Урок: В чём сила музыки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание); 2. Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (слушание); 3. А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике). 4. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 6. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей.
Иконка файла материала 9.docx
В чём сила музыки Содержание: 1. Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к  III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент  (слушание); 2. Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы  «Лоэнгрин» (слушание); 3. А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на  человека.2. 3. 4. 5. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека. Сравнивать музыкальные произведения разных  жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в  учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в различных  музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоционального  содержания. 6. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения  проблемных вопросов, учитывать мнения своих  товарищей. Мне снилась музыка... Во мгле Такая в ней светилась сила! И всё, что было на земле,Всё из неё происходило. Мне снилась музыка... (И. Таяновский) Наверное, никакое искусство не обнаруживает такого  разнообразия чувств, характеров и настроений, такой  палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и  подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его  произведении – то порыв, то созерцание; раздумье  сменяется весельем, безудержный бег – плавной  величественной поступью. Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую  разнообразную музыку. И самое главное, именно такой –  изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки нам самим, нашему способу  мыслить и чувствовать. Давайте вспомним, часто ли выпадает день, когда с утра  до вечера мы пребываем в одном настроении? А всегдали удаётся додумать до конца какую­нибудь одну мысль, не увлекаясь, не фантазируя, не споря с самим собой? И  уж совсем невозможно представить себе разговор  нескольких людей, который протекал бы полностью  бесстрастно (хладнокровно, спокойно), без вопросов и  волнений. Мир чувств действительно бесконечно подвижен. На  него влияют перемены в природе, слова и поступки  людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из  эмоционального многообразия человеческой души,  музыка обладает волшебным свойством передавать своё  состояние множеству людей. И не случайно французский философ А. Бергсон сказал: «Когда музыка плачет, с  нею вместе плачет все человечество, плачет вся  природа».Обратите внимание: плачут именно все, то есть  воздействие музыки признаётся, как всеобщее,  одинаково покоряющее всех, кто способен её  воспринимать. Послушайте два разных музыкальных произведения. Первое из них – вторая часть Симфонии № 7 Л.  Бетховена ­ вдохновенное аллегретто – имеет название  «Павшие братья». Её музыка выражает состояние  благородной и возвышенной скорби. Она не побуждает к  действию, она заставляет нас задуматься. Другое произведение – Антракт к III действию оперы  «Лоэнгрин» немецкого композитора Р. Вагнера –  воспринимается совсем по­другому. Стремительность и  мощь, уверенность и победоносность отличают её  характер. Наверное, потому эта музыка так часто звучит  во время крупных торжеств и церемоний, подчёркивая  оптимистическое настроение.Два разных фрагмента – два характера, запечатлённые с  яркой силой. Эта сила воздействует на всех, кто слушает  великую музыку, способную преображать окружающий  мир.  Дополнительный материал к опере Р. Вагнера  «Лоэнгрин» Рихард Вагнер принадлежит к числу великих  композиторов, обогативших своим творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер  прославился не только в качестве автора выдающихся  музыкальных творений, но и как замечательный дирижёр, явившийся основоположником современного искусства  дирижирования; он был талантливым поэтом­ драматургом ­ создателем либретто своих опер ­ и  одарённым публицистом, теоретиком музыкального  театра. Такая разносторонняя деятельность, наряду с  кипучей энергией, титанической волей в утверждениисвоих художественных принципов привлекли к музыке  Вагнера всеобщее внимание. Его идейно­творческие  достижения вызывали горячие споры и при жизни, и  после его смерти. Они не утихли и по сей день. Возвращение рыцарства 1846 год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение  надежд и неожиданный триумф, он жаждет  преобразований. Мечты о новой опере, о новом  искусстве, способном изменить человека к лучшему,  приводят его в мир древних мифов и легенд. Он почти  живёт в Национальной библиотеке среди средневековых  манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад  видит своих современников ­ такими, какими они  должны быть! Он очарован старинной легендой о рыцаре­лебеде.  