Урок: Тематическое занятие «Мелодия»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1-е занятие Программное содержание. Дать детям представление о мелодии как выразительном средстве музыки, о форме музыкального произведения. Ход занятия: П е д а г о г. Вы ранее познакомились с пьесой немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Что такое мелодия, вы, наверное, уже знаете: это напев. Вы поёте много песен. В каждой из них - своя мелодия: весёлая, задорная, нежная или грустная. Мелодию можно спеть голосом со словами или напеть без слов, можно сыграть на каком-нибудь инструменте или сразу на нескольких. Она может звучать с сопровождением других инструментов, других мелодий, аккордов аккомпанемента. Разные мелодии передают самые различные настроения, чувства человека. Не случайно говорят: «Мелодия - душа музыки».
Иконка файла материала 33.docx
Тематическое занятие «Мелодия» 1­е занятие Программное содержание. Дать детям  представление о мелодии как выразительном  средстве музыки, о форме музыкального  произведения. Ход занятия: П е д а г о г. Вы ранее познакомились с пьесой  немецкого композитора К. Глюка, которая  называется «Мелодия». Что такое мелодия, вы,  наверное, уже знаете: это напев. Вы поёте много  песен. В каждой из них ­ своя мелодия: весёлая,  задорная, нежная или грустная. Мелодию можно  спеть голосом со словами или напеть без слов,  можно сыграть на каком­нибудь инструменте илисразу на нескольких. Она может звучать с  сопровождением других инструментов, других  мелодий, аккордов аккомпанемента. Разные  мелодии передают самые различные настроения,  чувства человека. Не случайно говорят: «Мелодия  ­ душа музыки». П е д а г о г. Послушайте ещё раз очень красивую,  грустную и нежную «Мелодию» К. Глюка. Она  звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с  волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно. Но мелодия эта льётся  как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать,  что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных,  других мелодий. (Звучит запись.) В каждом произведении ­ вокальном (написанном  для голоса) или инструментальном  (исполняемом на музыкальныхинструментах) есть одна или несколько мелодий.  В больших, крупных произведениях их очень  много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о  своем. Различая, сравнивая мелодии по  настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём  рассказывает музыка. Например, в пьесе Л.  Бетховена «Весело­грустно» ­ две мелодии. Одна  весёлая, игривая, другая печальная, ласковая. В пьесе три части. В первой части звучит весёлая  мелодия, во второй ­ грустная. Но вот снова  повторяется, возвращается весёлая музыка (в  третьей части), и мы понимаем, что грусть была  мимолётной, взгрустнулось ненадолго, что  вернулось светлое настроение. Смысл этой пьесы  был бы другой, если бы не повторялась снова  первая часть (весёлая мелодия). Тогда мы быпочувствовали и поняли, что пьеса заканчивается  грустно. Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже  называется «Мелодия». Написал её знаменитый  русский композитор Петр Ильич Чайковский.  Какая по настроению «Мелодия»  П.  Чайковского? (Звучит запись.) Д е т и. Грустная. П е д а г о г. Правильно. А какая из двух пьес  звучит более грустно и жалобно? (Звучат  фрагменты.) Д е т и. «Мелодия» Глюка. П е д а г о г. Да. Грусть бывает разная: грусть­ печаль и светлая грусть, грусть­волнение и грусть­ скорбь, отчаяние. «Мелодия» П. Чайковского, как  и «Мелодия» Х. Глюка, грустная, но она не такаяжалобная, а более светлая, нежная, иногда  взволнованная. Прислушайтесь, в этой пьесе есть  средняя часть: музыка становится шаловливой,  шутливой, игривой, звучит отрывисто, легко.  (Звучит фрагмент.) Но вот опять возвращается  грустное и нежное чувство, а в конце мелодия  звучит успокоенно и светло. (Звучит «Мелодия»  Чайковского.) 2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  разными музыкальными инструментами, их  выразительными возможностями, сравнивая пьесы  с одинаковыми названиями. Ход занятия: П е д а г о г. Мы сравнивали две пьесы с  одинаковым названием «Мелодия» композиторовГлюка и Чайковского. Обе они грустные по  настроению. Но «Мелодия» Чайковского звучит не так печально и жалобно, как «Мелодия» Глюка. В  ней есть и светлая, шутливая средняя  часть. (Звучат фрагменты.) А какой инструмент играет «Мелодию» Глюка? Д е т и. Флейта. П е д а г о г. Правильно. Флейта играет в  сопровождении оркестра. (Звучит фрагмент.)В  оркестре основную роль берут на себя обычно  скрипки и виолончели. Это струнные инструменты, на которых играют смычком. Смычок ­ это  деревянная трость с натянутым на неё пучком  конского волоса. Звук у струнных инструментов  более сильный и сочный, чем у нежной флейты,  произошедшей от свирели. Виолончель похожа наскрипку, но гораздо больше по размеру и звук у неё более низкий, густой. «Мелодию» Чайковского играет скрипка в  сопровождении фортепиано ­ трепетно и тепло,  задушевно. (Звучит фрагмент.) Давайте послушаем ещё одну пьесу с похожим  названием. Эта пьеса называется «Цыганская  мелодия» чешского композитора Антонина  Дворжака. Какие инструменты вы услышите?  