Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
18.10.2019
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
ТЕМА: «Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; -показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»; -поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка», -с литературоведческими терминами в словаре. ЗАДАЧИ: -обучать комплексному анализу текста; -развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения; -воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
барышня.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» 6 класс Урок подготовила:  учитель русского языка и литературы  Сайпуллаева З.И.                                                             г. Махачкала 2018 г Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» ТЕМА: «Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка» ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; -показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»; -поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка», -с литературоведческими терминами в словаре. ЗАДАЧИ: -обучать комплексному анализу текста; -развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения; -воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», карточки с характеристикой героев, фильм «Барышня-крестьянка», кроссворд, компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке» ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Добрый день, мои друзья! Перед вами снова я. Очень рада видеть всех. Ждёт сегодня вас успех, А ещё скажу я вам: Улыбнитесь всем гостям, Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь. - У нас на уроке сегодня присутствуют гости. 2. Сообщение темы урока. - Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 3. Постановка целей урока. -Какие цели поставим перед собой? (Развивать речь, вырабатывать усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения, обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян 19 века, контролировать свои действия.) 4. Вхождение в тему. - Ребята, к нам в гости пришёл А.С. Пушкин. Вы должны внимательно слушать, что он будет нам рассказывать. Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне. Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время? Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо. Написал около 30 лирических произведений. Замечательно. Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь». Хорошо. Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе. - Когда были написаны «Повести Белкина»? - Почему Пушкин не мог выехать из Болдино? - Какие произведения он написал здесь? - Что беспокоило Пушкина? 5. Проверка д/з. - А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это было вашим д/з. - Пушкина беспокоился, как воспримут повести. Что говорили о «Повестях Белкина» после выхода их в свет? - Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка). - Почему цикл так назван? (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц) - Зачем это понадобилось автору ? (В повестях рассказывается о жизни провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.) - Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно. 6. Анализ повести. - Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет Хадижат (ПРЕЗНТАЦИЯ) - Назовите любимые занятия помещиков пушкинской эпохи.(Охота , балы, приглашали в гости на обеды, содержание диких зверей, прогулки в саду). 1. Узнай героя повести «Барышня- крестьянка» - А сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали повесть и запомнили героев. Разгадаем кроссворд. По вертикали. 1. Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ) По горизонтали: 1. Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ) 2. Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ) 3. Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ) 4. Какое отчество было у Елизоветы? (ГРИГОРЬЕВНА) 5. Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ) 6. Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ) 7. Продолжите «сороколетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН) 8. Как звали отца Алексея? (ИВАН) - Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя). - Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться кто это и повесить напротив портрета героя. Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ. Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ. Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ. Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ. 2. Работа с литературными терминами. - Что такое сюжет в художественном произведении? (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения) - Что такое завязка в художественном произведении? (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой последующие события.) - Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку. (стр. 88-89) - Так что же является завязкой в повести? (Заинтересованная рассказами Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу) - Почему она не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре) - Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.) - Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать с.90) -Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям стр. 91) - Что привлекает Алексея в Акулине? (Её непосредственность, естественность, простота, Загадочность, чистота души). - Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет себя обнять. (Зачитать с.91) - А каковы современные девушки? (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться) - Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.) - Так стали развиваться отношения у молодого поколения. - Как развиваются отношения между родителями? (Они помирились) - Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости) - Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талия как буква икс) - Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты). - Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их) - Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.) - Посмотрим как это происходит. ( Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена) 7. Вывод. -Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.» - Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня- крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе. - Дома вы нарисовали иллюстрации Лизы-Акулины. Что вы хотели подчеркнуть в своих героинях. - Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга. 8. Рефлексия - А сейчас оценим свою работу на уроке . Вы ставите метку в сектор соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ - Поему ты выбираешь этот сектор? В добрый час, ребята! Будем, ребята, беречь доброту, Будет, ребята, беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить! Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! (Ученики желают друг другу добра) И нашим гостям. Чтобы гости захотели К нам на урок прийти опять.

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2019