Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
31.03.2018
Урок открытия нового знания по ФГОС. Данная разработка знакомит обучающихся с повестью Виталия Закруткина "Матерь человеческая", которая не входит в обязательный круг чтения в школе. Повесть выбрана ввиду огромнейшего влияния на формирование нравственных ценностей подрастающего поколения. Урок рассчитан на пару (2 занятия). Материал даётся в виде анализа эпизодов. Эта повесть изучается наряду с повестями Бориса Васильева для формирования своего собственного мнения о таком трагическом событии, как Великая Отечественная война, воспитывает чувство патриотизма и гордости за русскую женщину-мать, всепрощающую и милосердную. Следующий вид работы по этой повести - сочинение-эссе .
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 10 классе.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 10 классе
Тема: Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: проблемный
Цели урока:
1) Образовательная: краткое знакомство с автором произведения; работа с эпизодами; выявление авторской позиции и способов её выражения;
2) Воспитательная: воспитание гордости за своё Отечество, преклонения перед Женщиной – матерью; воспитание моральных ценностей
3) Развивающая: развитие устной и письменной речи, логического и критического мышления; совершенствование навыков выразительного
чтения; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя его текстом;
Планируемый результат:
Предметные умения: формировать умение анализировать литературное произведение;
Метапредметные умения:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему урока;
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разной форме;
формулировать конечный результат;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
использовать знаковосимволические записи;
Личностные УУД:
формирование учебной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
необходимость приобретения новых знаний; Технологии: проблемнодиалоговое обучение (ПДО), развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Формы работы: индивидуальная, КСО (парная работа)
Оборудование: текст, интерактивная доска, дидактический материал.
№
п/п
1
2
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Организационный
этап.
Цель: подготовка
к работе
Постановка цели и
задач урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Цель: включение
учащихся в
учебную
деятельность на
личностно
значимом уровне
Личностные:
осмысление внутренней
позиции ученика на уровне
положительного отношения
к уроку
Регулятивные:
самоорганизация и
организация своего
рабочего места
Личностные:
сформированность
потребности в
самовыражении и
самореализации,
сформированность
позитивной моральной
самооценки и моральных
чувств.
Коммуникативные:
умение передавать
информацию интонацией,
слушать,
умение выражать свои
мысли в соответствии с
условиями коммуникации,
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.
Мы сегодня познакомимся с очень сложным и в то же время
очень простым произведением. О чём оно? Почему я так его
представила? Об этом мы узнаем далее.
К нам пришли гости, и они вместе с нами будут принимать
участие в работе.
Посмотрите, на ваших партах лежит под номерами в стопочке
раздаточный материал. Он нам пригодится по ходу урока. Ну
что, начинаем.
Слайд №1
Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть
всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К
ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают
надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть
вперёд. Именно о таком произведении мы будем сегодня
говорить.
Посмотрите на слайд. Слайд № 2
Что вы видите? Что объединяет все эти иллюстрации? (на всех
картинках изображены мамы со своими детьми – не только
люди, но и животные, птицы). Как вы думаете, о чём это
произведение? (о маме). А какие однокоренные слова можно
подобрать к этому слову?
Учитель на доске составляет кластер с помощью подсказок
детей (по однокоренным словам), центральное понятие
(круг) пока не записывается.
А на слайде мамы чьи? (всего живого). В Библии есть
Деятельность
обучающихся
Слушают учителя;
Настраиваются на
урок;
Слушают учителя;
Отвечают на
вопросы;
Анализируют;
Сравнивают;
Делают вывод;
Прогнозируют;
Выдвигают версии;
Предполагают;
Доказывают свою
точку зрения; планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
умение строить речевое
высказывание,
анализ объектов с целью
выделения признаков,
Регулятивные:
предвосхищение результата
и уровня усвоения знаний.
3
Подготовка
учащихся к работе
на основном этапе
Цель: готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению нового
способа действия.
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация
извлечение необходимой
информации из текста
использование знаково
символических средств
осознание и произвольное
построение речевого
высказывания
подведение под понятие
Регулятивные:
выполнение пробного
действия
выражение, которое употребила Анна Ахматова в своей поэме
«Реквием»: «Не ругай меня, мати, во гробе зряще». Тогда
попробуйте уточнить тему.
Слайд № 3
Автор Виталий Закруткин дал такое название своей повести
«Матерь человеческая». Запишите к себе в тетради тему урока.
Посмотрите, это наше центральное понятие. Слово знакомое?
Какие ассоциации, эмоции у вас возникают с этим словом?
Учитель по подсказкам учеников составляет кластер к
понятию «матерь».
Хорошо, пока у нас такие ассоциации. Возможно, они
изменятся на протяжении урока.
Теперь, когда мы знаем тему урока, как вы думаете, какие
цели стоят перед нами?
Учитель записывает цели на доске
(познакомиться с текстом, охарактеризовать главную
героиню, дать объяснение её поступкам, выйти на название
повести).
Несколько слов хочется сказать о произведении и его авторе.
Учитель читает по слайду № 4.
Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей
присуждена Государственная премия РСФСР имени
Горького. Война определила судьбу писателя. Дороги военного
корреспондента оказались очень длинными — от Дона до
штурма Берлина. В его памяти застыло слишком много картин
из панорамы жизни и смерти. Люди, запечатлённые сознанием,
затем обретут жизнь в книгах Закруткина. В основе повести
«Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной
русской женщины. На протяжении многих лет она волновала
писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» И он
решается создать эпическое полотно, которое вот уже
несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас…
Более подробная информация об авторе есть у вас в
раздаточном материале. Вы с ней сможете познакомиться дома,
когда будете готовиться к домашнему заданию, чтоб не тратить
Записывают тему
урока в тетрадь;
Составляют кластер;
Слушают учителя;
Анализируют; фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
действии
волевая саморегуляция в
ситуации затруднения
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации
учет разных мнений
использование критериев
для обоснования своего
суждения
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
извлечение необходимой
информации из текста
моделирование и
преобразование моделей
разных типов (предметы,
схемы, знаки и т.д.)
использование знаково
символических средств
подведение под понятие
установление причинно
следственных связей
построение логической
цепи рассуждений,
доказательство
осознание и произвольное
4 Этап усвоения
новых знаний и
способов действий
Цель: построение
и фиксация нового
знания.
время сейчас.
Мы сегодня не сможем познакомиться со всем текстом,
поэтому нам пригодятся те эпизоды, которые лежат у вас на
партах. А чтобы вам и нашим гостям было понятно, с чего
начинается действие, я вам расскажу начало. Вы по ходу моего
рассказа составляете в парах кластер: ваши впечатления,
эмоции, мысли. Для кластера у вас есть приготовленные
матрицы (в центре кластера – имя главной героини «Мария»)
Итак, повесть начинается словами «Эту женщину я не мог, не
имел права забыть…»
Рассказчик вспоминает о военном времени, когда он со своим
отрядом встретил эту женщину в разорённом хуторе и услышал
её рассказ. Главная героиня, Мария, жила в отдалённом хуторе,
в котором родилась и прожила всю жизнь, там же вышла замуж
и родила сына. Когда началась война, её мужкоммунист ушёл
на фронт на второй день, а через несколько месяцев вернулся с
ампутированной по локоть рукой. В конце сентября Красная
Армия отступала, в хутор пришли немцы. За подрыв в округе
немецкого офицера и солдат немцы казнили выбранного из
Слушают учителя;
Работают в паре;
Составляют кластер;
Анализируют;
Делают вывод;
Прогнозируют;
Доказывают свою
точку зрения; построение речевого
высказывания
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью
адекватное использование
речевых средств для решения
коммуникационных задач
формулирование и
аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации
(учет разных мнений,
координирование разных
позиций)
использование критериев
для обоснования своего
суждения
достижение
договоренностей и
согласование общего
решения
Личностные:
осознание ответственности
за общее дело
следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям
толпы Ивана, мужа Марии, и вместе с ним Васятку, который
выбежал спасать отца. Марию, зажав рот, оттащили женщины.
Она впала в беспамятство. И они же на другой день отправили
её схорониться в поле неубранной кукурузы. Мария видела, как
немцы подожгли все 30 домов хутора, как согнали жителей,
человек 100, на пустырь, чтоб угнать в Германию, как
расстреляли 14летнюю девочку Саню, которая не хотела
работать на немцев. Мария нашла смертельно раненную
девочку, а потом похоронила её. А после этого…
Учитель зачитывает отрывок из повести
«Я не могу жить, господи, давясь слезами, шептала
Мария, я не хочу жить. Может, ты всетаки есть,
господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась... Если ты
есть, ты, господи, видишь мое горе! Разве можно так
жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню,
и сыночка
Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное... И хаты наши
все спалили, одна зола от них осталась. И Саню, девчонку,
как звери, убили. И людей всех угнали, никого не оставили...
Не хочу я жить, господи! Пошли мне смерть! Забери меня с
этой земли...»
Я подожду 12 минуты, пока вы работаете со своим кластером.
Как вы думаете, она погибла? Что остановило Марию? Что
может остановить женщину от желания умереть? Если
затрудняетесь, вспомните название повести. (Мария была
беременна)
Хорошо, идём дальше. Перед вами лежат распечатанные
эпизоды. Возьмём эпизод №1. Уважаемые гости, у вас тоже есть
распечатки, чтобы вы могли поучаствовать в работе. Сейчас я
прочитаю 1 эпизод, вы же следите по своим отпечатанным
материалам. Не забываем заполнять кластер по ходу чтения,
только ваши эмоции и чувства.
Как вы думаете, реакция на немца у Марии была правильная,
объяснимая? Почему тогда она не смогла отомстить? (её
Обобщают материал;
Слушают и следят
по тексту эпизода 1;
Подчёркивают
наиболее значимые
места
Заполняют кластер
Работают с текстом; остановил крик «мама»). Найдите в тексте ответ на этот
вопрос. Как вы думаете, она права?
Следующий эпизод 2 (1 абзац) я попрошу прочесть Олесю. 2
абзац эпизода 2 прочитает Дмитрий.
Ваше мнение о прочитанном. Как вы думаете, Мария права?
Какая главная мысль заключается в этом внутреннем монологе
главной героини? (люди рождаются одинаково невинными, ни
один родитель не воспитывает своего ребёнка злым,
жестоким, не хочет, чтоб он стал преступником; влияет на
ребёнка внешняя среда, ктото может ей противостоять, а
ктото нет). Какой вывод для себя вы должны сделать?
Я подожду, пока вы заполняете кластер.
Как вы думаете, что было дальше?
Знакомимся с текстом далее. Я зачитываю эпизод 3,
пожалуйста, следите по своим отрывкам, не забывайте однодва
слова фиксировать в кластере.
Что вы можете сказать о главной героине? О детях? Какие
чувства у вас вызывает рассказ детей? Как события, повашему,
развернутся дальше?
Отвечают на
вопросы
Читают текст;
Слушают чтение,
заполняют кластер
Читаю эпизод 4, вы следите.
Почему дети назвали Марию мамой?
Что вы думаете о последнем абзаце? Какое предложение, на
ваш взгляд, самое главное в нём? Зачитайте. Почему опять
слово «мама» заставило Марию пересилить себя?
Давайте проверим ваш кластер о главной героине.
Вспомните начало повести, с которым я вас познакомила.
Когда рассказчик познакомился с Марией? А теперь я зачитаю
вам эпизод 5. Слайд № 5
Как вы можете объяснить поступок уже немолодого
командира отряда? (он преклонился перед Матерью
действительно всего живого)
(Если время позволяет, то учитель зачитывает эпизод 6 –
Отвечают на
вопросы
Доказывают свою
точку зрения;
Отвечают на
вопросы
Анализируют;
Определяют
причины;
Делают вывод;
Прогнозируют;
5
Этап закрепления
новых знаний и
способов
действий.
Цель: включение
Личностные:
нравственноэтическое
оценивание усваиваемого
содержания
осознание ответственности
за общее дело
следование в поведении Доказывают свою
точку зрения;
Составляют
синквейн
резервный)
А теперь вернёмся к началу урока. Героиней какого
произведения является Мария? Вспомните первоначальное
отношение к слову «матерь». Изменилось ли оно? Давайте
дополним (или исправим) наш кластер.
А сейчас, пожалуйста, составьте в парах синквейн по всему
произведению. У вас есть матрица на листах.
Проверим, что у вас получилось.
В качестве заключения хотелось бы прочитать вам концовку
повести. Слайд № 6
Какой образ возникает у вас после прочтения этой повести?
(образ Божьей Матери) Слайды № 7,8
нового знания в
систему знаний,
повторение и
закрепление ранее
изученного
моральным нормам и
этическим требованиям
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
понимание текста,
извлечение необходимой
информации
подведение под понятие
моделирование и
преобразование моделей
разных типов (предметы,
схемы, знаки и т.д.)
использование знаково
символических средств
установление причинно
следственных связей
выведение следствий
самостоятельное создание
алгоритмов действий
построение логической
цепи рассуждений,
доказательство
осознание и произвольное
построение речевого
высказывания
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью формулирование и
аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации
учет разных мнений,
координирование разных
позиций
достижение
договоренностей и
согласование общего
решения
постановка вопросов
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действия
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества
Личностные:
самооценка на основе
критерия успешности
адекватное понимание
причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности
следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действия
контроль и оценка процесса
и результатов деятельности
Коммуникативные:
6
7
Информация о
домашнем
задании
Цель: инструктаж
по его выполнению
Рефлексия
(подведение
итогов занятия)
Цель:
соотнесение цели
урока и его
результатов,
самооценка
работы на уроке,
осознание метода
построения нового
знания
Ребята, кому захотелось прочитать эту повесть целиком? А
кому нет? Почему?
Всётаки я прошу вас в течение ближайшей недели прочитать
всю повесть и написать эссэ по произведению (510
предложений) в тетрадях по литературе.
Вспомните, как в начале урока я назвала это произведение
очень сложным и в то же время очень простым. Я была права?
Объясните, в чём его сложность и его простота.
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?
Я хочу, чтобы вы сами оценили наш урок. Переверните свои
листы с синквейнами. Здесь у вас имеется лесенка «Моё
состояние». Поставьте галочку на той ступеньке, которая
соответствует вашему состоянию.
Дальше у вас идёт оценивание вашей работы на уроке в виде
смайликов. Поставьте галочку возле одного из них.
Я предлагаю сегодня вам самим поставить отметки друг другу
за работу в парах. Запишите их на своих листах.
Анализируют своё
состояние, эмоции;
Записывают
домашнее задание в
дневник;
Слушают пояснения
к нему;
Анализируют;
Оценивают свою
работу;
отвечают на
вопросы;
Комментируют;
Высказывают своё
мнение; Спасибо ребятам за урок и гостям за участие.
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью
формулирование и
аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации
планирование учебного
сотрудничества
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. В. Закруткин "Матерь человеческая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.