Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
16.01.2017
По данной разработке можно провести как урок, так и занятие элективного или факультативного курса в 11 классе, в рамках работы над поэзией "серебряного века". материал охватывает историю создания (В.Жуковский) и использования суггестивного метода в русской поэзии. Предусмотрена ассоциативная работа. индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников, выразительное чтение стихов, аналитическая работа. а также отработка и закрепление изученных литературоведческих терминов в рамках подготовки к ЕГЭУрок литературы "Суггестивный метод в истории развития русской поэзии, 11 класс
Урок.doc
СУГГЕСТИВНЫЙ МЕТОД В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИ(11 класс)
Эпиграфы к уроку: Что наш язык земной пред дивною природой?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
И лишь молчание понятно говорит.
В.А.Жуковский
Чувствительность к звуковому составу
поэтической речи – совесть ушей.
Ф.Ницше
Оформление: портреты В.Жуковского, А.Фета, А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака.
Начало урока (задание по русскому языку):
1) Разделить страницу в тетради на 2 части; слева выполнить 2 задания: 1)
составить словосочетание с прилагательным «прохладный»;
2) составить нераспространенное предложение, где подлежащее – слово
«душа». (проверка без комментариев: вернемся в конце урока).
Вступительное слово учителя: Знакомимся с новым термином. За плечами достаточно
большой опыт анализа поэтических произведений: рассматривали и на уроках литературы,
и на уроках словесности. Цель урока: познакомиться с суггестивным методом, создателем
которого был В.А.Жуковский (вернемся ненадолго в 19 век, «золотой век русской
литературы») и который оказал огромное влияние на все последующее развитие русской
поэзии. Итак, перенесемся очень ненадолго в Германию (как вы помните, у Жуковского
практически не было собственных произведений, в основном, это талантливо
переработанные переводы). Слушаем…
Сообщения учащихся (об истории создания баллады «Рыбак»). Перед вторым
сообщением – задание всем: записать в тетради 2 основных открытия Жуковского.
1 ученик: 16 января 1778 г. придворное общество герцогства Веймарского было глубоко
взволновано: утонула в Ильме, покончив жизнь самоубийством, фройляйн фон Лансберг,
помолвленная с юным шведом, графом Врангелем и брошенная женихом. Ее тело
обнаружил слуга Гете. Девушка и после смерти не рассталась с экземпляром недавно
вышедшей в свет книги Гете «Страдания юного Вертера», герой которой покончил с собой
изза несчастной любви. Не исключено, что роман Гете, имевший ошеломляющий успех,
подтолкнул девушку на роковой шаг. Тело утопленницы перенесли в дом Шарлотты фон
Штайн, (приятельницы Гете), находившийся поблизости. Драма, разыгравшаяся на тесном
участке земли между Ильмом, домом Шарлотты и домом Гете, отразилась в стихотворении
Гете «Рыбак».
2 ученик: Жуковский перевел «Рыбака» в январе 1818 г. Тогда же перевод был
опубликован в первом выпуске сборника «Fur wenige. Для немногих», предназначенного
для занятий русской словесностью жены будущего императора Николая I. Широкой
публике перевод стал известен после публикации в «Сыне отечества» два года спустя и
вызвал яростную полемику. Жуковский тонко воспринял и великолепно передал установку
Гете на воссоздание субъективных впечатлений, а не зримых картин. В русской поэзии
такая задача возникла впервые. Чтобы ее выполнить, Жуковский вслед за Гете ставил
привычные слова в необычные сочетания; по сравнению с оригиналом он даже усилил эту
тенденцию.
(Проверка записей: 1) воссоздание субъективных впечатлений, а не зримых картин; 2)
привычные слова в необычных сочетаниях.)
Чтение учеником текста баллады(тексты у всех на партах):
Бежит волна, шумит волна! Не часто ль солнце образ свой
Задумчив, над рекой Купает в лоне вод?
Сидит рыбак; душа полна Не свежей ли горит красой
1 Прохладной тишиной. Его из них исход?
Сидит он час, сидит другой; Не с ними ли свод неба слит
Вдруг шум в волнах притих… Прохладноголубой?
И влажною всплыла главой Не в лоно ль их тебя манит
Красавица из них. И лик твой молодой?»
Глядит она, поет она: Бежит волна, шумит волна…
«Зачем ты мой народ На берег вал плеснул!
