Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?
Оценка 4.6

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл
28.05.2017
Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Применяются приёмы и методы словесного, наглядного, междисциплинарного взаимодействия, проблемного обучения. В течении урока происходит творческий, активный диалог с учащимися. Обсуждаем с детьми где в жизни встречается гармония и какую роль она играет. Затем переходим к знакомству с музыкальной гармонией.
урок в 6 классе Что такое гармония в музыке.doc
Открытый урок в 6 классе 1.  Слайд                             Гармония. Что такое гармония в музыке. Цель урока:  осознать   и осмыслить значение слова   гармония, понять что такое  музыкальная гармония. Задачи урока: Дидактические:  ­ сформировать знания основ музыкального творчества великого немецкого композитора   И.С.Баха. ­ научить анализировать  музыкальные произведения; Развивающие: ­развивать мыслительные способности учащихся; ­развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;  ­развивать музыкальный слух, вокальные способности. Воспитательные: ­  приобщить   учащихся   к   музыкальным   ценностям   на   примере   музыки И.С.Баха. ­ способствовать развитию эстетических чувств у школьников,  любви к  духовной музыке. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний. Методы и приемы, используемые  на уроке:  словесный,  наглядный,    междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий,  активный диалог с учащимися. Оборудование урока: Компьютер, проектор, магнитофон, иллюстрации картин, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты песни и стихов. Ход урока: I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.                   2. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на предложенные мною  фотографии и подумать, а что может быть общего между этими, казалось бы  абсолютно непохожими изображениями. (Слайды 1,2,3,4,) ­ Общее­это чувство красоты, что рождается в нас при наблюдении за  этими картинами. Красота! Какое светлое слово. Сколько радости нам дарят красивые вещи. С давних пор человек стремился окружить себя  красивыми вещами. А что значит это слово? Нет, это очень сложно  определить. Но всегда задавал вопрос: почему тот или иной предмет  является красивым и что является основой прекрасного? Красота  скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы… Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с  красотой  музыкального произведения?  Вот сколько вопросов  прозвучало. Сегодня на уроке мы будем   говорить о красоте. Но вначале урока мы проведём опрос по пройденным темам. Затем  будем говорить о красоте. Послушаем музыку. Проведём физминутку, сделаем творческое задание. Попоём и  подведём итог нашего урока.   Работы у нас с вами предостаточно, но я знаю, что у вас всё получится, потому что вы творческие  и креативные дети.  Слайд– На столах у вас  карточки для самостоятельной работы по  пройденным темам. А  на доске мультимедийный тест. Он немного  сложноват, но, я знаю, что среди вас найдутся смельчаки, которые  захотят  себя протестировать. (работа с интерактивом, дети выполняют работу с  карточками) Соедините стрелочками средства музыкальной выразительности с их определениями.  Работу выполняете в течение одной минуты. Средства музыкальной Определения выразительности ритм темп мелодия Музыкальная   мысль,   выраженная одноголосно  Чередование длительности звуков  Скорость звучания    разных   по Учитель: взаимопроверка ­ обменялись работами и оценили. 5. Слайд – (с критериями оценок) Количество оценка правильных ответов 3 2 1 «5» «4» «3» Все прекрасно справились с заданием. А теперь поговорим  о красоте. ­ На изображениях красивые цвета, хорошо подобраны предметы. А если я  вам представлю такое: приятные вещи, цвета, но можно назвать её красивой? ­Нет, всё разбросано, хаотично. Значит, чтобы получить красоту нам нужно  предметы скомпоновать, подобрать. Нужно упорядочить части так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Необходимо согласие частей  для красивого целого.   Творческое задание. Работа «в парах»:  1. Прочитайте   внимательно   фрагменты   стихотворений,   обратите внимание   на   слово   «гармония»,   в   каких   значениях   оно   употребляется   в каждом из фрагментов. 2. Соедините «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах. Фрагменты стихотворений: 1. В размеры стройные стекались Мои послушные слова И звонкой рифмой замыкались. В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйный. 2. Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей… 3. …Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Значения слова «гармония»: 1. Гармония – наука об аккордах и  музыкальных созвучиях. 2. Под гармонией подразумевается  поэзия. 3. Гармония – стройность,  соразмерность, красота. Проверка: ­ И так, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил   слово   «гармония»   поэт?   (во   втором,   это   стихотворение «Красавица») ­   А   где   под   гармонией   подразумевается   поэзия?   (в   первом, стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом») ­ Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из «Маленькой трагедии»). Недаром поэт далее произносит тост: …за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии. – Только речь тут идет уже не о поэзии, а о музыке. Сообщение темы урока: ­ Так о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? Правильно, о гармонии,   но   о   гармонии   не   только   в   музыке,   но   и   в   искусстве,   и   в окружающей нас жизни.  