Какое настроение музыки? (Звучит запись.) Д е т и. Музыка грустная, нежная. Мелодию  играют скрипки. П е д а г о г. Правильно. «Цыганскую мелодию»  играет оркестр, в котором скрипки ведут основную мелодию. Им помогают виолончели и фортепиано.  Музыка грустная и нежная. Мы говорили, что и«Мелодия» Глюка тоже грустная и нежная. Чем  отличаются эти пьесы? (Звучат фрагменты.) Д е т и. «Мелодия» Глюка тихая и жалобная, а  «Цыганская мелодия» Дворжака звучит громче, с  волнением. П е д а г о г. Правильно. «Мелодию» Глюка играет  флейта ­ очень нежно и жалобно, а «Цыганскую  мелодию» Дворжака ­ целый оркестр ­  взволнованно, трепетно, иногда беспокойно,  настойчиво, пронзительно звучат скрипки. В конце  мелодия вдруг поникает, а потом звучит  просветлённо и успокоенно. (Исполняется  «Цыганская мелодия» Дворжака.) Во всех трёх пьесах ­ Глюка, Чайковского и  Дворжака с названиями «Мелодия» ­ выражено  грустное настроение. Но грусть эта разная.  Мелодия Глюка (её играет флейта) печальная ижалобная. Мелодия Чайковского (её играет  скрипка) более взволнованная, но иногда (в  средней части) ­ шутливая, беспечная. Мелодия Дворжака (её играет целый  оркестр) ещё более взволнованная, беспокойная,  встревоженная. Давайте попробуем движениями  рук передать разные оттенки грустного  настроения, разный характер этих пьес,  подвигаться под музыку. (Дети дирижируют,  импровизируют танцевальные движения.) Первая утрата Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор; Роберт Шуман. Первая утрата; Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор  (фрагмент 3­й части). 1­е занятиеПрограммное содержание. Расширять  представления детей об оттенках настроений,  чувств, выраженных в музыке. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара,  в которых выражены разные оттенки грустного  настроения. Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая  звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и  называются: «Тревожная минута» и «Раздумье». Вы знаете, что многие произведения хотя и не  имеют таких названий, но всегда выражают  переживания, чувства человека. Послушайте пьесу  польского композитора Фридерика Шопена,  которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это  небольшая пьеса для фортепиано или другогоинструмента. Иногда прелюдия предшествует  другому произведению, но может существовать и  как самостоятельная пьеса. Какой характер этой  прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.) Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная. П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно  звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта  интонация (играет нисходящую секунду) часто в  музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды  сопровождения придают звучанию мелодии  скорбный и взволнованный характер. (Играет  аккорды сопровождения.) Своя мелодия есть и в этих аккордах,  прислушайтесь, она движется медленно вниз. В  этой прелюдии есть яркая кульминация, где  музыка звучит очень напряжённо. Где вы её  слышите? (Исполняет пьесу.)Д е т и. В середине. П е д а г о г. В прелюдии две части. Они  начинаются одинаково. (Исполняет  фрагменты.) Кульминация находится во второй  части пьесы. Мелодия внезапно стремительно  взлетает вверх, звучит взволнованно, как  отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом  опять появляются плачущие, жалобные интонации,  мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те  же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает,  неожиданно застывает,  останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как  звучат последние аккорды? (Исполняет их.) Д е т и. Очень грустно, тихо. П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с  низкими басами звучат очень грустно,  скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожаяинтонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С.  Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта  интонация «мелькала» в быстром темпе и  создавала беспокойный, смятенный, тревожный  характер. (Исполняет фрагмент.) С этой же жалобной интонации начинается и пьеса  Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её,  показывает другие нисходящие интонации  мелодии). Роберт Шуман был не только выдающимся  немецким композитором, но и пианистом,  дирижёром, педагогом. С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано,  сочинял, учился в гимназии, позже в университете.  В 20 лет он услышал игру великого, всемирно  известного итальянского скрипача Никколо  Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р.Шумана такое яркое впечатление, что он решил  навсегда посвятить себя музыке. Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё  пережитое в звуках. Р. Шуман написал много  разнообразной музыки ­ симфонии, хоровую  музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы;  удивительно похоже создавал в музыке портреты  людей, передавал их чувства, настроения. Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил  детей и много писал для них. В своем «Альбоме  для юношества» он раскрывает мир детских  радостей, огорчений, чудесный мир сказки. Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под  впечатлением его «Альбома для юношества» П.Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом». Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё  раз. 2­е занятие Программное содержание. Учить детей  вслушиваться в музыкальные интонации, различать  форму произведений, находить кульминации. Ход занятия: П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два  грустных произведения ­ прелюдию Ф. Шопена и  пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали,  что в этих произведениях есть похожие интонации­ жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф.  Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт  мелодии, который выражает чувство щемящейтоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой,  протестом. (Играет кульминацию.) А где  кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая  утрата»? (Исполняет её.) Д е т и. В конце. Музыка звучит громко,  настойчиво. П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с  протестом, горечью. Переживания ребёнка,  выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у  взрослого. Первая утрата, которую испытал  ребёнок, вызвала в его душе столько печали,  скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет  фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент  средней части), то с протестом (играет последние четыре такта), то очень грустно (исполняет  последние два такта). Давайте внимательно  послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяетсяли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она  звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.) Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце,  но звучит недолго. П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными  интонациями звучит в первой части пьесы дважды.  В средней части музыка становится настойчивой,  напряжённой. Одни и те же отрывки мелодии как  бы перебивают друг друга с горечью и волнением.  Ведь когда неприятная мысль тревожит человека,  то она всё время напоминает о себе, не даёт  покоя. (Играет среднюю часть.) Так и в музыке ­  беспокойная интонация мелодии звучит как бы на  разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию  начала пьесы ­ жалобную, печальную. Здесь, в  третьей части, она звучит не полностью, без  окончания, появляются протестующие, грозныеаккорды, но они скоро становятся мягкими и  грустными. (Исполняет третью часть пьесы.) 3­е занятие Программное содержание. Учить детей  сравнивать произведения, перекликающиеся по  эмоционально­образному содержанию. Различать  оттенки настроений, выраженных в музыке. Ход занятия: П е д а г о г. И в жизни взрослых, и в жизни детей  бывают самые разные грустные переживания: и  светлая грусть (как в пьесе С. Майкапара  «Раздумье» ­ звучит фрагмент), и грусть  скорбь (как в пьесе Р. Шумана «Первая утрата»  или в прелюдии Ф. Шопена ­ исполняет  фрагменты этих произведений), и тревога (как в  пьесе С. Майкапара «Тревожная минута»).А какое настроение выражено в этой  музыке? (Исполняет фрагмент третьей части  17­й сонаты Л. Бетховена.) Д е т и. Нежное, грустное, беспокойное. П е д а г о г. Правильно. Я сыграла вам отрывок из  третьей части 17­й сонаты Л. Бетховена. Эта  музыка так красива! Она трепетная, порывистая,  летящая, озарённая светом и грустью. Прислушаемся к интонациям мелодии: они звучат  то жалобно, когда окончания маленьких фраз­ интонаций направлены вниз (играет три  интонации, в первых двух тактах), то ласково­ вопросительно, когда мелодия поднимается вверх  в конце фраз (играет четвёртую интонацию, в 3­ 4­м тактах). Настойчивое повторение этих  жалобных и ласково­вопросительных интонаций  придаёт музыке трепетность, встревоженность.Давайте вспомним пьесу С. Майкапара  «Тревожная минута», в которой мелодия тоже  строится на смене интонаций, то жалобных,  поникающих (направленных вниз), то  вопросительных (направленных  вверх). (Исполняет фрагмент.) Давайте вспомним замечательное произведение В.  А. Моцарта, которое вы все любите, его 40­ю  симфонию. Сколько разных оттенков чувств  сплетено в этой музыке ­ и нежность, и грусть, и  взволнованность, и трепетность, и  встревоженность, и решительность, и снова  ласковость (звучит фрагмент). Давайте ещё раз  послушаем, в записи, и другие произведения, в  которых выражены разные оттенки грусти ­  прелюдию Ф. Шопена, фрагмент сонаты Л.  Бетховена. (Звучит запись.)