Манишь, влечешь с родного дна В нем вся душа тоски полна,
В кипучий жар из вод? Как будто друг шепнул!
Ах! Если б знал, как рыбкой жить Она поет, она манит –
Привольно в глубине, Знать, час его настал!
Не стал бы ты себя томить К нему она, он к ней бежит…
На знойной вышине. И след навек пропал.
Аналитическая беседа: Возьмем для работы два стиха: « …Сидит рыбак; душа
полна прохладной тишиной» Задание по словесности: разделить страницу на 2 части,
выписать слева предметнологическую сторону предложения; вам поможет изучение
логики: это должно быть слово конкретного значения, не абстрактного.
Проверка: выписано только слово «рыбак»)
Пишем справа (Эмоциональноэкспрессивная сторона) – «душа рыбака». Как
вы это понимаете? Что это такое?(Каждый понимает посвоему).
Продолжаем работать справа: «душа полна». Понятно? (Не совсем).
Чем же полна душа? Выписываем: «прохладной тишиной». По отдельности
каждое слово понятно, а вместе? Что же хочет сказать поэт? Как поняли эту
фразу? (Видимо, что у рыбака хорошее настроение, ему спокойно)
Что же делает поэт? Сообщает факт? (Нет, передает настроение рыбака,
внушает нам, пытается вызвать сопереживание).
Как? При помощи каких приемов? (Эпитет, олицетворение в одном стихе!).
Какие еще приемы (ищем необычное!) есть в стихотворении? Выпишите
несколько. (Проверка: «Влажною главой», «прохладноголубой», «кипучий жар из вод» и
т.д. Много инверсий).
Какова композиция ? (Кольцевая).
Дополните предметнологическую сторону из всего стихотворения. (Проверка:
«волна», «река», «народ», «солнце», «берег» и все!)
В чем же необычность этого стихотворения?(Слова в непривычных
сочетаниях, прямые лексические значения слов ослаблены, очень мало слов с конкретным
значением. В сознании укладывается необычный комплекс понятий: ДУША ПОЛНОТА –
ПРОХЛАДА ТИШИНА. Мы бы не связали эти слова в одно предложение! На первом
месте чувства, а не мысли!)
Теперь мы можем с вами познакомиться с определением суггестивного стиля.
Работа с доской (запись в тетради):
Суггестивный (от англ. to suggest – «внушающий») стиль.
Задача: вызвать в читателе определенное настроение;
внушить: чувства (главное) и мысли (второстепенное).
Способы: 1) ряды эмоциональнооценочных слов;
2)создание синэстетического образа (слова, передающие зрительные и
осязательные впечатления);
3) широкое употребление инверсий.
2 Смысл: поместить слово в такую ритмикосинтаксическую конструкцию, где его
прямое значение ослаблено, а на первый план выступают дополнительные оттенки значения
в данном контексте.
Слово учителя: Без Жуковского, его суггестивного метода, было бы немыслимо
творчество многих и многих поэтов 19 века, большинства поэтов «серебряного века»,
второй половины 20 века. Давайте проследим, как же развивался этот метод в дальнейшем,
как изменялся.«Насквозь суггестивным» называют критики поэзию А.А.Фета. Он не
стремился убедить читателя, чтото изобразить ( а ведь именно создание образов считалось
главной задачей и особенностью, привилегией искусства в 19 веке, до открытия
Жуковского) Внушить, навеять – вот единственно достойная задача , по Фету:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
Тургенев говорил, что ждет от Фета стихотворения, в котором последний куплет надо
будет передавать безмолвным шевелением губ. Поэзия без слов и без звуков – предел
стремлений Фета. Но, как вы понимаете, без звуков, слов нельзя. И Фет добавляет к
суггестивному стилю еще импрессионизм.
Что это? (Впечатления: не столько движения души и природы, но впечатления от
этих движений) Запись в тетради: А.Фет суггестивный стиль + импрессионизм.
Чтение учеником стихотворения А. Фета «На корабле» (Впечатления от плавания по
Средиземному морю) (тексты у всех на партах):
Летим! Туманною чертою Дрожит и сердце, грудь заныла;
Земля от глаз моих бежит. Напрасно моря даль светла,
Под непривычною стопою Душа в тот круг уже вступила,
Вскипая белою грядою, Куда невидимая сила
Стихия чуждая дрожит. Ее неволей унесла.
Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля.
Аналитическая работа: Выделим предметнологическую сторону (слева)(Земля,
сердце, море, корабль всё!!!) Как далеко унесло поэта вдохновение!
Работаем в правой стороне. Какой прием преобладает? (Метафоры: выделяем,
анализируем: «туманною чертою», «воздушном океане» и др.).
Какова композиция? (Кольцевая.)
Какие же ассоциации вызвало у Фета плавание? (Полет души, отход в иной мир
после смерти).
Давайте найдем признаки суггестивного стиля. («Бежит чертою», «вскипая
грядою», «душа вступила» и т.д., инверсии).
А импрессионизм в чем? (Пересказать это стихотворение невозможно, убрать,
упростить – тоже, это всё впечатления!)
Слово учителя: Многие литературоведы считают преемником Фета величайшего поэта
«серебряного века» А.Блока. Мы с вами уже достаточно хорошо знакомы с творчеством
этого поэта, читали, учили наизусть, анализировали его стихи, входящие в «Трилогию
вочеловечивания». Но я сегодня предлагаю вам проанализировать с точки зрения темы
нашего урока совсем незнакомое стихотворение А.Блока.
Чтение учеником стихотворения А.Блока: (тексты у ребят на партах)
3 По улицам метель метет, И шепчет он – не отогнать
Свивается, шатается. (И воля уничтожена):
Мне ктото руку подает «Пойми: уменьем умирать
И ктото улыбается. Душа облагорожена.
Ведет – и вижу: глубина, Пойми, пойми, ты одинок,
Гранитом темным сжатая. Как сладки тайны холода…
Течет она, поет она, Взгляни, взгляни в холодный ток,
Зовет она, проклятая. Где все навеки молодо…»
Я подхожу и отхожу, Бегу. Пусти, проклятый, прочь!
И замер в смутном трепете: Не мучь ты, не испытывай!
Вот только перейду межу Уйду я в поле, в снег и в ночь,
И буду в струйном лепете. Забьюсь под куст ракитовый!
Там воля всех вольнее воль
Не приневолит вольного,
Там болей всех больнее боль
Вернет с пути окольного!
Давайте найдем признаки суггестивного стиля: ищем и выписываем необычное!
(Самостоятельная работа учащихся.)
Проверяем, делимся впечатлениями.
Блок символист, берет символы в реальной жизни, а смысл их лежит в
запредельном мире, людям, воспитанным на классической поэзии, такие стихи
казались дикими . А вам? Какими еще приемами пользуется Блок?
(Отработка терминов ( запись на доске): ПАРАНТЕЗА – скобки в стихотворении.
ОККАЗИОНАЛИЗМ – слово употреблено здесь и сейчас, единожды («воль» такой
формы в языке нет).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (последняя строфа).
Какова композиция стихотворения? (Опять кольцевая, круг: Блок позаимствовал
это у Фета. Это символ мистической жизни. Размыкать круг приобщаться к тайне, к богу).
О чем это стихотворение, как его поняли? (Обмен впечатлениями)
Слово учителя: Вернемся, вспомним Жуковского. Критик, возмущенный балладой
«Рыбак», писал: «И влажною всплыла главой// Красавица из них». Как? Голова красавицы
составлена из влаги? Какая выгода иметь подругу с такою головою? Всё видишь, что в ней
происходит! И дальше: «Прохладноголубой свод неба! это также очень замысловато. Со
временем мы составим новые оттенки цветов и будем говорить: ветренорыжий, дождливо
желтый, мерзлосиний, знойнозеленый и т.п.» Критик этот, Орест Сомов, очень
второстепенный поэт, но известный журналист декабристской ориентации, не мог знать,
что в своих насмешках предугадал эволюцию поэзии. Сто лет спустя, А. Ахматова
написала стихотворение «Царскосельская статуя» (с таким же названием было
стихотворение у А.Пушкина). И уже никого не шокировал суггестивный стиль.
Чтение ученицей стихотворения Ахматовой: (тексты у всех на партах)
Уже кленовые листы Я чувствовала смутный страх
На пруд слетают лебединый, Пред этой девушкой воспетой.
И окровавлены кусты Играли на ее плечах
Неспешно зреющей рябины, Лучи скудеющего света.
