Урок: «Вначале был ритм»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Многообразные проявления ритма в окружающем мире. 2. Ритм - изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. 3. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»). Музыкальный материал: 1. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (слушание); 2. В. Моцарт. Хор «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»; 3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.
Иконка файла материала 6.docx
«Вначале был ритм» Содержание: 1. Многообразные проявления ритма в окружающем мире. 2. Ритм ­ изначальная форма связи человека с жизнью.  Порядок, симметрия ­ коренные свойства ритма. 3. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса  (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»). Музыкальный материал: 1. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (слушание); В. Моцарт. Хор «Волшебные колокольчики» из оперы  2. «Волшебная флейта»; 3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода» из  телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение).Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение средств художественной  выразительности (метроритма) в создании музыкального  произведения (с учётом критериев, представленных в  учебнике). 2. Рассуждать об общности и различии выразительных  средств музыки и изобразительного искусства.   В ритме есть нечто волшебное; Он заставляет нас верить, Что волшебное принадлежит нам… И. В. Гёте Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире.  Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и  ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца.Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их  симметрично расположенными окнами, колоннами и  лепными украшениями. Всё это говорит о том, что ритм  является одной из первооснов жизни: он присутствует в  живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме  морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе  любого дерева, любого сучка. Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключён  ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные  ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с  первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся  различать и понимать слова. Приходилось ли вам задумываться когда­нибудь, почему  маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки  колыбельной песни? Почему они тут же начинают  приплясывать, если поёшь им какую­нибудь музыкальную  прибаутку? Ведь ребёнок ещё не учился ничему и не знает,что на музыку следует как­то реагировать ­ двигаться,  танцевать и т. д. Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм  наиболее близок восприятию человека. Воздействуя на него,  он способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная  реакция ­ это уже диалог, общение человека с внешним  миром, первое ощущение единения с ним. Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма  связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Люди издавна стремились понять природу музыкального  ритма. Господство ритма во всех сферах жизни позволило  ещё во времена Античности выдвинуть музыку на первый  план в устройстве Вселенной. Например, древнегреческий философ и математик Пифагор  представлял мир как некий вселенский музыкальный  инструмент. Этот инструмент управлялся «музыкой сфер» ­звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных  сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились  четыре начальных божественных числа (1 ­ 2 ­ 3 ­ 4). Они  вносили в строение и понимание Вселенной порядок и  гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия (симметрия –  соразмерность, пропорциональность частей целого),  наделялся и нравственными качествами. Пифагореец  Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и  гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны,  беспорядок же и асимметрия (асимметрия – отсутствие  симметрии) безобразны и вредны». Порядок, симметрия ­ коренные свойства ритма. Мы  находим их в самых разнообразных музыкальных сочинениях ­ от незатейливой детской песенки до сложных оперных и  симфонических произведений.Вот известное вам произведение В. А. Моцарта – хор  «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта».  Спойте (послушайте) его, и вы сразу почувствуете лёгкость,  естественность, соразмерность ритма и мелодии. Наверное,  поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и  детьми. Несмотря на симметрию и порядок музыкального ритма,  именно в музыке он достигает наибольшего многообразия.  Именно ритм придаёт неповторимый облик музыкальным  жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и  полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную  поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти  ритмы так характерны (характерный – с ярко выраженными  особенностями), что без труда улавливаются в сочинениях  более сложных жанров ­ симфониях, романсах, ариях. А  порой характерные ритмы можно услышать даже в звуках  окружающего мира.Так, И. Штраус – «король вальса» утверждал, что первые  такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он  уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал. Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой ­ так  естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы,  духа, культурных традиций своей страны. Музыка Иоганна Штрауса, титулованного «короля вальса»,  давно превратилась в символ блестящего праздника жизни.  Красота штраусовских мелодий, роскошь оркестровых  красок, изобретательность и остроумие его танцевальных  пьес уже более двух веков неотразимо воздействуют на  любую публику – от простых слушателей до знаменитых  музыкантов мира. Знаменитый австрийский композитор и дирижёр Иоганн  Штраус родился в Вене. Его отец – Иоганн Штраус­старшийбыл прославленным австрийским композитором и  дирижёром. Штраус­сын прославился как создатель  классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано: его первый вальс был написан им в 6­летнем возрасте. Всего Штраус написал около 500  танцевальных пьес, большинство которых составляют  вальсы. Популярность во всём мире приобрели его вальсы  «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и  «сказки Венского леса». Широко известны и другие танцы  Штрауса – польки, кадрили, галопы. Сочинял Штраус с удивительной лёгкостью. Он создавал  вальс за 1­2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги,  Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на  собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках  и простынях. Он стал всеобщим любимцем, создав  невероятное количество танцевальных мелодий.