• Урок проводился с целью вызвать интерес детей к внимательному чтению классических литературных произведений, развивать память, связную речь. Учить ребят обобщать, сравнивать, выделять главное, давать чёткие ответы на поставленные по содержанию литературного произведения вопросы. В конце урока ребята самостоятельно выявяли среди учащихся класса вдумчивых читателей.
СЦЕНАРЙ.doc
Тема: Джонатан Свифт “Путешествия Гулливера” Путешествие к
лилипутам
Цели:
вызвать интерес детей к внимательному чтению классических
литературных произведений;
развивать память, связную речь;
учить обобщать, сравнивать, выделять главное, давать чёткие ответы на
поставленные по содержанию литературного произведения вопросы;
выявить среди учащихся класса вдумчивых читателей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 Сообщение темы и цели урока.
Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о
далёких странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы.
Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту – путешествуя по
свету. Но путешествовать можно не только куда – то уезжая. Путешествовать
человеку помогают книги.
Читая книги о путешественниках, вы сами мысленно пройдёте их
путями, испытаете их трудности, вместе с ними будете любоваться
красотами далёких краёв, вместе с ними будете радоваться успешному
окончанию нелёгкого похода.
Вот и мы сегодня отправляемся в заочное путешествие по морю
Творчества, вслед за Гулливером.
Трёхмачтовый бриг «Бригантина» готов к отплытию.
1.
Путешествовать мечтал
И врачом хорошим стал,
Изучал морское дело даже в школе.
Триста лет для всех пример,
Даже имя “Гулливер”
Знают дети в каждой школе, каждой школе.
2.
В Лилипутию попал,
Их законы соблюдал.
И заботился о маленьком народе.
Великанов удивлял,
Никогда не унывал
И однажды оказался на свободе.
3.
Книги добрые читать,
Cилу воли закалять.
Человечным быть на суше и на море.
Крепко накрепко дружить,
1 C детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
1 тур.
1 Кем был Гулливер по профессии? (Корабельным врачом)
2. На каких кораблях плавал Гулливер? («Антилопа», Добрая надежда»
«Ласточка»)
3. Чем занимался Г. на корабле во время путешествия? (Читал книги, изучал
жизнь других племён, записывал на обратном пути, какие приключения с
ним произошли.)
4. Как звали детей Г.? (Бетти, Джонни.)
5. Какие предметы в школе Г. изучал старательнее всего? (Географию,
математику.)
6 Какие черты характера Гулливера помогли ему получить относительную
свободу в плену у лилипутов?
. (Безупречное поведение в сочетании с рассудительностью и тактичностью.)
7. Как в Лилипутии относились к ябедам и доносчикам?
( . Их поощряли, если доносы оказывались правдой. Но карали жёстко, если
уличали во лжи.)
8 Знания какой науки помогали лилипутам отлично строить, кроить и шить?
( Знание математики.)
9. Какую фразу заучил в плену Гулливер первым делом? (Ваше
Величество, умоляю вас отпустить на свободу)
Остров Находок.
В левом кармане жилета мы видели вещь, похожую на решётку дворцового
сада. (Расческа.)
Мы обнаружили у человека – горы большой круглый ящик. С одной стороны
ящик был серебряный, с другой – ледяной.., но этот лёд не тает. Сквозь лёд
можно разглядеть 12 больших чёрных знаков и 2 копья. Внутри ящика сидит
какое – то большое животное, которое всё время стучит не то зубами, не то
хвостом. (Часы.)
В правом кармане камзола Ч – Г мы нашли большой кусок грубого холста,
который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы
дворца Бельфарборак. (Носовой платок)
В правом кармане штанов найдена неизвестная нам машина из дерева и
железа. (Пистолет.)
2 тур.
1 Откуда, по мнению учёных Лилипутии, прибыл КвинбусФлестрин (Человек
Гора)?
2 2 Какому умению (искусству) обучали сыновей знатных лиц Лилипутии? Кто в
Лилипутии в этом искусстве был самым ловким?
(Танцевальное искусство на канате. Министр финансов Флимнап.)
3. Как называлось соседнее с Лилипутией государство? ( Блефуску)
4. На что был похож новый костюм Г.? Почему? ( На лоскутное одеяло,
потому что его сшили из1000 лоскутков)
5. Какую фразу заучил в плену Гулливер первым делом? (Ваше
Величество, умоляю вас отпустить на свободу)
6. Какую забаву придумал Г. императору, чтобы соре получить свободу?
(На носовом платке устраивал военные игры)
7. Почему император не отпускал Г. на свободу? Что он ему говорил? Что
хотел от него? (Я не могу освободить тебя, пока не поклянёшься жить в
мире со мной и со всей моей империей.)
8. Как назывался главный город Л.? (Мильдендо.)
9. Как в Л. клянустя в верности императору? (Надо сесть на землю, взяться
левой рукой за правую ногу, а два пальца правой руки приставить ко лбу
и верхушке правого уха)
Остров Переводчиков.
Задание:
Надо правильно соотнести имена собственные на языке лилипутов и великанов
с их переводом на наш язык.
1) Бельфаборак. (Столица страны лилипутов.)
2) Флимнап. (Имя министра финансов Лилипутии.)
3) Квинбус Флестрин. (ЧеловекГора.)
3 тур.
1.Что именно удивило Гулливера в столице лилипутов?
(“Нигде в столице я не заметил и следа грязи и беспорядка. Не было домов
ниже, чем в три этажа.”)
2 Какой случай послужил причиной вражды между Лилипутией и жителями
острова Блефуску?
(Случай с яйцом. Жители разделились на остроконечников и тупоконечников.
Тупоконечники нашли приют, покровительство на острове Блефуску. С этим не
хотел мириться король Лилипутии.)
3. Что требовал король лилипутов от послов Блефуску при заключении
мирного договора?
(Писать договор на языке лилипутов, хотя оба народа говорили на двух языках
и прекрасно понимали друг друга.)
4. Какое отношение было у лилипутов к врачам? Почему?
( Они очень берегли здоровье, укрепляли его, крайне редко болели.
Профессия врача там просто не была востребована.)
3 5. Чем удивила Гулливера манера письма лилипутов?
( Они писали наискосок бумаги.)
6 Что очень удивляло поваров, короля, жителей, когда Гулливер ел мясо
крупных животных? ( .Он ел их вместе с костями.6
7. Что при обыске Гулливер скрыл от лилипутов? Для чего?
( . Очки и подзорную трубу.)
8. Что за предмет нашли лилипутские пастухи: огромное чёрное тело с
круглым горбом посередине и с широкими плоскими краями. Горбун лежал
совершенно неподвижно, ничего не ел и не дышал. ( Шляпа Г.)
9. Что случилось 24 сентября 1701 года?
(Гулливер покинул страну лилипутов на лодке, которую он нашёл и
отремонтировал.)
Как вы думаете о каких сокровищах пойдёт речь? Да, это книги. А почему
книги называют сокровищами?
Человек, который читает вдумчиво, много, духовно богат, а это самое
главное богатство.
Человек с богатым внутренним миром интересен в общении, он
никогда не предаст и не подведёт.
А кто является главной хранительницей сокровищ у нас в школе? ( Слово
школьному библиотекарю)
Вопросы для зрителей.
1 Как называлось соседнее с Лилипутией государство? ( Блефуску)
2. Как звали детей Г.? (Бетти, Джонни.)
3. Какие предметы в школе Г. изучал старательнее всего? (Географию,
математику.)
4. Чем император Л. Забавлял Г.? (Пляски и прыжки на канате,. Кто
подпрыгнет на канате выше всех и ни разу не упадёт – займёт место
императора.)
5. Какую награду получил Г., за то, что увёл блефускуанские корабли?
(Тир нити – красную, синюю, зелёную. ) Куда он нитки надел? (На
палец.)
6. Почему император не отпускал Г. на свободу? Что он ему говорил? Что
хотел от него? (Я не могу освободить тебя, пока не поклянёшься жить в
мире со мной и со всей моей империей.)
7. Изза чего собирались воевать лилипуты с соседним государством? (100
лет назад дед нынешнего императора за завтраком разбил яйцо с тупого
конца и скорлупой порезал себе палеч. Был издан указ, в котором
запрещалось жителям Л. Под страхом смертной казни разбивать яйца с
тупого конца.)
4 8. Как прозвали лилипуты Гулливера? (Человек гора, Куинбус, Флестрин)
Островок сокровищ
Подведение итогов.
Нам интересно с книгой весёлой.
Она скучать не даёт никогда.
Читают книги деревни и сёла.
Читают книги большие города.
Нам книга стать помогает умнее.
Она, как друг, за собою ведёт.
И тот, кто с книгой по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.