В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.
И. В. Гёте
Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.
Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.
Вначале был ритм
В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное
принадлежит нам.
И. В. Гёте
Мелодия — одно из главных средств музыкальной
выразительности. Может быть, самое главное.
Правда, Николай Андреевич РимскийКорсаков
считал, что самое главное средство выразительности
— ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать
его правоту очень легко.
Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою
речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе
человека, говорящего предельно точно, размеренно.
Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо
воспримет смысл сказанного.Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся
неодинаково. Одни из них короткие, другие более
длинные. Давайте вспомним песенку, которую
многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой
гребешок».
Видите, в ней два коротких звука сменяются одним
длинным (чередование длинных и коротких звуков).
Чередование длительностей, которое в музыке всегда
повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев
назвал ритм пульсом музыкального произведения.
Это очень удачное сравнение.
Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и
согласует звуки во времени, то есть по их
длительности. То есть ритм это согласованность
звуков по длительности. Они могут быть различными.
Количество ритмических вариантов бесконечно
велико, все здесь зависит от фантазии композитора.Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как
бы ни была совершенна и проста мелодия ее нельзя
даже представить вне ритма.
Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы
только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без
мелодии существует. У многих народов Востока есть
танцы, которые исполняются только под ритм
ударных инструментов.
Ритм является сильнейшим выразительным
средством. От него во многом зависит характер
музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и
мягкой, прерывистый придает мелодии
взволнованность, напряженность, часто используется
в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму
мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении
определить: это вальс, это полька, это марш и т. д.
Для каждого из этих жанров характерныопределенные ритмические фигуры, которые
повторяются в течение всего произведения.
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение.
Термин этот не только музыкальный. В нашей жизни
все подчинено определенному ритму.
Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем
мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы,
недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание
и биение сердца. Ритмичны архитектурные
сооружения, дворцы и дома с их симметрично
расположенными окнами, колоннами и лепными
украшениями.Храм Христа Спасителя. Москва, РоссияПарфенон. Афины, ГрецияМавзолей ТаджМахал. ИндияСобор НотрДам. Монреаль, Канада
Все это говорит о том, что ритм является одной из
первооснов жизни: он присутствует в живой и
неживой природе, мы его слышим и видим в шуме
морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе
любого дерева, любого сучка.Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм
свойственен работе тогда, когда человек исполняет
ряд однообразных движений. Песни, которыми народ
сопровождал однообразный, утомительный труд, как,
например, известная «Дубинушка», подчеркивают
ритмическое начало труда.И. Репин. Бурлаки на Волге
Приходилось ли вам задумываться когданибудь,
почему маленькие дети так быстро и легко засыпают
под звуки колыбельной песни? Почему они тут же
начинают приплясывать, если поешь им какую
нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще
не учился ничему и не знает, что на музыку следует
както реагировать двигаться, танцевать и т. д.Наверное, это происходит оттого, что музыкальный
ритм наиболее близок природе человека и,
воздействуя на нее, способен вызывать ответную
реакцию. А любая ответная реакция это уже диалог,
общение человека с внешним миром, первое
ощущение единения с ним. Ведь так важно
чувствовать себя не одинокой, затерянной в
бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой
мира, живущего и чувствующего так же, как и ты
сам.
Вот почему иногда говорят, что ритм изначальная
форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим
временем. Ритм отражает связь природы, человека и
его деятельности с мирозданием. Слово ритм
означает «мерность».
Люди издавна стремились понять природу
музыкального ритма. Господство ритма во всехсферах бытия послужило причиной того, что первая
и наиболее значительная античная теория
осмысления мира выдвинула музыку на первый план
в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и
математик Пифагор представлял мир как своего
рода вселенский музыкальный инструмент,
управляемый «музыкой сфер» звучаниями,
рождаемыми бесконечным движением небесных
сфер. В основе этой грандиозной картины мира
находились четыре начальных божественных числа
(1 2 3 4), вносящих в мироздание порядок и
гармонию. Порядок, то есть истина, красота и
симметрия, наделялись и нравственными качествами.
Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в
себя природа числа и гармонии ... Порядок и
симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и
асимметрия безобразны и вредны».Порядок, симметрия коренные свойства ритма. Не
случайно мы находим их в самых разнообразных
музыкальных произведениях от нехитрой детской
песенки до сложной инструментальной темы.Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева.
Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость,естественность, соразмерность РИТМА и мелодии.
Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее
без труда запоминают и поют даже маленькие дети.
