Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок (вариант 1 и 2) внеклассного чтения позволит завершить изучение произведений А.П.Чехова и подвести итог в изучении его творчества. Цели данного урока: Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения. Метапредметные: Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.
Иконка файла материала Вч Чехов.docx
6 КЛАСС  Вариант 1. Тема:  Вн/чт   (1)  Юмористические   рассказы   А.П.   Чехова.   Рассказ «Пересолил». Тип урока: урок изучения нового материала.  Цель   урока:  учить   определять   роль   юмористических   средств   в произведении; развивать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения, монологической речи. Задачи урока:  а)  образовательная  –   выяснить   особенности   стиля А.П. Чехова на примере рассказа «Пересолил», раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию; б)  развивающая  –   развивать   умение   анализа   художественного произведения с опорой на текст; в) воспитательная – воспитывать чувство собственного достоинства в детях. Планируемые результаты изучения темы: Личностные: любовь к Родине. Метапредметные –  Регулятивные:  определяют   последовательность   промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные:  умеют   выводить   следствия   из   имеющихся   в условии задачи данных.  Коммуникативные:  умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Предметные: речь героев и художественная деталь как источник юмора. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»  (А.П. Чехов). ХОД УРОКА: I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Обязательные понятия, необходимые для работы на уроке: ­ Юмор, комическое, юмористический рассказ. ­ Приемы комического: 1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»). 2. Несоответствие поступков героев их образам. 3. Неожиданность в сюжете или поступках героев. ­ Композиция рассказа: 11. Экспозиция. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка. 6. Заключение. ­  Художественная   деталь  –   выразительная   подробность   в произведении,   имеющая   значительную   смысловую   и   эмоциональную нагрузку. II. Объявление темы и целей урока. III. Работа над темой урока. 1.  Знакомство с  первой частью  рассказа: с начала до слов возницы «…Н­о­о, прокля…тая!». Чтение учителем первого абзаца. ­   Подтвердилось   ли   ваше   предположение   о   том,   что   рассказ смешной? Какие выражения, слова этому способствовали? Чтение учителем первой части до конца. ­   Какой   настрой   создают   имена   собственные?   (Первый   прием комического). ­ Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры? ­ Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов? ­ Как описан мужик, согласившийся довезти землемера? ­   Какие   еще   описания   встречаются   в   тексте?   Их   роль. (Лошаденка, телега). ­ Что смешного в замечании возницы о телеге? ­   Как   вы   думаете,   последней   репликой   возница   успокоил землемера? ­   Давайте   предположим,   как   сложится   предстоящая   нашим героям дорога? 2.   Знакомство  со  второй  частью  рассказа:   от   слов   «Когда   телега выехала   со   станции,   были   сумерки»   до   слов   «С   десятью   разбойниками можно справиться». Чтение ученика. ­ Насколько оправдываются ваши прогнозы? ­   В   какое   время   суток,   время   года   происходит   действие?   Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж). ­ Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова? ­ Какие элементы пейзажа создают впечатление неизвестности, тревоги? ­ Какое предложение о героях внутри описания природы дополняет это впечатление? 2­   Найдите   в   размышлениях   землемера   (2   абзац)   слова   и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх. («Ни кола ни двора», «Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали», «Этакое дитя природы пальцем тронет, так и душа вон!»). ­ Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»? ­   Почему   землемер   решил   соврать?   Соответствует   ли   его поведение фамилии землемера? (Второй прием комического). ­ Каково будет продолжение рассказа? 3. Чтение  третьей части  рассказа: от слов «Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала…» до слов «Изволь, если хочешь, я их выну, покажу… Изволь…». Чтение   учеников   по   ролям:   автор,   землемер,   Клим.   (Вспомнить понятия: диалог, реплика, ремарка). ­ Какое описание в начале этой части рассказа уже встречалось в тексте?   (Описание   телеги).   Почему   автор   повторяет   одни   и   те   же слова? (Понятие художественной детали). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Работа в группах: ­   Найдите   и   зачитайте   слова   землемера   (внутренний   монолог), передающие его нарастающее волнение. ­ Найдите и зачитайте слова (ремарки автора и реплики Клима), позволяющие представить поведение и внутреннее состояние возницы. ­ Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро? ­   Обратим   внимание   на   то,   как   автор   использует   прием несоответствия   поступков   героев   их   образам   (второй   прием комического). ­ Что произойдет дальше с героями? 4. Чтение четвертой части: от слов «Землемер сделал вид, что роется в карманах…» до слов « … Где ты, Климушка?» Чтение учителя. ­ Ожидали ли вы такого поворота событий? ­ Подумайте, какой прием комического использует здесь Чехов? (Прием неожиданности). ­ Какие слова и действия Клима вызывают смех? ­   Как   изменилось   поведение   землемера   после   побега   возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится? 35. Работа над развязкой рассказа. ­   Попробуйте   придумать   и   записать,   чем   кончится   действие, какова будет развязка рассказа. У вас есть возможность побыть в роли писателя. 6. Индивидуальная творческая работа. Чтение придуманных учениками концовок рассказа. 7.   Знакомство  с окончанием рассказа  Чехова:   от   слов   «Часа   два кричал землемер» до конца. ­   Ожидали   ли   вы   такой   развязки?   Легко   ли   было   писать продолжение рассказа? ­   Найдите   в   заключении   уже   знакомую   вам   художественную деталь. Какое значение она имеет? ­ Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации   рассказа.   (У   страха   глаза   велики).   Можно   ли   было   так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее? IV. Итог урока. Рефлексия. ­ Какое впечатление произвел рассказ «Пересолил»? ­   Что   понравилось   в   сегодняшней   работе?   Помогало   ли восприятию рассказа чтение с остановками? ­   Легко   ли   создавать   юмористические   произведения?   Какими качествами должен обладать писатель­сатирик? Вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с мнением Чехова? V. Д/з. С. 282 – 288 выразительно читать, сделать конспект, отвечать на вопросы Вариант 2. Тема урока: "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа Цели урока: Предметные:  создание   условий   для   формирования   представлений   об   особенностях   жанра юмористического   рассказа,   повторение   литературоведческих   понятий:   композиция   рассказа,   идея произведения. Метапредметные: Личностные:   формирование   умения   вести   диалог,   договариваться   в   группе;   формирование потребности   в   самовыражении,   самореализации,   социальном   признании;   воспитание   гордости   за культурное наследие малой родины. Регулятивные:   создание   условий   для   формирования   целеполагания,   умения   планировать последовательность своих действий. Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать. Познавательные:   умение   работать   со   словарями   и   другими   источниками   информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное,   логически   завершенное   высказывание,   формирование   смыслового   чтения,   умение 4сжато   выборочно   передавать   содержание   текста,   выбирать   наиболее   эффективные   пути   решения поставленной задачи. Ход урока:                                                Тогда человек станет лучше,  когда вы покажете ему, каков он есть. А.