УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
13.06.2017
Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв; проверить знание наизусть алфавита.
ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ.doc
ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ
УРОК 4.
Ц е л и : помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия
нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности
звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме
(а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки
и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать
слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции;
добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали
звуки и буквы, правильно произносили названия букв; проверить знание наизусть
алфавита.
О б о р у д о в а н и е : учебник, опорные схемы, словарь русского языка С. И.
Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Что мы слышим вокруг? (Множество различных звуков.)
– Какие звуки нас окружают? (Шепот, скрип, шелест листвы, рокот
моторов, стук колес, пение птиц, завывание ветра, треск льда, звон
колоколов, журчание ручейка…)
– Послушайте, как об этом написал Константин Паустовский: «Слова то
шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы,
то позванивают, как первый лед».
– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках? Нет ли здесь
взаимосвязи с названием темы урока?
– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?
– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала
начальной школы.
Вопросы и задания для беседы по актуализации знаний:
– Что такое алфавит?
1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма.
2. Порядок букв, принятый в азбуке.
3. чего. Указатель, перечень чегон. по порядку букв, принятому в азбуке.
1 – Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть
прямо
Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для
обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква
служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке
есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
_ Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)
– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя
сейчас?
проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.)
– Назовите гласные звуки речи.
Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском
языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых
воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)
– Прочитайте записанные на доске словосочетания:
– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие
Гласные звуки. Согласные звуки.
гласные звуки.
– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами
этих согласных звуков.
– Что заметили в обоих случаях? При произнесении каких звуков рот у вас
открывался, а при каких закрывался?
– Вы знаете, как для удобства принято называть гласные и согласные звуки?
(Ртораскрыватели. Ртосмыкатели.)
– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)
– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)
– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные
звуки.)
– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует
голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)
– Сегодня мы не только обобщим знания о гласных и согласных звуках, но и
постараемся осмыслить наши представления о большой информативности
согласных звуков в сравнении с гласными, уточнить, чем отличаются звуки и
буквы.
III. Усвоение нового материала.
1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели
буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и
произносятся одинаково? Обратимся к примерам.
2 – Откройте учебник на с. 14. Читаем упражнение 20 по заданию в учебнике.
Учащиеся читают задание, затем текст.
– Как вы определили тему отрывка из рассказа А. П. Чудакова?
(Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.)
– Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском
языке?
– Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия
нетождественные, противопоставленные?
– Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим.
Поэтому мы должны соблюдать правила написания.
В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг,
мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть
слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).
– Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по
смыслу слова.
Звуки мы _________, а буквы __________. Один и тот же звук может
передаваться на письме _________ буквами. Чтобы выбрать нужную букву,
надо применять ________.
2. Введение термина «транскрипция». Чтение основного теоретического
материала на с. 14 учебника.
– Как вы думаете, можно ли какимнибудь способом показать произношение
слова? (Предположения учащихся.)
– Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, первый абзац.
– Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.)
– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского –
переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)
3. Выполнение упражнения 18.
– Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова,
которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.)
– По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать
транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях.
[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]
– Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных
согласных на конце слова. (Снег.)
– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных
согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)
– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)
– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с
соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)
3 4. Введение термина «орфограмма».
– На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что
правильно произносить слово (согласно орфоэпическим нормам) и правильно
записывать слово – это не одно и то же. Объясните, что значит «грамотно
писать».
– Зачем нужно соблюдать правила написания слов?
– Что представляет собой орфографический словарь?
– С какими орфограммами вы уже знакомы?
– Какое значение вкладываете в понятие «орфограмма»?
– Какие орфографические правила вам уже известны?
IV. Закрепление.
Игра «Дай сигнал».
Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышал слова, в
которых буквы могут передавать два звука.
Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя,
воробей, знания.
V. Итог урока. Рефлексия
– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?
– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
– Какие умения и навыки совершенствовали?
– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.
– На какие группы делятся звуки?
– Сколько гласных букв включает в себя алфавит? Сколько согласных?
– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?
Домашнее задание: упражнение 24, с. 15. Дополнительное задание:
указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт,
пурпур, ночь, груда.
4 V. Выполнение теста.
1. Найдите согласные звонкие звуки:
Звуки и буквы2
1) [с];
2) [в];
3) [р];
4) [т];
5) [ш];
6) [з].
2. Найдите согласные глухие звуки:
1) [ч];
2) [ж];
3) [н];
4) [к];
5) [ф];
6)[ц].
3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухостизвонкости?
1) [б], [ф], [ш], [м];
2) [т], [к], [д], [г];
3) [в], [н], [з], [л];
4) [ж], [р], [с], [т].
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) Чаща;
2) дело;
3) точка;
4) шина.
5. В каком слове все согласные звуки твердые?
1) Тень;
3) собака;
2) подвиг; 4) барабанщик.
6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают
два звука:
1) яма, ёж, день, юла, семья;
2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;
3) дело, ель, обезьяна, книга;
4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.
7. В каком ряду во всех словах есть звук [j’]?
1) Няня, яд, прекрасный;
2) переехал, йогурт, съемки;
3) моё, лошадь, почтальон;
4) ярмарка, тройка, звезда.
5 8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:
1) 7 букв, 7 звуков;
2) 7 букв, 8 звуков;
3) 6 букв, 6 звуков;
4) 6 букв, 7 звуков.
9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:
1) алфвит, магазн, предмт, портфль;
2) алфавт, магзин, предмт, портфль;
3) алфавт, магазн, предмт, портфль;
4) алфвит, магзин, прдмет, пртфель.
10. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:
1) дом;
2) что;
3) цыган;
4) караван.
К л ю ч : 1 – 2, 3, 6; 2 – 1, 4, 5; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 –
6
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.