Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Оценка 4.7

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
31.03.2018
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок открытия нового знания по ФГОС. Данная разработка знакомит обучающихся с повестью Виталия Закруткина "Матерь человеческая", которая не входит в обязательный круг чтения в школе. Повесть выбрана ввиду огромнейшего влияния на формирование нравственных ценностей подрастающего поколения. Урок рассчитан на пару (2 занятия). Материал даётся в виде анализа эпизодов. Эта повесть изучается наряду с повестями Бориса Васильева для формирования своего собственного мнения о таком трагическом событии, как Великая Отечественная война, воспитывает чувство патриотизма и гордости за русскую женщину-мать, всепрощающую и милосердную. Следующий вид работы по этой повести - сочинение-эссе .
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 10 классе.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 10 классе Тема: Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: проблемный Цели урока:  1) Образовательная: краткое знакомство с автором произведения;  работа с эпизодами; выявление авторской позиции и способов её выражения; 2) Воспитательная: воспитание гордости за своё Отечество, преклонения перед Женщиной – матерью; воспитание моральных ценностей 3) Развивающая: развитие устной и письменной речи, логического и критического мышления; совершенствование навыков выразительного  чтения; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя его текстом; Планируемый результат: Предметные умения: формировать умение анализировать литературное произведение; Метапредметные умения:       Регулятивные УУД:   ­ самостоятельно формулировать тему урока;  ­ определять и формулировать цель деятельности на уроке;       Познавательные УУД: ­ извлекать информацию, представленную в разной форме; ­ формулировать конечный результат;  Коммуникативные УУД: ­ слушать и понимать речь других; ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ использовать знаково­символические записи;  Личностные УУД: ­ формирование учебной мотивации; ­ формирование адекватной самооценки; ­ необходимость приобретения новых знаний; Технологии: проблемно­диалоговое обучение (ПДО), развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Формы работы: индивидуальная, КСО (парная работа) Оборудование: текст, интерактивная доска, дидактический материал. № п/п 1 2 Этап урока Формируемые УУД Деятельность учителя Организационный этап. Цель: подготовка  к работе Постановка цели и задач урока.  Мотивация  учебной  деятельности  учащихся. Цель: включение  учащихся в  учебную  деятельность на  личностно  значимом уровне Личностные:  ­  осмысление  внутренней   позиции  ученика  на  уровне  положительного  отношения   к  уроку Регулятивные: ­ самоорганизация  и   организация  своего   рабочего  места Личностные: ­ сформированность  потребности в  самовыражении и  самореализации, ­ сформированность  позитивной моральной  самооценки и моральных  чувств. Коммуникативные: ­ умение передавать  информацию интонацией, ­ слушать, ­ умение выражать свои  мысли в соответствии с  условиями коммуникации, ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.  Мы сегодня познакомимся с очень сложным  и в то же время  очень простым произведением. О чём оно? Почему я так его  представила? Об этом мы узнаем далее.  ­ К нам пришли гости, и они вместе с нами будут принимать  участие в работе.   ­ Посмотрите, на ваших партах лежит под номерами в стопочке раздаточный материал. Он нам пригодится по ходу урока. Ну  что, начинаем. Слайд №1 ­ Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть  всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К  ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают  надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть  вперёд. Именно о таком произведении мы будем сегодня  говорить. ­ Посмотрите на слайд. Слайд № 2 Что вы видите? Что объединяет все эти иллюстрации? (на всех  картинках изображены мамы со своими детьми – не только  люди, но и животные, птицы). Как вы думаете, о чём это  произведение? (о маме). А какие однокоренные слова можно  подобрать к этому слову?  Учитель на доске составляет кластер с помощью подсказок  детей (по однокоренным словам), центральное понятие  (круг) пока не записывается.  ­ А на слайде мамы чьи? (всего живого). В Библии есть  Деятельность обучающихся  Слушают учителя;  Настраиваются на  урок;  Слушают учителя;  Отвечают на  вопросы;  Анализируют;  Сравнивают;  Делают вывод;  Прогнозируют;  Выдвигают версии;  Предполагают;  Доказывают свою  точку зрения; ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Познавательные:  ­ умение  строить речевое  высказывание, ­ анализ объектов с целью  выделения признаков, Регулятивные: ­ предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. 3 Подготовка  учащихся к работе на основном этапе Цель: готовность  мышления и  осознание  потребности к  построению нового способа действия. Познавательные: ­ анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  классификация  ­ извлечение необходимой  информации из текста ­ использование знаково­ символических средств  ­ осознание и произвольное  построение речевого  высказывания  ­ подведение под понятие  Регулятивные: ­ выполнение пробного  действия  выражение, которое употребила Анна Ахматова в своей поэме  «Реквием»:  «Не ругай меня, мати, во гробе зряще». Тогда  попробуйте уточнить тему.  Слайд № 3 ­ Автор Виталий Закруткин дал такое название своей повести ­   «Матерь человеческая». Запишите к себе в тетради тему урока. Посмотрите, это наше центральное понятие. Слово знакомое?  Какие ассоциации, эмоции у вас возникают с этим словом?  Учитель по подсказкам учеников составляет кластер к  понятию «матерь». ­ Хорошо, пока у нас такие ассоциации. Возможно, они  изменятся  на протяжении урока. ­  Теперь, когда мы знаем тему урока, как вы думаете, какие  цели стоят перед нами?  Учитель записывает цели на доске  (познакомиться с текстом, охарактеризовать главную  героиню, дать объяснение её поступкам, выйти на название  повести). ­ Несколько слов хочется сказать о произведении и его авторе.  Учитель читает по слайду № 4. ­ Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей  присуждена Государственная премия РСФСР имени  Горького. Война определила судьбу писателя. Дороги военного  корреспондента оказались очень длинными — от Дона до  штурма Берлина. В его памяти застыло слишком много картин  из панорамы жизни и смерти. Люди, запечатлённые сознанием,  затем обретут жизнь в книгах Закруткина. В основе повести  «Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной  русской женщины. На протяжении многих лет она волновала  писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже  несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас… ­ Более подробная информация об авторе есть у вас в  раздаточном материале. Вы с ней сможете познакомиться дома,  когда будете готовиться к домашнему заданию, чтоб не тратить   Записывают тему  урока в тетрадь;  Составляют кластер;  Слушают учителя;  Анализируют; ­ фиксирование  индивидуального  затруднения в пробном  действии  ­ волевая саморегуляция в  ситуации затруднения  Коммуникативные: ­ выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью  ­ аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации  ­ учет разных мнений  ­ использование критериев  для обоснования своего  суждения  Познавательные: ­ анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  ­ извлечение необходимой  информации из текста ­ моделирование и  преобразование моделей  разных типов (предметы,  схемы, знаки и т.д.)  ­ использование знаково­ символических средств ­ подведение под понятие  установление причинно­ следственных связей  ­ построение логической  цепи рассуждений,  доказательство  ­ осознание и произвольное  4 Этап усвоения  новых знаний и  способов действий Цель: построение  и фиксация нового  знания.  время сейчас.   ­Мы сегодня не сможем познакомиться со всем текстом,  поэтому нам пригодятся те эпизоды, которые лежат у вас на  партах. А чтобы вам и нашим гостям было понятно, с чего  начинается действие, я вам расскажу начало. Вы по ходу моего  рассказа составляете в парах кластер: ваши впечатления,  эмоции, мысли. Для кластера у вас есть приготовленные  матрицы (в центре  кластера – имя главной героини «Мария») ­ Итак, повесть начинается словами «Эту женщину я не мог, не  имел права забыть…»  Рассказчик вспоминает о военном времени, когда он со своим  отрядом встретил эту женщину в разорённом хуторе и услышал  её рассказ. Главная героиня, Мария, жила в отдалённом хуторе,  