Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)
Оценка 4.6

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
русская литература
6 кл
27.12.2018
Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)
Урок (вариант 1 и 2) внеклассного чтения позволит завершить изучение произведений А.П.Чехова и подвести итог в изучении его творчества. Цели данного урока: Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения. Метапредметные: Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.
Вч Чехов.docx
6 КЛАСС  Вариант 1. Тема:  Вн/чт   (1)  Юмористические   рассказы   А.П.   Чехова.   Рассказ «Пересолил». Тип урока: урок изучения нового материала.  Цель   урока:  учить   определять   роль   юмористических   средств   в произведении; развивать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения, монологической речи. Задачи урока:  а)  образовательная  –   выяснить   особенности   стиля А.П. Чехова на примере рассказа «Пересолил», раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию; б)  развивающая  –   развивать   умение   анализа   художественного произведения с опорой на текст; в) воспитательная – воспитывать чувство собственного достоинства в детях. Планируемые результаты изучения темы: Личностные: любовь к Родине. Метапредметные –  Регулятивные:  определяют   последовательность   промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные:  умеют   выводить   следствия   из   имеющихся   в условии задачи данных.  Коммуникативные:  умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Предметные: речь героев и художественная деталь как источник юмора. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»  (А.П. Чехов). ХОД УРОКА: I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Обязательные понятия, необходимые для работы на уроке: ­ Юмор, комическое, юмористический рассказ. ­ Приемы комического: 1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»). 2. Несоответствие поступков героев их образам. 3. Неожиданность в сюжете или поступках героев. ­ Композиция рассказа: 1 1. Экспозиция. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка. 6. Заключение. ­  Художественная   деталь  –   выразительная   подробность   в произведении,   имеющая   значительную   смысловую   и   эмоциональную нагрузку. II. Объявление темы и целей урока. III. Работа над темой урока. 1.  Знакомство с  первой частью  рассказа: с начала до слов возницы «…Н­о­о, прокля…тая!». Чтение учителем первого абзаца. ­   Подтвердилось   ли   ваше   предположение   о   том,   что   рассказ смешной? Какие выражения, слова этому способствовали? Чтение учителем первой части до конца. ­   Какой   настрой   создают   имена   собственные?   (Первый   прием комического). ­ Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры? ­ Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов? ­ Как описан мужик, согласившийся довезти землемера? ­   Какие   еще   описания   встречаются   в   тексте?   Их   роль. (Лошаденка, телега). ­ Что смешного в замечании возницы о телеге? ­   Как   вы   думаете,   последней   репликой   возница   успокоил землемера? ­   Давайте   предположим,   как   сложится   предстоящая   нашим героям дорога? 2.   Знакомство  со  второй  частью  рассказа:   от   слов   «Когда   телега выехала   со   станции,   были   сумерки»   до   слов   «С   десятью   разбойниками можно справиться». Чтение ученика. ­ Насколько оправдываются ваши прогнозы? ­   В   какое   время   суток,   время   года   происходит   действие?   Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж). ­ Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова? ­ Какие элементы пейзажа создают впечатление неизвестности, тревоги? ­ Какое предложение о героях внутри описания природы дополняет это впечатление? 2 ­   Найдите   в   размышлениях   землемера   (2   абзац)   слова   и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх. («Ни кола ни двора», «Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали», «Этакое дитя природы пальцем тронет, так и душа вон!»). ­ Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»? ­   Почему   землемер   решил   соврать?   Соответствует   ли   его поведение фамилии землемера? (Второй прием комического). ­ Каково будет продолжение рассказа? 3. Чтение  третьей части  рассказа: от слов «Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала…» до слов «Изволь, если хочешь, я их выну, покажу… Изволь…». Чтение   учеников   по   ролям:   автор,   землемер,   Клим.   (Вспомнить понятия: диалог, реплика, ремарка). ­ Какое описание в начале этой части рассказа уже встречалось в тексте?   (Описание   телеги).   Почему   автор   повторяет   одни   и   те   же слова? (Понятие художественной детали). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Работа в группах: ­   Найдите   и   зачитайте   слова   землемера   (внутренний   монолог), передающие его нарастающее волнение. ­ Найдите и зачитайте слова (ремарки автора и реплики Клима), позволяющие представить поведение и внутреннее состояние возницы. ­ Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро? ­   Обратим   внимание   на   то,   как   автор   использует   прием несоответствия   поступков   героев   их   образам   (второй   прием комического). ­ Что произойдет дальше с героями? 4. Чтение четвертой части: от слов «Землемер сделал вид, что роется в карманах…» до слов « … Где ты, Климушка?» Чтение учителя. ­ Ожидали ли вы такого поворота событий? ­ Подумайте, какой прием комического использует здесь Чехов? (Прием неожиданности). ­ Какие слова и действия Клима вызывают смех? ­   Как   изменилось   поведение   землемера   после   побега   возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится? 3 5. Работа над развязкой рассказа. ­   Попробуйте   придумать   и   записать,   чем   кончится   действие, какова будет развязка рассказа. У вас есть возможность побыть в роли писателя. 6. Индивидуальная творческая работа. Чтение придуманных учениками концовок рассказа. 7.   Знакомство  с окончанием рассказа  Чехова:   от   слов   «Часа   два кричал землемер» до конца. ­   Ожидали   ли   вы   такой   развязки?   Легко   ли   было   писать продолжение рассказа? ­   Найдите   в   заключении   уже   знакомую   вам   художественную деталь. Какое значение она имеет? ­ Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации   рассказа.   (У   страха   глаза   велики).   Можно   ли   было   так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее? IV. Итог урока. Рефлексия. ­ Какое впечатление произвел рассказ «Пересолил»? ­   Что   понравилось   в   сегодняшней   работе?   Помогало   ли восприятию рассказа чтение с остановками? ­   Легко   ли   создавать   юмористические   произведения?   Какими качествами должен обладать писатель­сатирик? Вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с мнением Чехова? V. Д/з. С. 282 – 288 выразительно читать, сделать конспект, отвечать на вопросы Вариант 2. Тема урока: "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа Цели урока: Предметные:  создание   условий   для   формирования   представлений   об   особенностях   жанра юмористического   рассказа,   повторение   литературоведческих   понятий:   композиция   рассказа,   идея произведения. Метапредметные: Личностные:   формирование   умения   вести   диалог,   договариваться   в   группе;   формирование потребности   в   самовыражении,   самореализации,   социальном   признании;   воспитание   гордости   за культурное наследие малой родины. Регулятивные:   создание   условий   для   формирования   целеполагания,   умения   планировать последовательность своих действий. Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать. Познавательные:   умение   работать   со   словарями   и   другими   источниками   информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное,   логически   завершенное   высказывание,   формирование   смыслового   чтения,   умение 4 сжато   выборочно   передавать   содержание   текста,   выбирать   наиболее   эффективные   пути   решения поставленной задачи. Ход урока:                                                Тогда человек станет лучше,  когда вы покажете ему, каков он есть. А.