ТЕМА:  «Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;
-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;
 -поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,
-с литературоведческими терминами в словаре.
ЗАДАЧИ:  -обучать комплексному анализу текста;
-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №  41»
Урок внеклассного чтения по творчеству
А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
6 класс
Урок подготовила:  учитель русского языка и литературы
 Сайпуллаева З.И.
                                                            г. Махачкала
2018 гУрок внеклассного чтения по творчеству
А.С. ПУШКИНА   «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
ТЕМА:  «Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-
крестьянка»
ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича 
Белкина»;
-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;
 -поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,
-с литературоведческими терминами в словаре.
ЗАДАЧИ:  -обучать комплексному анализу текста;
-развивать умение анализировать характер персонажа художественного 
произведения;
-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в 
частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. 
Пушкин «Повести Белкина», карточки с характеристикой героев, фильм 
«Барышня-крестьянка», кроссворд, компьютерная презентация «Жизнь 
поместного дворянства в 19 веке»
                               
                                                     ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня вас успех,
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям,
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
- У нас на уроке  сегодня присутствуют гости.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора  будет 
повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного 
Ивана Петровича Белкина»3. Постановка целей урока.
-Какие цели поставим перед собой?  (Развивать речь, вырабатывать 
усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения, 
обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян 
19 века, контролировать свои действия.)
4. Вхождение в тему.
- Ребята, к нам в гости пришёл А.С. Пушкин. Вы должны внимательно слушать,
что он будет нам рассказывать.
Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за 
вспыхнувшей  эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как 
осенью в деревне.
Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?
Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.
Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.
Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь». 
Хорошо.
Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». 
Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё 
произведение в прозе.
- Когда были написаны «Повести Белкина»?
- Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?
- Какие произведения он написал здесь?
- Что беспокоило Пушкина?
5. Проверка д/з.
- А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это 
было вашим д/з.
- Пушкина беспокоился,  как воспримут повести. Что говорили о «Повестях 
Белкина» после выхода их в свет?
- Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный 
смотритель, Барышня-крестьянка).
- Почему цикл так назван?  (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство 
приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря 
его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. 
Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных 
лиц)
- Зачем это понадобилось автору ?  (В повестях рассказывается о жизни 
провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События 
происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.)- Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской 
жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не 
рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ 
писателя, которого  Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего 
знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а 
писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно.
6. Анализ повести.
- Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать как жили помещики в
то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом 
жизни поместного дворянства нам поможет  Хадижат (ПРЕЗНТАЦИЯ)
- Назовите любимые занятия помещиков пушкинской эпохи.(Охота , балы, 
приглашали в гости на обеды, содержание диких зверей, прогулки в саду).
1. Узнай героя повести «Барышня- крестьянка»
- А сейчас я проверю,  как внимательно вы прочитали повесть и запомнили 
героев. Разгадаем кроссворд.
По вертикали.  
1. Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)
По горизонтали:
1. Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
2. Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
3. Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
4. Какое отчество было у Елизоветы?  (ГРИГОРЬЕВНА)
5. Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
6. Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
7. Продолжите «сороколетняя  девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
8. Как звали отца Алексея?  (ИВАН)
- Кто главные герои повести?  (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван 
Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).
- Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику. На 
карточках написаны черты характера героя.  Вы должны догадаться кто это и 
повесить напротив портрета героя.
Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит 
нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
Стройный, весёлый, озорной,  весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ  БЕРЕСТОВ.
Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН 
ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВНастоящий русский барин, чудоковатый, любит всё     английское – ГРИГОРИЙ 
ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.    
Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – 
НАСТЯ.                      
2. Работа с литературными терминами.
- Что такое сюжет в художественном произведении?  (СЮЖЕТ – ряд событий, 
описанных в художественном произведении, положенных в основу 
произведения)
- Что такое завязка в  художественном произведении?  (ЗАВЯЗКА – это 
событие, с которого начинается действие в  художественном произведении, 
влекущее за собой последующие события.)
- Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку. (стр. 88-89)
- Так что же является завязкой в повести?  (Заинтересованная рассказами 
Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» 
встретить Алексея в лесу)
- Почему она не может иначе увидеть Алексея?  (Их  отцы находятся в ссоре)
- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)
- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание?        (Зачитать 
с.90)
-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея?  (Чтение по ролям стр. 91)
- Что привлекает Алексея   в Акулине?  (Её непосредственность, 
естественность, простота, Загадочность, чистота души).
- Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет 
себя обнять. (Зачитать с.91)
- А каковы современные девушки?  (Раскованы, решительны, могут сами 
подойти к молодому человеку познакомиться)      
- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем?  (Они стали 
встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза
испытывает те же чувства.)    
- Так стали развиваться отношения у молодого поколения.
- Как развиваются отношения между родителями?  (Они помирились)
- Как происходит примирение?  (Берестов старший помог Муромскому, 
упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)
- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что  придумала 
Лиза, чтобы её не узнал Алексей?  (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, 
сделала локоны на тон  светлее, перетянула талия как буква икс)- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. 
Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).
- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)
- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается?
 (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.)
- Посмотрим как это происходит. ( Просмотр отрывка из фильма – 
заключительная сцена)
7. Вывод.
-Итак, любимая Акулина и непривлекательная  Лиза – одна и та же девушка. 
Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « 
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»
- Как вы понимаете данные слова?  Смысл эпиграфа к повести «Барышня-
крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – 
это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.
- Дома вы нарисовали иллюстрации  Лизы-Акулины. Что вы хотели 
подчеркнуть в своих героинях.
- Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин
в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин 
«награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее 
поколение помирилось, их дети любят друг друга.
8. Рефлексия  
- А сейчас оценим свою работу на уроке . Вы ставите метку в сектор 
соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к 
десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий 
анализ
- Поему ты выбираешь этот  сектор?
 В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! (Ученики желают друг другу 
добра)
И нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.