Музыка Штрауса до сих пор царит на балах не только в  Австрии, но и во многих других странах мира. В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма  вальса – этого популярного бального танца XIX века?  Прежде всего в его музыкальном размере ­ 3/4. В этом  размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и  французские, русские, немецкие ... Чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого  танца. Замечательная музыка вальса «Сказки венского леса»  получила всенародное признание не только у себя на родине, в Австрии, но и во всём мире. Вопросы и задания: 1. Приведите примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет  себя ритм?2. Какое значение придавалось музыкальному ритму в  эпоху Античности? 3. В чём же заключаются особенности ритма вальса?  Расскажите на примере вальса И. Штрауса «Сказки  венского леса». 4. Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма  на картине С. Боттичелли «Весна»? С ритмом какого  музыкального жанра вы бы сравнили ритм этой картины?  Почему?Единство музыкального произведения Содержание: 1. С чем проявляются традиции и новаторство в  музыкальном произведении. 2. Средства музыкальной выразительности, их роль в  создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал:1. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»  (слушание); 2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая  красавица» (слушание); 3. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение средств художественной  выразительности в создании музыкального произведения. 2. Владеть отдельными специальными музыкальными  терминами, отражающими знание средств музыкальной  выразительности. «Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Р. Шуман...Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро  раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои  старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже  звучит, и вы захвачены ею. Оркестр играет интродукцию (интродукция ­ слово  латинского происхождения, означает «введение» ­  краткое вступление к оперному или балетному  спектаклю) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая  красавица». О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается мощное  и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие»,  изломанные мелодические линии, резкое звучание  диссонантных (диссонанс ­ сочетание двух или нескольких  звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово  «диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что  значит «нестройное звучание») аккордов, грозные кличидуховых инструментов создаёт музыкальный портрет злой  феи Карабос. Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в  волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего  аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это тема  феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми  красками консонантных (консонанс ­ благозвучное  сочетание двух или более звуков. В переводе с латыни  consonantia означает «согласное звучание») аккордов.  Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея  противостоять натиску злобной Карабос? Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи  Сирени. Сначала мелодию исполняют только два  инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут  скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она  звучит у медных духовых инструментов торжественно ипобедно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение? Издавна торжественные церемонии встреч, парадов,  приветствий открывались праздничными сигналами фанфар.  Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие  звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии  стали называть фанфарными. Они всегда связаны с  выражением радости. А если их к тому же исполняют  медные духовые инструменты, то они приобретают  героический, торжественный характер. Поэтому, слушая  интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос,  добро одолеет зло. Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от  речи? Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его  словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония,  тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка ... Всеми этими элементами музыкального языка в их  всевозможных сочетаниях пользуются композиторы,  создавая музыку. Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и  ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле  будет ещё существовать, то те же семь основных тонов  нашей гаммы, в их мелодических и гармонических  комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё  служить источником новых музыкальных мыслей.  П. ЧайковскийМузыкальное произведение мы обычно воспринимаем  целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно,  порой просто невозможно выделить в его звучании что­то  одно ­ мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в  своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело  ведь не в том, что он изобретает какие­то новые средства  выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их  своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о  людях. Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела.  Возьмите любую простую вещь ­ два разных человека  сделают её совершенно по­разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только  мастерство, но и душевную энергию ­ ведь в их создании  участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование  и многое­многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому,  что два композитора, живущие в одно время и в однойстране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две  разные скрипки одного мастера. Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся  обычно к двум сторонам ­ традиции (традиция – то, что  унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора. Почему необходимо обращение к традиции? Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не  приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока  и впадает в своё море; мастерству предшествует  ученичество, зрелости ­ юность ... Новая песня рождается из  песенных особенностей своего времени, новый ритм ­ из  ритмических, новый тембр ­ из тембровых. Любое явление,  взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его  уникальность (уникальный – единственный в своём роде),  неповторимость? Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы  сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то,  чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг  творчества, как и любой миг, неповторим. Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно  проявляется? В биографии композитора? В названиях его  произведений? Отчасти ­ да. И жизнь композитора, и названия его произведений, ­ всё это  помогает нам понять многое в его творчестве. Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в  которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли  самое полное своё выражение.И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень  разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм,  а в других ­ мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный  мир гармонии, в других ­ в многокрасочное тембровое  царство. Это естественно: ведь в каждом произведении  общий замысел диктует выбор необходимых средств  выразительности. Было бы странно, если, например, образы сказочного мира  вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в  красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно,  если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью  линий, и т. д. К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по­ прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а  испанские танцы быстры и ритмичны. Каждое настроение, каждое чувство, переживание и  характер имеют своих музыкальных «представителей». Что­то выражает себя в мелодии, что­то ­ в гармонии, а что­то ­ в особенных динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к тому,  что называется, средствами музыкальной выразительности.  Эти средства образуются такими сторонами музыки, как  ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и  динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть  продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны  различные штрихи, входящие в понятие артикуляции,  ускорения и замедления темпа, образующие область  музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль  педали. Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь  подумать не только над тем, что музыка слагается из  различных сторон своего звучания, но и то, чем именно  выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и  разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальныхпроизведений, вы сможете выделить особенные черты,  появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и  образующие ту неповторимость «лика», которая всегда  отличала великие произведения музыкального искусства. Вопросы и задания: 1. Что образует единство музыкального произведения? 2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?3. Послушайте Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин»  Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия  этой музыки связана с единством всех её выразительных  средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь  охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии,  тембров, динамики. (Описание произведения в уроке «В чём сила музыки») Музыка объединяет людей Содержание:1. Созидательная сила музыки (на примере мифа о  строительстве города Фивы). 2. Преобразующее воздействие музыки (на примере оды  древнегреческого поэта Пиндара). 3. Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л.  Бетховена. Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент  (слушание); 2. Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. 2. Рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека.3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и  стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике). Что­то в музыке… Первородное, первозданное, Богатырское и былинное, Что­то смелое и решительное, И прямое, как высота, Что­то самое значительное – Человечность и доброта. В.  Боков Сила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке,  далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она  направлена на созидание.Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её,  становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По  этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в  какое­то другое, не своё положение; мне под влиянием  музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не  чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то,  чего не могу». Не случайно повествований о созидательной (созидательный  – создающий что­нибудь) силе музыки гораздо больше, чем о  разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей  игрой на лире заставлял камни складываться в стены,  которые стали стенами древнего города Фивы. Волшебное действие музыки, способной укрощать все  грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде  древнегреческого поэта Пиндара.«Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмно­ кудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества;  твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной  рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На 3евсовом  скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову черным  облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая его вежды (веки). Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте  плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес,  далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью:  вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств». Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться звукам  музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями»  многих сказок различных народов мира. О состязаниях  певцов слагаются легенды.Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии  Мидас был судьёй на музыкальном состязании бога  Аполлона и Пана (в ином варианте ­ Марсия). В ходе  состязания Аполлон прибег к нечестному приёму ­ он  перевернул свою лиру и играл на ней в таком непривычном  положении. Пан попытался сделать то же самое со  своей флейтой и не смог извлечь ни одного звука. В  результате победителем оказался Аполлон. Царь Мидас  опрометчиво присудил, учитывая малопривлекательный  поступок Аполлона, первенство Пану, за что Аполлон  наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот был  вынужден всю жизнь прятать под фригийским колпаком  (отсюда выражение: «ослиные уши Мидаса»). Из всего этого множества вымышленных и правдивых  историй мы видим, что в восприятии людей музыка  предстаёт как сказочная фея и чародейка, котораяубаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас  и поддерживает, украшает нашу жизнь. Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей  для общих дел и для радостей, для укрепления духа,  способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её  воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как  когда­то потерпели поражение сладкоголосые сирены,  погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более  могущественной, чем их собственная. Это противостояние светлых и темных сил вечно, подобно  вечности самого искусства. И когда мы слушаем  мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или  концерты Рахманинова, то находим там ту же вечную  проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они  появились в этом мире. Какой ответ даёт нам музыка?Слушая её великие произведения, в какие бы глубины  печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы всегда  чувствуем главную направленность её устремления: только  ввысь, только к свету. И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость. Р. Роллан Послушайте грандиозный финал последней, девятой  симфонии Бетховена – величайшее произведение  композитора, известное и любимое во всём мире.   Это величайший итог духовного восхождения, воздвижение  величественного музыкального храма, в котором идея  человечества и человечности достигла поистине  грандиозного масштаба. Не случайно в финале симфонии  звучат голоса солиста, ансамбля и хора, сообщающие  гениально простой «теме радости» силу и мощь людского  единения.История мировой музыки знает немало великих  композиторов, творчество которых пережило века, но лишь  одного Бетховена люди назвали ТИТАНОМ. Это был не  только титан­художник, но и титан­человек, потому что в  искусстве, как и в жизни, он преодолевал предрассудки  своего времени, поддерживал стремление к свободе народов, просыпавшихся от долгого сна, в который их погрузила  история, достойно устранял все препятствия, встававшие у  него на пути, и возносился выше всех горестей, которые  сопровождали его до последнего часа жизни. Людвиг ван Бетховен родился в канун славной эпохи, когда  Европу, охватила новая идея ­ идея свержения феодального  строя. Эта идея была своего рода ферментом, будившим в  народах новые силы и энергию. Художник, умевший  возбуждать и вдохновлять души, ставший отголоском  бурных событий своего времени, Бетховен считается  музыкантом­революционером. И в этом есть глубокаяистина, ибо великий композитор раньше других понял, что  для того, чтобы человек мог свободно выражать свои мысли  и высвобождать зреющие в нём силы для создания нового,  свободного и справедливого мира, следует разрушить  многочисленные барьеры, разбить множество цепей и  распахнуть как можно больше окон ­ чтобы свет, свежий  воздух и счастье вошли даже в самые бедные дома. Вот о чём говорил Бетховен в своей музыке; он считал, что  «искусство ­ это республика, в которой каждый обязан  совершить всё добро, на которое он способен, даже в самых  суровых условиях». Условия, в которых жил Бетховен и в которых он создавал  свои замечательные произведения, были поистине суровыми.  Он родился в бедной, терзаемой страшной нуждой семье и с  большим трудом добился права изучать музыку и  зарабатывать себе на хлеб. Самое близкое существо – родной племянник, в которого он вложил столько надежд,разочаровал его своим поведением, а в конце жизни его ждал самый страшный удар, который может постичь музыканта:  потеря слуха. Месяцами и годами он лечился у равных врачей в надежде  восстановить слух, но чем чаще становились визиты к  знаменитостям, тем суровее звучал приговор. Любой другой человек пал бы под тяжестью такого  несчастья, но Бетховен как подлинный титан преодолел свою боль и отчаяние. «Я хочу научиться мужеству терпения, ­  записал он в своей тетради. ­ Если моё тело связано, дух  должен победить. То, чего я не могу услышать ухом, должно  угадать моё сердце. Я разобью кандалы, которые надела на  меня судьба; я хочу петь, петь для всех. О, человек! помоги  себе сам, раз тебе дана сила сделать это!» И титан победил, создав бессмертные произведения, мелодии которых и поныне звучат во всём мире как призыв к вере в  человека, к борьбе со злом и братству всех людей.Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в  своей гениальной музыке. Как будто человечество  вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и  пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину  будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой  симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств  только музыки. Он ввёл в симфонию слово ­ оду Шиллера «К радости». Ода к Радости (фрагмент) Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьянённые тобою Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди – братья меж собой.Хор Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, ­ Бог, в любви пресуществлённый! Кто сберёг в житейской вьюге Дружбу друга своего, Верен был своей подруге, ­ Влейся в наше торжество! Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз! Может быть, в способности наделять людей этой силой,  помогать им противостоять отчуждённости и холодному  одиночеству и состоит главное значение музыки, всегдаидущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому  сердцу. Вопросы и задания: 1. Известны ли вам какие­либо сказки, предания или  рассказы о волшебной силе музыки? Расскажите. 2. Как вы понимаете смысл мифа о строительстве города  Фивы? 3. В чём вы видите силу двух разных произведений –  Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрна «Сирены» К.  Дебюсси? 4. Назовите несколько различных по характеру  музыкальных произведений. Попробуйте дать им  определения: «Торжественное», «Задумчивое», «Весёлое»,  «Капризное» и т. д. 5. Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка  объединяет людей?Волшебная сила музыки Содержание: 1. 2. Многоплановость художественных смыслов в музыке  Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси. Музыкальный материал: 1. К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла  «Ноктюрны» (слушание). 2. К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»  (слушание по желанию учителя). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека.2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды  и красоты. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно­образное  содержание музыкальных произведений (правдивое ­  ложное, красивое ­ уродливое). 4. Исследовать значение литературы для воплощения  музыкальных образов. От сердца до неба Протянуты звонкие струны. Мне дорог весь мир… Валерий Брюсов Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции  состязались между собой в пении и игре на музыкальных  инструментах. Музыканты провозглашались пророками,  способными прозревать прошлое и предсказывать будущееблагодаря той чудодейственной памяти, которую заключало  в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком,  которому открылись ворота в Аид (в греческой мифологии – Царство мёртвых), это мрачное и таинственное место,  тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему  приблизиться. Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая  сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли  божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Не менее примечательна и та часть античных преданий,  которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было  известно, какую опасность таят в себе моря, населённые  демоническими (демонический – от слова демон – злой дух,  коварный) существами. Неминуемую гибель несла встреча с  сиренами, обитательницами морских островов.Что же зловещего таилось в этих загадочных существах –  полуптицах­полуженщинах? Ведь они не нападали на  мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было  ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое –  божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение  сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов  и погибали. Чернильною водой – морями глаже лака – Мы весело пойдём между подземных скал. О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака Взывающие: «К нам!» (из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье») Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на  лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо  острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залилвоском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от  искушающего гибельного призыва. Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси есть  пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет  ничего зловещего, это – яркая пьеса­картина, в которой  звучит и необозримое пространство морских далей, и  красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над  всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение  сирен, исполняемое женским хором. В образе сирен  воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из  вечных тем искусства. Слушание: К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла  «Ноктюрны». Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем  призыве, не столь уж частое, но очевидное доказательство  необыкновенной силы этого искусства.Лира. От сердца до неба протянуты звонкие струны… Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым  тембром, особой харизмой отражает одну из граней  человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у  вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе  звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства  пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота,  гармония, звёздное небо, Аполлон, Музы, Орфей?..  Чувствуете, мы ещё не слушали переборы струн, а в воздухе  уже что­то витает… Дивная музыка ­ Тайны гармонии Чуть пробуждаются, Тихо качаются В тенях безмолвной души… Валерий БрюсовГреческий миф рассказывает, что лиру изобрёл юный Гермес, вестник богов: однажды он отважился посягнуть на стадо  священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон,  стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с  просьбой, чтобы тот рассудил их. Гермесу ничего не  оставалось, как во всём признаться перед владыкой Олимпа.  Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры,  проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и  трёх струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки  наполнили долину. Изумлённый Аполлон с восторгом  слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру. Продолжая историю этого инструмента, другие мифы  говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже  семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и  принёс её в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющийсветом», его музыка очищала душу, исцеляла её, наполняла  небесной гармонией. Миф о любви Орфея и Эвридики рассказывает, что игрой на  лире Орфей мог заворожить не только людей: реки  останавливали своё течение, птицы, деревья и свирепые  животные ­ все замирали и внимали её звукам. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает от укуса змеи,  душа её направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей,  ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за  ней. Великая любовь Орфея вызвала сострадание в сердце  Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из  подземного мира, но с условием: если он оглянется и  посмотрит на неё, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня, он потеряет её навсегда. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его  одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою  возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе.Слушание: К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и  Эвридика». Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте? Оказывается, каждая струна лиры Орфея символически была связана с одним из божественных законов и с одним из  божественных достоинств души, пробудив которые, человек  мог познать свою истинную природу. Лира была связана и с  Музами, прекраснейшими дочерьми богини памяти  Мнемозины, присутствие которых было для людей  священным. Музы, молю ­ из толпы многогрешного рода людского Вечно влеките к священному свету скиталицу душу! – поётся в одном античном гимне. О лире мы знаем больше как об инструменте символическом, никто никогда не слышал её голоса. Но так хочется иногда  закрыть глаза и услышать звуки, которые, едва коснувшисьтебя, уносят прочь всю тяжесть, наполняют душу свежим  дыханием, пробуждают забытые, но дорогие сердцу мечты. Ведь лира звучит не только благодаря струнам… В ней  живёт тихий, но сильный зов Неба, который когда­то в неё  вдохнули Боги. Он звучит и сейчас, хотя струны лиры давно  умолкли. Давайте на миг остановимся и прислушаемся: может, звуки  лиры похожи на журчание чистого родника, на лёгкий  шелест ветра, играющего весенней листвой; а может, отзвук  серебряных струн слышится в чистом смехе ребёнка, в  шёпоте влюблённых, в вечной молитве материнского сердца? …Звуков по­прежнему не слышно, но в душе возникли  знакомые чистые и трепетные чувства… Анна Мироненко (из журнала «Человек без границ») Вопросы и задания:1. Почему только Орфею открылись ворота в Царство  мёртвых? 2. 3. 4. 5. Всегда ли сила музыки подчинена добрым намерениям?  Расскажите на примере пьесы К. Дебюсси «Сирена». Рассмотрите нотную запись темы сирен. Прослушайте её. Что слышится в её звучании? Звучание какого инструмента усиливает живописность  музыкального образа в «Сиренах» Дебюсси? Есть ли в кажущейся безмятежности ноктюрна Дебюсси  какой­либо оттенок грусти? Где вы его заметили? Каким  средством музыкальной выразительности он передаётся? «Мелодией одной звучат печаль и радость» Содержание:1. Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А.  Моцарта. 2. Разноплановость художественных образов в творчестве  Моцарта. 3. Выражение скорби и печали в «Реквиеме» В. А. Моцарта  (на примере «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта). Музыкальный материал: 1. В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». I часть.  Фрагмент (слушание); 2. 3. В. А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза» (слушание); Вокализ на тему «Лакримоза» из «Реквиема» В. А.  Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение) Характеристика видов деятельности:1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и  стилевые основы музыки (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 2. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу  музыкальные интонации при прослушивании музыкальных  произведений. 3. Воспринимать и соотносить характерные черты  творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А.  Моцарта). Стихия музыки – могучая стихия, Она чем непонятней, тем сильней. Глаза мои, бездонные, сухие, Слезами наполняются при ней. Она и не видна, и невесома, И мы её в крови своей несём. Мелодия всемирная истома, Как соль в воде, растворена во всём…Евгений Винокуров Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты  радости или в дни праздников. Даже среди серенад ­ большей частью грустных и задумчивых – можно найти  жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).  Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный –  изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А.  Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния  праздничной ночи! В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие  ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки,  исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не  сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и  чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало  несколько человек ­ ведь радость объединяет людей!Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный  оркестр ­ собрание виртуозных и выразительных  инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи. Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью  и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены,  необычайно музыкального города, где днём и ночью можно  было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость  изложения подчёркивает, что это не драматическая история,  а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка. Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский  певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому  венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних  украшений, уютный, большие окна, море света, кругом  зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин,  усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не  хочешь уходить. Это Моцарт».В этих искренних словах отражена лишь одна сторона  музыки Моцарта ­ та, что связана с самыми светлыми  образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей  многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи  мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только  светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и  разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не  только занят обычными делами ­ ходит в детский сад или в  школу, занимается спортом или играет на компьютере.  Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами,  пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы ­ проблемы добра и зла,  любви и ненависти, жизни и смерти.Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те  чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не  следует удивляться, когда тот же самый Моцарт,  написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт,  которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом ­  богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный  солнечный свет в музыке­ имя тебе Моцарт!» ­ создаёт одно  из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений ­  свой Реквием. Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни  посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном  из своих писем: «Передо мной моя погребальная  (погребальный ­ похоронный) песнь. Не могу оставить её  незавершённой». «Реквием» ­ последнее, произведение композитора и одно из  самых вдохновенных и глубоких музыкальных творенииXVllI века ... Заказ написать «Реквием» (траурную мессу) Моцарт получил в июле 1791 года. Заказчик, незнакомый композитору  человек в тёмном плаще, не пожелал открыть своего имени,  но с большой аккуратностью выплачивал обещанный  гонорар. Впоследствии, много лет спустя после смерти Моцарта,  выяснилось, что таинственный незнакомец был управляющим некоего графа Вальзега, меломана и музыканта­любителя.  Стремясь прослыть композитором, граф скупал чужие  сочинения, переписывал их от руки и выдавал за свои. Так  поступил он и с «Реквиемом», который в 1793 году был  исполнен как произведение графа Вальзега в память его  покойной жены. Когда в начале XIX века в печати появилось сообщение о предстоящей публикации «Реквиема» Моцарта,  возмущённый граф потребовал у вдовы композитора  возмещения убытков».«Реквием» Моцарта написан на традиционный латинский  текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далёком средневековье. Содержание текста ­ мольба ... о  даровании вечного покоя умершим, мистические картины  страшного суда, образ бога ­ грозного и милосердного,  карающего и прощающего. Этот канонизированный текст послужил Моцарту лишь  канвой, по которой устремилась его творческая мысль.  Гений композитора возвысился над церковными канонами.  Не погребальную мессу ­ Моцарт создал бесценный  памятник своей эпохи великих философов, революционеров, музыкантов... Его «Реквием» ­ это глубокая и мудрая  трагическая поэма о жизни и смерти, о судьбах личности и  всего человечества; это взволнованная, трогательная  исповедь человеческой души, живущей между отчаянием и  надеждой, правдивый рассказ о её сомнениях и страхах. И  что особенно важно, в музыке Моцарта рядом с религиознымсмирением, с готовностью предстать перед «высшим судом», клокочет мужественный, страстный протест и неприятие  смерти. Вот почему католическая церковь весьма неохотно  допускала исполнение моцартовского «Реквиема» в своих  службах, вот почему он стал преимущественно достоянием  концертной эстрады и пользуется несравненной  популярностью в наши дни. Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым  во всё чёрное, который однажды постучался в дом  композитора и передал этот заказ как поручение очень  важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы. Душевное состояние Моцарта в период работы над  Реквиемом с огромной драматической силой передалПушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как  говорил композитор о своих тревогах незадолго до смерти. Мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам ­ третий Сидит… Популярная легенда о том, что композитор был отравлен  своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет  под собой оснований. Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные  разделы после смерти композитора были дописаны его  учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения. Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах  создания Реквиема заключена его непостижимая глубина исила, воплотившая в себе последнюю волю великой души,  уже овеянной дыханием вечности? Моцарт остановился в начале «Lacrimosa», дальше он не мог  уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих  частей наступает состояние возвышенной лирической  скорби.  Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на  интонации вздоха и плача, одновременно являя образец  глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.  Необычайная задушевность и красота этой музыки сделали  её широко популярной. Вопросы и задания: 1. Какие настроения передаёт «Маленькая ночная  серенада» В. А. Моцарта? Как вы думаете, почему над этоймузыкой не властно время, почему её с удовольствием  слушают и взрослые, и дети во все времена? 2. Какие интонации звучат в «Lacrimosa» из «Реквиема» В.  А. Моцарта? 3. Задумайтесь: «Маленькая ночная серенада» и «Реквием»  принадлежат перу одного композитора. Почему, по­вашему, они такие разные? 4. Приведите примеры различных произведений одного  автора (из области литературы или живописи), которые  отличались бы контрастным характером. «Мелодия ­ душа музыки»Содержание: 1. Мелодия ­ важнейшее средство музыкальной  выразительности. 2. Мелодия как синоним прекрасного. 3. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф.  Шуберта. Музыкальный материал: 1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание); 2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и  стилевые основы музыки (с учётом критериев,  представленных в учебнике).2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных  композиторов (Ф. Шуберта). 3. Узнавать по характерным признакам (интонации,  мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф.  Шуберта). Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли… Ш. Гуно Если ритм присутствует везде ­ и в природе, и в искусствах,  то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии  и начинается музыка как особое искусство. В переводе с греческого это слово означает «пение» «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была, наверное,  колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий,  что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.Давайте и мы попробуем сочинить мелодию. Заманчиво  сверкают клавиши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам,  говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую­нибудь  песенную мелодию. Вспомните какие­нибудь стишки, ну, скажем, такие:     Чижик, пыжик, где ты был?     На Фонтанке воду пил... А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, рит­ мично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким  придётся... Ну, что? Не получается мелодия? Ничего  удивительного. Далеко не каждый набор звуков  мелодия. Оказывается, мелодия создаётся по определённым законам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Звуки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга. Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда,  слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с мелодиями,которые кажутся нам... немелодичными. А знатоки и  любители музыки слушают их с удовольствием. В чём тут  дело? Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен  сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие  современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал буду­ щее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100  лет после его смерти. То же самое было с Вагнером, Листом  и многими другими замечательными композиторами». Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть  к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной музыкой, ваш слух станет гибким, послушным и научится понимать самые разные  музыкальные языки. Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится  одновременно и первой музыкой в жизни человека. В нейесть то, что позволяет нам провести границу между  звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена  человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот  великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия ­ душа  музыки», ибо где, как не в ней ­ то светлой и радостной, то  тревожной и сумрачной ­ слышатся нам человеческие  надежды, печали, тревоги, раздумья... Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему  наиболее прекрасным в окружающем мире, ­ пение лесной  птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от  звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт  далёких гор. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из  наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и  любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии  вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел  человеческих чувств.Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение,  рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия  воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних  физических проявлений ­ ни движений, ни постукиваний в  такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом  плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже  закрыть глаза ­ ведь переживание музыки относится к самым  сокровенным человеческим чувствам. Чем же объясняется воздействие мелодии? Может быть, тем, что вначале, задолго до создания  музыкальных инструментов, она принадлежала голосу –  человеческому голосу, пением выражавшему то, что  бессильны были выразить слова? Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта ­  одну из самых проникновенных лирических (лирический –  нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Как илюбая другая серенада, она поётся ночью в честь  возлюбленной. Жанр серенады появился как вокальное или  инструментальное произведение, исполнявшееся обычно  вечером или ночью в знак уважения или любви к какому­ либо лицу. Часто это была песня с гитарным  аккомпанементом под окном любимой. После смерти Шуберта его последние четырнадцать песен,  написанные летом 1828 года, были выпущены в свет в  сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие шедевры  художественной песни, как «Город», «Двойник» и  знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике четвёртой. Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова  немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде  всего благодаря певучей мелодии широкого дыхания.  Большинство её фраз завершаются мечтательными взлётами.  Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти натайное ночное свидание. Звучанию гитары подражает и  фортепианное сопровождение в «Вечерней серенаде»  Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах  вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной  мечтательности ­ то трепетной, то восторженной. Этому  способствуют красочные сопоставления с минором  одноименного мажора ­ приём, очень характерный для  гармонического языка композитора. Серенада (текст песни) Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной. В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой. При луне шумят уныло листья в поздний час, Листья в поздний час. И никто, о друг мой милый, не услышит нас, Не услышит нас.Слышишь, в роще зазвучали трели соловья, Звуки их полны печали, молят за меня. В них понятно всё томленье, вся тоска любви, Вся тоска любви. И наводят умиленье на душу они, На душу они. Дай же доступ их призванью, ты душе своей, И на тайное свиданье ты приди скорей! Ты приди скорей! В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную  грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное,  «Серенада» Шуберта ­ о счастливой любви: наступит день,  влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам  очень многое ­ то, чего нет в словах и о чём вообще  рассказать очень трудно.Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, ­  вот содержание произведения, в котором перечислено всё,  кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии,  рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой  счастливой любви и как может быть печален человек даже в  своей радости. Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как  инструментальное произведение для фортепиано и даже для  оркестра. Слушание «Серенады» на выбор педагога: 1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп. И.  Архипова на русском языке) 2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь»  (симфонический оркестр) 3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп.  Дж. Ширли­Квёрка – баритон, Ян Партридж – фортепиано)4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь».  Музыкальная кавер­версия, сделанная композитором и  аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады»  Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина  Туманова ­ женский вокал, Андрей Дунаев ­ мужской вокал. Музыкальная кавер­версия ­ авторская музыкальная  композиция (часто известная) в исполнении другого  музыканта или коллектива. Исполнение кавер­версии может  содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной  аранжировки. В современной интерпретации эта песня, летящая в  пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и  мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что­то  потеряла, что­то нашла, но она, как и весь мир, находится в  процессе развития ­ не всегда простого.Мелодия ­ «одно из древнейших и универсальных  проявлений творчества человека», не зря мы говорим:  «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает ­ чтобы  развиваться, быть творческим человеком, нужно этому  учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту.  Каждый жанр может подарить свои открытия, но в  проверенной временем музыке великих композиторов: Баха,  Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского,  Рахманинова, Форе и других ­ так много состояний, образов,  оттенков, что можно её открывать всю жизнь. Вопрос не в  самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в  ней, а что может пройти мимо нас. «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края  вечности и даёт нам возможность в течение нескольких  минут постичь её величие», — писал Томас Карлейль. Вопросы и задания:1. В чём заключаются главные отличия выразительности  мелодии от выразительности ритма? 2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия ­  душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф.  Шуберта. 3. Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить  мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта? От адажио к престо Содержание: 1. Основные темпы в музыке.2. Зависимость музыкального темпа от характера  музыкального произведения. 3. Медленные величественные темпы как выразители  углублённых образов (на примере органной хоральной  прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). 4. Зажигательный народный танец Италии ­ тарантелла (на  примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). 5. Изменения темпов в музыкальных произведениях (на  примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея  Есенина» Г. Свиридова). Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к  Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание); 2. Дж. Россини, стихи К. Пеполи. «Неаполитанская  тарантелла» (слушание);3. Г. Свиридов. «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея  Есенина» (слушание); 4. И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я.  Родионова. «Нам день приносит свет зори...» (пение); 5. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Три белых коня»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и  стилевые основы музыки (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 2. 3. Воспринимать характерные черты творчества отдельных  зарубежных композиторов (И. С. Баха). Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоционального  содержания (с учётом критериев, представленных в  учебнике).4. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов  в музыке. 5. Анализировать приёмы взаимодействия и развития  одного или нескольких образов в произведениях разных  форм и жанров (с учётом критериев, представленных в  учебнике). 1 урок «Библия музыканта начинается словами: Вначале был ритм» (Г. фон Бюлов)  Стремление музыкального ритма к преодолению «земного  притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений  эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьётся  не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в  зависимости от его переживаний, волнений и тревог.