничество. Для ее обеспечения создаются специальные надгосударственные  институты, в пользу которых страны­члены передают (делегируют) полномочия по  принятию решений, обязательных для всех членов интеграционной группировки в  тех сферах компетенций, которые им определены. Интеграция участников  международных отношений на коллективной основе предусматривает на первом  этапе тесную координацию их действий в тех сферах, сотрудничество которых  определена как принципиальная, на втором — слияние в единый национальный,  политический, экономический, военный, правовое пространство. Сфера управления  ими передается наднациональным институтам, тогда как внутренние (национальные) органы власти оставляют за собой лишь оперативное управление. 1 октября 1993 p., Когда вступили в силу Маастрихтские соглашения, Европейский  Союз начал второй этап интеграции, который предусматривал создание единого  экономического и политического пространства, в который войдут: Бельгия,  Великобритания, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,  Люксембург, Португалия, Франция, ФРГ. Если же учесть, что ФРГ, Франция,  Бельгия, Голландия, Люксембург, Греция, Испания, Италия и Португалия заключили  соглашение о совместном гражданский пространство (Шенгенское соглашение), в  которой, вероятно, присоединятся все остальные участники Европейского Союза, и  работу над созданием конституции Европы, то можно согласиться с мнением, что  «процесс интеграции (ЕС. — Прим, авт.) пошел по пути развития функциональной  модели, которая позволяет выйти за рамки простого сотрудничества и подготовить  условия для возможной федерации». Такая тесная интеграция на основе функционирования общеевропейских институтов (Европейский парламент, европейские комиссии, сообщества) путем формирования  единого функционального пространства вполне может привести к возникновению  федеративного образования, может постепенно превратиться в единое  государство. Эта мысль довольно удобный, о чем свидетельствует прецедент в  мировой истории. Военная, а позже экономическая интеграция альпийских кантонов, началась в XV в., Привела к возникновению в XIX в. единого государства —  Швейцарии. В случае Европейского Союза, однако, следует подчеркнуть более широкие  масштабы интеграции и гораздо глубже противоречие между странами­членами. Все это дает основания для определенного пессимизма относительно возможности  скорого объединения стран Европы в федерацию, хотя и не меняет принципиальной оценки интеграционных процессов в ЕС и их вероятных последствий. Примером военного коллективного сотрудничества, воплотилось в формировании  единого военно­стратегического пространства Северной Атлантики, начиная с конца 40­х годов XX в., Стало НАТО.Коллективное сотрудничество в рамках этой  организации обеспечивается деятельностью таких учреждений, как  Североатлантический совет, Комитет планирования обороны, Группа ядерного  планирования, Командование НАТО в Северной Атлантике и Европе, Секретариат  во главе с Генеральным секретарем, в ведении которых находятся вопросы  стратегического планирования, информационного и инфраструктурного обеспечения , материально­технического снабжения (в частности, стандартизация  вооружений), безопасности (контрразведка), гражданской обороны и т.п..Военная и  политическая интеграция в рамках НАТО, однако, не характеризуется такой  глубиной и теснотой, как в ЕС. Общими чертами всех международных организаций, действующих на коллективной  основе, являются: ­формирование единых функциональных пространств в пределах территорий стран­ участниц, в которых определяющую управленческую роль играют наднациональные  коллективные институты; ­потеря части собственной суверенности стран­членов и подчинения их внешней и  внутренней политики наднациональным структурам. С начала 60­х годов XX в. в Европе формируется специфическая форма  международного сотрудничества — Еврорегионы. Еврорегионом географически  определенное пространство, охватывающее пограничные территории двух или более государств, локальные органы власти которых стремятся сотрудничать между собой и координировать деятельность в различных сферах, представляющих интерес для  них. В 1963 образовано первое франко­немецко­швейцарский регион «Basi liens is»,  охватывающий приграничные местности в долине Рейна. Впоследствии десятки  Еврорегионов возникли на границах Германии и Франции, Голландии и Бельгии,  Швеции и Дании, Франции и Испании и практически на всех границах  западноевропейских государств. В начале 90­х годов XX в. лет Еврорегионы  создают Восточноевропейские страны, особенно Польша и Чехия. Украина активно  сотрудничает с западными соседями в рамках еврорегиона «Буг» и «Карпаты». Еврорегионы, как форма международного сотрудничества, определяются прежде  всего тем, что основными