Самуил Майкапар. «Тревожная минута»,  «Раздумье» 1­е занятие Программное содержание. Обогащать  представления детей о разных чувствах,  существующих в жизни и выраженных в музыке. Ход занятия: Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти  лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре  сестры, с детства занимались музыкой. Его мама  очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой умальчика начались с шести лет, а с девяти лет  Майкапар принимал участие в концертах. Когда он подрос, то поступил учиться в  Петербургскую консерваторию. Стал писать,  сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень  известен его детский фортепианный цикл  «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого  слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным­давно «Бирюльки» ­ была любимая игра  детворы. На стол высыпались кучкой очень  маленькие вещички: чашечки, кувшинчики,  половнички и другие предметы домашней утвари.  Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута»и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи  ли они между собой? (Исполняет две пьесы.) Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная,  а вторая тоже немного грустная, но спокойная. П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую,  хотя обе выражают грустное настроение. Грусть  эта разная. Первая пьеса грустная и  встревоженная, беспокойная, а во второй  слышится светлая грусть, музыка задумчивая,  сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём­то, ему не  сидится на месте, хочется двигаться, его сердце  начинает биться быстрее, одна и та же мысль не  даёт покоя. Так и в этой музыке (исполняет  фрагмент пьесы «Тревожная минута») быстро  мелькают короткие отрывки мелодии, выражая  чувство тревоги, беспокойства.А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Плавная. П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё  раз. (Исполняет их.) Вот как по­разному может  звучать в музыке грустное настроение. Так же и в  жизни, бывает светлая грусть и встревоженная, и  грусть­скорбь. 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности,  создающие образ, интонации музыки, близкие  речевым. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара.  Они разные по содержанию, по выраженным в нихпереживаниям. (Исполняет фрагменты, дети  вспоминают названия пьес.) Как вы думаете, почему эти пьесы называются  именно так? (Исполняет фрагменты.) Д е т и. Первая пьеса тревожная, быстрая, а вторая  спокойная, задумчивая. П е д а г о г. Да, в пьесе «Тревожная минута»  мелодия прерывистая, не плавная, состоит из  коротких интонаций, двух звуков (исполняет  фрагмент мелодии). Они направлены то вниз и  звучат жалобно (исполняет первые два звука  мелодии), то вверх, и тогда звучат неуверенно,  беспокойно, вопросительно (исполняет фрагмент мелодии). Эти интонации мелодии, то жалобные,  то вопросительные, чередуются и создают  встревоженный, грустно­вопросительный характер  музыки. Аккомпанемент тоже состоит измелькающих двух звуков, которые вторят мелодии. Он тоже звучит трепетно,  встревоженно. (Исполняет фрагмент  аккомпанемента.) А почему композитор назвал вторую пьесу  «Раздумье»? Д е т и. Пьеса задумчивая. П е д а г о г. Да, в ней выражено настроение  грустного раздумья, размышления. Она  сосредоточенная, неторопливая. Интонации  музыки и интонации речи похожи. Когда человек о  чём­то вслух размышляет, он говорит медленно,  тихо, неторопливо, а когда он взволнован, речь его  быстрая, часто прерывается остановками. Так же и в музыке тревожный или задумчивый характер  создаётся разными интонациями. В первой пьесе  эти интонации жалобные, взволнованные,беспокойная мысль тревожит человека. Вторая  пьеса неторопливая, размеренная, как и спокойная  речь. (Исполняет обе пьесы.) 3­е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, слышать  кульминации. Ход занятия: П е д а г о г. Вспомните, когда вы слушаете сказку, то в ней всегда есть самое захватывающее место,  где её героев ожидают самые сильные  переживания. Это кульминация сказки. После неё  наступает развязка: в сказке обычно побеждает  добро. Но не всегда ­ бывают и грустные сказки. Так же и  в музыке. Если вы прислушаетесь, вы поймёте, очём она рассказывает, ведь в ней меняется  настроение, повествуется о разных переживаниях,  только не словами, а звуками. Послушайте  внимательно пьесу С. Майкапара «Тревожная  минута» и скажите, меняется ли настроение  музыки. (Исполняет фрагмент.) Д е т и. В середине музыка звучит громче,  тревожнее. П е д а г о г. Да, первая и последняя части пьесы  выражают настроение взволнованное, жалобное,  тревожное. Музыка тихая и трепетная, мелодия  прерывистая… А в средней части музыка  становится настойчивой, ещё более беспокойной,  громкой. Здесь находится кульминация пьесы ­ самое  напряжённое звучание ­ настойчивый  взволнованный вопрос (исполняетфрагмент). Музыка замедляется и даже совсем  останавливается, звучит громко, напряжённо.  (Исполняет фрагмент.) Третья часть пьесы  похожа на первую, но она короче. А как  заканчивается пьеса? (Исполняет последние  шесть тактов.) Д е т и. Страшновато, таинственно. П е д а г о г. Да, мрачные, низкие, отрывистые  звуки говорят нам о том, что тревога не  прошла. (Исполняет пьесу целиком.) А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется?  