Цель урока:  осознать   и осмыслить значение слова гармония, понять, что такое  музыкальная гармония. Эпиграф к уроку:  Есть ли что­нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?    Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,    Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами,  которыми держится Вселенная...    Птолемей ­ Посмотрим на следующий слайд и выберем слова, что и определят  гармонию.(слайд 10) ­Понятие гармонии родилось в жизни. А можете вы мне привести примеры  проявления гармонии в жизни. (     слайд 11) Слово  «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна  называли  гармонией  красоту и соразмерность, где бы  она  себя  ни проявляла   ­   в   архитектурном   ли   сооружении,   состоянии   души   или человеческой фигуре.             Само   понятие   «гармония»   употреблялось   чрезвычайно   широко   и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.  ­Дружба, любовь, помощь. Когда человек счастлив – это тоже гармония.  Многие современные учения призывают к поиску внутренней гармонии. А что  это значит, внутренняя гармония? ­ Это покой внутри самого себя. Что бы внутри каждого из вас было  равновесие, предлагаю вам выполнить упражнение, которое настроит вас на  тему сегодняшнего урока. Выполняем  физминутку (слайд 12) ­ Замечательно. Но что же всё­таки значит слово Гармония?   (показать на  цель)  (дети высказывают свои предположения) Предлагаю вам заглянуть в словарь,   и мы увидим, что слово это имеет не одно понятие. Давайте выберем то, что  нам на уроке музыки пригодится. ­   Гармония — (от греч. harmonia — согласие) — единство, согласованность,  стройное сочетание элементов, свойств, явлений.   соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие,  ­ Гармония —   равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность,  стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого;  правильное отношение. (     слайд 13) ­ Гармония — выразительные средства музыки, основанные на объединении  тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.  Основной тип созвучия – аккорд. Приятная для слуха слаженность звуков. Птолемей однажды воскликнул: «Есть ли что­нибудь более прекрасное, чем  сила гармонии?» Гармония – это искусство музыкальной красоты! ­ Для музыки гармония­ это объединение звуков или созвучий в определённой  последовательности. Так понимают гармонию музыканты. Послушайте  знакомую вам песенку. Играю мелодию песни «В лесу родилась ёлочка». ­ Интересно прозвучало произведение? А теперь? Играю песню «В лесу родилась ёлочка» с аккордами. ­ Что изменилось? Музыка стала красочной. (Играю песню «В лесу родилась ёлочка» с иной гармонизацией.) ­ Меняется окраска произведения. Я  добавила гармонию.  В музыке  это ряд  аккордов или звуков разной высоты, следующих друг за другом. . Этап первичного закрепления  ­ Вспомните, почему не всякий набор звуков можно назвать мелодией?  (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать  интонацию…)  ­ Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать  гармонией? (демонстрация) Нет согласованности. Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по  определённым законам. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии. Возможности  сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Гармония придаёт мелодии  красочность и выразительность. Мелодии красивы сами по себе, т.к. они  схожи с интонациями человеческой речи. Одной мелодии мало. Но мелодия –  это часть гармонии. А также это темп, тембр, динамика, фактура. Почти все  музыкальные средства выразительности и образуют гармонию.  (     слайд 14) ­ Гармония присутствует в любом произведении. Композиторы отводят  ей очень важное место. Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в  наивысшем её проявлении.  Внеземной, космической гармонией отличается музыка великого композитора И. С. Баха,  (слайд 15)  его ещё называли «Богом гармонии». Его музыка несёт печать возвышенного  покоя, равновесия, хотя порой в ней бушует страсть, огонь. Но сегодня мы  поговорим о сочинении, которое далеко от конфликтности, оно отмечено  светом, покоем. Это «Прелюдия до мажор», которая открывает  фортепианный цикл И. Баха «Хорошо темперированный клавир». Прелюдия в  переводе означает prae… — перед и  ludus — игра, это небольшое сочинение,  которое не имеет строгой формы. (     слайд 16) Этот сборник из 24 прелюдий и  фуг написаны во всех известных тональностях для пользы и употребления  жадного до учения музыкального юношества, как и для особого  времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении. ­ Вслушайтесь в  первые такты произведения, что в них царит? Играю первую строчку прелюдии. ­ Это покой, уравновешенность. Что придаёт музыке такой характер? ­ Спокойный мерный темп, покачивающийся аккомпанемент. Послушаем это  произведение от начала до конца. Что­нибудь меняется в нём? Слушание «Прелюдии» целиком. ­ Нет срывов, единый темп, ритм. И лишь гармония дарит нам интересные  краски. Играю аккорды. ­ Разнообразные созвучия: то спокойные, то терпкие, то мажорные, то  минорные. Это сочетание света, затемнения, зыбкости. Откуда такое звучание  музыки? Можно ли выделить в прелюдии мелодию, что можно спеть голосом? ­ Нет, мелодия вся растворена в звуках аккордов. Послушайте. В основе этого сочинения лежит образ праздника «Благовещения».  