субъектами отношений в них являются не национальные  правительства государств, а органы власти тех административных единиц, которые  непосредственно граничат между собой вдоль границы. Например, в рамках  Еврорегиона «Буг» сотрудничают между собой Люблинское воеводство с польской  стороны и область и часть Львовской — с украинской. В рамках Еврорегионов  осуществляется локальная сотрудничество преимущественно в хозяйственной,  экологической, культурной и других областях. Всего центральные правительства  способствуют деятельности Еврорегионов, поскольку их функционирование  улучшает отношения между соседними государствами и определяет  децентрализацию двусторонних отношений. В 90­х годах XX в. международное сотрудничество и интеграционные процессы  стали доминировать в Европе и Северной Америке, определило возможность  принципиальных изменений в современной международной системе. На наш взгляд,  такие процессы могут в перспективе привести к тому, что в ней будут доминировать  мощные интеграционные образования, возглавляемые сильнейшими государствами  мира, такими как СЕЛА, ФРГ, Российская Федерация. Что касается последней, то, очевидно, можно утверждать, что интеграционные  процессы в рамках СНГ развиваться настолько успешно, насколько самой  Российской Федерации удастся овладеть кризисные тенденции в экономике и  центробежные — в внутриполитической сфере. Такая ситуация вряд ли изменит содержание международной системы, но масштаб и силовые характеристики ее основных участников значительно возрастут. Одновременно довольно скептически можно относиться к идее политической  интеграции всего человечества или под эгидой ООН, или развитых государств мира  и интеграционных объединений, которыми образованы. По мнению А. Бовина,  причина заключается в отсутствии устойчивого баланса интересов государств  мира. На наш взгляд, не только не существует некий универсальный баланс  интересов, а они у большинства участников международных отношений значительно  различаются. Во­первых, между мощными странами мира, что, например, связано с практикой  интеграции в торгово­экономической сфере как в ЕС, так и в Северо­Американской  ассоциации свободной торговли (NAFTA). Обе международные организации, наряду  с созданием единого экономического пространства, предпринимают шаги по его  защите со стороны азиатских (Япония, Корея, Сингапур, Китай) и  восточноевропейских производителей (Россия, Украина, Польша Чехия и  т.д.). Последние особенно рассчитывают на активный экспорт собственной  продукции на рынки стран Западной Европы и Северной Америки. Так же, по крайней мере на среднесрочную перспективу, сохранятся  принципиальные различия между НАТО и Россией о разграничении сфер влияния в  Восточной Европе. Достаточно показательным был кризис вокруг Ирака, где отсутствие общих  интересов и оценок ситуации привела к расколу среди ведущих государств мира,  следствием которого стало существенное ухудшение отношений между ними. Более того, по мнению Э. Тоффлера, обострение отношений между ведущими  государствами и международными организациями мира, в первую очередь — США,  Европейским Союзом и Японией, продолжается, поскольку «растущая враждебность между двумя тихоокеанскими государствами могла бы только еще больше усилиться, если бы Европа, изменив своем протекционизма, заставила их вступить в еще более  жестокую конкурентную борьбу со всем миром. Вот почему идея «Европы как  крепости», недоступной для внешней конкуренции, равнозначна угрозе миру во всем  мире ». Даже тогда, когда политическое руководство могущественных держав мира  соглашается на определенные широкие понимание, то их выполнение остается  достаточно гипотетическим. Как подчеркивает М. Лебедева, «даже если  координацию действий различных актеров удается то наладить, то исполнительные  функции пока плохо реализуются даже в тех случаях, когда путем совместных  усилий согласие все же достигается. Очевидно, что на десятки лет сохранятся разнонаправленные интересы  развивающихся стран и группы развитых стран мира. Вряд ли драматизм  взаимоотношений между развитой «Севером» и отсталым «Югом» был смягчен за  деятельность международных организаций или скоординированность  экономической политики «Большой семерки». Учитывая это, маловероятной  выглядит ситуация, при которой удастся гармонизировать интересы хотя бы  большинства государств мира, что могло бы стать началом глобальной интеграции  или реализации широко дискутируемых идей глобального управления. Приложение № 3 Межнациональные браки Межнациональные и межрасовые браки существовали с древнейших времен. Выйти замуж за иностранца считалось престижным. Впрочем, и сейчас ничего не изменилось - смешанные союзы весьма популярны. Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%. Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины. Существуют как критики, так и сторонники подобных браков. Минусы межнациональных браков Специалисты, проводящие исследования брачных союзов между разными национальностями, называют несколько отрицательных сторон таких союзов. 1. Это несоответствие культур, традиций, обычаев, подходов к воспитанию. Именно из-за этих расхождений нередко возникают различные разногласия, вплоть до конфликтов. Обычно имеют значения такие аспекты быта, как ежедневное соблюдение ритуалов и обычаев, кулинарных традиций, а также религиозных обрядов, которые обретают особенную важность не только во время всевозможных постов и больших религиозных праздников, но и во время организации и празднования свадьбы (znakomstva.domashniy.ru), при рождении и воспитании детей... То есть, при любых позитивно или негативно значимых событиях жизни. 2. Нередко межнациональный брак встречает непонимание и осуждение со стороны окружающих. Не только соседи, коллеги, приятели, малознакомые, дальние родственники могут упрекать, обсуждать, судачить и искать неискренность, материальную выгоду у одного или обоих представителей пары, решивших официально узаконить романтические отношения (znakomstva.domashniy.ru). Довольно часто выступают против союза даже близкие и родные, люди, от которых больше всего ждешь поддержки. 3. У некоторых древних народов (например, армяне, грузины, евреи), сызмальства принято прививать чувство национальной гордости и страх перед ассимиляцией, уверенность в том, что создавать семью крайне необходимо внутри своей нации. Более того, многие представители таких этносов и по настоящее время, в эпоху глобализации, уверены, что общаться в повседневной жизни крайне необходимо исключительно со своими «соплеменниками», дабы не потерять самобытности, ярких отличительных национальных черт и не подменить, не разбавить, не утратить в слиянии свои обычаи и традиции. 4. Еще один минус касается тех, кто проживает в разных странах. В такой семье как минимум одному партнеру приходится столкнуться не только с новым менталитетом и укладом жизни, но и принципиально иной правовой базой, организацией здравоохранения. Сложности у молодой семьи (znakomstva.domashniy.ru) могут возникать на разных этапах жизни и становления, начиная с самого начала. С организационной точки зрения, бывает не простым и достаточно хлопотным переезд на постоянное место жительство в другую страну, получение визы, вида на жительство или гражданства. Нередко, важную роль на новом месте проживания играет языковой барьер. Не секрет, что многие жены и мужья иностранцев, «оторванные от корней», скучают по дому, оставшимся на родине родным и друзьям, любимым местам и даже, как это не банально, привычным продуктам питания. Конечно, по сравнению с великой любовью все это мелочи. Но из таких крупиц и складывается жизнь. Особенным пунктом стоит в этих отношениях вопрос о детях, рожденных в межнациональных союзах. Если такой брак оказывается на грани крушения, вот тогда и начинаются настоящие трудности. Часто, приехавший из другой страны супруг/супруга оказывается менее защищенными перед законом, а правовые нормы помещают его/ее в тесные законодательные рамки. При рассмотрении, с кем из родителей будут жить общие дети, довольно часто не учитывается пожелание детей или родителей, а лишь интересы государства. При этом, в случае, если родители начинают бороться за свое чадо, обвинять друг друга в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и даже в жестоком обращении с детьми, нередко, при живых родителях, малыши попадают в приюты и даже на усыновление. Плюсы межнациональных браков По мнению психологов, межнациональные браки учат (znakomstva.domashniy.ru) общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами. Благодаря таким семьям чаще и больше обсуждаются и разрешаются правовые коллизии между государствами, нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей общественной жизнью другого народа, стимулируется социальное сотрудничество. Социологические опросы выявляют, что 35-40% россиян не верят в межнациональные браки, считая их менее долговечными по сравнению с мононациональными. От 15 до 20% опрошенных уверенны, что все браки одинаковы, вне зависимости, от того одной национальности супруги, или разной. А от 30 до 35% респондентов уверенны, что межнациональные браки – явление положительное (znakomstva.domashniy.ru), и такая семья более прочная, по сравнению с «однородной», что подтверждают данные многочисленных социологических исследований, опросов и переписи населения. Психологи же уверены: неважно, однонациональный союз или разнонациональный. Благополучие, гармоничность и прочность семьи зависит только от членов этой семьи (znakomstva.domashniy.ru): от умения прощать и забывать обиды, от терпимости и терпения, открытости новому опыту и уважения, от теплоты и полноты чувств, доверия друг к другу, серьезного отношения к семье и партнеру, ответственности, обоюдной привязанности и любви. Приложение №4 В основе всей мировой истории лежат межнациональные конфликты. Примеры таковых  событий дались многим народам весьма существенной ценой. Кровопролитные мировые  войны двадцатого века еще долго будут помнить в каждом уголке земного шара.  