Сколько в ней частей? (Исполняет пьесу.) Д е т и. В начале и в конце музыка спокойная, а в  середине звучит настойчивее, громче. В пьесе три  части.П е д а г о г. Правильно, первая часть спокойная,  задумчивая, немного грустная. Прислушайтесь,  мелодия повторяется дважды. Второй раз она  звучит немного по­другому, тише, вкрадчивее,  робко (исполняет фрагмент). В средней части  музыка звучит громче, настойчивее, с волнением. В этой пьесе тоже есть кульминация. Но не всегда  она бывает громкой. Она бывает и тихой, как эта.  Музыка вдруг поникает, звучит с сожалением,  грустно замирает на одном звуке. (Исполняет  фрагмент.) После кульминации возвращается  мелодия первой части. Но как она теперь  звучит? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Тихо, отрывисто. П е д а г о г. Музыка стала похожа на грёзу, мечту,  звучит зыбко, нежно. (Исполняет фрагмент.) А  как заканчивается пьеса? (Исполняет фрагмент.)Д е т и. Спокойно и печально. П е д а г о г. Вот так: по­разному может быть  передано грустное настроение, с тревогой или как  грустное раздумье. (Исполняет пьесы.) Вольфганг Амадей Моцарт. Тематическая  беседа­концерт П е д а г о г. Вы знаете уже несколько  произведений гениального австрийского  композитора Вольфганга Амадея Моцарта.Музыку Моцарта можно сравнить с ярким,  ослепительным солнечным лучом, так полна она  жизнелюбия и света. Вспомним «Турецкое рондо»  из сонаты № 11. Как переливается, искрится и  лучится эта музыка! (Звучит фрагмент.) Но есть у Моцарта и произведения взволнованного, скорбного, драматичного характера. Симфонию №  40 можно отнести к их числу. Как красивы и  разнообразны мелодии, которые звучат в этой  симфонии! (Звучит фрагмент четвёртой части.) Великий русский композитор Пётр Ильич  Чайковский писал, что Моцарт есть высшая точка,  до которой красота досягала в музыке. Музыкальные способности Моцарта проявились  очень рано и с такой яркостью, что его называли  чудо­ребёнком. В четыре года он играл на разных  музыкальных инструментах, в пять лет сочинял, а вшесть лет уже давал собственные концерты,  разъезжая по разным странам. Маленький Моцарт поражал слушателей своими  сочинениями, своей виртуозной игрой. У него была необыкновенная музыкальная память: он  запоминал большие концертные программы, мог  повторить только что услышанное произведение. Сначала Вольфганг Амадей Моцарт занимался у  своего отца Леопольда Моцарта, скрипача,  органиста и педагога, позже – у одного из сыновей  знаменитого Иоганна Себастьяна Баха ­ Иоганна  Кристиана Баха. С детства Моцарт учился игре на клавесине.  Клавесин ­ это старинный инструмент,  предшественник фортепиано. По виду он похож на  небольшой рояль, но с несколькими клавиатурами.  Звук у клавесина гораздо тише, мягче, чем у рояля,и не такой певучий. Он напоминает негромкое  позвякивание. Сейчас вы услышите сонату для клавесина и  флейты, которую написал Моцарт. Музыка то  праздничная, торжественная, то светлая, нежная,  то шутливая. (Звучит фрагмент первой части  сонаты Си­бемоль мажор для клавесина и  флейты.) Моцарт достиг в игре на клавесине  необыкновенного мастерства. Ещё совсем  мальчиком он играл на нём как мастер­ виртуоз. (Фрагмент звучит  повторно.)Одновременно Моцарт учился игре на  скрипке и органе, учился сочинять музыку. В его произведениях, в основном ещё по­детски  наивных, радужных и светлых, уже звучали  сильные и глубокие чувства. Послушайте, какскорбно, жалобно, печально звучит третья часть  этой сонаты ­ менуэт. Какая красивая мелодия.  Интонации её повторяются грустно, серьёзно,  строго и печально. (Звучит фрагмент третьей  части.) С трудом верится, что эту музыку написал  маленький мальчик ­ так искренни и разнообразны  переживания, выраженные в ней! В те времена существовало правило, согласно  которому прежде чем заслужить репутацию  композитора, надо было проявить себя в качестве  исполнителя. Отец Моцарта ­ Леопольд Моцарт  везёт сына в поездку по разным городам Европы ­ в Вену, Париж, Лондон. Концерты проходят с  удивительным, шумным успехом. Леопольд  Моцарт писал: «Мой мальчуган... умеет в своём  восьмилетнем возрасте всё, что можно требовать  от человека сорока лет».Во время этих блестящих гастролей и были  написаны «Шесть сонат для клавесина и флейты»,  фрагменты одной из которых вы сейчас слышали.  Это далеко не первые произведения Моцарта. Они  отличаются разнообразием настроений,  изобретательностью. Послушайте, как интересно звучит клавесин в  Рондо Ре мажор. Моцарт использует редко  применяемый у клавесина верхний регистр,  который звучит серебристо, перезвончато.  Изящная, лучистая мелодия напоминает  переливчатый звон колокольчиков. (Звучит  фрагмент Рондо Ре мажор). За свою короткую жизнь Моцарт написал  множество удивительных произведений, в которых  достиг наивысшего мастерства. Это симфонии,  сонаты, концерты, оперы.