Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
18.10.2019
ТЕМА: «Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;
-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;
-поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,
-с литературоведческими терминами в словаре.
ЗАДАЧИ: -обучать комплексному анализу текста;
-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
барышня.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Урок внеклассного чтения по творчеству
А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
6 класс
Урок подготовила: учитель русского языка и литературы
Сайпуллаева З.И.
г. Махачкала
2018 г Урок внеклассного чтения по творчеству
А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
ТЕМА: «Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-
крестьянка»
ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича
Белкина»;
-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;
-поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,
-с литературоведческими терминами в словаре.
ЗАДАЧИ: -обучать комплексному анализу текста;
-развивать умение анализировать характер персонажа художественного
произведения;
-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в
частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С.
Пушкин «Повести Белкина», карточки с характеристикой героев, фильм
«Барышня-крестьянка», кроссворд, компьютерная презентация «Жизнь
поместного дворянства в 19 веке»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня вас успех,
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям,
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
- У нас на уроке сегодня присутствуют гости.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет
повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина» 3. Постановка целей урока.
-Какие цели поставим перед собой? (Развивать речь, вырабатывать
усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения,
обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян
19 века, контролировать свои действия.)
4. Вхождение в тему.
- Ребята, к нам в гости пришёл А.С. Пушкин. Вы должны внимательно слушать,
что он будет нам рассказывать.
Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за
вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как
осенью в деревне.
Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?
Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.
Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.
Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь».
Хорошо.
Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё
произведение в прозе.
- Когда были написаны «Повести Белкина»?
- Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?
- Какие произведения он написал здесь?
- Что беспокоило Пушкина?
5. Проверка д/з.
- А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это
было вашим д/з.
- Пушкина беспокоился, как воспримут повести. Что говорили о «Повестях
Белкина» после выхода их в свет?
- Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный
смотритель, Барышня-крестьянка).
- Почему цикл так назван? (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство
приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря
его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность.
Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных
лиц)
- Зачем это понадобилось автору ? (В повестях рассказывается о жизни
провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События
происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.) - Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской
жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не
рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ
писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего
знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а
писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно.
6. Анализ повести.
- Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать как жили помещики в
то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом
жизни поместного дворянства нам поможет Хадижат (ПРЕЗНТАЦИЯ)
- Назовите любимые занятия помещиков пушкинской эпохи.(Охота , балы,
приглашали в гости на обеды, содержание диких зверей, прогулки в саду).
1. Узнай героя повести «Барышня- крестьянка»
- А сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали повесть и запомнили
героев. Разгадаем кроссворд.
По вертикали.
1. Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)
По горизонтали:
1. Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
2. Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
3. Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
4. Какое отчество было у Елизоветы? (ГРИГОРЬЕВНА)
5. Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
6. Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
7. Продолжите «сороколетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
8. Как звали отца Алексея? (ИВАН)
- Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван
Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).
- Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику. На
карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться кто это и
повесить напротив портрета героя.
Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит
нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.
Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН
ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ
ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.
Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня –
НАСТЯ.
2. Работа с литературными терминами.
- Что такое сюжет в художественном произведении? (СЮЖЕТ – ряд событий,
описанных в художественном произведении, положенных в основу
произведения)
- Что такое завязка в художественном произведении? (ЗАВЯЗКА – это
событие, с которого начинается действие в художественном произведении,
влекущее за собой последующие события.)
- Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку. (стр. 88-89)
- Так что же является завязкой в повести? (Заинтересованная рассказами
Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно»
встретить Алексея в лесу)
- Почему она не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)
- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)
- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать
с.90)
-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям стр. 91)
- Что привлекает Алексея в Акулине? (Её непосредственность,
естественность, простота, Загадочность, чистота души).
- Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет
себя обнять. (Зачитать с.91)
- А каковы современные девушки? (Раскованы, решительны, могут сами
подойти к молодому человеку познакомиться)
- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали
встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза
испытывает те же чувства.)
- Так стали развиваться отношения у молодого поколения.
- Как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)
- Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому,
упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)
- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала
Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась билилами мадам Жаксон,
сделала локоны на тон светлее, перетянула талия как буква икс) - Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину.
Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).
- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)
- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается?
(Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.)
- Посмотрим как это происходит. ( Просмотр отрывка из фильма –
заключительная сцена)
7. Вывод.
-Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка.
Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: «
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»
- Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-
крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота –
это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.
- Дома вы нарисовали иллюстрации Лизы-Акулины. Что вы хотели
подчеркнуть в своих героинях.
- Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин
в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин
«награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее
поколение помирилось, их дети любят друг друга.
8. Рефлексия
- А сейчас оценим свою работу на уроке . Вы ставите метку в сектор
соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к
десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий
анализ
- Поему ты выбираешь этот сектор?
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! (Ученики желают друг другу
добра)
И нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.