П.Чехов     1. Актуализация знаний. Решение кроссворда 1. Произведения, написанные не стихами 2. Самый известный псевдоним А.П.Чехова 3. Город, в котором родился писатель 4. Кем был отец писателя? 5. Остров, который посетил Чехов , чтобы провести перепись населения. 6. Профессия Чехова 7. Название подмосковного имения Чехова 8. Рассказ Чехова, который вырос из домашней сценки 9. Приморский город, в котором жил Чехов из­за болезни. ­ Что получилось у нас в результате? 2. Постановка целей и задач урока На предыдущем уроке я спросила у вас, ещё не читавших произведение, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил».  ­ Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями? ­ Было ли интересно читать? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными? Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.  Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих  качеств. "Смех ­ лучшее лекарство". "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он  есть" (эпиграф) ­ Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей? ­А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем  назвать наш урок? ­ Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом,  посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные) 3. Словарная работа Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова.  Прошу группы, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я вам раздала на  листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста. 4. Изучение нового материала.         Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и  попытаться приоткрыть тайну его творчества.                             Работа с текстом  в группах Карточка №1                                                                             Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает  возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них. .                                                  Карточка №2 Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели?  5 Как вел себя Клим? Составьте  небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их  поступки взаимосвязаны Землемер Клим Карточка №3 Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится  смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и  прокомментируйте их. Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов),   названия   станции   Гнилушки   и   деревни   Девкино.   Привлекли   внимание   ребят   и несоответствия, связанные с возницей. Во­первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая  лошадёнка  с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во­вторых, казалось   бы,   богатырского   телосложения   Клим   должен   быть   спокойным   и   бесстрашным,   а   он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал   к   чаще   и  заголосил:  “Караул!   Караул!”   На   смешном   несоответствии   строится   и   сюжет рассказа:   обычная   поездка   землемера   в   усадьбу   генерала   Хохотова   для   межевания   земель превратилась в целое приключение из­за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.  Вывод учителя: писатель­юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение. Карточка №4 Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а  пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно  прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове  землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный.  Что получится? Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не   убежал —   исчез   бы   сюжет   рассказа,   построенный   автором   на   неумении   героев   правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах. Карточка № 5 На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле?  Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует  чаще всего? С какой целью? Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую  часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и  возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это  собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца  6 предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях  речи землемера неодинакова.  В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и   в   данную   секунду   ещё   не   подозревает,   что   скажет   в   следующую.   Например:   “Я   люблю   с разбойниками драться… на вид­то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из­за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого­нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях   значение   многоточий   усиливается   и   лексическими   повторами:   “так   трахнул,  что…   что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время   оглядываешься   и   движешься,   как   на   иголках?   Я,   брат,   тово…   брат…   На   меня   нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается Карточка №6. Творческое задание.      Инсценирование отрывка ­ Время подготовки ­5  минут Ответы учащихся по заданиям карточек Физкультминутка: 1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам. 2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения  руками) 3. Землемер говорит о пистолетах ­ Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево. 5. Знакомство с литературоведческими терминами. Определите элементы композиции  рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия,  кульминацию, развитие действия, развязку. 1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.     (Завязка)                  2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие  действия) 3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)   Кульминация 4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)  5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка) Учитель:  Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая   его   описательную   характеристику   и   попутно   называя   термин)   и  кольцевая   композиция. Характерны  ли  такие  приёмы  для  рассказа  «Пересолил»?  Если  учащиеся   затрудняются  в  ответе, формулируем вопрос по­другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану,   выясняем:   можно   было   бы   ожидать,   что   рассказ   на   эпизоде   бегства   возницы   в   чащу   и закончится,   ведь   анекдотическая   ситуация   разрешилась.   Но   действие   рассказа   продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по­ другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”. Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят,  как каждый раз реагирует на это  действие   землемер,  в  процессе  беседы  выясним:   если  первый  раз  тряска  и   черепашья  езда 7 вызвали   у   героя   чувство   тревоги   и   недоверия,   то   теперь   “дорога   и   Клим   ему   уже   не   казались опасными”.                                   6. Этап закрепления изученного материала ­ Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему­то учит. Подумайте, чему учит  нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»? ­Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?  ­Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова? ­Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно? ­ Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?  ­ Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей? Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа. 7. Рефлексия  ­ Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование? 8. Домашнее задание:  (на выбор)  Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни  Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло  Нарисовать иллюстрацию к рассказу  8

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018