Как искрится задором, светится юмором финал  дивертисмента Ре мажор. (Звучит фрагмент.) Как торжественен и праздничен концерт для  скрипки с оркестром Ре мажор. (Звучит  фрагмент.) Несмотря на раннее блестящее признание таланта,  жизнь Моцарта была полна тревог, невзгод, прошла в бедности и нужде. Умер Вольфганг Амадей Моцарт очень рано,  совсем молодым, когда ему было всего тридцать  пять лет. Последним сочинением Моцарта был знаменитый  «Реквием» (траурное произведение для хора и  оркестра). Послушайте одну из частей «Реквиема»  ­ «Лакримоза». Лакримоза в переводе с латинского языка означает «слёзная». Это молитва, просьба о  милосердии в скорбный день. Послушайте, какжалобно поют скрипки, как строго и сурово на их  фоне звучит хор. (Звучит «Лакримоза».) Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и  заставляет плакать людей, говорящих на разных  языках, но одинаково чувствующих красоту и  любящих музыку. Когда вы вырастете, вы  обязательно расскажете о Моцарте своим детям,  будете вместе с ними слушать его неумирающие  произведения... (Звучит фрагмент 40­й  симфонии I часть.) Музыкальный порыв1­е занятие Программное содержание. Расширять  представления детей о чувствах человека,  существующих в жизни и выражаемых в музыке. Ход занятия: П е д а г о г. В любом музыкальном произведении  выражены чувства, переживания, настроения  человека. Иногда уже само название пьесы  указывает на те или иные настроения. Например,  «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара,  «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Материнские  ласки» А. Гречанинова и многие другие. Грусть,  радость, нежность, беспокойство, тревога и другие  чувства выражены в них. Сегодня вы услышите ещёдва произведения с подобными «говорящими»  названиями. Первое написал композитор Р. Шуман, второе, С.  Прокофьев. Эти имена вам знакомы. Р. Шуман ­  немецкий композитор, дирижёр, педагог, который  жил в прошлом веке. С. Прокофьев ­ современный  русский композитор, пианист, дирижёр. Первая  пьеса называется «Порыв», вторая ­ «Раскаяние».  Что такое порыв, как бы вы объяснили это слово? Д е т и. Когда сильно дует ветер. П е д а г о г. Да, в непогоду ветер иногда налетает  внезапно, порывисто. Эти порывы могут  прекращаться и снова налетать, обрушиваться  шквалом, сметая всё на своём пути. Но Роберт  Шуман не назвал свою пьесу «Порыв ветра», а дал  ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что  композитор подразумевал порыв в душе человека ­внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление  какого­то чувства, горячее стремление сделать  что­то, воодушевление, подъем или смятение  чувств. Порывистость ­ это внезапная смена  настроений человека: устремлённость к чему­то,  радость, нежность или гнев. Послушайте пьесу  «Порыв» Р. Шумана и скажите, как меняется  настроение в ней. (Звучит запись.) Д е т и. Музыка взволнованная, громкая, потом  нежная, мягкая. П е д а г о г. Да, взволнованный, смятенный,  бурный, бушующий порыв сменяется то  радостным, счастливым, восторженным чувством,  то нежностью, лаской, то вновь стремительно и  яростно обрушивается шквал звуков. (Пьеса  звучит повторно.)П е д а г о г. А теперь послушаем пьесу С.  Прокофьева «Раскаяние». Что такое раскаяние? Д е т и. Когда человек жалеет о том, что совершил  плохой поступок. П е д а г о г. Да, если человек понимает, что  поступил нехорошо, и сожалеет об этом,  раскаивается, чувство вины мучает его, не даёт  покоя. В пьесе С. Прокофьева «Раскаяние»  повторяются похожие интонации, как одна и та же  неотвязная мысль. Послушайте. (Исполняет  пьесу.) Какая это музыка по настроению? Д е т и. Грустная, жалобная. П е д а г о г. Да, музыка звучит как грустное  раздумье. Послушайте пьесы «Порыв» и  «Раскаяние» ещё раз. (Исполняются  произведения.)2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать смену настроений и их оттенки в музыке. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили о том, что порыв может  быть и в природе, и в жизни человека. В природе ­  это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра.  Душевный порыв ­ это резкая перемена  настроения, внезапно нахлынувшее сильное  чувство, устремление. Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана  «Фантастические пьесы». Известно, что Р. Шуман  был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно ему принадлежит создание этого сборника. Слушая эту пьесу, можно себе представить  фантастическую картину взбунтовавшейсяприроды или просто слушать, следя за сменой  чувств, настроений: стремительность и сила всё  время сменяются трепетной нежностью. Первая,  порывистая тема проходит несколько раз. При  повторениях она звучит ещё более настойчиво,  сильно, мощно. Второй раз эта мелодия появляется перед средней частью пьесы. Какой характер  средней части? (Исполняется фрагмент.) Д е т и. Спокойный, нежный, потом игривый. П е д а г о г. Правильно. Средняя часть пьесы сама  состоит из трёх частей: крайние части спокойного,  ласкового характера, а серединка ­ игривая,  шутливая, шаловливая. (Звучит фрагмент.) Но вот в конце средней части пьесы появляются  тревожные, настороженные интонации. Всё  затихает, как перед грозой, и вдруг начинают  тревожно мелькать обрывки первой порывистойтемы, всё громче, настойчивее, и вот, наконец,  возвращается (в третий раз) порывистая мелодия,  открывая третью, последнюю, часть пьесы, которая повторяет первую. (Звучит  фрагмент.) Последний раз тема­порыв появляется в самом конце пьесы, заканчивает её,  утверждается, снова налетая как вихрь ­ внезапно,  бурно и мощно. Она словно сметает мелодию,  выражающую чувство нежности, трепетности,  душевности, тепла. (Звучит пьеса.) Теперь давайте вспомним пьесу С.  