Современное общество, казалось бы, выступает против любых военных действий и  конфликтов, в основе его развития либеральные идеи, здоровая конкуренция и мировая  глобализация. Однако в действительности все обстоит несколько иным образом. Количество конфликтов на национальной и религиозной почве с каждым годом только увеличивается, и  в круговорот таких баталий оказывается вовлечено все большее количество участников, что  приводит к постепенному расширению масштабов проблемы. ­ Читайте подробнее на  FB.ru: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie­konfliktyi­primeryi­i­prichinyi Несовпадение национальных интересов, территориальные притязания, негативное  восприятие сторонами друг друга ­ все это и образует межнациональные конфликты. ­  Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie­konfliktyi­primeryi­i­ prichinyi Примеры таких ситуаций освещаются в политических новостях с завидным постоянством.  Межнациональный конфликт представляет собой разновидность конфликта социального, в  основу которого легло множество факторов и противоречий, как правило, этносоциальных,  политических, национальных и государственных. Причины национальных конфликтов, если  их разобрать подробнее, во многом очень похожи: Борьба за ресурсы. Истощение и  неравномерное распределение природных ресурсов, обеспечивающих наибольше  финансовые потоки, часто приводит к разжиганию споров и распрей. Рост численности  населения в условиях замкнутости территории, неравномерный уровень качества жизни,  массовая вынужденная миграция населения. Терроризм как явление, требующее принятия  жестких мер и, как следствие, обострения конфликтных ситуаций. Религиозные различия ­  Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie­konfliktyi­primeryi­i­ prichinyi#image70132 Межнациональные конфликты, примеры которых будут приведены ниже, касаются в первую очередь крупнейшей державы двадцатого века – Советского Союза. Множество  противоречий возникало между союзными республиками, особенно это касалось  Кавказского региона. Аналогичная ситуация сохраняется и после получения бывшими  составными частями страны Советов суверенного статуса. С момента распада СССР  зарегистрировано более ста пятидесяти различных конфликтов в Чечне, Абхазии,  Приднестровье. Наличие обделенных национальных меньшинств в рамках суверенной  страны непосредственно ложится в основу понятия "межнациональные конфликты",  примеры которых встречаются все чаще и чаще. Это и гагаузский конфликт в Молдове,  абхазский и осетинский ­ в Грузии. Обычно при таких противоречиях население внутри  страны разделяется на коренное и некоренное, что приводит к еще более резкому  обострению ситуации. Примеры религиозных конфликтов встречаются не менее часто.  Наиболее яркими из них является борьба с неверными в многочисленных исламских странах  и регионах (Афганистан, Чечня и т.д). Подобные конфликты характерны и для  Африканского континента, ожесточенная борьба мусульманских властей и представителей  прочих конфессий унесла более двух миллионов жизней, а войны на святой земле между  мусульманами и иудеями длятся не один десяток лет. ­ Читайте подробнее на  FB.ru: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie­konfliktyi­primeryi­i­prichinyi#image70132 В этом же печальном списке конфликты в Косово между сербами и албанцами, борьба за  независимость Тибета. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie­ konfliktyi­primeryi­i­prichinyi#image70132 После 1945 года в мире произошло больше 1000 международных конфликтов, из них более  трёхсот – вооружённых. Международный конфликт – это столкновение двух и/или более  сторон в системе международных отношений, преследующий различные  взаимоисключающие цели. Одним из самых длительных в ХХ веке был послевоенный  конфликт между СССР и США, который позже стали называть «холодной войной». Каждая  из сторон, участвующих в этом конфликте, стремилась оказывать влияние на мировые  политические события. Международные конфликты нередко принимают форму военного  противоборства. Самый крупный по своим масштабам и разрушительным последствиям  военный международный конфликт, в который были втянуты, так или иначе, государства всех континентов, известный под названием «Вторая Мировая война», длился с 1939 по 1945 год. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/44551/mejdunarodnyie­konfliktyi После того, как закончилась эпоха «холодной войны», многие думали, что международные  конфликты ушли в прошлое, но в действительности наоборот увеличилось число  региональных и локальных жёстких противостояний, нередко переходивших в военную  фазу. Примером тому служат Армено­Азербайджанский конфликт, события в Югославии,  Грузино­Абхазский конфликт, война России и Грузии 2008 года и другие. Долгое время  международные конфликты изучала в основном историческая наука, но начиная с середины  ХХ века, с работ П. Сорокина и К. Райта, их стали рассматривать как разновидность  конфликтов социальных. Причины таких конфликтов учёные видят в следующем:  конкуренция государств; различия в национальных интересах; притязания к отдельным  территориям; социальная несправедливость; неравномерное распределение природных  ресурсов; нетерпимое восприятие одной стороны другой; личная неприязнь руководителей и другое. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/44551/mejdunarodnyie­konfliktyi Общепризнанного понятия международного конфликта пока нет из­за различий в  политических, экономических, социальных, идеологических, дипломатических, военных и  международно­правовых признаках, свойствах и особенностях. Межгосударственные  конфликты могут быть разделены на четыре этапа: 1) осознание проблемы; 2) эскалация  напряженности; 3) оказание давления для разрешения проблемы; 4) военные действия с  целью решить проблему. Конфликты между государствами имеют свои специфику, причины, функцию, динамику и последствия. Международные конфликты имеют положительные и  отрицательные функции и последствия. К положительным относится предотвращение  стагнации в отношениях между странами; стимулирование конструктивных поисков выходов  из создавшегося положения; определение степени расхождения интересов и целей  государств; недопущение более серьёзных конфликтов и обеспечение стабильного  существования способом протекания конфликта меньшей интенсивности. К отрицательным  последствиям международных конфликтов относят: насилие, нестабильность и беспорядки;  они увеличивают состояние стресса у населения стран­участниц; применение  неэффективных политических решений и другое. Типология международных конфликтов  проводится по различным основаниям, и разделяют их: ­ по числу участников разделяют  конфликты на двусторонние и многосторонние; ­ по степени распространения — на  локальные и глобальные; ­ по времени существования — на краткосрочные и  долговременные; ­ по средствам, используемым в конфликтах — вооружённые и  невооружённые; ­ в зависимости от причин — экономических, территориальных,  религиозных, этнических и других; Терроризм, который распространяется в настоящее время в мире, принимает характер заменителя новой мировой войны и, становясь глобальной  проблемой, он вынуждает государственные власти прибегнуть к достаточно жестким мерам,  что в свою очередь выдвигает вопрос о расширении прерогатив и полномочий государств и  их объединений в борьбе с глобальной террористической угрозой. ­ Читайте подробнее на  FB.ru: http://fb.ru/article/44551/mejdunarodnyie­konfliktyi Приложение № 5 Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть  правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины  межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства  между обывателями. Источник: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/mezhnacionalnye­konflikty.html Скопировано  с сайта © http://gopsy.ru/ Любой конфликт народов проходит следующие стадии: Зарождение, возникновение  ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя. ↑ Предконфликтный, подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути  решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных  действий. Инициализация, событие­повод к началу возникновения столкновения интересов.  Развитие конфликта. Пиковая, критическая, кульминационная стадия, при которой  наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка  конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий. Разрешение конфликта  может быть различным: устранение причин и угасание противоречий; принятие  компромиссного решения, договорённость; тупиковая ситуация; вооружённое столкновение,  террор. Виды    Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые  определяются характером взаимных претензий этносов: Государственно­правовой:  стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности.  Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия. Этнотерриториальный: определение  географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).  Этнодемографический: стремление народа к сохранению национальной идентичности.  Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на  Кавказе. Социально­психологический: нарушение традиционного уклада жизни. Возникает  на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и  представителями мусульманских народов. В чем опасность: последствия   Любой  межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или  охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает  принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой  конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов. ↑ Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи  людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что  в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают  физическими и психическими калеками. Пути преодоления  межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и  стараться использовать гуманные методы дипломатии. Образовавшиеся противоречия  между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого  государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование  межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать  другие, характеризующиеся меньшей численностью. Самый эффективный путь  предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании.  Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и  помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.  Большинство  ↑   Приложение №6 Россия: межнациональные отношения на постсоветском  пространстве и в наше время Вспоминая всю историю Советского Союза, остаётся очень интересным  тот факт, что за время его существования межнациональные  конфликты были исключительной редкостью, когда же после начала  его распада стали вполне естественной реальностью в связи с  обострением отношений между народами. Так вскоре националистические проявления в ряде республик  насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации  предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве  произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года ­ в  Алма­Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах  Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Начался рост этнических конфликтов,  приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона  конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько  очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь  охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ. Начиная с конца 1980х, было зафиксировано 6 региональных войн (т.е.  вооруженных столкновений с участием регулярных войск и  использованием тяжелого оружия), около 20 кратковременных  вооруженных столкновений, сопровождающихся жертвами среди  мирного населения, и более 100 невооруженных конфликтов, имеющих  признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной  или межклановой конфронтации. Только в районах, непосредственно затронутых конфликтами,  проживало не менее 10 млн. человек. Cм. Приложение №1 Для  постсоветского пространства можно выделить три основных типа  только вооружённых конфликтов типичных на то время: а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств  реализовать свое право на самоопределение; б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства; в) конфликты, имеющие форму гражданской войны. Развитие ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР предсказывалось в работах английских и американских ученых.  Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно  отражало перспективы развития советского общества.  Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае,  если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо­ американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что  развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех  возможных вариантов событий: "ливанизация" (этническая война,  аналогичная ливанской);"балканизация" (наподобие сербско­ хорватского варианта): "оттоманизация" (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием  Советского Союза в конфедерацию или организацию государств,  подобную ЕЭС или Британскому содружеству. По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем  прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на  территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут  погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней ­ 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может  достигнуть 21, 67 млн. чел. Пока что этот прогноз подтверждается.  Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). ­ М., 1994 ­ С. 52. Сейчас по количеству тайных и явных столкновений Россия удерживает пальму печального первенства, и в первую очередь благодаря крайне  многонациональному составу населения. Сегодня для неё типичны  следующие конфликты: ­ "статусные" конфликты российских республик с федеральным  правительством, вызванные стремлением республик добиться большего  объема прав или вообще стать независимыми государствами; ­ территориальные конфликты между субъектами федерации; ­ внутренние (происходящие внутри субъектов федерации)  этнополитические конфликты, связанные с реальными противоречиями  между интересами различных этнических групп. В основном это  противоречия между называемыми титульными нациями и русским  (русскоязычным), а также и не «титульным» населением в республиках . Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что  межэтнические конфликты в России происходят часто между двумя  главными типами цивилизаций, характеризующими евроазиатскую  сущность страны ­ западным христианским в своей основе и южным  исламским. Еще одна классификация российских «болевых точек»  основывается на степени остроты конфликта: ­ зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на  их грани) ­ Северная Осетия ­ Ингушетия; ­ потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь  основным фактором межнациональной конфликтогенности являются  миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка; ­ зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан); ­ зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми); ­ зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд  республик Поволжья, Карелии и пр.). Такая высокая концентрация «болевых точек» на территории России  объясняется прежде всего крайне многонациональным составом  населением, и поэтому многое зависит от общей линии правительства,  поскольку все время будут открываться новые и новые очаги  недовольства. Межэтническая напряженность в ряде регионов будет сохраняться в  силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного  устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что  Россия сформирована как по территориальному, так и по  этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно­ национальных противоречий и может привести к конфликтам. Наряду с этническим фактором, очень важным является фактор  экономический. Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь суть социальных  конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями  общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности  развития производительных сил, и, с другой ­ различными  консервативными, отчасти коррумпированными элементами. Основные  завоевания перестройки ­ демократизация, гласность, расширение  республик и регионов и другие ­ дали людям возможность открыто  высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях,  в средствах массовой коммуникации. Однако большинство людей  психологически, морально не были подготовлены к своему новому  социальному положению. И все это привело к конфликтам в сфере  сознания. В итоге "свобода", будучи используемой людьми с низким  уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным  социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась  предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко  террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан  "чужой" национальной принадлежности. Одна из форм конфликтов нередко включает в себя другую и  подвергается трансформации, этническому или политическому  камуфляжу. Так, политическая борьба "за национальное  самоопределение" народов Севера, которую ведут власти автономий в  России, ­ не что иное, как этнический камуфляж. Ведь они отстаивают интересы не аборигенного населения, а элиты хозяйственников перед  лицом Центра. К примеру политического камуфляжа можно отнести,  например, события в Таджикистане, где соперничество таджикских  субэтнических группировок и конфликт между группами народов  Горного Бадахшана и доминирующими таджиками скрываются под  внешней риторикой "исламская демократическая" оппозиция против  консерваторов и партократов. Таким образом, многие столкновения  скорее принимают этническую окраску в силу многонационального  состава населения (то есть легко создается «образ врага»), чем  являются этническими по сути. Сейчас можно с точностью отметить, что одной из конфликтных зон  является Прибалтика. И именно на эту проблему мы обратим своё  внимание в следующей главе.    Приложение №7  Умершие во время межнациональных конфликтов за 1980 ­ 1996 годы Число погибших точно не установлено, но дана приблизительная оценка умерших в  конфликтах за 1980­ 1996 годы (тыс. чел.) 1988­ 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Всего 0,1 0,4 0,5 7,0 14,0 2,0 24,0 Приднест­ровский 0,8 Таджик­ ский 20,0 1,5 0,9 0,6 0,4 23,5 Карабах­ ский Ферган­ ский Ошский Юго­Осе­ тинский 0,1 0,3 0,6 0,5 0,1 0,3 1,1 0,8 Абхаз­ ский 3,8 8,0 0,2 Осетино­ингушский 0,8 0,2 12,0 1,0 Чеченский 4,0 25,5 6,2 35,7 Всего 0,2 0,8 1,1 32,9 23,7 7,1 26,1 6,6 100,5

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)

Урок-семинар "Правила толерантного поведения. Нации и межнациональные отношения" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017