П.Чехов     1. Актуализация знаний. Решение кроссворда 1. Произведения, написанные не стихами 2. Самый известный псевдоним А.П.Чехова 3. Город, в котором родился писатель 4. Кем был отец писателя? 5. Остров, который посетил Чехов , чтобы провести перепись населения. 6. Профессия Чехова 7. Название подмосковного имения Чехова 8. Рассказ Чехова, который вырос из домашней сценки 9. Приморский город, в котором жил Чехов из­за болезни. ­ Что получилось у нас в результате? 2. Постановка целей и задач урока На предыдущем уроке я спросила у вас, ещё не читавших произведение, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил».  ­ Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями? ­ Было ли интересно читать? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными? Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.  Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих  качеств. "Смех ­ лучшее лекарство". "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он  есть" (эпиграф) ­ Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей? ­А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем  назвать наш урок? ­ Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом,  посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные) 3. Словарная работа Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова.  Прошу группы, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я вам раздала на  листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста. 4. Изучение нового материала.         Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и  попытаться приоткрыть тайну его творчества.                             Работа с текстом  в группах Карточка №1                                                                             Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает  возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них. .                                                  Карточка №2 Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели?  5Как вел себя Клим? Составьте  небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их  поступки взаимосвязаны Землемер Клим Карточка №3 Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится  смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и  прокомментируйте их. Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов),   названия   станции   Гнилушки   и   деревни   Девкино.   Привлекли   внимание   ребят   и несоответствия, связанные с возницей. Во­первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая  лошадёнка  с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во­вторых, казалось   бы,   богатырского   телосложения   Клим   должен   быть   спокойным   и   бесстрашным,   а   он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал   к   чаще   и  заголосил:  “Караул!   Караул!”   На   смешном   несоответствии   строится   и   сюжет рассказа:   обычная   поездка   землемера   в   усадьбу   генерала   Хохотова   для   межевания   земель превратилась в целое приключение из­за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.  Вывод учителя: писатель­юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение. Карточка №4 Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а  пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно  прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове  землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный.  Что получится? Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не   убежал —   исчез   бы   сюжет   рассказа,   построенный   автором   на   неумении   героев   правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах. Карточка № 5 На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле?  Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует  чаще всего? С какой целью? Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую  часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и  возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это  собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца  6предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях  речи землемера неодинакова.  В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и   в   данную   секунду   ещё   не   подозревает,   что   скажет   в   следующую.   Например:   “Я   люблю   с разбойниками драться… на вид­то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из­за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого­нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях   значение   многоточий   усиливается   и   лексическими   повторами:   “так   трахнул,  что…   что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время   оглядываешься   и   движешься,   как   на   иголках?   Я,   брат,   тово…   брат…   На   меня   нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается Карточка №6. Творческое задание.      Инсценирование отрывка ­ Время подготовки ­5  минут Ответы учащихся по заданиям карточек Физкультминутка: 1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам. 2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения  руками) 3. Землемер говорит о пистолетах ­ Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево. 5. Знакомство с литературоведческими терминами. Определите элементы композиции  рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия,  кульминацию, развитие действия, развязку. 1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.     (Завязка)                  2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие  действия) 3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)   Кульминация 4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)  5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка) Учитель:  Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая   его   описательную   характеристику   и   попутно   называя   термин)   и  кольцевая   композиция. Характерны  ли  такие  приёмы  для  рассказа  «Пересолил»?  Если  учащиеся   затрудняются  в  ответе, формулируем вопрос по­другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану,   выясняем:   можно   было   бы   ожидать,   что   рассказ   на   эпизоде   бегства   возницы   в   чащу   и закончится,   ведь   анекдотическая   ситуация   разрешилась.   Но   действие   рассказа   продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по­ другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”. Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят,  как каждый раз реагирует на это  действие   землемер,  в  процессе  беседы  выясним:   если  первый  раз  тряска  и   черепашья  езда 7вызвали   у   героя   чувство   тревоги   и   недоверия,   то   теперь   “дорога   и   Клим   ему   уже   не   казались опасными”.                                   6. Этап закрепления изученного материала ­ Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему­то учит. Подумайте, чему учит  нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»? ­Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?  ­Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова? ­Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно? ­ Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?  ­ Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей? Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа. 7. Рефлексия  ­ Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование? 8. Домашнее задание:  (на выбор)  Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни  Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло  Нарисовать иллюстрацию к рассказу  8

Посмотрите также