Столетиями ходила она по Европе, вдохновляя  трубадуров и миннезингеров, и те слагали сказания орыцарском пути, о Братстве рыцарей, живущих в  небесной стране, и о его посланниках, всегда готовых  прийти на помощь людям, встать на защиту чести и  справедливости. Когда же открывается их тайна, верные  священному обету, они возвращаются на свою родину в  лебединой ладье. Из­под пера композитора начинает рождаться музыка,  какую никто раньше не слышал, ­ бесконечно льющаяся,  наполняющая светом и внутренней силой. Охваченный  необычайным вдохновением, он за несколько дней пишет  план оперы, объединяя многие легенды в одну ­ историю  о Лоэнгрине, сыне Парсифаля. Принцесса Эльза, оклеветанная, обвинённая в убийстве  брата и ждущая приговора, видит во сне прекрасного  юношу в серебряных латах, пришедшего спасти её.  Утром на суде, по старинному обычаю, король  вопрошает, найдётся ли рыцарь, готовый в поединкезаступиться за неё. Никто не осмеливается, и  отчаявшаяся Эльза говорит о рыцаре из сна. Вдруг перед  изумлённой толпой появляется ладья, влекомая лебедем, а в ней ­ тот самый рыцарь! Он вступает в поединок и  побеждает клеветника, благородно даруя ему жизнь.  Справедливость в королевстве восстановлена, и вот уже  назначена свадьба Эльзы и прекрасного незнакомца. Он  просит только об одном ­ чтобы девушка не спрашивала,  кто он и откуда. Но яд сомнений всё же проникает в  сердце Эльзы. Нарушив клятву, данную рыцарю, она всё­ таки задаёт роковой вопрос… Вновь появляется  лебединая ладья: расставание влюблённых неизбежно. На прощание Лоэнгрин открывает перед всеми свою тайну ­  он поёт о загадочной стране Монсальват, о своём отце  Парсифале, о Братстве рыцарей и их миссии… В судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел и свою собственную  судьбу. Судьбу Художника ­ нести людям свет, идеалылюбви и справедливости, зная, что обыватели не поймут  и не примут. Но он верил в силу Искусства исцелять и  очищать души людей. «Я писал музыку к «Лоэнгрину» и  как будто набрёл на источник живой воды среди  пустыни; «Лоэнгрином» я как бы расставался со своим  прошлым и намечал новый мир в будущем, мир,  рисовавшийся всё более и более как прибежище от  пошлости современного театра и оперы». На одной из постановок «Лоэнгрина» побывал принц  Людвиг Баварский. Он вырос и был воспитан в  атмосфере рыцарских легенд и преданий старины, а  Лоэнгрин был его любимым героем. Музыка потрясла  Людвига! В то время Вагнер был на грани отчаяния, ни  одно из его усилий не увенчивалось успехом, к тому же  он вынужден был скрываться от преследования властей  за участие в революции. Но он не переставал верить, что  судьба поможет ему…Вскоре молодой Людвиг стал королём Баварии. Первое,  что он сделал, ­ разыскал автора «Лоэнгрина». И сам,  словно Лоэнгрин, пришёл на помощь композитору,  которого почитал. Он пригласил Вагнера в Мюнхен, стал  его соратником и покровителем. Вместе они мечтали о  новых временах, о новых рыцарях, о новом искусстве.  Вагнер продолжил сочинять «рыцарские» оперы и  построил специально для их постановок в Байройте  театр ­ театр своей мечты. А Людвиг стал строить чудо­ замки, и один из них ­ удивительный Нойшванштайн,  «Новый лебединый утёс». Внешне замок напоминает  лебедя, а внутри расписан сценами из рыцарских легенд.  Но не для короля и свиты, не для людей предназначался  этот замок. Там должны были поселиться мечты! Чтобы  в каменной лебединой ладье отправиться дальше во  времени, даря тем, кто ищет и ждёт, надежду, что  Рыцари вернутся.Борис Хомичев (из журнала «Человек без границ») Вопросы и задания: 1. Послушайте два различных музыкальных  произведения ­ II часть Симфонии № 7 Л. Бетховена и –  Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера.  Наверное, каждый согласится, что звучание этих  фрагментов обладает огромной силой воздействия. В  чём заключается эта сила? 2. Согласны ли вы, что звучание Симфонии Бетховена  вызывает одинаковые чувства у всех слушателей?  Можно ли то же сказать о произведении Вагнера? «Мелодия ­ душа музыки» Содержание: 1. Мелодия ­ важнейшее средство музыкальной  выразительности.2. Мелодия как синоним прекрасного. 3. Проникновенность лирической мелодии в  «Серенаде» Ф. Шуберта. Музыкальный материал: 1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада»  (слушание); 2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и  стилевые основы музыки (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 2. Воспринимать характерные черты творчества  отдельных композиторов (Ф. Шуберта).3. Узнавать по характерным признакам (интонации,  мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов  (Ф. Шуберта). Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли… Ш. Гуно Если ритм присутствует везде ­ и в природе, и в  искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке.  