УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
Оценка 5

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
13.06.2017
УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв; проверить знание наизусть алфавита.
ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ.doc
ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ УРОК 4. Ц е л и : помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные,   противопоставленные;   дать   представление   о   первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и   буквы,   характеризовать   звуки,   соответствующие   буквам,   транскрибировать слова;   обратить   внимание   учащихся   на   знаки   фонетической   транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв; проверить знание наизусть алфавита. О б о р у д о в а н и е : учебник, опорные схемы, словарь русского языка С. И. Ожегова. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. – Что мы слышим вокруг? (Множество различных звуков.) –   Какие   звуки   нас   окружают?  (Шепот,   скрип,   шелест   листвы,   рокот моторов,   стук   колес,   пение   птиц,   завывание   ветра,   треск   льда,   звон колоколов, журчание ручейка…) – Послушайте, как об этом написал Константин Паустовский: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». –   Как   вы   думаете,   случайно   ли   мы   заговорили   о   звуках?   Нет   ли   здесь взаимосвязи с названием темы урока? – Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке? – Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы. Вопросы и задания для беседы по актуализации знаний: – Что такое алфавит?  1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма.  2. Порядок букв, принятый в азбуке.  3. чего. Указатель, перечень чего­н. по порядку букв, принятому в азбуке.  1 – Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо   Современный   русский алфавит состоит   из   33   букв,   10   из   которых   предназначены   для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак). _ Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.) –   Как   называются   звуки,   при   образовании   которых   воздушная   струя сейчас? проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.) – Назовите гласные звуки речи. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. – Какие звуки называются согласными?  (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.) – Прочитайте записанные на доске словосочетания: – Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие Гласные звуки.  Согласные звуки. гласные звуки. – Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков. – Что заметили в обоих случаях? При произнесении каких звуков рот у вас открывался, а при каких закрывался? – Вы знаете, как для удобства принято называть гласные и согласные звуки? (Ртораскрыватели. Ртосмыкатели.) – Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.) – Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.) – На какие группы  делятся согласные?  (На звонкие и глухие согласные звуки.) – Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.) – Сегодня мы не только обобщим знания о гласных и согласных звуках, но и постараемся   осмыслить   наши   представления   о   большой   информативности согласных звуков в сравнении с гласными, уточнить, чем отличаются звуки и буквы. III. Усвоение нового материала. 1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Обратимся к примерам.  2 – Откройте учебник на с. 14. Читаем  упражнение 20 по заданию в учебнике. Учащиеся читают задание, затем текст. –   Как   вы   определили   тему   отрывка   из   рассказа   А.   П.   Чудакова? (Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.) – Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском языке? – Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные? – Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим. Поэтому мы должны соблюдать правила написания. В русском языке есть  слова,  в  которых  буквы  и  звуки  совпадают  (долг, мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла). – Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу слова. Звуки мы _________, а буквы __________. Один и тот же звук может передаваться на письме _________ буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять ________. 2.   Введение   термина   «транскрипция».   Чтение   основного   теоретического материала на с. 14 учебника. – Как вы думаете, можно ли каким­нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.) – Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, первый абзац. – Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.) –   Что   означает   термин   транскрипция?  (В   переводе   с   латинского   – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.) 3. Выполнение упражнения 18. – Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова, которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.) –   По   желанию   приглашаю   к   доске   тех,   кто   сможет   попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях. [вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и] –   Назовите   слово,   в   котором   обнаружили   оглушение   звонких   парных согласных на конце слова. (Снег.) –   Назовите   слова,   в   которых   обнаружили   оглушение   звонких   парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.) – Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.) –   Назовите   слова,   в   которых   гласные   звуки   не   совпадают   с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.) 3 4. Введение термина «орфограмма». – На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно   произносить   слово  (согласно   орфоэпическим   нормам)   и   правильно записывать   слово   –   это   не   одно   и   то   же.   Объясните,   что   значит   «грамотно писать». – Зачем нужно соблюдать правила написания слов? – Что представляет собой орфографический словарь? – С какими орфограммами вы уже знакомы? – Какое значение вкладываете в понятие «орфограмма»? – Какие орфографические правила вам уже известны? IV. Закрепление.  Игра «Дай сигнал». Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышал слова, в которых буквы могут передавать два звука. Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания. V. Итог урока. Рефлексия – Чем был полезен для вас сегодняшний урок? – Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)? – Какие умения и навыки совершенствовали? – Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах. – На какие группы делятся звуки? – Сколько гласных букв включает в себя алфавит? Сколько согласных? – Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?   Домашнее   задание:  упражнение   24,   с.   15.   Дополнительное   задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда. 4 V. Выполнение теста. 1. Найдите согласные звонкие звуки: Звуки и буквы2 1) [с];  2) [в];  3) [р];  4) [т]; 5) [ш]; 6) [з]. 2. Найдите согласные глухие звуки: 1) [ч];  2) [ж];  3) [н];  4) [к]; 5) [ф]; 6)[ц]. 3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости­звонкости? 1) [б], [ф], [ш], [м];  2) [т], [к], [д], [г];  3) [в], [н], [з], [л]; 4) [ж], [р], [с], [т]. 4. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) Чаща;  2) дело;  3) точка; 4) шина. 5. В каком слове все согласные звуки твердые? 1) Тень;  3) собака; 2) подвиг; 4) барабанщик. 6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука: 1) яма, ёж, день, юла, семья; 2) якорь, енот, юбка, баян, жюри; 3) дело, ель, обезьяна, книга; 4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд. 7. В каком ряду во всех словах есть звук [j’]? 1) Няня, яд, прекрасный; 2) переехал, йогурт, съемки; 3) моё, лошадь, почтальон; 4) ярмарка, тройка, звезда. 5 8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд: 1) 7 букв, 7 звуков; 2) 7 букв, 8 звуков; 3) 6 букв, 6 звуков; 4) 6 букв, 7 звуков. 9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ: 1) алфвит, магазн, предмт, портфль; 2) алфавт, магзин, предмт, портфль; 3) алфавт, магазн, предмт, портфль; 4) алфвит, магзин, прдмет, пртфель. 10. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием: 1) дом;  2) что;  3) цыган; 4) караван. К л ю ч : 1 – 2, 3, 6; 2 – 1, 4, 5; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 6

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".

УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЗВУКИ И БУКВЫ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017