Урок внеклассного чтения, 9 класс
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
29.05.2017
Урок внеклассного чтения, 9 класс
Урок проводится в 9 классе, знакомит учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне. Урок дает возможность обучать анализу художественного произведения; развивать умения оперировать языковым материалом произведения; овладевать логическими действиями анализа художественного произведения, строить рассуждения, воспитывает чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
урок внеклассного чтения.docx
ТЕМА: Урок внеклассного чтения. «Альпийская баллада» Василя Быкова. 9 класс.                 Цели: анализ художественного произведения; развитие умений оперировать языковым  материалом произведения; овладение логическими действиями  анализа художественного  произведения,  построения рассуждений; использование различных способов поиска (в  справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети  Интернет),  сбора, обработки, передачи  информации в соответствии с познавательными  задачами.  Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  России, осознание своей  национальной принадлежности к ней, формирование  гуманистических ценностей.  Оборудование: презентация по материалам урока. Структура урока. 1. Вступительное слово учителя. Задача. ­ Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого  духа, проявляющихся на войне. ­  Мы попытаемся вместе вслед за писателем ответить на вопросы, поставленные в повести:  Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?  На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца? 2. Работа на развитие ассоциативного мышления. Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ? (Учащиеся называют ассоциации: война, смерть, голод…) 3  . Слушание сообщения заранее подготовленного ученика. (Примерное содержание:  27 апреля 1940 г. был создан первый концлагерь  Освенцим,  предназначенный для массового уничтожения людей.  Концентрационный лагерь ­ место  для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства,  политического режима и т. п. В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и  беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны,  обострения политической борьбы. В фашистской Германии концентрационные лагеря – инструмент массового  государственного террора и геноцида. Несмотря на то, что термин "концентрационный  лагерь" использовался применительно ко всем нацистским лагерям, в действительности  существовало несколько типов лагерей, и концентрационный лагерь был всего лишь одним  из них. Другие типы лагерей включали в себя трудовые лагеря и лагеря усиленного труда, лагеря  уничтожения, транзитные лагеря и лагеря для военнопленных. По мере развития военных  событий различия между концентрационными и трудовыми лагерями все больше стирались, так как тяжелый труд использовался также и в концлагерях. Концентрационные лагеря в фашистской Германии были созданы после прихода  гитлеровцев к власти с целью изоляции и репрессирования противников нацистского  режима. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан близ Дахау в марте 1933  г. К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии  находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие  годы гитлеровская Германия на территории оккупированных ею европейских стран создала гигантскую сеть концентрационные лагерей, превращенных в места организованного  систематического убийства миллионов людей. Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в  первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они  оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления  людей, крематориями. (Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов.  Воениздат. Москва. в 8 томах ­ 2004 г.г. ISBN 5 ­ 203 01875 ­ 8) Были даже специальные лагеря смерти (уничтожения), где ликвидация узников шла  непрерывным и ускоренным темпом. Эти лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в этих лагерях обреченные на  смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был  построен отлаженный конвейер, превращавший в пепел по нескольку тысяч человек в  сутки. К ним относятся Майданек, Освенцим, Треблинка и другие. Заключенные концлагерей были лишены свободы и возможности принимать решения.  Эсэсовцы строго контролировали все аспекты их жизни. Нарушители порядка жестоко  наказывались, подвергаясь побоям, одиночному заключению, лишением пищи и другим  формам наказания. Узники классифицировались в зависимости от их места рождения и  причинам заключения. Первоначально заключенные в лагерях подразделялись на четыре группы: политические  противники режима, представители "низших рас", уголовные преступники и  "неблагонадежные элементы". Вторая группа, включающая цыган и евреев, подлежала  безусловному физическому истреблению и содержалась в отдельных бараках. Они подвергались наиболее жестокому обращению со стороны эсэсовской охраны, их  морили голодом, посылали на самые изнурительные работы. Среди политических  заключенных были члены антинацистских партий, в первую очередь коммунисты и социал­ демократы, члены нацистской партии, обвиненные в серьезных преступлениях, слушатели  зарубежного радио, члены различных религиозных сект. Среди "неблагонадежных"  числились гомосексуалисты, паникеры, недовольные и т. д. .Все узники концлагерей были обязаны носить отличительные знаки на одежде, в том числе  порядковый номер и цветной треугольник ("винкель") на левой стороне груди и правом  колене. (В Аушвице порядковый номер татуировали на левом предплечье.) Все  политические заключенные носили треугольник красного цвета, уголовники – зеленый,  "неблагонадежные" – черный, цыгане – коричневый. Евреи носили помимо классификационного треугольника еще и желтый, а также  шестиконечную "звезду Давида". Нарушивший расовые законы ("расовый осквернитель")  еврей должен был носить черную кайму вокруг зеленого или желтого треугольника. Иностранцы также имели свои отличительные знаки (французы носили нашитую букву "F",  поляки ­ "P" и т. д.). Буква "K" обозначала военного преступника (Kriegsverbrecher), буква  "A" ­ нарушителя трудовой дисциплины (от нем. Arbeit ­ "работа"). Слабоумные носили  нашивку Blid ­ "дурак". Заключенные, которые участвовали или которых подозревали в  побеге, должны были носить красно­белую мишень на груди и на спине. Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в  оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях  содержались и уничтожались различными методами и средствами люди ­ 14 033 пункта. Из 18 млн граждан стран Европы, прошедших через лагеря различного назначения, в т. ч. и  концентрационные лагеря, было уничтожено более 11 млн человек. Система концентрационных лагерей в Германии была ликвидирована вместе с разгромом  гитлеризма, осуждена в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге как  преступление против человечности.) Учитель: Ваше представление расширится, когда вы посмотрите слайды, а, главное,  прослушаете цитаты Гитлера из его книги “Майн кампф” и слова других идеологов  третьего рейха.  (Показ слайдов с фотографиями фашистских концлагерей и саморазоблачительными  высказываниями вождей и идеологов третьего рейха из книг Гитлера “Майн кампф”, Отто  Штрассера “Гитлер и я”, Раушнинга “Гитлер мне говорил”) 1. “В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна  стать Германия… Все остальные нации – ублюдки…”Гитлер 2. “Всё, что не принадлежит к хорошей расе, является отбросами”.Гитлер 3. “Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь”. Геринг 4. “Народ, который считает Льва Толстого великим писателем, не может претендовать на  самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских  держав”.Гитлер 5. “Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать  собственную государственность, собственную культуру”.Гитлер  7. “Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте … убивайте!!!”.Геринг 8. “Кто нас не любит, тот должен нас, по крайней мере, бояться, чтобы он не осмелился  поднять на нас руку”.Геббельс 10. “Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу  великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких  причин не сделать этого”. Гитлер Учитель: И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50  миллионов человек. Нельзя позволить вновь разрастись фашистской идеологии, нельзя  позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждает нас всем своим  творчеством белорусский писатель Василь Быков. 4. Слово о писателе. Слушание заранее подготовленного ученика. ­ Слайды (“Писатели, разделяя бремя войн со своими народами, приобрели право говорить  о войне от имени этих народов”, ­ С. Наровчатов. – цитата для слайда) ­ В.Быков был верен одной теме – теме Великой Отечественной войны. Кто­то из  исследователей его творчества заметил, что в сердце писателя “стучал пепел сожжённых  белорусских деревень”. Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186  деревень, где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей  смерти; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой  многострадальной страны) ( Примерное содержание сообщения: Белоруссия ­ родина В.Быкова. Он родился 19 июня  1924 года в деревне Бычки Витебской области, в обычной крестьянской семье. Он увлекался творчеством белорусского писателя Якуба Коласа; из русских выделял  Толстого, отмечая его “способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их  сложностями и противоречиями”; Достоевского, поразившего Быкова “необычайной  углублённостью в человека, в его внутренний мир”. “Моей писательской природе близка  также проза Пушкина”, ­ говорил Быков. ­ Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он  поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. ­ Когда началась война Быкова направили в инженерный батальон, на строительство  оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на Юго­Западном фронте; после  окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова  воевал: в Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды  был ранен. ­ В.Быков – признанный мастер; лауреат Государственной и Ленинской премий, Народный  писатель Белоруссии прожил нелёгкую жизнь. Начиная с середины 90­х годов, ему  пришлось пережить и травлю в государственной прессе, и запрещение произведений. Уже  тяжело больным писатель вынужден был покинуть родину и жить за границей: в  Финляндии, в Германии; в Чехии он перенёс сложнейшую операцию. В 2003 году писатель  вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символической стала дата  смерти человека, верного своей теме в литературе и в судьбе – 22 июня 2003 года.) 5. О повести “Альпийская баллада” Учитель: Зная войну не понаслышке, Быков счёл себя обязанным рассказать правду о ней  – не только от лица тех, кто выжил, но и тех, кто остался на полях сражений. Быков гово­ рил, что его цель в литературе — «исследовать не самое войну (это задача историков), а  возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне». Писатель пытался найти  ответы на вопросы: «Что такое человек перед сокрушающей силой обстоятельств? На что  он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и  предотвратить смерть невозможно?» Каждое произведение Быкова становилось событием.  Повесть “Альпийская баллада” появилась в 1964г. и имела огромный успех. 6. Работа с художественным произведением. ­ Расскажите предысторию создания повести. Слушание заранее подготовленного  ученика. (Примерное содержание. Василь Быков вспоминал: “Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах. Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших  на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей. Однажды мы заняли какой­то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка  замерла на окраинной улочке. И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая,  черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов  в машине и отрицательно вертела головой. ­ Кто есть Иван?­ спрашивала она. Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она  разыскивала. Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно  следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44­го, во время  бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного.  Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и  однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили  в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает. Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал  всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”.) ­  Читательское восприятие. ­ А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления? (Повесть читается на одном дыхании. Этому способствуют и напряжённый сюжет, и  контраст между светлым чувством любви и той трагической ситуацией, в которой двое  молодых людей оказались). ­ Анализ повести. Учитель: Автор заставляет читателей не отрываясь следить за развитием событий,  переживать вместе с героями и сочувствовать им.  Пересказ глав с кратким анализом. Сообщения обучающихся. * Схватка с волкодавом­ гл.1 стр. 5 * Встреча с Джулией – гл. 2  стр. 9 * Иван и Джулия – гл 10 стр. 42 * Трудности пути – гл.12 стр. 57 * Джулия рассказывает о себе – гл 16 стр. 77 * Сумасшедший привел погоню – гл. 22, 23 стр. 106 ­ Расскажите кратко о героях.  (В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из  Белоруссии, это физически крепкий 25­летний парень; знакомый ему с детства  крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым. Волею случая Иван оказался в плену у немцев. Эпизод пленения постоянно преследует его  в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, т.е. изменить Родине. Должен застрелиться, но не позволить  врагу захватить тебя живым). Недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме.  “Нельзя срывать злость на пленных, ­ с горечью думает Иван, ­ плен – не проступок их, а  несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и  такое”.  