А вот совсем другой пример. Он взят из финала
фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы
поставили этот пример в один ряд с немудреной
детской песенкой? Ведь многим известно, что
бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими
радостями, сомнениями, философскими раздумьями,
что в нем заключен обширный круг всех мыслимых
средств музыкальной выразительности.Людвиг ван Бетховен
1770 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианистОднако, несмотря на всю свою сложность, музыка
Бетховена как раз и является доказательством того,
что естественные законы ритма одинаково действуют
и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что
эти законы неподвластны ни интеллектуальной
сложности, ни музыкальной смелости даже такого
композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли,
слушая Бетховена, мы никогда не остаемся
безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию,
живому трепету музыки этого величайшего из
музыкантов, сумевшего соединить в своем
творчестве необыкновенную личную волю и глубокое
почитание коренных, природных свойств
музыкального искусства?Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в
музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки?
Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер
музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок,
симметрия коренные свойства ритма».Мелодия
«Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства
музыки. Если художник в рисунке и красках,
скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в
словах воссоздают картины окружающей жизни, то
композиторы делают это с помощью музыкальных
инструментов. В отличие от звуков немузыкальных
(шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют
точную высоту и определенную длительность. Кроме
того, они могут иметь различную окраску, звучать
громко или тихо, исполняться быстро или медленно.Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр,
динамика и темп – это все выразительные средства
музыкального искусства.
Главное из средств музыкальной выразительности
МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого
произведения. П. И. Чайковский, этот великий
создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа
музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и
радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся
нам человеческие надежды, печали, тревоги,
раздумья…»
Слово «мелодия» произошло от двух слов melos
песнь, и ode пение. Мелодия – это одноголосно
выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия
это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы
не запомнили всю ее целиком, мы напеваем
отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальнойречи, так же как и в речи словесной, есть и
предложения, и фразы. Несколько звуков образуют
мотив маленькую частицу мелодии. Несколько
мотивов составляют фразу, а фразы образуют
предложения.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая
сокровищница замечательных мелодий. Лучшие
песни народов мира отличаются красотой и
выразительностью.
Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле
липенька». Ее мелодия легка и изящна. Подвижный
темп, плавное движение, светлая мажорная окраска
помогают выразить радостное настроение, ощущение
молодости и счастья.
Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька».
Печальное настроение девушки сравнивается здесь сосенней темной ноченькой. Неторопливо течет
широкая мелодия в минорном ладу.
«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых
проникновенных лирических мелодий, созданных для
голоса. Как и любая другая серенада, она поется
ночью в честь возлюбленной…
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства,
которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной
час; и нежную грусть, и томление, и надежду на
скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о
счастливой любви: наступит день, влюбленные
встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень
многое – то, чего нет в словах и о чем вообще
рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная,
ночная песня, летящая к ней, вот содержание
произведения, в котором перечислено все, кроме
самого главного. Главное же заключено в мелодии,рассказывающей нам о том, как много печали даже в
самой счастливой любви и как может быть печален
человек даже в своей радости.
Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в
минуты радости или дни праздников. Даже среди
серенад – большей частью грустных и задумчивых –
можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии,
полные очарования и оптимизма. Кому не знакома
прелестная и грациозная «Маленькая ночная
серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна
света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать
небольшие ночные концерты под окнами того
человека, которого хочешь отметить вниманием.
Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его
честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным,
как в любовной серенаде, а скорее забавным и чутьозорным. Поэтому в таком ночном концерте
учувствовало несколько человек – ведь радость
объединяет людей! Для исполнения серенады
Моцарта требовался струнный оркестр – собрание
виртуозных и выразительных инструментов, так
волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет
тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о
том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная
по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее
звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно
музыкального города, где днем и ночью можно было
услышать то чудесное пение, то игру на скрипке,
причем даже самая легкая музыка была
необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями,
русский певец Ф. Шаляпин так выразил своеотношение к великому венскому классику: «Идешь в
дом, простой, без лишних украшений, уютный,
большие окна, море света, кругом зелень, все
приветливо, и тебя встречает радушный хозяин,
усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь,
что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна
сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми
светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во
всей многовековой истории музыки не найдешь
композитора, чьи мелодии были бы только
радостными и гармоничными. И это закономерно:
ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только
ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования,
ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя
те чувства и раздумья, которыми живет человек.И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый
Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду»,
тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн
называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором
восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя
тебе Моцарт!» создает одно из самых скорбных во
всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей
жизни посвятивший этому произведению, так написал
о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя
погребальная песнь. Не могу оставить ее
незавершенной».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем,
одетым во все черное, который однажды постучался
в дом композитора и передал этот заказ как
поручение очень важного лица. Моцарт с увлечениемпринялся за работу, в то время как болезнь уже
подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период над
Реквиемом с огромной драматической силой передал
А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и
Сальери».
Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам –
третий сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием.
Незаконченные разделы после смерти композитора
были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который
был досконально посвящен Моцартом в замысел
всего сочинения.
Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он
не мог уже продолжать. В этой части, входящей вкульминационную зону сочинения, после гнева,
ужаса, мрака предшествующих частей наступает
состояние возвышенной лирической скорби.
Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана
на интонации вздоха и плача, одновременно являя
образец глубокой искренности и благородной
сдержанности чувства.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского
полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно
драматических, то тихих и нежных, то песенных, то
танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в
этом балете достигла своей предельной
выразительности – так убедительно и достоверное
повествует она о событиях возвышенной и
трогательной сказки Гофмана.
Несмотря на обращение к сказочному сюжету из
немецкой литературы, музыка «Щелкунчика»глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского.
И новогодние танцы, и волшебные картины зимней
природы – все это в балете проникнуто интонациями,
близкими и понятными каждому человеку,
выросшему в России, в атмосфере ее культуры,
музыки и обычаев. Не случайно сам П. Чайковский
признавался: «Я еще не встречал человека, более
меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно
люблю русского человека, русскую речь, русский
склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
Слушая мелодию Падеде из балета
«Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от
живой выразительности человеческой речи!
Наверное, в этом ее свойстве снова и снова
обнаруживает себя происхождение мелодии от
интонации человеческого голоса. Ей доступнымалейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже
многоточие…
Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого
фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует
все многообразие эмоционального высказывания. Но
есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне
сказал: «Где кончаются слова, там начинается
музыка». Может быть, правота этих слов особенно
очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно
мелодия ближе всего к интонации живой речи. И все
же – разве можно содержание мелодии передать
словами? Вспомните, как трогательна, как
необыкновенно выразительна «Мелодия» («Жалоба
Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и
«Эвридика» и как о многом может сказать она, не
прибегая к словам.В данном фрагменте композитор обратился к чистой
мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела
завоевать весь мир!
Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык,
который близок и понятен всем – людям, жившим в
различные времена, говорящим на разных языках,
детям и взрослым? Ведь для любого человека
одинаково выражается радость, и печаль
человеческая везде одинакова, и ласковые интонации
никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на
каком бы языке они не звучали. И если мы носим в
себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты,
когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся
более яркими, живыми, осязаемыми.
Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих
– наши затаенные чувства, наши невысказанные
мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души»,когда хотят обозначить то, что дает нам возможность
воспринимать и любить безграничную прелесть
окружающего мира.
Подведем итоги:
1. Что такое мелодия, и какой она бывает?
2. В каких музыкальных жанрах чаще всего
господствует мелодия?
3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы
выражались различные интонации: грустная,
ласковая, веселая и т. д.
4. Как вы понимаете слова П. Чайковского:
«мелодия – душа музыки»?
5. Как содержание музыки влияет на характер
мелодии?Когда музыка не нуждается в словах
Содержание:
1. Осуществление музыкального содержания в
условиях отсутствия литературной программы.2.
Коллективное обсуждение вопроса, связанного с
воплощением музыкального образа «Этюда редиез
минор» А. Скрябина (интерпретация В. Горовица).
Музыкальный материал:
1. А. Скрябин. «Этюд редиез минор», соч. 8 № 12
(слушание);
2. А. Варламов, стихи М. Лермонтова. «Горные
вершины» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и оценивать музыкальные
произведения с точки зрения единства содержания и
средств выражения.
2.
Выявлять возможности преобразующего значения
музыки.3.
Высказывать собственное мнение о
художественных достоинствах от дельных
музыкальных произведений.
4. Принимать участие в коллективном обсуждении
музыкальных вопросов проблемного содержания.
5. Узнавать наиболее яркие произведения
отечественных композиторов академической
направленности.
«В музыке без текста музыкальный язык
не перестал быть поэтическим языком…»
А. Н. Серов
Наиболее трудной для восприятия многие считают
непрограммную инструментальную музыку. Как
определить содержание музыки в тех случаях, когда
композитор не предпослал ей какоголибо
конкретного заглавия или литературного
предисловия? Как, например, понять, что именнохотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии
для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична,
глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?
Действительно, как уяснить себе содержание такой
музыки, где нет не только поэтического текста, как в
песне, но даже скупого программного названия? А
ведь таких в музыке великое множество: почти все
симфонии, концерты, сочинения для камерных
ансамблей например, квартеты и квинтеты,
инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т. д.
Несмотря на отсутствие литературной программы,
такие сочинения имеют не менее богатое
музыкальное содержание, чем произведения
программной музыки.
В инструментальной музыке, по словам А. Н. Серова,
«может отражаться вся жизнь человеческая, в той
степени, как она волнует душу чувством печали,