Урок взят из пособия Б.И. Турьянской, Е.В. Гороховой. Уроки содержат систему индивидуальных заданий, что способствует развитию ученика. Важным условием авторы считают выполнение этих заданий к определенному сроку и обязательную их проверку – иначе задания теряют не только актуальность, но и смысл. Кроме того, на уроках идет формирование таких умений как сопоставление и анализ эпизодов, определять ключевые слова. На каждом уроке идет работа на постижение смысла произведения.
ТРИ.doc
ТРИ «ПАМЯТНИКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.
К.Ф. Рылеев. «Державин»
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
С именем Державина в русской поэзии тесно связано слово «впервые». В
частности, он первым вслух заговорил о собственном поэтическом бессмертии. Целиком
этой теме посвящены два державинских подражания римскому поэту Квинту Горацию
Флакку «Лебедь» и «Памятник». Второе особенно знаменито.
М.В. Ломоносов также перевел Горация на русский язык. В частности, он сделал
достаточно точный перевод оды «Мельпомене» для своей «Риторики».
Перевод создан в 1747 г., а в 1836 г. к этим же строчкам обратится, осмысливая
собственный творческий путь, и А.С. Пушкин.
II. Работа по группам.
Первая группа анализирует «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» М.В.
Ломоносова, вторая группа — «Памятник» Г.Р. Державина, третья группа — «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина.
ПЛАН АНАЛИЗА (ЕДИНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП)
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?
Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:
М.В. Ломоносов
Мне беззнатный род
препятством не был.
Поэт будет жив,
пока живо его
Отечество.
Г.Р. Державин
…первый я дерзнул в
забавном русском слоге //
О добродетелях Фелицы
возгласить // В сердечной
простоте беседовать о
Боге // И истину царям с
улыбкой говорить.
Доколь славянов род
вселенна будет чтить.
Муза — высокая
покровительница
Муза — верная подруга
поэта.
А.С. Пушкин
...чувства добрые я
лирой пробуждал... в мой
жестокий век восславил
я Свободу // И милость к
падшим призывал.
...доколь в подлунном
мире // Жив будет хоть
один пиит.
Муза — соратник на
великом
поприще
поэзии.
Черты
биогра
фии.
Границы
творче
ского
бессмер
тия.
Каковы
отноше
ния у
поэта с
музой? III. Беседа по вопросам:
1. В каком из стихотворений, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается
личностное авторское начало? С чем это связано?
2. Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С.
Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Державиным, а не более точный
к подлиннику перевод Ломоносова?
IV. Индивидуальное сообщение о влиянии поэзии Г.Р. Державина на младшее
поколение современников (по оде К.Ф. Рылеева «Державин»).
V. Домашнее задание.
1. Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Инсценировать I, II явления первого действия и VIII явление четвертого
действия.
3. Индивидуальное задание — подготовить сообщение о биографии Д.И.
Фонвизина по самостоятельно найденным источникам.
Урок "Три памятника в литературе"
Урок "Три памятника в литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.