Джулия Новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит  из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая, как она красива, изящна,  хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии Новелли автор заставляет своего героя пройти проверку  на человечность). ­ Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега? ­ Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? (Процитируйте) (Ему приходится терпеть физическую усталость, голод, холод, нравственные муки:  вспомним эпизод с “гефтлингом” ­ немцем, тоже сбежавшим из лагеря и грозящим Ивану  гестапо (дать или не дать ему хлеба – и всё же дать), или эпизод с австрийцем, у которого  Иван в силу обстоятельств отбирает буханку хлеба и тужурку. Нравственное чувство  человека, привыкшего трудиться, а не разбойничать, мешает Ивану успокоить свою  совесть. Писатель подчёркивает, что в сердце героя, несмотря на жесточайшие условия, в  которые он попал, живо милосердие и сострадание, даже к животному, с которым  пришлось Ивану сразиться). ­ Какие художественные средства помогают писателю сопоставить собаку и человека? (Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если он не победит  пса, то ему придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы, обозначающие не  просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие  повторяются как по отношению к собаке, так и по отношению к человеку) помогают  передать динамику боя, увидеть огромную жажду к жизни… Это заметно и на  фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация: звуки  [с]­[з]; [ж]­[ш]; [р] (эти звуки передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары. Иван Терешка, который и в лагере не позволил себя затоптать, раздавить в нем человека, а  после того, как глотнул воздуха свободы и любви, ставший еще сильнее, тверже духом, —  он готов к смертельной схватке с фашистами. Судьба уготовила этому человеку что­то  пострашнее смерти: «выбор» Ивана, может быть, самый невыносимый для человека, самый страшный из всех, какие есть в повестях Быкова. На фоне безжалостно прекрасных гор разыгрался последний акт современной трагедии:  Иван вынужден, должен собственной рукой убить свое неожиданное, недолгое счастье,  чтобы спасти Джулию от мучителей. Не только психологический реализм оттеняет романтику быковской «Баллады», но и  страстная философская мысль, напряженное раздумье над ходом и смыслом человеческой  истории и современности. 7­ Чем обусловлен жанр произведения? (Баллада – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер; ­ стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, для баллады характерны  трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог; ­ стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с  острым напряжённым сюжетом. Главная тема баллады – столкновение с судьбой, роком.) ­ Какие черты жанра баллады мы находим в повести В. Быкова? (В произведении Быкова присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический  диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии  о его родине, о деревне, о колхозах… И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё­ таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге  побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть) 8.­ Как вы оцениваете его гибель Ивана  ­ как поражение или как победу?  (Гибель Ивана Терешки можно расценивать только как победу.  Хотя он умирает без­ вестный,  недолюбивший, не совершивший подвига на поле боя, а его мужество видит  только кучка врагов, — все же Иван встречает свою смерть как настоящий солдат —  несломленный, с оружием в руках, спасая любимую женщину, понимая, что общая судьба  войны зависит от каждого.)  ­  Что такое, по–вашему мнению, героизм,  и можно ли назвать героем рядового Терешку? (Обобщая сказанное ребятами, приводим слова литературоведа  И.Дедкова: «Героический  выбор, по Быкову, не исключителен, он бывает необходим и естествен, если человек ценит  нечто большее, чем он сам, если личный его интерес шире его самого и его отдельного  блага, если есть на свете что­то, что он хочет сохранить любой ценой. Это может  называться по­ разному: детьми, домом, родиной, справедливостью, добром, любовью,  человечностью, но оно — живая часть этого человеческого существования и не может быть отдано насилию». ) ­ Что мы узнаем из эпилога? Каковы, на ваш взгляд, смысл и значение эпилога  повести «Альпийская баллада»?  ( Чудесное спасение героини в безвыходной ситуации, видимо, понадобилось писателю для  того, чтобы устами итальянской женщины Джулии Новелли выразить, какой след в душах  многих и многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата, спасавшего не толь ко  свою Родину, но и весь мир от ужаса и мрака фашизма. Отправляя письмо родным  Ивана в далекую белорусскую дерев ню, спустя много лет после войны, италь янка пишет:  «Конечно, вы не забыли то страшное время в мире — черную ночь  человечества, когда с  отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть  как благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, — это давало им  силы достой но встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в  героическом единоборстве сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий  образец мужества, и погибали, удивляя даже врагов, которые, побеждая, нечувствовали  удовлетворения — столь относительной была их победа».) ­ Дополнение. Быкова, прошедшего, как мы уже упоминали, всю войну, судьба словно бе­ регла от гибели. У него тоже были чудесные спасения... В Кировоградской области даже  есть братская могила, где среди похороненных  значится имя Василя Быкова. Но  тогда его спас командир роты — он подорвал танк, преследовавший Быкова... А в  Венгрии в двух шагах от него упал снаряд, но не разорвался... По мнению писателя   Ю.Бондарева, «война счастливыми стечениями обстоятельств  сохранила его, прекрасного  писателя,  для того чтобы сказать истину о  трагических сороковых годах и чтобы сказать  о том, что человек... поднимается до небесных  высот, когда сознает, что чужая боль — это его боль, что близкий его — это он сам, независимо от счастливого или смертельного  поворота в судьбе».  9.Рефлексия. Продолжите фразу         Сегодня я узнал …       Материал урока мне был…..                   Я почувствовал, что…  10. Дома написать  сочинение­рассуждение  на одну из тем: 1. Что такое человечность?  2.  Что такое героизм в понимании В.Быкова. .щщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщ 7. Тема любви в произведении . ­ Какое развитие получает в повести традиционная для русской литературы тема любви? (Любовный сюжет в “Альпийской балладе” обогатил повесть, и он неотделим от истории побега.  Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне  немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии  любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых  нечеловеческих условиях.) ­ Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов,  но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта  история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям  назло – любви?”