И ослепительно стройна И как могла я ей простить
Поджав незябнущие ноги, Восторг твоей хвалы влюбленной…
На камне северном она Смотри, ей весело грустить,
Сидит и смотрит на дороги. Такой нарядно обнаженной.
4 Найдите самостоятельно признаки суггестивного стиля в стихотворении
Ахматовой.(При проверке для сравнения можно предложить ребятам стихотворение
Пушкина с последующей демонстрацией фотографии статуи: у Пушкина – описание,
можно представить, как выглядит статуя, а по стихотворению Ахматовой статую
представить невозможно – это только впечатления) .
Какие приемы использует Ахматова, какой прием преобладает? Почему?
(Учащиеся обращают внимание на инверсии, необычные эпитеты, обилие оксюморонов).
Опережающее обучение: Давайте заглянем немного вперед и посмотрим, как этот метод
применялся в более позднее время, уже за пределами «серебряного века». Незнакомый вам
еще поэт, лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак, с творчеством которого мы
познакомимся немного позже.
Чтение учителем стихотворения « Февраль..»: (тексты у учащихся на партах)
Февраль. Достать чернил и плакать! Где, как обугленные груши,
Писать о феврале навзрыд, С деревьев тысячи грачей
Пока грохочущая слякоть Сорвутся в лужи и обрушат
Весною черною горит. Сухую грусть на дно очей.
Достать пролетку. За шесть гривен, Под ней проталины чернеют,
Чрез благовест, чрез клик колес И ветер криками изрыт,
Перенестись туда, где ливень И чем случайней, тем вернее
Еще шумней чернил и слез. Слагаются стихи навзрыд.
Поделитесь впечатлениями от стихотворения: что понравилось, что
непонятно?
Найдите признаки суггестивного стиля. Что поразило? Какие приемы
обратили на себя внимание?. (Необычные эпитеты: «грохочущая слякоть», «сухая грусть»
и т.д., метафоры: «дно очей», «слякоть горит» и т.д., инверсии, аллитерация и др.)
Работа над необычным с отработкой терминов: АНАКОЛУФ – нарушение синтаксической
правильности («Достать чернил» надо «чернила»).
ЭЛЛИПСИС (очень любил!) – «писать о феврале», «достать пролетку».
Оксюмороны. Кольцевая композиция!(Опять!)
Заключительная беседа:1. Почему же Жуковскому удалось создать столь
эффективный (и эффектный!) суггестивный стиль? Эпиграфы к уроку помогут
ответить на этот вопрос! (Осмыслил проблему стиля не только с точки зрения
литературоведения, поэтики, но и философски: главное – впечатление! Стихотворение
«Невыразимое»: «Что наш язык земной пред дивною природой?» : живое (природу) нельзя
выразить в мертвом (язык). Говорит с самим собой. Употребляет оксюморон («молчание
говорит»).
2. Если нельзя словами выразить переживания, мысли, какой же выход нашел
Жуковский? (Намеки, внушения, впечатления). Тютчев «Silentium!» (»Молчание!»):
«Мысль изреченная есть ложь». Без Жуковского невозможна была бы, как мы сегодня
убедились, лучшая поэзия почти уже двух веков.
3.Гете возражал против попыток художников иллюстрировать свою балладу:
«В этой балладе выражается лишь ощущение воды, ее прелесть, которая манит вас
выкупаться летом, больше здесь ничего нет.» Почему? Можно ли иллюстрировать
стихотворения, написанные суггестивным стилем?
4. В чем же значение этого метода? Почему сквозной образ в произведениях
«душа?
5. Вернемся к самому первому заданию: выполните его еще раз (справа),
использовав суггестивный метод. (Можно это задание дать на дом).
5 ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахматова А.А. Сочинения. В 2х т. Т.1 –М.: Худож. Лит., 1990
2. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980. Компендиум. М.: Новая
школа, 1996.
3. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. М., «Худож. лит.» ,1978
4. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбукаклассика, 2001.
5. Жуковский В.А. Избранное. М.: Правда, 1986
6. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: ООО 2Издательство АСТ»:
«Олимп», 2002
7. Фет А.А. Стихотворения. М.: Современник, 1981
8. Словарь литературоведческих терминов. Ред.сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.
М., «Просвещение», 1974
6
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.