Слайд       «Сикстинская мадонна» Архангел Гавриил сообщает Деве Марии благую весть, скоро она подарит  миру Божьего сына, Иисуса Христа.  Вопрос 4. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля   музыке  Прелюдии до мажор? (ответы ребят)  Обсуждение выразительных средств в произведениях искусства  И.С.Бах – Прелюдия (До­мажор) Умеренный темп Безмятежный, спокойный характер Плавное движение мелодии  Равномерный ритм  Рафаэль «Сикстинская мадонна» Неторопливое движение вперёд Чувство нежности, спокойствия Плавные, закруглённые линии Сочетаются цвета и краски  Вывод: произведения созвучны по настроению и средствам выразительности.  ­ В этом произведении нет мелодии, но такая превосходная музыка, что  французский композитор Ш. Гуно  (     слайд 18)  исправил это положение и досочинил к прелюдии И. Баха мелодию. И  появилось ещё одно сочинение, самостоятельное, которое композитор назвал  «Аве Мария». Кому посвящено это произведение? ­ Текст композитор взял из католической молитвы, посвящённой Деве Марии,  матери Иисуса Христа. Слушание Ш. Гуно – И. Бах «Аве Мария». ­ Кто исполняет произведение? Изменил ли Ш. Гуно первоначальный замысел  И. Баха? ­ Почти вся гармония в музыке строится на сочетании противоположностей:  светлого мажора и затемнённого минора,   угловатой напряжённостью.   приятный звуковых сочетаний с  И ещё немного о влиянии музыкальной гармонии на здоровье человека.  Мы поглощаем "музыкальную" энергию , и она нормализует ритм нашего  дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное  напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает  благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка может с помощью электромагнитных волн изменять  кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания  вплоть до полной его остановки. Поэтому я ещё раз призываю вас к  ежедневному прослушиванию  классических произведений .  IV. 16. Слайд – (логическая цепочка) Учитель    :  а  сейчас   я   предлагаю   вам   обдумать   всё   пройденное   на  уроке  и составить «логическую  цепочку» через  четыре  промежуточные  ассоциации, чтобы перейти от слова «музыка» к слову «Гармония». Музыка­ ассоциация с чем? ( композитор, высота, тепло, душа, песня…) Гармония– с чем вызвана ассоциация? (красота, представление…)… Учащиеся выполняют работу, некоторые из них зачитывают свои варианты, остальные сдают свои работы учителю.  РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА у доски V. Итог 17. Слайд – (эпиграф)   Учитель    : А сейчас вспомним Эпиграф нашего урока  « Есть ли что­нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть   здесь   проявление   некоей   божественной   любви,   узнать   её происхождение   и   установить   связь   с   другими   силами.   Которыми держится Вселенная.» Птолемей Учитель: получилось на нашем уроке понять, что же такое гармония? Дети:  варианты  :  И.С.  Бах   мечтал  о  том,  чтобы   люди   любили   друг   друга,  всегда Учитель   стремились к ДОБРУ. Музыка великого композитора живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.  ­ А что вы вынесли для себя из услышанного на уроке?  Дети:   варианты ответов.  Ответы на вопросы кроссворда «Гармония» Рефлексия. Ребята, мы справились с поставленной задачей? ­ Какое «открытие» вы сделали для себя на уроке? У меня есть три картинки : мясорубка , чемодан  и мусорка .  ЧЕМОДАН ­ беру знания ,полученные на уроке с собой в жизнь  МЯСОРУБКА ­ надо еще подумать над проблемой урока  МУСОРКА ­ выброшу , мне эти знания не пригодятся  Подходите и оценивайте свои знания, полученные на этом уроке. Домашнее задание: узнать ответ на вопрос ­ согласно древнегреческим  мифам чьей дочерью являлась Гармония?   И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:  У каждого из нас есть много звуков в сердца глубине, Неясных дум, неспетых песен много. Наполни смыслом, светом их. И в каждый день, что проживёшь, Ты капельку гармонии внесёшь. Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1  РЕШИТЕ    КРОССВОРД 4 Г 1 6 П Р Р М О Н И Я 3 Р Е Ц И Я 5 А Х 2 Б Л А Г О З В У Ч И Е Л Ю Д И Я Р Г А Н 1. Согласованность, соразмерность в сочетании чего­либо. 2. Основное свойство музыкальной гармонии.  3. Страна, в которой появилось понятие «гармония».  4. Немецкий композитор, органист.  5. Музыкальный «инструмент­оркестр», клавишно­духовой.  6. Музыкальный жанр­миниатюра в творчестве И.С.Баха. Литература 1. Музыка. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев,  Т.И.Науменко. – М.: Дрофа, 2007. 2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985. 3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984. 4. Журнал. Сибирские истоки. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ СШ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА  В 6 КЛАССЕ по теме «Что такое гармония» в рамках декадника учителей  русского языка, литературы и музыки провела  учитель музыки Бойчук Л. Г. станица Преображенская 2015­2016гг.

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок в 6 классе Что такое гармония в музыке?

Урок  в 6 классе Что такое гармония в музыке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017