Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Оценка 4.7

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл—2 кл
17.04.2018
Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Тема: «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Цель: развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Задачи: развивать навыки музыкального восприятия произведения; обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку. развитие образных музыкально-слуховых представлений; воспитание интереса к музыке. Тип урока: получение новых знаний Вид урока: урок-сказка Оборудования и материалы: интерактивная доска, ноутбук, колонки, аудио- видеоматериалы, музыкальные инструменты, Произведения: «Марш Черномора» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Тема царевны Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Тема Белочки» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
1.docx
Класс: 1­2 Тема: «Три чуда» из оперы Н.А.Римского­Корсакова «Сказка о царе  Салтане» Цель: развитие образных представлений на основе оперы Римского­ Корсакова «Сказка о царе Салтане» Задачи:   развивать навыки музыкального восприятия произведения;  обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов  искусства: литературу, живопись, музыку.  развитие образных музыкально­слуховых представлений;   воспитание интереса к музыке. Тип урока: получение новых знаний Вид урока: урок­сказка Оборудования и материалы: интерактивная доска, ноутбук, колонки, аудио­ видеоматериалы, музыкальные инструменты,  Произведения:  «Марш Черномора» из оперы «Сказка о царе Салтане»;  «Тема царевны Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»;  «Тема Белочки» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ход урока 1. Музыкальное приветствие Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс. Приветствие. Прозвенел звонок, начался урок! ­ Здравствуйте, ребята! ­Здравствуйте! 2. Мотивационный этап (тихо звучит тема царевны­лебедь) Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой,   очаровывая   своей   фантазией,   плывет   и   расплывается   сказка… Закройте   дети   глаза   и   послушайте   музыку,   попробуйте   определить   какие сказочные образы возникнут у вас при прослушивании. (продолжает звучать темы царены лебедь) ­Какие образы возникли у вас? Посмотрите, какие разные у всех образы. Художник создает образ при помощи кисти и красок. Поэт с помощью слова. Интересно, а какими музыкальными красками пользуются композиторы в создании музыкальных образов? Сегодня мы с вами еще раз попробуем разобраться. Тема нашего урока  «Три чуда» из оперы Н.А.Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане». И   на   примере   этого   музыкального   произведения   мы   посмотрим   какими средствами пользовался Римский­ Корсаков при создании образов.    3. Актуализация опорных знаний.  Ребята,   Римского­Корсакова   называют   композитором­сказочником,   потому что им написано много опер на сюжеты сказок. 15 опер, даже чайковского опередил. Опера, с которой мы сегодня познакомимся, была написана в 1899 году. В   год   столетнего   юбилея   замечательного   русского   поэта   А.   С.   Пушкина. Вопросы?  Сказка   о   царе   Салтане   привлекла   композитора   изобилием   чудес,   и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:   Ветер по морю гуляет   И кораблик подгоняет      Он бежит себе в волнах  На поднятых парусах Мимо острова Буяна           В царство славного Салтана… Ребята,   давайте   отправимся   в   путешествие   на   чудный   остров. Послушаем   шум   моря   и   ощутим   себя   в   бескрайнем   синем   просторе. Посмотрите как русский художник изображали море на своих картинах.  (Зучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского) Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса. Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар Фанфары­ сигнал торжественного действия. ­какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?  духовые медные инструменты. Правильно   духовые   медные   инструменты,   посмотрите   на   их изображение.  Фанфары   приказывают   :   «Слушайте!   Слушайте!   Внимание! Внимание!» Чудо первое. Отгадайте какое.     Ель растет перед дворцом,        А под ней хрустальный дом;  Белка там живет ручная,                                               Да затейница какая!                                               Белка песенки поет                                               Да орешки все грызет,                                               А орешки не простые, Все скорлупки золотые,                                               Ядра­ чистый изумруд                                               Слуги белку стерегут. Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно. ­Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная,  скачущая) ­Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки? ­ Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном  фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде» Разучивание песни «Во саду ли в огороде» Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию  самостоятельно. (отметтие сильную долю... ) Скажите, какие инструменты нам помогут?? Разучивание игры на шумовых инструментах. Треугольники, колокольчики, бубен.  Исполнение с оркестром народных инструментов «Во саду ли в  огороде». И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!»  второе чудо.  Отгадайте какое? На фоне видеофрагмента: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. Ребята, послушайте как изобразил Римский­Корсаков образ богатырей в своей опере. Слушаем тему богатырей. ­ как изобразил Римский­Корсаков образ богатырей ­какой кит звучит? ­Какой характер мелодии? ­Какие элементы музыкальной речи использовал композитор? (слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика  звука) По   мановению   моей   волшебной   палочки   мальчикам   я   предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, «3 богатыря» (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упр.) Девочки, кто из них похож на богатыря. Вывод. Как у нас получилось?? Получилось ли?? Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на  этот раз? Правильно, о третьем чуде. Говорят царевна есть,         Что не можно глаз отвесть.          Днем свет божий затмевает,    Ночью землю освещает­       Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама то величава Выступает будто пава;   Сладку речь то говорит,   Будто реченька журчит. Послушаем   тему   царевны­лебеди.   Определим   какой   темп,   какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент­ скрипка) По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в царевен­лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну­ лебедь. Кажется, что она вот­вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками. «для 3­4 класса придумать другое задание» Молодцы   и   девочки,   и   мальчики,   вы   замечательно   справились   с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам. Подведем итог урока. Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке? Кто автор оперы  «Сказка о царе Салтане»? Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»? С какими чудесами мы познакомились на уроке? Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский­ Корсаков перед каждым действием? Я   предлагаю   вам   завершить   наше   чудесное   путешествие   песней «Сказка». Которую мы с вами разучим. Вокально­хоровая работа. Домашнее задание: Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н.   Римский­Корсаков   в   музыке.   Нарисуйте   рисунок   к   наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Урок «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018