. ­ Согласны ли вы с мнением критика? (Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей  любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей,  чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже  враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от  преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе. Сама жизнь ­ борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и  Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой мерки, но у подлинного счастья иная мера.) ­ Из 24 глав повести 6 посвящены любви Ивана и Джулии. Что поражает вас при чтении этих  глав? (На время мы забываем о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга  герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них –  сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло.  Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев. Во всём  мире, среди “дремучей первозданности гор” ­ только они двое и их любовь, и словно отступает  тревога и ощущение опасности.) ­ Как меняется лексика в главах, посвящённых любви Ивана и Джулии? (“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и  важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть  счастливым.) ­ Найдите символические детали. Объясните их смысл. (Мак: ­ на Украине этот цветок считали символом красоты и молодости; ­ в Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую  счастье; ­ у немцев он считается символом плодородия; ещё в Германии существует поверье, будто мак  растёт всегда в изобилии на полях битв. Народ говорит: “Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается к нам из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит нас молиться об  упокоении их душ”. Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога, Провидения, силы, которая управляет  миром. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. С  небом связаны море и реки, берущие начало на небе, а также горы. Небо – активная творческая  сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман. Если вспомнить героев Толстого (князя  Андрея и Пьера), небо – помощник их и собеседник. В романе Толстого мотив тумана и облака  сопровождает описание и Аустерлицкого и Бородинского сражений. Недаром облака явились  князю Андрею именно над полем битвы. Согласно поверьям у многих народов мифические  существа, управляющие небом, уносят павших на поле боя в небесный мир. И нашего героя Ивана  преследует образ неба (и в последние секунды своей жизни он видит небо). Цитаты: Иван: “Он долго смотрел в небо – один на один с вселенной, с сотней звёзд, больших и едва  заметных, с серебристой тропой Млечного Пути через всё небо, ­ и тревожное беспокойство всё  настойчивее вторгалось в его душу”. Князь Андрей: “Над ним не было ничего уже, кроме неба, ­ высокого неба, не ясного, но всё­таки  неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками… Да! всё пустое, всё обман,  кроме этого бесконечного неба…”. ­ Считаете ли вы символичными имена героев? (Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих  имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”) Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения). 8. Кульминация произведения. ­ Какой эпизод является кульминационным? ­ Эпизод из фильма (учащиеся просматривают эпизод) Учитель: Посмотрите фрагмент из фильма и подумайте: Приложение Фильм ­ Какие чувства испытывает Иван в эти минуты? (Преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное  ущелье, “затуманенная бездна”. Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против  смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае –  смерть. И Иван совершает невозможное). Учитель: Режиссёру удалось передать остроту этого момента. Но фильм снят по книге. А когда  мы берём в руки книгу, первое, что бросается нам в глаза – это обложка. Слово группе  художников. 8. Творческое задание по повести. ­ Продумать обложку(и). Прокомментировать содержание обложки. ­ Иллюстрации к произведению. К каким эпизодам. Почему? Учитель: Повесть Быкова заканчивается эпилогом, точнее письмом Джулии Новели, которое она  написала в белорусскую деревню Терешки. ­ Прочитайте ключевые слова эпилога. Цитата: “Конечно, вы не забыли то страшное время в мире – чёрную ночь человечества, когда с  отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как  благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, ­ это давало им силы достойно  встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве  сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали,  удивляя даже врагов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения – столь относительной была их победа”. ­ Каково значение эпилога? (Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей  оставил подвиг простого солдата). Учитель: Мы знаем, что у Ивана это был четвёртый побег из лагеря. Число 4 символизирует  крест, а значит распятие и воскрешение. Иван принял мученическую смерть, и поэтому мы не  вправе забывать тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье, за любовь и покой, тех, у которых  мы можем и должны перенять НАУКУ ПОБЕЖДАТЬ. ­ Познакомьтесь с высказываниями. Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление  страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти. М. Горький Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть  может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни  погибших. Сенека Младший Ю. Нагибин ­ Какое из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над повестью В. Быкова  “Альпийская баллада”? 9. Домашнее задание. Напишите мини­сочинение, прокомментировав слова Ю.Нагибина: “Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни  погибших…”. Тема: Нравственные проблемы в повести Василя Быкова «Альпийская баллада» Задачи: 1) учить анализировать художественное произведение, используя методы психологического рисунка; 2) воспитывать чувство собственного достоинства, умение сострадать, чувство патриотизма; 3) развивать логическое и абстрактное мышление, умение делать выводы. Оборудование: ноутбук, мультемидийная установка. Ход урока. 1. Слово учителя. История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной Второй мировой, мир еще не знал никогда. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран и народов, миллионы людей, пометив кровавой метой ХХ век. «Ах, война, война… Болеть нам ею не переболеть, вспоминать ее – не перевспоминать»,- писал Виктор Астафьев. Но, к сожалению, современная молодежь мало читает военную прозу. А ведь именно в этих произведениях поднимаются вопросы, которые не могут не волновать нас сегодня. Цель нашего урока – показать, чем может взволновать сегодняшних читателей повесть Василя Быкова «Альпийская баллада»; создать психологический рисунок повести. 2. Учащиеся разделены на три группы. Краткую информацию о писателе представляет группа №1. Родился в бедной крестьянской семье в 1924 году в д. Череновщина Витебской области. В 1942 был призван в действующую армию, попал в инженерный батальон, строивший оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западном фронте, затем был направлен в пехотное училище в Саратове. Окончив училище, воевал в должности командира стрелкового взвода, взвода автоматчиков и взвода противотанковой артиллерии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии до победы. Дважды был ранен. После войны начал работать в газете в Гродно, однако вскоре был снова призван в армию и до конца 1955 служил в одном из дальних гарнизонов на Курилах. Настолько тяжелым был его фронтовой путь, что по словам Быкова «…долго после войны не только писать, но и читать не хотелось». Краткую информацию о жанровых особенностях повести – группа №2. Повесть Василя Быкова «Альпийская баллада» - это сочетание реализма и романтизма. Баллада – жанр романтический, и писатель соблюдает его каноны: во-первых, обращается к вечным идеалам любви и красоты; во-вторых, показывает романтическое двоемирие: чувства, желания человека находятся в противоречии с окружающей его действительностью. Реализм повести заключен в конкретно-исторических обстоятельствах, с которыми соотнесены поступки героев. Краткую информацию о концлагерях – группа №3. Каковы же эти обстоятельства? Вторая мировая война. Действие повести «Альпийская баллада» начинается в одном из концлагерей, расположенных на территории Австрии. Из 18 миллионов граждан стран Европы, прошедших через лагеря различного назначения, в том числе и концентрационные лагеря, было уничтожено свыше 11 миллионов человек. 3. Предваряя анализ повести, учитель предлагает учащимся каждой группы создать ассоциативные цепочки к слову «война». После зачтения результатов во всех трех цепочках определяется ключевое слово «страх» (страшно). 4. Учитель ставит перед учащимися проблему: преодоление страха. Анализируя начало повести, учащиеся должны прийти к выводу, что герой преодолевает страх, когда думает о других людях. Далее по ходу аналитической беседы с использованием презентации учащиеся определяют, какие категории помогают главному герою повести, Ивану Терешке, остаться в бесчеловечных условиях войны человеком (чувство собственного достоинства, чувство ответственности, совесть). 5. Особые краски в психологическом рисунке повести «Альпийская баллада» найдены автором для изображения любви Ивана и итальянской девушки Джулии. Это чувство для сотен тысяч молодых людей, сгоревших в топке войны, так и осталось непознанным. Учащиеся отвечают на вопросы: почему, анализируя эпизод «Альпийский луг», читатель может назвать автора художником; как он при помощи палитры всевозможных красок рисует любовь среди ужаса войны? 6. Учитель предлагает зачитать диалог Ивана и Джулии, в котором звучат размышления о Родине, и старшеклассники должны логически рассуждая выйти на понятие «патриотизм». 7. В финале повести Иван спасает Джулию ценой собственной жизни. Вопрос к классу: «Мог ли он поступить иначе?» 8. В заключении урока звучит песня (один куплет и припев) «Я буду жить для тебя» в исполнении А. Агурбаш, после прослушивания учащиеся соотносят слова песни с эпилогом повести. 9. Итоги урока. «НАУКА ЖИТЬ ДОСТОЙНО» УРОК ПО ПОВЕСТИ ВАСИЛЯ БЫКОВА «АЛЬПИЙСКАЯ БАЛЛАДА» IX К Л А С С В 2003/2004 учебном году на письмен ном экзамене по литературе выпускникам средних школ среди прочих была предло жена и тема, предполагавшая знание лите ратуры, посвященной Великой Отечествен ной войне: «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). По опыту работы в школе, а также работы в Незави симой экзаменационной комиссии по про верке сочинений учащихся — претендентов на медали знаю, что очень небольшое ко личество выпускников выбрали эту тему, И те, кто решились, в основном раскрывали ее на материале рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (1956). Безусловно, не оспоримы достоинства этого произведе ния, но все же горько думать о том, что вне читательского внимания одиннадцати классников остался целый пласт литерату ры, обладающей громадным нравственным потенциалом: это произведения Ю.Бонда рева и В.Быкова, В.Кондратьева и В.Бого молова, Г.Бакланова и К.Воробьева и дру гих, созданные уже после 1956 года. Тема Великой Отечественной войны — святая не только для нашей литературы, но и для огромного количества людей, на селяющих пространство, когда-то именуе мое Советским Союзом. Как пробудить у современных школьников интерес к лите ратуре о войне? Как сделать так, чтобы они читали подобную прозу, проникались ее нравственным содержанием, сочувст вовали и сопереживали? Видимо, при от боре произведений для изучения в школе следует не только руководствоваться об разовательными целями, но и учитывать психолого- возрастные особенности уча щихся. Так, в IX классе можно остановить свой выбор на повести В.Быкова «Альпий ская баллада». Эпиграфом к двухчасовому занятию бу дут слова самого писателя: «От умения жить достойно очень многое зависит в на ше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно опре деляется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек мо жет быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что со весть людская окажется на высоте». Имя писателя Василя Быкова — новое для девятиклассников, и наш урок начи наем с небольшого очерка ж и з н и и твор чества. Творчество Быкова известно далеко за пределами его родной Белоруссии, оно не может оставить читателя равнодушным, не редко произведения писателя вызывали многочисленные споры и обсуждения. Всю свою жизнь Василь Быков был верен одной теме — теме Великой Отечественной вой ны. Кто-то из исследователей его творче ства заметил, что в сердце писателя «сту чал пепел сожженных белорусских деревень». Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами бы ло сожжено 186 деревень, где не осталось ни одной семьи, на пепелище не построе но ни одной новой хаты; там же существо вало около 260 лагерей смерти; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек — каждый чет вертый житель этой многострадальной страны. Белоруссия — родина Василя Быкова. Он родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушацкого района Витебской облас ти, в обычной крестьянской семье. Любовь к литературе проявилась у него еще в школьные годы, Василь увлекался творче ством белорусского классика Якуба Кола- са, из русских писателей выделял Л.Н.Тол- стого, отмечая его «способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их слож ностями и противоречиями», и Ф.М.Досто евского, поразившего Быкова «необычай ной углубленностью в человека, в его внутренний мир». «Моей писательской при роде близка также проза Пушкина, — гово рил Быков. — Она ясна, немногословна, почти без тропов». Заметное воздействие на творчество писателя оказали М.Шоло хов, А.Фадеев, А.Твардовский. Однако в юности Быков не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Когда началась война, Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжелых боях на Юго-Запад ном фронте; после окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова воевал: на Украине, в Румынии, Болгарии, Югосла вии, Австрии — до самой Победы; дважды был ранен. Зная войну не понаслышке, а изнутри, Быков счел себя обязанным рассказать правду о ней — не только от лица тех, кто выжил, но и тех, кто остался на полях сра жений. «Жестокая, безжалостная память обязывает нас, бывших солдат, быть правдивыми и честными до конца своей жизни, — утверждал Быков. — Она обязы вает нас рассказать сегодняшнему поко лению всю правду о войне, какой бы страшной и трагичной ни была эта прав да. Это наш общественный и писатель ский долг перед живыми и мертвыми». Каждое произведение Быкова, начиная с принесшей ему известность повести «Третья ракета» (1962), становилось собы тием в литературной жизни. «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Знак беды» — без этих про изведений невозможно представить себе современную прозу. Признанный мастер, лауреат Государственной и Ленинской пре мий, Народный писатель Белоруссии, Ва силь Быков прожил отнюдь не легкую жизнь. Начиная с середины 90-х годов ему пришлось пережить и травлю в государст венной прессе, и запрещение произведе ний, и цензуру — новый режим тоже не тер пел искренности и бескомпромиссности. Тяжело больной писатель вынужден был по кинуть родину и жить за границей: в Фин ляндии, Германии. В Чехии он перенес сло жнейшую операцию. В 2003 году Быков вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символичной стала и сама дата смерти человека, верного своей теме в литературе и в судьбе, — писатель умер 22 июня 2003 года. Василь Быков оставил будущим поколениям свое духовное заве щание — книги, статьи, письма. Быков гово рил, что его цель в литературе — «исследо вать не самое войну (это задача историков), а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне». Писатель пытался найти ответы на вопросы: «Что та кое человек перед сокрушающей силой об стоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпа ны им до конца и предотвратить смерть не возможно?» «Альпийская баллада» — одно из ран них произведений Быкова. Появившись в печати в 1964 году, повесть имела громад ный читательский успех. Спросим девяти классников: - А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления? — Повесть читается на одном дыхании, — говорят ребята. — Этому способствуют и на пряженный сюжет; и контраст между свет лым чувством любви, зарождающимся в ду шах молодых людей, и той трагической обстановкой, которая окружает их. Автор за ставляет читателей не отрываясь следить за 36 «Литература в школе», 2005, № 5т ж % . о ш и ш . м-ю ю развитием событий, переживать вместе с ге роями и сочувствовать им. — Уже само начало повести — динами чное, захватывающее. При чтении мне вспомнилась поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»; тот же горный пейзаж, противо стояние человека и природы, страстное желание обрести свободу, схватка с живот ным, встреча с девушкой — но романтиче ская стилистика в повести Быкова лишь усиливает трагическую реальность: быков ский герой, в отличие от Мцыри, бежит от нюдь не из монастыря, а из фашистского лагеря смерти, и, если он будет схвачен, его ждет ужасное наказание. то главный герой повести? Что мы о нем узнали? В центре повествования — обычный ря довой боец Иван Терешка. Он родом из Бе лоруссии, это физически крепкий двадца типятилетний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым. Волею случая Иван оказался в плену у немцев. Эпизод пленения постоянно пре следует его в ночных кошмарах: «Иван долго не может вставить в гранату запал... видит, что в окопе он один, что все уже отошли назад. И тогда приходит понима ние того, что он не слышал команды об от ходе... Из-за хаты высовывается первый танк. Иван понимает, что убежать не уда стся... Он бросается назад и тут почти на тыкается на широкий ножевой штык... Не мец делает короткий выпад, и штык мягко и неслышно вонзается в его грудь, Иван знает, что это конец, что он убит». Но Иван был ранен. И взят в плен. Тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, а значит, изменить Родине. Должен застре литься, но не позволить врагу захватить те бя живым. Однако разные были на войне обстоятельства, и не всегда человек мог сам сделать свой выбор. Недаром писа тель заостряет внимание на этой пробле ме. «Нельзя срывать злость на пленных, — с горечью думает Иван, — плен — не про ступок их, а несчастье, они не сдались в плен — их взяли, а некоторых даже сдали, предали — было и такое». Уязвленное человеческое достоинство Ивана заставляет его вновь и вновь пере живать тот единственный день на войне, за который он не перестает казнить себя: «Будь он решительнее, наверно, не дал бы себя взять в плен... Наверно, надо было прикончить себя... все заглушила пронзив шая боль в боку... на секунду Иван потерял тогда самообладание. Эта секунда дорого обошлась ему, следы от нее в душе и на теле останутся навсегда». А как ведет себя Иван в плену? Сми рился ли, сдался? Плен изменил Ивана Терешку, никогда не считавшего себя «смельчаком», укрепил его дух, воспитал характер, сделал лично стью. Автор пишет об этом так: «В полку он ничем не выделялся среди других пехотин цев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали “За отвагу” и думал, что на боль шее не способен. И уже в плену, где неко му было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нем как- то сами собой проявились дух непокорст ва, дерзость и упрямство». По сути в плену происходит то же, что и на войне — противостояние врагу. Одна ко это противостояние — не на равных. Здесь нет над тобой ни командира, ни по литрука — ты сам себе и своей совести ко мандир и судья, но ты унижен и забит, ты, безоружный, бессилен перед вооруженным врагом, к тому же глумящимся над тобой, испытывающим тупую самодовольную ра дость от твоего бесконечного унижения. Потому-то так стремится Иван сохра нить в себе человека, не потерять себя, не утратить веру, потому что именно здесь, в плену, в лагере смерти, видит «всю подно готную фашизма» и понимает, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Стремление во что бы то ни стало вырвать ся из плена крепнет у Ивана по мере того, как изо дня в день он наблюдает желание фашистов уничтожить человеческую сущ ность, унизить и без того униженных, расто птать не только чужих — но и своих: «Фаши сты много достигли в своем энтмэншунге (расчеловечивании) — самом подлом из всех черных дел на земле. И если их зве риную жестокость к инакомыслящим еще можно было понять, то их беспощадность к своим, тем, которые не угодили в чем-ли бо начальству, просто была необъяснимой. Боязнь наказания свыше стала основным побудителем их действий... они безжалост но мстили за свой страх, кому это было дозволено — пленным в концлагерях, окку пированным народам». И Иван Терешка, рядовой боец, а ныне пленный, бросает вызов этой безумной, бесчеловечной ма шине, перемалывающей в своей мясорубке тела, сердца и души тысяч ни в чем не по винных людей. Три попытки совершить побег заканчи вались для Ивана Терешки крахом: его ло вили и возвращали в лагерь. И все же он делает четвертую попытку, которая и со ставляет сюжетную основу повести. Какой эпизод произведения ярко сви детельствует о том, что в Иване жив чело век, живо его человеческое достоинство и стремление противостоять? — В главе 4 происходит столкновение героя повести с командофюрером Занд- лером. Арестанты готовят взрыв для того, что бы часть из них могла осуществить побег — именно часть, потому что кто-то должен пожертвовать собой, спровоцировать этот взрыв, — заплатить собственной жизнью за возможность сбежать другим. И вот заклю ченные откапывают невзорвавшуюся бом бу. «У них уже не осталось ни малейшей надежды выжить в этом чудовищном ком бинате смерти, и сегодня они решили в по следний раз попытаться добыть свободу, или... если уж оставлять этот свет, так пре жде громыхнуть дверью». Однако неожи данное препятствие мешает замыслам пленных: Зандлер приказывает Ивану начи стить ботинки. И тот смиряется, потому что в данную минуту готовит себя к совершен но другому. Ивану приходится терпеть да же то, что офицер стряхивает ему на голо ву пепел со своей сигареты, — хотя испытывает при этом жгучее желание «вскочить, ударить, сбить с ног этого по ганца». Только когда Иван видит презрение к себе в глазах пленных женщин, он уже не в силах сдержать свой гнев — бьет офице ра по лицу... От смерти Ивана спас внезап но прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, заодно прихватив пистолет Зандлера. Что пришлось испытать Ивану во время побега? — Ивану приходится терпеть физичес кую усталость, голод, холод, нравственные муки: вспомним эпизод с «гефтлингом» — немцем, тоже сбежавшим из лагеря и гро зящим Ивану гестапо (дать или не дать ему хлеба — и все же дать), или эпизод с авст рийцем, у которого Иван в силу обстоя тельств отбирает буханку хлеба и тужурку. Нравственное чувство человека, привыкше го трудиться, а не разбойничать, мешает Ивану успокоить свою совесть: «Разве он разбойник с большой дороги или граби тель? Зачем ему останавливать этого мир ного толстяка, угрожать ему пистолетом и тем более грабить, если б не война, не плен, не бесчеловечные издевательства и унижения, не то, наконец, на что он решил ся ради своей жизни, ради Джулии, ради этого австрийца тоже?» Писатель подчеркивает, что в сердце его героя, несмотря на жесточайшие усло вия, в которые он попал, живо милосер дие и сострадание. Именно сострадание и доброта не позволяют Ивану прогнать от себя Джулию, которая бежит из плена вслед за ним, — наоборот: он, физически крепкий мужчина, считает своим долгом накормить, согреть слабую девушку, об легчить ей муки, даже несмотря на то, что она может стать для него обузой в том опасном деле, что он затеял. Таким образом, в какие условия ни по пал бы герой, он сохраняет свое достоин ство, человечность, оказываясь нравствен но выше обстоятельств. «Я говорю просто о человеке, — замечал Быков, — о возмож ностях для него и в самой страшной ситуа ции сохранить свое достоинство. Если есть шанс — выиграть. Если нет — выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно. Война загоняет человека в угол. Пытается 37т ш & к о ш ш ш ш ш ш в о лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он все выносит». Это сказано и о простом бело русском парне, солдате Иване Терешке. - Как вы считаете, для чего писатель ввел в повествование образ Джулии? Како во его значение? — Джулия — итальянка; воспользовав шись взрывом так же, как и Иван, она бе жит из лагеря. И так же, как Иван, она яро стно ненавидит фашистов. Писатель с любовью рисует нам Джу лию, подчеркивая, как она красива, изящ на, хрупка: у нее черные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фи гура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии Новелли автор заставляет своего героя пройти проверку не только ненави стью, но и любовью. Психологически точно писатель пока зывает, как постепенно сочувствие и ува жение к девушке перерастают у Ивана в нечто большее. Какое развитие получает в повести Бы кова традиционная для литературы тема любви? Действительно, тема любви — тема вечная. Учащиеся отмечают, что имя Джу лия ассоциируется у них с героиней траге дии Шекспира — Джульеттой. Смысл и значение сцен любви в быковской повести состоит в том, чтобы с их помощью уси лить трагедийность реальных обстоя тельств. Прекрасное, светлое человечес кое чувство — вызов бесчеловечности фашизма. Война свела героев вместе — и она же навсегда разлучила их. Мечтам мо лодого человека никогда не суждено осу ществиться, любовь Ивана и Джулии не может иметь продолжения: за кратким ми гом счастья — смерть, и в этом жестокая драма героев, и драма времени, в которое они живут. «Почему человек не может иметь маленькой надежды на счастье, ра ди которого рождается на свет и к которо му всю жизнь стремится? — горько раз мышляет Иван. — Почему бы и в самом деле не приехать ей (Джулии. — И.У.) в ти хие его Терешки у двух голубых озер, если она хочет этого, если он любит ее, как, оче видно, не способен полюбить ни одну де вушку в мире? И — он ясно понимал это — она была бы лучшей в мире женой». Из 24 глав повести 6 ( четверть повест вования) посвящены любви Ивана и Джу лии. Что поражает вас при чтении этих глав? — На время мы забываем о том, при каких обстоятельствах встретились и по любили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жесто кой реальности. Вокруг них — сказочная красота: великолепие природы, луга аль пийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотво ренность, чистоту и святость чувств геро ев. Во всем мире, среди «дремучей пер возданное™ гор» — только они двое и их любовь, и словно отступают тревога и ощущение опасности. Обращаем внима ние на то, как меняется лексика: «от и з бытка счастья тихо засмеялся»; «светло на сердце»; «неожиданная, непостижимая радость»; «явь была счастливее самого радостного сна»; «в душах обоих рожда лось нечто великое и важное» и т.д. И со всем неважно, что он белорус, а она итальянка, что между ними языковые и социальные барьеры: чувства истинные сильнее всяких условностей. «Неизвестно только, кто перемешал все это — люди или дьявол, иначе как бы случилось такое — в плену, в двух шагах от смерти, с чужой, незнакомой девушкой, явившейся из со вершенно другого мира и так неожиданно оказавшейся самой дорогой и значитель ной из всех, кто когда- нибудь встречался на его пути». Заметим также, что человеческая сущ ность Ивана Терешки до конца раскрывает ся лишь в отношениях с Джулией — раньше он даже представить себе не мог, что спо собен любить и быть счастливым: «За годы войны он совсем отвык от естественной че ловеческой потребности в счастье. Все его силы расходовались на то, чтобы как-ни будь выжить, не дать уничтожить себя... Разве мог он предвидеть, что во время чет вертого побега, спасаясь от гибели, так не ожиданно встретит первую свою любовь?» Но именно здесь, где рядом война, ужасы лагеря, близость смерти, появляется у ге роя, считавшего, что «девчата не для него», близкий человек, которого у него никогда не было. Еще один важный момент в изучении произведения - - это смысл названия повес ти. Спросим у учащихся, как они его пони мают. Сначала обратимся к «Словарю литера туроведческих терминов»: «Баллада —хотворный рассказ на легендарную или ис торическую тему. Реальное в балладе не редко сочетается с фантастическим. Для баллады характерны трагизм, таинствен ность, отрывистое повествование, драмати ческий диалог... Форму баллады получали стихи о подвигах во время Великой Отече ственной войны». Спросим девятиклассников: какие чер ты жанра баллады мы находим в быковской повести? — В произведении Быкова присутству ют и историческая тема, и трагизм, и дра матический диалог — вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ива на, расспросы Джулии о его родине, о де ревне, о колхозах. И все же баллада Быкова — альпий ская: в ней писатель воспевает такую лю бовь, которая в итоге побеждает все: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть. Как тут не вспомнить известные слова И.С.Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И что, как не любовь, в конечном итоге позволяет Ивану выстоять в последнем, ре шающем поединке с врагом. Анализируем заключительные главы повести. Жестокая реальность ворвалась в свет лый мир героев — тот самый «гефтлинг» все же выдал их фашистам. И снова побег на пределе сил и возможностей. Но теперь ре шимость героев выжить стала еще сильней: «Босая, с окровавленными ступнями, она (Джулия. — И.У.) пробиралась чуть впереди него, и, когда оглядывалась, он видел на ее лице такую решимость избежать беды, какой не замечал за все время их пути из лагеря,,. Словно тигрица, она яростно боролась за жизнь». Никакие физические мучения не мо гут заставить героев утратить волю к борьбе с обстоятельствами: «Он не боялся. Слиш ком много пережил он за годы войны, чтобы и теперь бояться... теперь только бы дал Бог силы. И еще, конечно, чтобы рядом остава лась Джулия». Но, преследуемые врагами, герои по падают в западню: сзади немцы с собака ми, впереди — мрачное ущелье, «затума ненная бездна». Этот эпизод — безусловно кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против силы оружия. Отвратительными обрисованы фаши сты, Загнав беглецов в западню, они ни чего не предпринимают — они выжидают и развлекаются: «Раскуривая, тыкали в гефтлинга сигаретами — в лоб, в шею, в спину, — и гефтлинг со связанными рука ми вьюном вертелся между ними, а они ржали, обжигая его сигаретами». Какие чувства испытывает в эти мину ты Иван? — Он горюет о том, что «неудачник», что не смог воспользоваться такой возмо жностью спастись, переживает, что погу бил Джулию, которая поверила в него, по любила... Горе, отчаяние, гнев, нежность, любовь — целая гамма чувств переполня ет героя. Человек противостоит кучке жестоких, озверелых нелюдей, цинично приглашающих беглецов сменить «холод ную гору на горячий крематорий». «— Звери! — закричал он на немцев. — Звери! Сами боитесь! Все равно нас не взять вам!» Лишь когда фашисты понимают, что беглецы ни за что не сдадутся, они пуска ют собак. Это самые напряженные и дра матические страницы повести. «Гнев и первое потрясение, прорвавшиеся в нем, сразу исчезли, он снова стал спокойным. Убить себя было просто, куда страшнее то же самое сделать с Джулией, но он должен это сделать. Нельзя было позво лить эсэсовцам взять их живыми и пове сить в лагере — пусть волокут мертвых! Если уж не удалось вырваться на свободу, так надо досадить им хотя бы своей смертью». Выбора нет, В любом случае — смерть. И Иван совершает невозможное: пытаясь спасти Джулию, он сталкивает ее с края обрыва — ему, с его больной но гой, спрыгнуть не удастся. Теперь он спо коен и готов ко всему. «Собаки бешено взвыли... Впереди всех на него мчался волкодав... Иван не целился, но с неторо пливым, почти нечеловеческим внимани ем, на которое был способен, выстрелил в его раскрытую пасть и, не удержавшись, сразу же в следующего... Иван не успел увидеть, попал он или нет. Его недоумение оборвал бешеный удар в грудь, нестерпимая боль пронизала гор ло, на миг мелькнуло в глазах хмурое небо, и все навсегда погасло...» Ивану так и не удалось добраться до партизан. И все же, как вы оцениваете его гибель - как поражение или как победу? — Гибель Ивана Терешки можно расце нивать только как победу, — утверждают девятиклассники, — Хотя он умирает без вестный, недолюбивший, не совершивший подвига на поле боя, а его мужество видит только кучка врагов, — все же Иван встре чает свою смерть как настоящий солдат — несломленный, с оружием в руках, спасая любимую женщину, понимая, что общая судьба войны зависит от каждого. Попросим учащихся поразмышлять о том, что такое, по их мнению, героизм и можно ли назвать героем рядового Те- решку. Обобщая сказанное ребятами, приво дим слова литературоведа И.Дедкова: «Ге роический выбор, по Быкову, не исключи телен, он бывает необходим и естествен, если человек ценит нечто большее, чем он сам, если личный его интерес шире его самого и его отдельного блага, если есть на свете что-то, что он хочет сохранить любой ценой. Это может называться по- разному: детьми, домом, родиной, справе дливостью, добром, любовью, человечно стью, но оно — живая часть этого челове ческого существования и не может быть отдано насилию». Подводя итоги изучения произведения, задаем учащимся вопрос: каковы, на ваш взгляд, смысл и значение эпилога повести «Альпийская баллада»? Учащиеся замечают, что чудесное спа сение героини в безвыходной ситуации, видимо, понадобилось писателю для того, чтобы устами итальянской женщины Джу лии Новелли выразить, какой след в душах многих и многих тысяч людей оставил под виг простого солдата, спасавшего не толь ко свою Родину, но и весь мир от ужаса и мрака фашизма. Отправляя письмо род ным Ивана в далекую белорусскую дерев ню, спустя много лет после войны, италь янка пишет: «Конечно, вы не забыли то страшное время в мире — черную ночь че ловечества, когда с отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как благословен ное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, — это давало им силы достой но встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве сами ставили смерть на ко лени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали, удивляя даже вра гов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения — столь относительной была их победа». Заканчивая занятие, скажем также о том, что Быкова, прошедшего, как мы уже упоминали, всю войну, судьба словно бе регла от гибели. У него тоже были чудес ные спасения... В Кировоградской области даже есть братская могила, где среди по хороненных значится имя Василя Быкова. Но тогда его спас командир роты — он по дорвал танк, преследовавший Быкова... А в Венгрии в двух шагах от него упал снаряд, но не разорвался... По мнению писателя Ю.Бондарева, «война счастливыми стечениями обстоя тельств сохранила его, прекрасного писа теля, для того чтобы сказать истину о вой не и трагических сороковых годах и чтобы сказать о том, что человек... поднимается до небесных высот, когда сознает, что чу жая боль — это его боль, что близкий его — это он сам, независимо от счастливого или смертельного поворота в судьбе». Дома девятиклассники пишут сочине ния: 1, Правда о войне в изображении В.Бы кова. 2, Что такое героизм в понимании В.Быкова. 3. Смысл названия повести В.Быкова «Альпийская баллада». 4. Сохранить в себе человека, (По про изведениям В.Быкова.) ■ 39

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс

Урок внеклассного чтения, 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017