Именно с мелодии и начинается музыка как особое  искусство. В переводе с греческого это слово означает «пение»  «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была,  наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили  столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи  их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться  хотя бы с половиной из них.Давайте и мы попробуем сочинить мелодию. Заманчиво  сверкают клавиши рояля: пожалуйста, мы к твоим  услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить  какую­нибудь песенную мелодию. Вспомните какие­нибудь стишки, ну, скажем, такие:     Чижик, пыжик, где ты был?     На Фонтанке воду пил... А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки,  ритмично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким придётся... Ну, что? Не получается мелодия? Ничего  удивительного. Далеко не каждый набор звуков   мелодия. Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­ нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух  человека. Звуки в мелодии должны ладить между собой,  как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга. Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вотиногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с  мелодиями, которые кажутся нам... немелодичными. А  знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­ ем. В чём тут дело? Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен  сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие  современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал будущее, и его мелодии доставляют нам наслаждение  через 100 лет после его смерти. То же самое было с  Вагнером, Листом и многими другими замечательными  композиторами». Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и  привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной  музыкой, ваш слух станет гибким, послушным и научится понимать самые разные музыкальные языки.Первая услышанная, первая пропетая мелодия  становится одновременно и первой музыкой в жизни  человека. В ней есть то, что позволяет нам провести  границу между звучаниями природы и той музыкой, в  которой выражена человеческая душа. Не случайно П.  Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил:  «Мелодия ­ душа музыки», ибо где, как не в ней ­ то  светлой и радостной, то тревожной и сумрачной ­  слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги,  раздумья... Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось  ему наиболее прекрасным в окружающем мире, ­ пение  лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или  силуэт далёких гор. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение:  «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает;но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии  вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший  предел человеческих чувств. Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия  воздействует совсем иначе. Она не требует никаких  внешних физических проявлений ­ ни движений, ни  постукиваний в такт. Её восприятие происходит в  глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую  мелодию, хочется даже закрыть глаза ­ ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим  чувствам. Чем же объясняется воздействие мелодии? Может быть, тем, что вначале, задолго до создания  музыкальных инструментов, она принадлежала голосу –  человеческому голосу, пением выражавшему то, что  бессильны были выразить слова?Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта  ­ одну из самых проникновенных лирических  (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных  для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся  ночью в честь возлюбленной. Жанр серенады появился как вокальное или  инструментальное произведение, исполнявшееся обычно  вечером или ночью в знак уважения или любви к какому­ либо лицу. Часто это была песня с гитарным  аккомпанементом под окном любимой. После смерти Шуберта его последние четырнадцать  песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в  свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие  шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник» и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике  четвёртой. Выдающуюся популярность эта лирическая песня наслова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела,  прежде всего благодаря певучей мелодии широкого  дыхания. Большинство её фраз завершаются  мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные  призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное  свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное  сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно  много раз вторит в различных регистрах вокальной  партии, как бы создавая атмосферу нежной  мечтательности ­ то трепетной, то восторженной. Этому  способствуют красочные