Нагих Наталия Валерьевна
Учитель начальных классов
Гимназии №11 «Гармония»
Открытый урок в 1 классе «Г», представленное на региональном семинаре в НИПКиПРО
Тема: Тематические группы слов. Синонимы и антонимы в речи.
Цели:
· Формировать умение объединять слова в тематические группы.
· Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
· Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
· Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
· Развитие умения выбирать антонимы и синонимы в зависимости от значения слова.
· Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Оборудование: пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи», тематические картинки, командный «Листок заданий», мячик, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Тип занятия: закрепление знаний о тематических группах слов, закрепление понятий «синонимы, антонимы».
1.Организационно-мотивационный этап
2 этап
2. Актуализация знаний Работа с группами предметов Работа над нахождением подгрупп к каждой группе
2.Игра «Догадайся!»
3. Командная работа на « Листе заданий»
4. Работа над синонимами и антонимами Путешествие на остров Синонимов.
Рефлексия
|
-Ребята, что такое группа? - Как понимаете смысл слова «группа»? -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «группа»? -Сегодня мы будем работать с вами группами. Для начала разделимся на команды.
- Первое задание командам: придумать название. - Занятие наше необычное. Вам предстоит найти много ответов вопросы. Работая в группе нужно точно придерживаться правил работы. - Давайте вспомним эти правила
- Итак, начинаем! На доске картинки (изображения групп: животные, растения, овощи, транспорт) - Какое задание можете предложить?
- Подумайте, на какие 4 группы можно разбить представленные иллюстрации?
Дети должны прийти к выводу о том, что нужно разбить на 4 группы: животные, растения, овощи, транспорт. Во время обсуждения раздаю каждой команде «Листок заданий»
- Итак, 1 команда работает с группой – животные. 2 группа - растения; 3 группа – овощи; 4группа – транспорт. - Обсудите в команде, какие картинки нужно собрать вам в группу. - Выберите картинки соответствующие названию вашей группы. - Докажите правильность своего выбора. - По каким признакам производили набор картинок? - Назовите предметы, которые объединили в группу. (по результатам приклеиваю смайлик на «командный» листочек)
-Возможно ли разделение одной большой группы на более мелкие группы
- Каждая команда выбирает 1 предмет, обсуждает, какими словами будет описывать, а другая команда отгадывает предмет по описанию.
( по результатам приклеиваю смайлик на «командный» листочек)
- В каждом ряду подчеркните слово, которое по смыслу не подходит к остальным трем словам.
- Давайте проверим! Зачитываете полученные слова и называете лишнее слово с доказательством. ( по результатам приклеиваю смайлик на «командный» листочек)
- Итак, работа продолжается. А сейчас предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по морю. Мы познакомились с большим количеством самых разных слов.
А теперь попробуем ответить на вопрос: -Зачем нужно знать так много разных слов и их значения? (презентация к уроку развития речи) Вот мы на острове Синонимов. - Что такое синонимы? - Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (задание №2) ( по результатам приклеиваю смайлик на «командный» листочек)
Путешествие на остров АНТОНИМОВ.
- Как называются такие слова? ( антонимы)
- Мы отправляемся на остров под названием «Антонимы»
- Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (задание №3). ( по результатам приклеиваю смайлик на «командный» листочек)
- Какие слова можно назвать синонимами и антонимами?
- Зачем мы используем их в жизни?
- Кого сегодня хотели бы отметить на занятии?
- Выберите цвет огонька светофорчика и прикрепите на доске.
Вывод: по итогам рассматриваем получившийся общий цвет всех огоньков и делаем вывод по работе!
|
(класс, команда, коллектив)
Дети расходятся на команды и усаживаются) жеребьёвки, согласно выбранным жетонам из коробочки).
(дети вспоминают правила работы в группе)
( разбить на группы )
(Коллективное обсуждение. После обсуждения высказывают свои мнения. Необходимо подвести их к верному выбору распределения на 4 группы).
дети работают с доской, выбирая в свою группу нужные картинки
( Даю время детям для обсуждения и нахождения возможных подгрупп) Примерное разделение, которое могут предложить дети: ЖИВОТНЫЕ Птицы, рыбы, насекомые, звери Дикие, домашние По размеру По количеству конечностей По скорости передвижения ТРАНСПОРТ Виды – наземный, воздушный, водный Назначение - перевозка, строительные работы, ОВОЩИ Форма Цвет Размер Вкус РАСТЕНИЯ Цветы Деревья Ягоды Кустарники По размеру
Дети выбирают один из предметов и описывают командой
( время работы- 2-3 минуты)(проверка выполнения заданий по командам)
Для того, чтобы уметь передать другим людям свои знания, чтобы речь была грамотной и богатой, красивой
Слова, близкие по значению, но разные по произношению
Время работы – 2 минуты. (Проверка выполнения задания: дети зачитывают получившиеся ответы.)
Время работы – 2 минуты.
Проверка выполнения задания: дети зачитывают получившиеся ответы.
|
Рецензия
Формирование УУД проводилось на следующих этапах:
ЛИЧНОСТНЫЕ
- этап подведения итогов по выполненным заданиям
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- целеполагание – работа с иллюстрациями на разбиение по группам, микрогруппам
- контроль, оценка, коррекция, саморегуляция – проверка выполнения задания другими командами, групповая форма работы по нахождения признаков разбиения информации
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- поиск и выделение необходимой информации (этап распределения по группам и микрогруппам, осознанное и произвольное речевое высказывание ( этап «Опиши предмет»), контроль и оценка процесса результата действий, создание алгоритмов деятельности ( проверка выполнения задания по делению на подгруппы и микрогруппы), преобразование модели с целью выявления общих признаков
ЛОГИЧЕСКИЕ
- анализ объектов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов ( этап работы с синонимами и антонимами)
- доказательство – итоговые вопросы на этапах проверки выполненных заданий
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
- сотрудничество, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, владение монологической и диалогической речью ( обсуждение выполнения заданий, распределение ролей в группе, этап игры «Опиши предмет»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.