в котором родилась и прожила всю жизнь, там же вышла замуж  и родила сына. Когда началась война, её муж­коммунист ушёл  на фронт на второй день, а через несколько месяцев вернулся с  ампутированной по локоть рукой. В конце сентября Красная  Армия отступала, в хутор пришли немцы. За подрыв  в округе  немецкого офицера и солдат немцы казнили выбранного из   Слушают учителя;  Работают в паре;  Составляют кластер;  Анализируют;  Делают вывод;  Прогнозируют;  Доказывают свою  точку зрения; построение речевого  высказывания Коммуникативные: ­ выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью  ­ адекватное использование  речевых средств для решения коммуникационных задач  ­ формулирование и  аргументация своего мнения  и позиции в коммуникации  (учет разных мнений,  координирование разных  позиций) ­ использование критериев  для обоснования своего  суждения  ­ достижение  договоренностей и  согласование общего  решения  Личностные: ­   осознание   ответственности за общее дело  ­ следование в поведении  моральным нормам и  этическим требованиям  толпы Ивана, мужа Марии, и вместе с ним Васятку, который  выбежал спасать отца. Марию, зажав рот, оттащили женщины.  Она впала в беспамятство.  И они же на другой день отправили  её схорониться  в поле неубранной кукурузы. Мария видела, как немцы подожгли все 30 домов хутора, как согнали жителей,  человек 100, на пустырь, чтоб угнать в Германию, как  расстреляли 14­летнюю девочку Саню, которая не хотела  работать на немцев. Мария нашла смертельно раненную  девочку, а потом похоронила её. А после этого… Учитель зачитывает отрывок из повести «Я не могу жить,  господи,  ­  давясь слезами, шептала  Мария, ­ я не хочу жить.  Может, ты все­таки есть,   господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась...  Если ты  есть,  ты,  господи, видишь мое горе! Разве можно так  жить?  У  меня все отняли,  удавили любимого моего Ваню,   и  сыночка Васеньку удавили,  дите ни в чем не повинное... И хаты наши  все спалили, одна зола от них осталась.  И Саню,  девчонку,  как звери, убили. И людей всех угнали,  никого не оставили...   Не хочу я жить,  господи! Пошли мне смерть! Забери меня с  этой земли...» ­Я подожду 1­2 минуты, пока вы работаете со своим кластером.  ­ Как вы думаете, она погибла? Что остановило Марию? Что  может остановить женщину от желания умереть? Если  затрудняетесь, вспомните название повести. (Мария была  беременна) ­ Хорошо, идём дальше. Перед вами лежат распечатанные  эпизоды. Возьмём эпизод №1. Уважаемые гости, у вас тоже есть распечатки, чтобы вы могли поучаствовать в работе. Сейчас я  прочитаю 1 эпизод, вы же следите по своим отпечатанным  материалам. Не забываем заполнять кластер по ходу чтения,  только ваши эмоции и чувства. ­ Как вы думаете, реакция на немца у Марии была правильная,  объяснимая? Почему тогда она не смогла отомстить? (её   Обобщают материал;   Слушают и следят  по тексту эпизода 1;  Подчёркивают  наиболее значимые  места  Заполняют кластер  Работают с текстом; остановил крик «мама»). Найдите в тексте ответ на этот  вопрос. Как вы думаете, она права? ­ Следующий эпизод 2 (1 абзац) я попрошу прочесть Олесю. 2 абзац эпизода 2 прочитает  Дмитрий. ­ Ваше мнение о прочитанном. Как вы думаете, Мария права? Какая главная мысль заключается в этом внутреннем монологе  главной героини? (люди рождаются одинаково невинными, ни один родитель не воспитывает своего ребёнка злым,  жестоким, не хочет, чтоб он стал преступником; влияет на ребёнка внешняя среда, кто­то может ей противостоять, а  кто­то нет). Какой вывод для себя вы должны сделать?  Я подожду, пока вы заполняете кластер.  ­ Как вы думаете, что было дальше? ­ Знакомимся с текстом далее. Я зачитываю эпизод 3,  пожалуйста, следите по своим отрывкам, не забывайте одно­два  слова фиксировать в кластере. ­ Что вы можете сказать о главной героине? О детях? Какие  чувства у вас вызывает рассказ детей? Как события, по­вашему,  развернутся дальше?  Отвечают на  вопросы  Читают текст;  Слушают чтение,  заполняют кластер ­ Читаю эпизод 4, вы следите.  ­ Почему дети назвали Марию мамой?   ­ Что вы думаете о последнем абзаце? Какое предложение, на  ваш взгляд, самое главное в нём? Зачитайте. Почему опять  слово «мама» заставило Марию пересилить себя? ­ Давайте проверим ваш кластер о главной героине. ­ Вспомните начало повести, с которым я вас познакомила.  