сопоставления с минором  одноименного мажора ­ приём, очень характерный для  гармонического языка композитора. Серенада (текст песни) Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. ШубертаПеснь моя летит с мольбою тихо в час ночной. В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой. При луне шумят уныло листья в поздний час, Листья в поздний час. И никто, о друг мой милый, не услышит нас, Не услышит нас. Слышишь, в роще зазвучали трели соловья, Звуки их полны печали, молят за меня. В них понятно всё томленье, вся тоска любви, Вся тоска любви. И наводят умиленье на душу они, На душу они. Дай же доступ их призванью, ты душе своей, И на тайное свиданье ты приди скорей! Ты приди скорей! В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства,  которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночнойчас: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую  встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта ­ о счастливой  любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же  её мелодия открывает нам очень многое ­ то, чего нет в  словах и о чём вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней,  ­ вот содержание произведения, в котором перечислено  всё, кроме самого главного. Главное же заключено в  мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали  даже в самой счастливой любви и как может быть  печален человек даже в своей радости. Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как  инструментальное произведение для фортепиано и даже  для оркестра. Слушание «Серенады» на выбор педагога: 1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп.  И. Архипова на русском языке)3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли­Квёрка – баритон, Ян Партридж –  фортепиано) 4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь».  2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь»  (симфонический оркестр) Музыкальная кавер­версия, сделанная композитором и  аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады»  Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина  Туманова ­ женский вокал, Андрей Дунаев ­ мужской  вокал. Музыкальная кавер­версия ­ авторская музыкальная  композиция (часто известная) в исполнении другого  музыканта или коллектива. Исполнение кавер­версии  может содержать элементы оригинальной музыкальной  композиции, на которую накладываются элементы новой  музыкальной аранжировки.В современной интерпретации эта песня, летящая в  пространстве, обрела сегодня куда большую  масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что­то потеряла, что­то нашла, но она, как и  весь мир, находится в процессе развития ­ не всегда  простого. Мелодия ­ «одно из древнейших и универсальных  проявлений творчества человека», не зря мы говорим:  «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает ­  чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно  этому учиться: впитывать опыт других, впитывать  красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия,  но в проверенной временем музыке великих  композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена,  Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других ­ так  много состояний, образов, оттенков, что можно её  открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но втом, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас. «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края  вечности и даёт нам возможность в течение нескольких  минут постичь её величие», — писал Томас Карлейль. Вопросы и задания: 1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма? 2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия ­ душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф.  Шуберта. 3. Какие музыкальные инструменты могли бы  исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта? От адажио к престоСодержание: 1. Основные темпы в музыке. 2. музыкального произведения. Зависимость музыкального темпа от характера  3. Медленные величественные темпы как выразители  углублённых образов (на примере органной хоральной  прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). 4. Зажигательный народный танец Италии ­ тарантелла  (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж.  Россини). 5. Изменения темпов в музыкальных произведениях (на  примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти  Сергея Есенина» Г. Свиридова). Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю  к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);2. 3. Дж. Россини, стихи К. Пеполи. «Неаполитанская  тарантелла» (слушание); Г. Свиридов. «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея  Есенина» (слушание); 4. И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я.  Родионова. «Нам день приносит свет зори...» (пение); 5. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Три белых коня»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и  стилевые основы музыки (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 2. 3. Воспринимать характерные черты творчества  отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоциональногосодержания (с учётом критериев, представленных в  учебнике). 4. Наблюдать за развитием одного или нескольких  образов в музыке. 5. Анализировать приёмы взаимодействия и развития  одного или нескольких образов в произведениях разных  форм и жанров (с учётом критериев, представленных в  учебнике). 1 урок «Библия музыканта начинается словами: Вначале был ритм» (Г. фон Бюлов)  Стремление музыкального ритма к преодолению  «земного притяжения» метрической пульсации – одно из  проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у  человека пульс бьётся не всегда ровно, он ускоряетсяили замедляется в зависимости от его переживаний,  волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном  произведении, то обнаружится, что оно не всегда  одинаково. Где­то ритм поддерживает спокойное и  неторопливое повествование, где­то, наоборот,  включается в стремительное движение музыкального  потока, где­то нарочито (нарочито – намеренно,  специально) замедляется и даже как будто замирает. Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической  выразительности музыки ­ её скорости, или темпу. Музыка за долгие века своего существования научилась  движению во множестве темпов ­ от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет  своё название, обычно на итальянском языке. Так,  например,Adagio (адажио) означает «медленно», Moderato (модерато) – «умеренно», Аllеgrо (аллегро) – «скоро», Presto (престо) – «быстро», Presto prestissimo (престо престиссимо) – «в высшей  степени быстро». Рядом с этими названиями могут применяться  обозначения усиливающего (molto ­ мольто – «очень»)  или сдерживающего характера (mа nоn troppo ­ ма нон  троппо – «но не слишком»). Музыкальный темп в огромной степени зависит от  содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нём преобладают. Музыка созерцательного, углублённого характера редко  имеет быстрый темп. Музыка же весёлого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает  медленной. Вот почему, даже не зная многихмузыкальных произведений, мы можем заранее угадать  их темп по тому, что известно об их содержании или  жанре. Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха.  Как должны они звучать?  Прежде всего вспомним, что орган был первоначально  церковным инструментом и с его звучанием связывались  самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и  хорал возник как церковное песнопение, и лишь со  временем некоторые композиторы стали включать  мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения. Духовная музыка, просветлённая, свободная от суеты  мира, представляет собой царство медленных и  величественных темпов, то спокойно­отрешённых, то  исполненных затаённой горести, но всегда благородно­ сдержанных. «Прекрасное должно быть величаво» ­ этислова А. Пушкина в полной мере относятся к данной  области музыкального искусства. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе,  Господи» И. С. Баха отличается особой, печальной  красотой, свойственной многим произведениям  композитора. Мелодия хорала, изложенная в верхнем  голосе, столь выразительна, что напоминает пение. Неторопливый темп в этой прелюдии предстаёт как  выражение строгости и собранности, глубокой  сосредоточенности музыкальной мысли. Совсем по­иному звучат в музыке быстрые темпы.  Быстрые темпы ­ это мир живых и радостных эмоций,  стремительных танцев, движений, душевных порывов. 3авязалась, закипела, Все идёт живей, живей, Обуяла тарантелла Всех отвагою своей ...Эй, простору! Шибче, скрипки! Юность мчится! С ней цветы, Беззаботные улыбки, Беззаветные мечты! Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы»  итальянского композитора Дж. Россини. Тарантелла ­ один из самых жизнерадостных и  зажигательных народных танцев Италии. Быстрый темп ­ Allegro con brio (аллегро кон брио) –  «быстро, с жаром» ­ кажется ещё более стремительным  благодаря непрерывному движению трёхдольных  ритмических фигур, а также многочисленным  подбадривающим возгласам и повторам. Вопросы и задания: 1. Почему органная хоральная прелюдия И. С. Баха «Я  взываю к Тебе, Господи» звучит в неторопливом темпе?2. Представьте мысленно, что «Неаполитанская  тарантелла» зазвучала бы в медленном темпе.  Изменился бы её характер? 3. Назовите известные вам музыкальные произведения,  написанные в быстром или медленном темпе. Как вы  думаете, почему эти произведения написаны именно в  этих темпах? 4. Запомнили ли вы итальянские обозначения  музыкальных темпов? Выполните задание в дневнике. 2 урок Как мы уже отмечали, единый темп редко сохраняется  на протяжении всего произведения. Только в маленьких  пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и  нюансам музыкального развития, то чуть ускоряясь, то  замедляясь.