Прокофьева «Раскаяние». Мы говорили о том, что  в ней выражено чувство печали, сожаления. В  музыке повторяются одни и те же интонации, но  они звучат по­разному, то в низком регистре, то  высоко, и различные оттенки настроений  сменяются в этой музыке. В начале мелодиясумрачная, сосредоточенная, сердитая, даже как  бы с чувством досады (исполняет 1­2­й такты),  одни и те же звуки повторяются по нескольку раз,  твердятся на разные лады. Музыка звучит то  задумчиво, мягко, как размышление, то  вопросительно (исполняет 3­4­й такты), то  жалобно (играет 5­6­й такты), то с  тревогой (играет 7­8­й такты), то вдруг  слышатся жалобные вздохи, печаль,  сожаление (звучат 9­10­й такты), то даже  отчаяние (исполняет 11­12­й такты), то музыка  становится тёмной и грустной (играет 15­16­й  такты, исполняет пьесу повторно). Сейчас послушайте ещё одну пьесу, в которой, как  ясно уже из названия, тоже выражено грустное  настроение. Она называется «Слеза». Написал её  великий русский композитор Модест ПетровичМусоргский. Грусть бывает разная. Какие  настроения выражены в этой пьесе? (Исполняет  её.) Д е т и. Музыка грустная, печальная, жалобная. П е д а г о г. Да. Пьеса начинается со вступления,  оканчивается заключением. Вступление звучит  грустно­задумчиво, неторопливо (исполняет  фрагмент). Как меняется настроение музыки,  сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.) Д е т и. Три части. В середине музыка спокойная,  не грустная. П е д а г о г. Правильно. Средняя часть звучит как  грёза, мечта, светло, нежно и прозрачно.  Кружевная мелодия вьётся вокруг одних и тех же  звуков ­ мечтательно, задумчиво, ласково, мягко,  мило, сердечно, безмятежно. (Звучитфрагмент.) Но вот снова появляются грустные  интонации и мелодия звучит жалобно, понуро,  тоскливо. (Исполняет фрагмент.) А как  заканчивается пьеса? (Звучит заключение.) Д е т и. Не грустно, светло. П е д а г о г. В конце пьесы есть заключение. Оно  похоже на вступление, но отличается окончанием.  Вступление заканчивается неуверенно,  вопросительно, мечтательно, а заключение ­  просветлённо, успокоенно, с надеждой на то, что  грустные дни минут. После слёз у человека часто  наступает облегчение. (Исполняет вступление и  заключение, потом всю пьесу.) 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  таким жанром музыки, как ноктюрн.Ход занятия: П е д а г о г. Вы уже умеете различать оттенки  настроений в музыке. Мы сравнивали разные  грустные пьесы (звучат фрагменты). Сейчас послушайте пьесу великого русского  композитора Михаила Ивановича Глинки. Она  называется «Разлука». В этой пьесе есть  подзаголовок ­ «Ноктюрн». Ноктюрн – это  лирическая пьеса с певучей, песенной мелодией. В  переводе с французского языка nocturne означает  «ночной». Поэтому можно сказать, что ноктюрн ­  это ночная песня. Но песня, которая не поётся, а  играется на каком­нибудь музыкальном  инструменте, например, на фортепиано. Какое  настроение выражено в этой  музыке? (Исполняется пьеса.) Д е т и. Музыка нежная, грустная.П е д а г о г. Пьеса «Слеза» М. Мусоргского тоже  грустная. Как эти пьесы отличаются по  настроению? (Исполняются фрагменты.) Д е т и. «Слеза» печальная, а «Разлука»  взволнованная. П е д а г о г. Да. Обе пьесы начинаются со  вступления задумчивого, нежного характера. Сама  мелодия ноктюрна звучит сначала задушевно,  сердечно, грустно, но вскоре появляется волнение,  трепетность, беспокойство: одна и та же жалобная  интонация, повторяясь, поднимается выше,  становится настойчивой. Мелодия ноктюрна звучит то высоко и нежно, то в  низком регистре, тепло, задушевно, более  мужественным густым тембром, то снова  переходит в верхний регистр и звучитвзволнованно, проникновенно, горячо, с большим  чувством, ярко. (Исполняются фрагменты.) Сейчас вы познакомитесь с другим ноктюрном ­ П.  Чайковского. Вы послушаете его в двух  исполнениях: на фортепиано и в переложении для  виолончели с оркестром. Какая музыка по  характеру? (Исполняет фрагмент на  фортепиано.) Д е т и. Взволнованная, грустная. П е д а г о г. А в исполнении на виолончели с  оркестром? (Звучит запись.) Д е т и. На виолончели мелодия звучит ярче. П е д а г о г. На фортепиано ноктюрн звучит  прозрачнее, светлее, мягче, потому что мелодия  играется в более высоком регистре, нежно. А на  виолончели ­ ниже, гуще, трепетнее. Сочетаниевиолончели с оркестром создаёт другие краски.  