Когда рассказчик познакомился с Марией? А теперь я зачитаю  вам эпизод 5. Слайд № 5  ­ Как вы можете объяснить поступок уже немолодого  командира отряда? (он преклонился перед Матерью  действительно всего живого)  (Если время позволяет, то учитель зачитывает эпизод 6 –   Отвечают на  вопросы  Доказывают свою  точку зрения;  Отвечают на  вопросы  Анализируют;  Определяют  причины;  Делают вывод;  Прогнозируют; 5 Этап закрепления  новых знаний и  способов  действий.  Цель: включение  Личностные: ­ нравственно­этическое  оценивание усваиваемого  содержания  ­ осознание ответственности  за общее дело  ­ следование в поведении  Доказывают свою  точку зрения;  Составляют  синквейн  резервный) ­ А теперь вернёмся к началу урока. Героиней какого  произведения является Мария? Вспомните первоначальное  отношение к слову «матерь». Изменилось ли оно? Давайте  дополним (или исправим) наш кластер. ­ А сейчас, пожалуйста, составьте в парах синквейн по всему  произведению. У вас есть матрица на листах. ­ Проверим, что у вас получилось. ­ В качестве заключения хотелось бы прочитать вам концовку  повести. Слайд № 6 Какой образ  возникает у вас после прочтения этой повести?  (образ Божьей Матери) Слайды № 7,8 нового знания в  систему знаний,  повторение и  закрепление ранее  изученного моральным нормам и  этическим требованиям  Познавательные: ­ анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  ­ понимание текста,  извлечение необходимой  информации  ­ подведение под понятие  ­ моделирование и  преобразование моделей  разных типов (предметы,  схемы, знаки и т.д.)  ­ использование знаково­ символических средств  ­ установление причинно­ следственных связей  ­ выведение следствий  ­ самостоятельное создание  алгоритмов действий  ­ построение логической  цепи рассуждений,  доказательство  ­ осознание и произвольное  построение речевого  высказывания  Регулятивные: ­ контроль, коррекция,  оценка  Коммуникативные: ­ выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью ­ формулирование и  аргументация своего мнения  и позиции в коммуникации  ­ учет разных мнений,  координирование разных  позиций   ­ достижение  договоренностей и  согласование общего  решения  ­ постановка вопросов   Познавательные: ­ рефлексия способов и  условий действия  Коммуникативные: ­ планирование учебного  сотрудничества   Личностные: ­ самооценка на основе  критерия успешности  ­ адекватное понимание  причин успеха/неуспеха в  учебной деятельности   ­ следование в поведении  моральным нормам и  этическим требованиям  Познавательные: ­ рефлексия способов и  условий действия  ­ контроль и оценка процесса и результатов деятельности  Коммуникативные: 6 7 Информация о  домашнем  задании  Цель: инструктаж  по его выполнению Рефлексия  (подведение  итогов занятия) Цель:  соотнесение цели  урока и его  результатов,  самооценка  работы на уроке,  осознание метода  построения нового знания ­ Ребята, кому захотелось прочитать эту повесть целиком? А  кому нет? Почему? ­  Всё­таки я прошу вас в течение ближайшей недели прочитать  всю повесть и написать эссэ по произведению (5­10  предложений) в тетрадях по литературе. ­ Вспомните, как в начале урока я назвала это произведение  очень сложным  и в то же время очень простым. Я была права?  Объясните, в чём его сложность и его простота. ­  Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их? ­ Я хочу, чтобы вы сами оценили наш урок. Переверните свои  листы с синквейнами. Здесь у вас имеется лесенка «Моё  состояние». Поставьте галочку на той ступеньке,  которая  соответствует вашему состоянию. ­ Дальше у вас идёт оценивание вашей работы на уроке в виде  смайликов. Поставьте галочку возле одного из них.   ­ Я предлагаю сегодня вам самим поставить отметки друг другу за работу в парах. Запишите их на своих листах.   Анализируют своё  состояние, эмоции; Записывают  домашнее задание в  дневник;  Слушают пояснения  к нему;  Анализируют;  Оценивают свою   работу;  отвечают на  вопросы;  Комментируют;  Высказывают своё  мнение; ­ Спасибо ребятам за урок и гостям за участие. ­ выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью   ­ формулирование и  аргументация своего мнения  и позиции в коммуникации   ­ планирование учебного  сотрудничества

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018