Более крупные произведения вообще, как правило,  строятся по принципу контрастного чередования  разделов: быстрые части или фрагменты сменяются  медленными. Это помогает более глубоко раскрыть  музыкальное содержание и способствует большему  вниманию со стороны слушателей. Давайте вспомним, как звучит хор «Поёт зима – аукает»  из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея  Есенина». Музыкальный темп на протяжении звучания  неоднократно меняется, следуя за изменениями  поэтического сюжета. Но и само стихотворение имеет  свою собственную динамику темпа, рассказывая нам о  «песнях и плясках» суровой зимы. Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки шаловливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежныеУ мёрзлого окна, И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. В начале стихотворения мы слышим, как звенит  мохнатый лес, укачиваемый зимним ветром, затем­ как  кружит во дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревёт вьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образа соответствует нарастание темпа: музыка звучит  всё быстрее и быстрее. И лишь на словах «И снится им  прекрасная, / В улыбках солнца ясная / Красавица весна» в музыке наступает успокоение, темп становится  неторопливым, принося ощущение весеннего тепла и  безмятежности. Вот как выглядит схема темповых изменений в хоре  «Поёт зима – аукает»:«Поёт зима­ аукает» ­ = 84  «А по двору метелица» ­ = 88  «А вьюга с рёвом бешеным» ­  = 92  Оркестровый эпизод ­ =104­108  «И снится им прекрасная» ­ = 88  Заключение ­ = 63  Раньше темпы в музыке определялись приблизительно,  по настроению. Но иногда композиторы хотели  обозначить темп очень точно. В начале XIX века  немецкий механик Иоганн Мельцель специально для  этого изобрёл метроном. Теперь часто можно встретить в нотах кроме обычных обозначений темпа ещё и  метрономические, цифровые. Например, ♩ = 120. Это  означает, что за одну минуту должно прозвучать 120  четвертных нот. Нужная скорость легко находится по  метроному. Иногда перед такими обозначениямиставятся буквы ММ, что означает «Метроном  Мельцеля». О чём же рассказывает музыкальный ритм? Что слышится нам в мерной поступи метра, в  причудливом и порой неожиданном рисунке ритма;  какую загадку таят музыкальные темпы? И как всё это,  сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное  произведение? Наверное, в каждом из нас живут представления о  красоте. И мы, современные люди, в этих представлениях ушли не так уж далеко от древних греков, живших двадцать  столетий назад. То, что казалось прекрасным в те  далёкие века, что породило такие неумирающие шедевры гармонии, как Парфенон или афинский Акрополь,остаётся прекрасным и сейчас, рождая красоту не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах, рисунках  или песнях. Мы видим, что из всех искусств только музыка способна  показать нам красоту в движении, в развитии, в её  становлении. А. Блок говорил, что в мире «…катятся  звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как  сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В  них ­ наши радости и надежды, поражения и  разочарования, всё, чем полна человеческая жизнь. Лишь  музыке подвластно выразить это грандиозное  непрекращающееся движение ­ движение звёзд и земли,  океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка  доносит до нас живой ритм давно ушедших времён. И хотя мы знаем, что музыка никогда не воздействует  какой­либо одной своей стороной, выступая всегда в  единстве всех выразительных средств, всё же отдадимдолжное ритму. Ведь не случайно выдающийся музыкант  Г. фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается  словами: вначале был ритм». Вопросы и задания: 1. Почему в хоре «Поёт зима – аукает» из кантаты Г.  Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина» темп  многократно изменяется? С чем это связано? 2. Почему именно ритм является основой музыки? 3. Как вы думаете, могла бы музыка существовать без  ритма? 4. Как вы можете объяснить слова: «Порядок,  симметрия ­ коренные свойства ритма». 5. Приведи примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет себя ритм.Диалог метра и ритма Содержание: 1. Отличие между метром и ритмом.2. Особенности взаимодействия между метром и  ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А.  Хачатуряна. 3. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л.  Бетховена. Музыкальный материал: 1. А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ»  (слушание); 2. Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент  (слушание); 3. П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. «Добрая  столица» (пение); 4. М. Славкин, стихи Э. Фарджен. «Новый год» (пение). Характеристика видов деятельности: