Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Оценка 5

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
03.07.2019
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, игровые задания, выступление детей. Оформление: • Портрет Пушкина • Презентация. • Иллюстрации учащихся к сказкам Цели урока: -Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина. - Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. -Развивать образное мышление, речь, память, творческие способности, воображение. -Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.
Урок внеклассного чтения по сказкам А.docx
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, игровые задания, выступление детей. Тема: Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть эти сказки!» Оформление: Портрет Пушкина Презентация. Иллюстрации учащихся к сказкам    Цели урока:  ­Закрепить  знания  учащихся  сказок А.С. Пушкина. ­ Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. ­Развивать образное мышление, речь, память, творческие способности, воображение. ­Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к  классическому искусству. Задачи:  образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина; развивающая:        ­ расширять словарный запас, читательский кругозор и читательские          способности;        ­ вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать выводы; воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны. Приёмы:  Слово учителя  Ответы на вопросы  Беседа  Просмотр видеосюжета  Прослушивание музыки  Инсценирование отрывков из сказок Ход урока Слово учителя      Ребята, сегодня мысовершим  путешествие в сказочный  мир А. С. Пушкина, и вы  вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что­нибудь новое.Вы  покажете, насколько вы были внимательны при чтении сказок. За каждый правильный  ответ ­ фишка. В конце подведем итоги.  Наш урок называется «Что за прелесть эти сказки!» Это слова самого Александра  Сергеевича.  2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.  Место действия пушкинских сказок ­ Древняя Русь с её избами и куполами.  Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый  и  милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна.  ­Демонстрируется портрет няни А. С. Пушкина.  Арина   Родионовна   была   крепостной   бабушки   поэта,   Марии   Алексеевны,   а   в   семье Пушкиных   появилась,   когда   родился   Александр.   Няня   очень   любила   курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она!   И про избушку на курьих ножках, и про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!». Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический,  могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом  кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений: Я плоды своих скитаний, И гармонических статей Читаю только старой няне – Подруге юности моей... Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был  сослан в Михайловское.Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне  в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю  сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». Семь  сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. На основе этих  записей поэт создаст свою волшебную страну.Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок,  встретимся с их героями. А сначала назовём сказки А. С. Пушкина.  «Сказка о попе и о работнике его Балде»  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».  «Сказка о рыбаке и рыбке».  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».  «Сказка о золотом петушке».  «Сказка о медведихе». ­Раздаётся стук в дверь.  1.Ребята, кто бы это мог быть? К нам пришёл почтальон Печкин, принёс для вас  посылку, а в ней газета, называется «Волшебные вести».Объявления разные есть, только  обратных адресов нет. Помогите мне, скажите, кто мог такие объявления напечатать.  1. Модницы­красавицы! Продается зеркало, умеющее говорить. ( царица, «Сказка о  мёртвой царевне…») 2. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно­бурые  лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам!  «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане…»)  3. Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в  аренду. В горнице  кругом лавки, крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь  с лежанкой изразцовой. («Сказка о мёртвой царевне…») 4. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.  Излечиваются такие заболевания, как  укусы правого и левого глаза, волдыри на  носу. («Сказка о царе Салтане…») 5. Предлагаю   свои   услуги:  Работаю   за   семерых, могу запрягать   лошадь, топить   печь,закупать    продукты    на    рынке,печь    яйца, варить    кашу,нянчить    детей. (Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде») Ребята, здесь ещё есть письмо: Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Высылаю Вам разные волшебные и не  волшебные предметы из сказок А. С. Пушкина. Вспомните, кому принадлежат эти  вещи. Желаю удачи! Учитель  достает предметы и показывает учащимся: зеркальце, верёвка, бочка, корыто,  звезда, яблоко, шатёр, орешек, прялка, мешок. 2.А теперь конкурс сказочных героев. Вы, ребята, тоже приготовились к этому уроку.  Каждый прочитает слова какого­нибудь героя, а остальным нужно назвать сказку и   угадать, что за герой. ­ Ребята представляют своих героев, читают наизусть отрывки из сказок. Когда дети  назовут сказки, включить отрывки из мультфильмов и кино. 3.Теперь вспомним и соотнесём  героев со сказками Пушкина (раздать ребятам карточки  с героями, они должны назвать сказку): Золотая рыбка, чертёнок, Лебедь, Соколко, звездочёт, царь Гвидон, семь богатырей,  ткачиха, царевич Елисей, царь Дадон, повариха, 33 богатыря, сватья баба Бабариха,  Шамаханская царица. 4. Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно  знаете сказки Пушкина. Вот вам одинаковый текст из одной сказки А. С. Пушкина. Ваша  задача – на месте пропусков вписать нужные слова.  Постой, ­           Отвечает ветер ___________________ , ­ Там, за речкой ______________________ Есть __________________ гора,                                                                                          В ней _____________________ нора, В той норе, во тьме __________________________ , Гроб качается __________________________ На цепях между столбов. Не видать ничьих ___________________. Вкруг того __________________ места, В том гробу твоя ____________________. ­ Ребята читают свои ответы, проверяем по отрывку из мультфильма и по учебнику. 5. Блицтурнир.  Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).  Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства­   государства нет? (Кири­ку­ку, царствуй, лёжа на боку)  Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)  Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым  молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)  Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли  в огороде»)  Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)  За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (три)  Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)  Перечислите по порядку все желания старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке». 6. Конкурс  «Перепутаница». Задание:внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи  к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова? (на слайде) 7. Сказки Пушкина нашли своё отражение и в других видах искусства, вдохновляли  композиторов и художников на создание произведений.  Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом  петушке»). Его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью,  декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что  художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и  своих иллюстраций. Это Иван Яковлевич Билибин (показ иллюстраций). Известны  иллюстрации Александра Михайловича Куркина (показ).  Михаил Врубель так изобразил «Царевну Лебедь».  ­Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказкам (выставка рисунков).  Композиторы тоже создавали музыкальные произведения к сказкам Пушкина. Давайте  прослушаем оперу Шостаковича к «Сказке о попе и о работнике его Балде». Пока играет опера, вы соберёте картинку и назовёте сказку. ­ работа с пазлами. Молодцы! Многих героев сказок узнали! Согласны ли вы со словами Александра  Сергеевича Пушкина: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" (слова на доске)  У кого возникло желание еще раз перечитать пушкинские сказки? Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы ­  дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов ­ Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли  Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но  и всех детей мира. Спасибо за ваше участие на уроке, вашу смекалку, фантазию. Наш урок завершен. Вручение медалей: «Лучший знаток сказок Пушкина», «Знаток сказок Пушкина»

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019