Струнные инструменты звучат теплее, насыщеннее. Виолончель поёт низко, задушевно, тепло,  трепетно, как бы низким мужским голосом. В  средней части музыка становится светлее,  возбуждённее, быстрее. А в третьей части пьесы,  которая с некоторыми изменениями повторяет  первую, к голосу виолончели очень красиво  присоединяется флейта. Она разговаривает с  виолончелью, оплетает звучание нежными  кружевами тонкой извилистой мелодии. (Звучит  фрагмент, затем вся пьеса в двух исполнениях.) Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  сонатным циклом. Ход занятия: П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала  оно означало «произведение для музыкального  инструмента», в отличие от вокального  произведения, которое называлось кантата. Позже  сонатой стали называть крупные музыкальные  произведения, состоящие из нескольких  завершённых частей (трёх или четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг  настроений. В первой части сталкиваются разные образы,  контрастные мелодии ­ темы, которые, словно  персонажи в сказках, мирно разговаривают илиссорятся, скрашивают друг друга о чём­то. Вторая  часть медленная, часто задумчивая, печальная,  сосредоточенная. Третья бывает шутливой,  игривой, живой, блестящей. Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он жил  примерно в то же время, что и В. А. Моцарт,  дружил с ним. Музыка Гайдна тесно связана с народным  искусством Австрии. Она жизнерадостна,  добродушна, остроумна, в ней много света, юмора.  Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей.  Какой характер музыки в каждой части? (Звучит  соната.) Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая ­  печальная, грустная, третья ­ шутливая, озорная.2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  сонатной формой, первой частью сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор  Й. Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы  послушаем первую часть и поговорим о ней  подробнее. Первая часть сонаты состоит из трёх  разделов. В первом разделе композитор показывает нам основные темы ­ мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает ­  показ. Вы, наверное, слышали выражение:  «экспозиция картин на выставке», то есть показ  картин. В экспозиции сонаты все основные темы (а  их, как правило, четыре) предстают перед нами.Второй раздел называется разработка. В нём темы  развиваются, варьируются, разрабатываются,  сталкиваясь друг с другом. Последний, третий раздел ­ реприза повторяет  первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.  Основные темы экспозиции называются так:  главная партия, связующая, побочная и  заключительная. Главная и побочная партии  контрастны между собой, между ними ­  связующая. Заключительная партия часто  перекликается по характеру с главной. Она  завершает экспозицию. Давайте послушаем сначала одну экспозицию  первой части сонаты и постараемся различить  характер основных тем. (Звучит экспозиция.  Педагог по ходу звучания говорит детям о  появлении той или иной темы, затем сам играеткаждую тему отдельно, дети определяют  характер музыки: главная партия (1­8­й такты)  жизнерадостная, искристая, праздничная,  звонкая; связующая партия (9­16­й такты)  торжественная, решительная, уверенная,  напористая; побочная партия (17­21­й такты)  робкая, нежная, лёгкая, лучистая;  заключительная партия (22­41­й такты)  энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После  этого экспозиция звучит повторно.) П е д а г о г. В разработке главная партия звучит  совсем по­другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается  вопросительными, мягкими интонациями. Потом  музыка становится решительнее, настойчивее,  беспокойнее, появляется заключительная партия. Вконце разработки снова возвращается главная  партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением  репризы словно прорывается яркий свет, который  снимает все тревоги и беспокойства, главная  партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней  снова проходят все темы экспозиции,  утверждается радостное, праздничное настроение. 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со  второй и третьей частями сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и  третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какие  они по характеру? (Исполняются 2­я и 3­я  части.)Д е т и. Вторая часть медленная, грустная,  задумчивая, мрачная. Третья ­ очень весёлая,  шутливая, порхающая, забавная. П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо.  Слушали «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья  часть сонаты Й. Гайдна тоже написана в форме  рондо. Основная мелодия ­ рефрен, беспечная,  живая, игривая, стремительная несколько раз  повторяется, ей на смену приходят контрастные  эпизоды. Рефрен начинается легко,  изящно (исполняет 1­8­й такты), потом в  серединке появляется мимолётная  грусть (исполняет 9­12­й такты), и снова музыка  искрится весельем (исполняет 13­20­й такты). Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и в конце части. Между его появлениями звучат два  эпизода. Один строится на перекличке